В Северной Пальмире

Татьяна Шмидт
В восемь тридцать вечера я благополучно села в поезд и ранним утром  на рассвете была уже на Московском  вокзале Санкт- Петербурга. С трудом нашла окошечко, где бронируют гостиницы. Милая девушка  сразу позвонила куда-то и порекомендовала мне хостел « Астра», где за умеренную плату я могла прожить несколько дней и сразу вызвала такси. А   всего  через  несколько минут  я уже ехала в красном «шевроле»  по Петербургу – городу моей мечты.

Город поразил меня сразу и навсегда -  я попала как бы в другой мир, где еще не была.  Мы ехали мимо старинных  дворцов, подсвеченных в разные тона, мимо храмов и вдруг… О чудо – чудное, диво – дивное!   Передо мной возникло видение величественного  Казанского Собора с синеватой подсветкой, он весь светился в полутьме.  Это было  для меня  незабываемое зрелище. Потом проехали еще немного по Казанской улице,  возле дома восемь остановились, въехали  под арку  и оказались в сером  дворе – колодце, похожем на двор  времен Достоевского.  Поискали вывеску хостела,   нашли не сразу. Я расплатилась с таксистом и нажала кнопку  домофона. Мне открыли, и я вошла, в  хостел, который,  располагался на первом этаже и занимал четырех комнатную квартиру.

Я подала паспорт администратору, расплатилась за все время проживания, меня провели  в уютную комнату с тремя двухъярусными кроватями, две из которых были пустыми. Я заняла одну, поставила свои вещи, приняла  с дороги горячий душ и почувствовала сильный голод. И тут мне предложили бесплатно подкрепиться: выпить чаю или кофе, подали большой апельсин, сырок и йогурт. После завтрака я на пятнадцать минут прилегла на чистую постель с красивым бельем и была очень рада, что так хорошо устроилась  и всего за шестьсот рублей в сутки.

Но разве могла я лежать в гостинице, приехав сюда, в Северную столицу?!  Я быстро оделась и пошла к Казанскому Собору, построенному Андреем Никифоровичем  Воронихиным еще в 1801 – 1811годах. Будущий великий зодчий родился в семье крепостного, принадлежащего графу Строганову. Не получив полного архитектурного образования, благодаря своему исключительному таланту и трудолюбию добился он  невероятных успехов.   Много дворцов Воронихин построил для Строгановых, но создание Казанского собора было его лебединой песней. Поражают колоннады Собора, большая полукруглая площадь у западного  фасада,  большие статуи в портиках собора и у колоннад. А в 1837 году  перед собором   с разных сторон были поставлены памятники Барклаю де Толли и Михаилу Кутузову, причем Кутузову,  с такой  надписью:  «Фельдмаршалу князю  Кутузову  Смоленскому 1812.» 

А  возле Казанского Собора  на площади много туристов. То и дело подъезжают целые автобусы. Люди  входят в Храм помолиться. Тут же безногий  калека  в тельняшке  и девушка, молодая,  красивая, с иконописным, бледным лицом и синевой под глазами.    И  стоит  она  с  протянутой  рукой  возле  великолепной чугунной решетки … Я   подала ей десять рублей – больше не могла,  а сердце дрогнуло от жалости. Как оказалась она  в таком бедственном положении?

А я продолжила свое знакомство с  великим   городом – героем.
На Исаакиевской площади  с волнением вижу огромный золоченый купол Исаакиевского Собора – высота его сто один с половиной метра! Его возводили, оказывается, сорок лет! Начиная с  1819 года по проекту французского архитектора Монферрана.  Еще  на Исаакиевской площади  впечатляет  позеленевший от времени памятник Николаю 1-му на вздыбленном коне. Памятник построен в 1859 году, а напротив здание  законодательного собрания   Санкт- Петербурга,   где   когда-то заседало Временное правительство, а еще раньше Государственный совет до февраля 17 –го года. На Исаакиевской  площади находится Российский институт искусств, основанный графом Зубовым в  собственном особняке.

Я иду на Почтамтскую улицу,  где на Главпочтамте мне нужно получить денежный перевод  - это от Исаакиевского Собора недалеко.  Прохожу мимо редакции газеты «Невское время», вот и замечательное здание,  главпочтамта, огромное, светлое, просторное, со стеклянной крышей. Работают здесь быстро и оперативно.  И тут врывается история  - я  вижу  мемориальную доску, на которой написано следующее: «Рядовой Белавин Александр Федорович в ночь на 7 ноября 41 года, обезвреживая бомбу, ценой своей собственной жизни,   спас  здание почтамта от разрушения, за что  награжден орденом Ленина».
 
 А  рядом  здание центрального  Музея связи, построенного по проекту архитектора   Кваренги.   Я  иду уже по Сенатской площади,  которая в  советские годы называлась площадью Декабристов. На этой площади в 1825 году состоялось первое в России вооруженное выступление против самодержавия.  Рядом Конституционный Суд Р. Ф. в красивейшем особняке  архитектора Росси.  На этом здании скульптуры богинь правосудия, одна с весами, другая с зеркалом.  Вообще,  здесь что ни дом, то музей под открытым небом.  Например, Манеж – центральный выставочный зал, сейчас там проходит выставка Моды.

Дальше здание бывшего Синода, построенного в 1829-1834 годах архитектором Росси, в нем теперь Президентская библиотека имени Ельцина, куда пускают не всех – меня не пустили крутые молодые люди, объяснив,  что нельзя. А мне так хотелось   ее посмотреть!  Но я  пошла дальше,   и,  наконец,   дошла до Медного всадника, как называют питерцы,  памятник основателю  города Петру  Первому.

Для создания  памятника   императрица  пригласила из Франции известного скульптора Фальконе. Памятник был торжественно открыт  7 августа 1782 года, в год столетия восшествия Петра Великого  на престол.

 Гранитную глыбу весом 1600 тонн, нашли в 12-ти километрах от города у деревни Лахта. В народе ее звали Гром-камень. Предание гласит,  что на эту глыбу восходил сам Петр, чтобы следить за ходом сражения со шведами. А еще есть такая легенда:  многие питерцы  всерьез   считают, что Медный всадник оберегает город. На гранитной глыбе надписи на латыни и русском языке:
                Петру первому
                Екатерина вторая
Лето 1833 года



 Я  смотрю на  вдохновенный взор Петра,  а  он глядит  на созданный им прекрасный  и величественный  город.  И, кажется, горячий конь сейчас  перегрызет удила, сорвется с пьедестала и помчится по улицам города,  гулко стуча копытами, неся своего Великого всадника…
 
А рядом  полноводная Нева,  воспетая поэтами и художниками. У берега небольшие  прогулочные катера. Миловидная,  молодая женщина приглашает меня на прогулку по Неве и каналам. Я с радостью соглашаюсь. Прогулка стоит триста рублей. Я отдаю деньги,  и мы ждем,  когда наберется  достаточно  пассажиров. Ждем минут двадцать, а потом плывем по Неве, откуда открывается великолепный вид.

 Видно здание Академии Художеств, построенное архитекторами Кокориновым и Вален -Деламотом, напротив неё  набережную украшают фигуры древнеегипетских сфинксов, созданных около 1400года до н. э.  Эти 23 - тонные каменные стражи охраняли храм фараона Аменхотепа в древних Фивах. Здесь они охраняют храм искусства.   Наверху здания Академии Художеств богиня Минерва.

 Проплываем  мимо Петропавловской крепости,  расположенной   на Заячьем острове в дельте реки Невы Петром первым еще в 1703 году, рядом Собор Петра и Павла – самое высокое историческое здание города: высота его колокольни   122метра! Этот собор стал усыпальницей царей. Там погребен и  Петр  Первый.   Сама же Петропавловская  крепость долгие годы была политической тюрьмой, а с 1924 года является музеем. На Заячьем острове когда-то было, судя по названию,  очень много зайцев, теперь их здесь нет, кроме одного – скульптурного зайчика  на зеленой травке острова.

 А  чайки летают над водой, прохладный, свежий ветер с Невы продувает мой легкий плащ. Мы проплываем мимо  Стрелки Васильевского острова, Биржи и Ростральных колонн – это два монументальных маяка,  с огромными женскими фигурами у подножий колонн.

На Университетской набережной видим здание Кунсткамеры – первого музея России, куда сам Петр великий привозил раритеты,  а  напротив  один из самых крупнейших  музеев мира -  Эрмитаж ( по – французски – «хижина отшельника») -  Екатерина Великая любила созерцать свои сокровища одна или в узком кругу самых близких друзей. Датой  рождения  Эрмитажа  принято считать 1764 год, когда Екатерина   приобрела через своего посла  225 картин западноевропейских художников. Через 20 лет в её коллекции насчитывалось уже более2000 произведений искусства.

Эрмитаж занимает пять связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной, а также дворец  Меншикова  и часть здания  Главного штаба.  О своем посещении Эрмитажа я расскажу особо.

А пока мы плывем по Неве. Протяженность ее в черте города более 30-ти километров. И не раз она выходила из берегов. Последнее большое наводнение было в 1924 году, когда рекой были затоплены первые этажи домов. Об этом событии  я  увидела отметку  уровня Невы на  одном их домов  на Университетской набережной.

 Нева - большая река, хотя длина ее  всего 74 километра,  но она одна из  самых полноводных рек Европы ,  600-800 метров шириной  и 10-15 метров глубиной, вода в ней серая,  свинцовая,   говорят,  в ней водятся  крупные  лещи. А мы плывем на катере мимо крепости Кронверк,  Мраморного дворца, подаренного Екатериной своему фавориту Григорию Орлову, когда  она уже с ним рассталась – в знак благодарности за любовь и другие  заслуги.
 А мы плывем по Крюкову каналу  и   входим в  реку Мойку.

 Под нами  Поцелуев мост   через Мойку, где по преданию надо обязательно надо поцеловаться влюбленным… А вот дворец самых богатых князей  в Санкт- Петербурге  Юсуповых,  род которых постепенно вырождался,  а богатство приумножалось. Здесь был убит Григорий  Распутин в 1916 году,    а не по официальной версии он утонул в проруби.

Проплываем  Почтамтский мост, потом Фонарный на реке Фонтанке, Прачечный мост, построенный  в 1766 – 1769 годах,  красивейший Аничков мост  через Фонтанку, которая вытекает из Невы у Летнего Сада  и впадает в неё почти у Финского залива. Египетский мост через Фонтанку  с  четырьмя львами – сфинксами,  которые словно охраняют его с давних пор -  этот мост был построен еще в 1826 году.
 
А вот знаменитый Воспитательный дом, построенный  архитектором  Росси  в стиле барокко с фигурой пеликана, как символа этого дома. Певческий мост через Мойку, а напротив Пушкинский дом – квартира Пушкина  на улице Мойке 12, на третьем этаже.  Рядом  Зимняя канавка, напротив  Стрелка Васильевского острова, Петропавловская крепость, Адмиралтейство.

    Вот остров Новая Голландия, где когда-то  сушили лес, дальше старые  тюрьмы, которые построили после восстания  декабристов. Проезжаем  мост Лейтенанта Шмидта, которому теперь вернули его историческое название  на Благовещенский – это был первый постоянный мост через Неву. Он был возведен в 1850 году.  Оказывается,   в Петербурге 363 моста!  Самый широкий мост Петербурга: Синий  через Мойку – его ширина   - 99 с половиной метра, а самый длинный – Большой Обуховский на Неве, его длина 2824 метра!

 А  мы едем на Васильевский остров, где у причала стоит исторический ледокол «Красин». Рядом Верфи Балтийского завода, которые по слухам  хотят закрыть, продать эту землю мультимиллионерам, которые  не прочь  построить  здесь себе дворцы…

Недалеко  прославленный  Мариинский театр, названный так в честь жены императора Александра  Второго, театр этот открыли 2 октября 1860 года оперой  « Жизнь за царя» Михаила Глинки.
 Какие здесь работали и творили великие люди!  Глинка,  Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Матильда Кшесинская,  Мариус Петипа, Тамара Красавина и другие. И сейчас  этот театр остается одним из самых лучших театров России.



Наша прогулка по Неве, Мойке,  Фонтанке и каналам заканчивается  недалеко от Казанского собора,  у канала  Грибоедова,  длина  которого пять километров, а ширина 32  метра.    Нечего сказать –  часовая   морская  прогулка  получилась чудесной!  И не беда, что меня всю продуло насквозь всеми питерскими ветрами.  А  мое знакомство с Петербургом продолжается.