Записки сумасшедшей. Эссе

Галина Завадовская
                …Собрать все книги бы да сжечь!
                Грибоедов,
                лучший скалозуб
                и ас родной литературы


Русских очень тревожит собственная «инакость» в виде собственной бестолковости на фоне успешности других народов.
Но таинственная «русская душа» в качестве объяснения этой «инакости» уже насточертела.

 Более современно звучит фраза: «Если мы такие умные – отчего же мы такие бедные…» Она ёмка и лукава. Критикует и одновременно  льстит. И российская бестолковость от этого ещё больше жеманится…

А в то время, когда взрослые морщат лбы над проблемой «национальной идеи», их детей продолжают уродовать в школах. Все знают об этом, но все молчат.
 О том, что король-то  –  гол!

О том, что вся русская классика – это литература неудачников!
А кого могут воспитать неудачники? Правильно. Только себе подобных неудачников. Вот мы и имеем целую страну целенаправленно выученных неудачников.
Интересно, какая сволочь задумала эту подлость?

Удаётся вырваться из этого заговора только тем, кто не любит читать. Например, Роман Абрамович всеми своими тройками прекрасно вцепился в жизнь!

Занимается любимым делом, его ценят власти многих стран (господи, тут от своей не дождаться, чтоб хоть обратили внимание!). А он пользуется всем самым лучшим и самым дорогим - от еды до хобби – и живёт себе поживает!.

Он спасся!
От двух придурков Александров Сергеичей – Пушкина и Грибоедова. От больных Гоголя и Лермонтова. От блаженных Толстого и Достоевского. От чокнутого певца никчёмной степи Чехова.
И так до упора.
Вы всё ещё со мной не согласны? Опрокинуть вас – раз плюнуть!

Для начала согласитесь со мной в том, что жить хочется «хорошо». Согласны?

Что подразумевается?
Пусть денег будет не много, а достаточно. Для достойной жизни, имея в виду достойный быт и отдых. Пусть карьера будет не «звёздной», но хотя бы не унизительной, хоть в какой-то мере адекватной способностям и потенциалу.

А чему нас учат  «наши великие Учителя»?
Давайте начнём с теста. Как вы думаете, какое качество из трёх больше ценит в работнике современный работодатель: преданность себе, профессионализм или  коммуникабельность…
Если выбрали профессионализм – вы неудачник!

Современный руководитель, прежде всего, формирует «команду» единомышленников  и ценит, конечно, как главнейшее качество - преданность себе, любимому! Если всё ещё сомневаетесь в верности моих утверждений, вспомните, как формируются все властные структуры и избирательные комиссии. Только так!
А рыба ведь начинается с головы…

А всех  нас в детстве заставляли «с выражением» (чтоб изувечить - так накрепко!) декламировать саркастический монолог неудачника Чацкого, призывавшего «служить делу, а не лицам».
О какой карьере можно мечтать с такой установкой?

От этого идиотизма спасся только тот, кто учил монолог Молчалина: «Мне с детства завещал отец, во-первых, угождать всем людям без изъятья…»
Я думаю, потомки Грибоедова могли бы подать в суд на Дейла Карнеги за  эту украденную генеральную и очень плодотворную идею.

Если патологического бабника и претенциозного болтуна-арапа, маниакально мечтавшего о том, что с ним будут советоваться русские цари (с какой стати? чем он это заслужил?), мы назвали «наше всё», то мы, русские, заслужили свою бестолковую судьбу!
А кто его герои?  Неудачники: Онегин, Гринёв, Дубровский, Татьяна…

И это наши образцы? Наши идеалы?
Далеко же мы уйдём с такими идеалами… Много настроим…

Герой времени Лермонтова, кажется, не лучше разбирался в своём времени, чем мы в нашем…  Та же патология от сознания собственной никому ненужности, что и у автора, которого сознательно травмировали упёртые родственники.
Как, впрочем, упёрто травмируют современные родители своих чад русской классической литературой.
Уже хочется подвывать под вой ветра…

Подвывая, идём дальше.
Возьмём нашего олигарха с его фамилией на Х, прогоревшего на поисках щелей в российском  законодательстве.
Правильно его обобрали и посадили. А не бери пример с неудачника Чичикова, прогоревшего на том же! Не учись на русской классике!

Но, может быть, не всё так мрачно, не всё так однозначно? Есть же какие-то альтернативы? Есть-есть, как не быть!

Меня вообще развлекают альтернативы, предоставляемые русской классикой: «А кто вам, дети, больше нравится: Базаров или Кирсанов?» Совершенно иезуитская по своей тупиковости формулировка!

Спасительным был бы ответ: «А никто, Мариванна!  Потому что оба – неудачники, как и их автор, всю жизнь страдавший от злобных баб: от властной матери, от крепостных  любовниц, от чужой жены». А наше бедное молодое поколение (дайте прерваться, смахнуть слезу) надрывается в выборе.

Ну, кем вас ещё развлечь?
Красавчиком Болконским, умершим от раны в живот, или Безуховым  –  неудачником-декабристом? 
А могу Анной Карениной с её поездом или онкологическим больным Иваном Ильичом…   
Ну не буду, не буду… Тихо, тихо, не плачьте.  Это ведь было давно…

Достоевского тревожить не будем.
Этот точно не научит нас, маленьких, жить хорошо. Если жить по-его, то будем только самоедством заниматься, да рыдать, да каяться, безумно выпучив глазоньки.
 А жить-то хочется не безумно, а с умом!    Научите, дяденьки!

А колыхнём-ка мы XX век! Кто тут у нас наследил?
Уважаемые Нобелевские лауреаты: Бунин, Шолохов, Набоков,  Бродский, Солженицын.
Достойные, достойные люди.

Запахом антоновских яблок точно сыт не будешь. А кроме запахов и настроений – у Бунина ничего конкретного!

Колхозы, за которые отдали жизнь Давыдов и Нагульнов, приказали долго жить. А все метания Григория Мелехова логично приведут его к расстрелу.
Что-то мне  не нравится учиться у этого автора.

И у следующего, у Бродского, тоже.
Кого-то выгоняют с работы, кого-то из дома. А его – аж из страны! Глобальненько. Но повторить не хотелось бы.

У Набокова, всю жизнь шизоидно мающегося на два языка, выбирайте любой «учебник жизни»: хоть «Лолиту», хоть «Приглашение на казнь» (коварно дую в ухо: «Бери «Лолиту»! Не прогадаешь! Патология, но такая живенькая! Про это самое! Хоть развлечёшься!»)

А Солженицына рекомендую почитать на ночь. Чтоб вовсе не встать от отяжелевшей совести.
А если хочется встать, лучше не читать.

В утешение коммунистам могу добавить о замечательной силе советской литературы.

Её гениальный проект  «готовься к великой цели, и слава тебя найдёт» «приготовил и пережевал» миллионы «приготовленных».
Только слава не торопится их искать! Разве что поковыряться там, куда попадает всё, когда-то приготовленное…

Бедные-бедные  дети! Все боятся рассказать им о том, что…
Писателями в России всегда становились те, кого никто не хотел слушать.  А их распирало от злобы на это. Вот они и ваяли. А что жизнеутверждающее можно наваять в таком настроении?

Коротенько подведём итог: русская литература – литература неудачников и гнусных мизантропов. 

А заставляя наших сегодняшних детей читать плоды их вывихнутых умов, мы воспитываем ещё одно «ушибленное» поколение.
И после этого мы ждём каких-то улучшений своей жизни?  Откуда?  Кто бы нас этому научил?

Может быть, поэтому мы, русские, все до одного пропущенные через русскую классику,  так и не научились созидать? строить? устраивать?

Как хочется кинуться на грудь хорошему писателю и просить-просить его о спасении: «О, дай нам в качестве идеала, на котором можно учить молодых, - сильного и удачливого русского героя! Который умеет своё дело делать, и у него всё получается, и он, несмотря на это, даже выживет!»

А в ответ автоматные очереди из русских «бандитских» романов.
Боже, кого же мы вырастим на этот раз!

Единственное спасение – запретить детям читать!