Ц. fuimus! мы были!

Владимир Руссь
                VLADIMIR RUSS


                FUIMUS!
                (МЫ БЫЛИ!)




                ПЕРВЫЙ
                ОПЫТ МЕМОРИАЛЬНОГО СПРАВОЧНИКА
                (Фрагмент)

                БОЛЕЕ
                30 000
                СЛОВЕСНЫХ МИНИАТЮР,
                ПОРТРЕТОВ И АВТОПОРТРЕТОВ

                6 000
                ВЕЛИКИХ И НЕ ОЧЕНЬ ВЕЛИКИХ,
                ГЕНИАЛЬНЫХ И НЕ ОЧЕНЬ ГЕНИАЛЬНЫХ,
                ИЗВЕСТНЫХ И НЕ ОЧЕНЬ ИЗВЕСТНЫХ,
                ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ И НЕ ОЧЕНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ
                ЛЮДЕЙ
                С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ,
                ПОТОМКОВ
                И САМИХ СЕБЯ



А кто говорит, что умерли эти люди?
Далекая быль, но путь их ясней с годам!

                (Тао Юань мин, «Бедные учёные»)

Молчат живые, а не мы!

                (Д. Байрон, «Донжуан»)

Не говори с тоской: их нет!
А с благодарностию: были.

                (В.А. Жуковский, «Воспоминание»)

Друзья мне – мертвецы…

                (А.С. Пушкин, «Городок»)

И надобно еще спросить себя, точно ли мертвецы лежат в этих гробах? Не живые ли люди похоронены в них? По крайней мере, не гораздо ли более жизни в этих покойниках, нежели во многих людях, называющихся живыми?

                (Н.Г. Чернышевский, «Очерки
                гоголевского периода русской литературы»


Общество мертвых может оказаться настолько притягательным, что человек станет слишком редко думать о живых.
                (А. Конан Дойл, «За волшебной дверью»)
               

Есть люди, про которых можно сказать, что они были, не нужно говорить что они сделали.

                (Князь С.М. Волконский, «Театральные мемуары»)
               
Мертвые почасту могущественнее живых.

                (В.Н. Муравьев, «Рев пламени»)




                КРАТКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаю вниманию читателей первый опыт справочника, который (в первом варианте) содержит  более 30 000 словесных портретов, автопортретов и миниатюр более 6 000  персоналий. Пока существует на земле человек и созданная  им цивилизация, последняя страница этого энциклопедического издания никогда не будет написана, а это гарантирует ему долгую жизнь.
Структура и построение справочника  позволяет легко запомнить сразу и на всю жизнь множество персоналий, большая часть которых не только мало известна, но и найти которые порой невозможно даже в самых подробных биографических энциклопедиях. И все же эти люди были, а значит, и действовали (как? – это уже другой вопрос). Легкость запоминания обеспечивается не только тем, что выходные данные о человеке,  интересующем читателя, предельно сокращены (дается только год рождения и смерти, национальность и кратко – часто одним словом – сфера  его деятельности). Но и это не главное. Дается характеристика человека, данная ему как его современниками, так и потомками, как друзьями, так и врагами, а часто и всеми ими вместе взятыми. Почти всегда подобные характеристики отражают все разнообразие мнений о данной личности – от крайне отрицательных и недоброжелательных до чересчур лестных и восторженных. Диаметрально противоположные характеристики (а все люди, как известно, состоят из противоречий) всегда легко запоминаются, окончательные же выводы предоставляется сделать самому читателю.
 Ни об одной личности не дается окончательная оценка. Главное – знать человека. А какова его роль в истории человечества  – это уже вопрос не к данному справочнику, который не ставит своей задачей давать аттестации и клеить ярлыки.
Цитаты не всегда являются дословным высказыванием автора словесного портрета или миниатюры, но в любом случае передают его точный смысл,  применительно к нормам современного русского языка, что также облегчает их запоминание.
Предполагаемый литературно-исторический справочник удовлетворит вкусам самого взыскательного читателя и подвигнет его к раскрытию тех белых пятен, которыми, к счастью, еще так богата история человечества. Каждый найдет в нем именно то, что ему больше всего по душе и, ознакомившись с полным спектром субъективных оценок и мнений об интересующих его лицах, сам придет к пониманию той самой неуловимой  объективной истины, в существование которой так хочется верить.

                В.Р.

ЦАНДЕР ФРИДРИХ АРТУРОВИЧ
(1887-1933)
Конструктор ракетной техники, ученый, изобретатель

000
Цандер внешне не производил впечатления могучей натуры, но это была личность, сильная своими убеждениями, и столкнуть его с пути, который он считал единственно верным, было невозможно.
(М.Ф. Ребров)

ЦАРЕВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
(1903-1987)
Актер

000
Один из создателей общественного маразма.
(М.З. Левитин)

ЦВЕЙГ СТЕФАН
(1881-1942)
Австрийский писатель

000
Он верно прислушивался к своему призыву – лучше на год раньше, чем на день позже, ибо своевременность – это добродетель, к которой Стефан Цвейг прислушивался не только при выборе материала произведений, но и в формировании своей жизни.
(Ф. Верфель)
000
Своевременность – это добродетель, которая сохранилась у Стефана Цвейга не только при выборе материалов для своих произведений, но и при формировании собственной жизни.
(Ф. Верфель)
000
Мастер дружбы.
(Г. Гессе)
000
Его главной радостью был интеллектуальный труд. А высшим благом он считал личную свободу.
(Г. Кестен)
000
Он был любимцем судьбы. А умер как философ.
(Г. Кестен)
000
Он был оригинальным, сложным человеком, интересным, любопытным и хитрым. Задумчивым и сентиментальным. Всегда готовым помочь и – холодным, насмешливым и полным противоречий. Комедиант и трудяга, всегда возбужден и полон психологических тонкостей. По-женски сентиментален и по-мальчишески легок на удовольствия. Он был словоохотливым и верным другом. Успех его был неизбежен. Он сам был настоящей сокровищницей литературных историй. По сути, очень скромный человек, воспринимавший себя и весь мир слишком трагично.
(Г. Кестен)
000
Он обладал необыкновенным чутьем на вещи и людей.
(Один из критиков)
000
Пессимист.
(Прозвище)
000
Последний европеец.
(Прозвище)
000
Психолог страстей.
(Прозвище)
000
Я не знаю среди своих друзей никого, кто бы так глубоко и благочестиво делал из дружбы культ, как Стефан Цвейг; дружба – его религия.
(Р. Роллан)
000
Только теплое дуновение, которым обдает нашу чувственность присутствие женщины, любил я ощущать, а не пламенный жар; мне нужен был не пламень, а созерцание его.
000
Я не боюсь ничего – провала, забвения, утраты денег, даже смерти. Но я боюсь болезней, старости и зависимости.
000
Я устал от людей, и радует меня только работа.

ЦВЕТАЕВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ
(1847-1913)
Историк античности, отец М.И. Цветаевой

000
Семейная жизнь мне не удалась, но зато удалось служение Родине.

ЦВЕТАЕВА МАРИНА ИВАНОВНА
(1892-1941)
Поэтесса

000
Как у Цветаевой все сбивчиво, какой декадентски-женский «эгоцентризм», и как он исказил ее живую, отзывчивую, трепетно-поэтическую натуру.
(Г.В. Адамович)
000
Редкостная притворщица (в творческом смысле, конечно).
(Г.В. Адамович)
000
Проза для нее есть заведомое расширение сферы изоляции, т.е. – возможностей языка.
(И.А. Бродский)
000
Вечная подражательница.
(В.Я. Брюсов)
000
До чего отвратительна всячески Цветаева!
 (И.А. Бунин)
000
По непосредственности, по бьющей ключом щедрости дарования мало кто мог, в литературе нашего века, сравниться с Мариной Цветаевой. У нее была врожденная искрометность слова, эта естественная взаимопроникнутость мысли и воображения, по которым только и узнаешь настоящий «от Господа Бога» дар.
(В.В. Вейдле)
000
Проза Цветаевой еще ярче, может быть, чем ее стихи…  свидетельствует о необычайной цельности и чистоте всего ее поэтического творчества.
(В.В. Вейдле)
000
В Вас больше реки, чем берегов, в нем (М.А. Волошине. – В.Р.) – берегов, чем реки.
(А.К. Герцык)
000
Была она очень изящная. Волосы с сильной проседью, коротко стрижены, лицо молодое, чуть холодноватое и строгое. Взгляд внимательный, пытливый.
(Н.П. Гордон)
000
Это волшебная девушка из XVIII столетия.
(М.И. Кузнецова-Гринева)
000
Какой маленькой и бледной кажется женственность Ахматовой в сравнении с любовным порывом Цветаевой.
(В.И. Лурье)
000
Цветаева знала лишь себя и свое слово.
(В.Ф. Марков)
000
Себя ты до последней строчки
Успела родине вернуть.
(С.Я. Маршак)
000
Лучший стилист нашего времени.
(И.В. Одоевцева)
000
Марина Цветаева – наш общий грех, наша общая вина. Мы все перед ней в неоплатном долгу.
(И.В. Одоевцева)
000
Ты строишь мир, венчающийся загадкой гениальности.
(Б.Л. Пастернак)
000
Внутрь зрящая.
(Самооценка)
000
Камчатский медведь без льдины.
(Самооценка)
000
Полное равнодушие к общественности, театру, пластическим искусствам, зрительности. Чувство собственности ограничивается детьми и тетрадями.
(Самооценка)
000
Она всегда оригинальна, и голос ее нельзя спутать ни с чьим. По ритмическому размаху у нее мало равных.
(Д.П. Святополк-Мирский)
000
Она одна из самых пленительных и прекрасных личностей в современной нашей поэзии. Москвичка с головы до ног. Московская непосредственность, московская сердечность, московская (сказать ли) распущенность в каждом движении ее стиха.
(Д.П. Святополк-Мирский)
000
Наступит день, когда ее творчество будет заново открыто и оценено и займет заслуженное место, как один из самых интересных поэтических документов дореволюционной эпохи.
(М.Л. Слоним)
000
Литератором Цветаева никогда не была.  Ее проза, в сущности, то же художественное и даже поэтическое словотворчество, те же стихи.
(Ф.А. Степун)
000
Среди русских поэтесс Марина Цветаева, бесспорно, занимает одно из первых мест. Отличительной чертой ее поэзии является сочетание вихревой вдохновенности с сознательной, почти расчетливой ремесленностью.
(Ф.А. Степун)
000
Цветаева войдет в историю русской поэзии, как большой и подлинный поэт.
(Г.П. Струве)
000
В облике Цветаевой поражала удивительная четкость, у нее было тонко нарисованное лицо. Стройность, но не гибкая, колеблющаяся, – а стройность прямоты и силы. Что-то чеканное, сильное, ясное. Той же ясностью отмечена была и ее поразительная русская речь. Зернистость, отчетливость, ясность. Во внутреннем облике проступала и даже преобладала ясность мысли, стремительная сила, логическая убежденность.  На первых порах сложность ее стиха кажется противоречащей логической ясности ее мышления.  Но читая свои стихи вслух, она вносила в них разъясняющую интонацию, – это напоминало Пастернака.
(Е.Б. Тагер)
000
Марина Цветаева поглощена всецело тем, чтобы изумлять читателя своей талантливостью и брать с него дань удивления, ничего взамен не давая. Сказать Цветаевой нечего.
(И.И. Тхоржевский)
000
Марину Цветаеву, не греша пристрастием, можно назвать первым русским поэтом нашей эпохи.
(Г.П. Федотов)
000
Она гораздо одареннее Пастернака, непринужденней его – вдохновенней.
(В.Ф. Ходасевич)
000
Созерцатель жадный, часто зоркий и всегда страстный.
(В.Ф. Ходасевич)
000
Ей был абсолютно чужд уют.
(И.Г. Эренбург)
000
Она умела придавать любому жилью характер разоренный и необычный.
(И.Г. Эренбург)
000
Цветаева была несчастна не только по обстоятельствам, а и потому, что ей было присуще внутреннее несчастье.
(И.Г. Эренбург)
000
Цветаеву любят все, кто любит поэзию.
(И.Г. Эренбург)
000
Беспомощна не была никогда, но всегда – беззащитна.
(А.С. Эфрон)
000
Была действительно добра и щедра: спешила помочь, выручить, спасти – хотя бы подставить плечо; делилась последним, наинасущнейшим, ибо лишним не обладала.
(А.С. Эфрон)
000
Мама была среднего, скорее невысокого, роста, с правильными, четко вырезанными, но не резкими чертами лица. Нос у нее был прямой, с небольшой горбинкой и красивыми, выразительными ноздрями, именно выразительными, особенно хорошо выражавшими и гнев, и презрение. Впрочем, все в ее лице было выразительным и все – лукавым, и губы, и их улыбка, и разлет бровей, и даже ушки, маленькие, почти без мочек, чуткие и настороженные, как у фавна. Глаза ее были того редчайшего, светло-ярко-зеленого, цвета, который называется русалочьим и который не изменился, не потускнел и не выцвел у нее до самой смерти. В овале лица долго сохранялось что-то детское, какая-то очень юная округлость. Светло-русые волосы вились мягко и небрежно – все в ней было без прикрас и в прикрасах не нуждалось. Мама была широка в плечах, узка в бедрах и талии, подтянута и на всю жизнь сохранила и фигуру, и гибкость подростка. Руки ее были не женственные, а мальчишечьи, небольшие, но отнюдь не миниатюрные, крепкие, твердые в рукопожатье, с хорошо развитыми пальцами, чуть квадратными к концам, с широковатыми, но красивой формы ногтями. Кольца и браслеты составляли неотъемлемую часть этих рук, срослись с ними – так раньше крестьянки сережки носили, вдев их в уши раз и навсегда. Такими – раз и навсегда – были два старинных серебряных браслета, оба литые, выпуклые, один с вкрапленной в него бирюзой, другой гладкий, с вырезанной на нем изумительной летящей птицей, крылья ее простирались от края до края браслета и обнимали собой все запястье. Три кольца – обручальное, «уцелевшее на скрижалях», гемма в серебряной оправе – вырезанная на агате голова Гермеса в крылатом шлеме, и тяжелый, серебряный же, перстень-печатка, с выгравированным на нем трехмачтовым корабликом и, вокруг кораблика, надписью – «тебе моя симпатiя» –  очевидно, подарок давно исчезнувшего моряка давно исчезнувшей невесте. На моей памяти надпись почти совсем стерлась, да и кораблик стал еле различим. Были еще кольца, много, они приходили и уходили, но эти три никогда не покидали ее пальцев и ушли только вместе с ней.
(А.С. Эфрон)
000
Такую не выдумаешь.
(А.С. Эфрон)
000
Талант трудоспособности и внутренней организованности был у нее равен поэтическому дару.
(А.С. Эфрон)
000
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст.
000
Вся моя зрячесть обратной стороной имеет ослепление.
000
Меня хватит на 150 миллионов жизней.
000
Мне совершенно все равно –
Где совершенно одинокой
Быть...
000
Ничего не ценю и ничего не храню, а Ваши (А.А. Ахматовой. – В.Р.) книжечки в гроб возьму под подушку.
000
Передо мной вскрыты все черепные крышки и грудные клетки, обнажая мозги и сердца.
000
У меня дом – мир.
000
Чисто внешнее событие - мое отсутствие. Все, что мое присутствие - событие внутреннее. Событие, которое меня касается, просто не успевает быть внешним, уже становится внутренним, мною.
000
Я жажду сразу – всех дорог!
000
Я не подслушиваю, я выслушиваю.
000
Я не чувствую себя одинокой только в бомбоубежище.
000
Я слишком… любила
Смеяться, когда нельзя!
000
Я только чарам верю, на остальное у меня ланцет: мысль

ЦВЕТКОВ ИВАН ЕВМЕНЬЕВИЧ
(1845-1917)
Создатель Цветковской галереи, коллекционер

000
Он не профессор, а, «изволите ли видеть».
(М.В. Нестеров)
000
Тень Третьякова, его почитатель и подражатель, без третьяковского ума и инициативы.
(М.В. Нестеров)

ЦЕБРИКОВ НИКОЛАЙ РОМАНОВИЧ
(1800-1862)
Декабрист

000
Он сохранил – и это черта, общая декабристам – необыкновенную молодость и свежесть убеждений. Несмотря на свои седые волосы, он остался юношей между благоразумной молодежью, которая не хочет гибнуть даром.
(А.И. Герцен)
000
Рядовой декабристского корпуса.
(А.И. Герцен)
000
Пылкий до сумасбродства и либерал в душе.
(Один из современников)
000
Смешно в шестьдесят лет щадить остаток жизни, когда я не щадил ее в двадцать пять.

ЦЕЗАРЬ ГАЙ ЮЛИЙ
(102/100-44 до н.э.)
Римский диктатор, полководец, дипломат

000
Расхититель общественных богатств, купивший римлян на деньги самих же римлян.
(Вольтер)
000
Тиран и отец своей родины.
(Вольтер)
000
...этот великий человек,
Чудесный поэт, чудесный оратор,
Все подчинив Риму,
Подчиняет себе и сам Рим.
(Вольтер)
000
Цезарь один из всех берется за государственный переворот трезвым.
(М.П. Катон)
000
Муж всех жен и жена всех мужей.
(Г.С. Курион)
000
Как человек умный и хорошо владеющий собой, Цезарь не был бессмысленно жестоким. Своих врагов он охотнее прощал, чем убивал.
(И.А. Мусский)
000
Непомерное властолюбие было главной движущей силой всей его жизни.
(И.А. Мусский)
000
Он всегда умел держать себя достойно и не давал злым чувствам овладеть собой: он никогда не был рабом своих страстей, а был господином своей души и своего тела.
(И.А. Мусский)
000
Он обладал всеми качествами как военного, так и дипломата, необходимыми для того, чтобы не упустить благоприятной обстановки. Он отличался сильным характером и легко ориентировался в сложной обстановке. Вместе с тем он был общителен, щедр, прост в обращении, благодаря чему легко располагал к себе людей, с которыми приходилось встречаться, независимо от их положения, возраста и национальности.
(И.А. Мусский)
000
Цезарь был смелым и находчивым человеком; он умел оставаться хозяином положения даже в очень сложных ситуациях.
(И.А. Мусский)
000
Цезарь, возможно, один из немногих политиков мировой истории, который не дал развиться в своей душе жестокости, мести и ненависти и всеми доступными ему средствами стремился к согласию и консолидации во имя высших государственных интересов.
(И.А. Мусский)
000
Жадный до денег, он еще более жаден до славы.
(Один из современников)
000
Цезарь, благодаря своим красноречивым защитительным речам в судах, добился блестящих успехов, а своей вежливостью и ласковой обходительностью стяжал любовь простонародья, ибо он был более внимателен к каждому, чем можно было ожидать в его возрасте. Да и его обеды, пиры и вообще блестящий образ жизни содействовали постепенному росту его влияния в государстве.
(Плутарх)
000
Цезарь от природы был в высшей степени одарен способностями к красноречию на государственном поприще и ревностно упражнял свое дарование, так что, бесспорно, ему принадлежало второе место (после Цицерона. – В.Р.) в этом искусстве; однако первенствовать в красноречии он отказался, заботясь больше о том, чтобы стать первым благодаря власти и силе оружия; будучи занят военными и гражданскими предприятиями, с помощью которых он подчинил себе государство, он не дошел в ораторском искусстве до того предела, который был ему указан природой.
(Плутарх)
000
Цезарь своими подвигами одних оставит позади по причине суровости мест, в которых он вел войну, других – в силу размеров страны, которую он завоевал, третьих – имея в виду численность и мощь неприятеля, которого он победил, четвертых – принимая в расчет дикость и коварство, с которыми ему пришлось столкнуться, пятых – человеколюбием и снисходительностью к пленным, шестых – подарками и щедростью к своим воинам и, наконец, всех – тем, что он дал больше всего сражений и истребил наибольшее число врагов. Ибо за те неполные десять лет, в течение которых он вел войну в Галлии, он взял штурмом более восьмисот городов, покорил триста народностей, сражался с тремя миллионами людей, из которых один миллион уничтожил во время битв и столько же захватил в плен.
(Плутарх)
000
Цезарю не пришлось воспользоваться могуществом и властью, к которым он ценой величайших опасностей стремился всю жизнь и которых достиг с таким трудом. Ему достались только имя владыки и слава, принесшая зависть и недоброжелательство граждан.
(Плутарх)
000
Лысый развратник.
(Прозвище)
000
Он был высокого роста, светлокожий, хорошо сложен, лицо имел чуть полное, глаза черные и живые. Здоровьем он отличался превосходным: лишь под конец жизни на него стали нападать внезапные обмороки и ночные страхи, да два раза во время занятий у него были приступы падучей. За своим телом он ухаживал слишком даже тщательно и не только стриг и брил, но и выщипывал волосы, и этим его многие попрекали.
(К.В. Рыжов)
000
Смелый и решительный характер, скрывающийся под маской ласковости и веселости.
(К.В. Рыжов)
000
С ранней юности в Цезаре было что-то неизменно привлекающее к нему сердца. Даже люди, нерасположенные к нему, постепенно попадали под его обаяние.
(К.В. Рыжов)
000
Даже во мщении обнаруживал он свою природную мягкость.
(Т.Г. Светоний)
000
На любовные утехи он был падок и расточителен.
(Т.Г. Светоний)
000
Цезарь замечательно владел оружием, а выносливость его превосходила всякое вероятие. В походе он обычно шел впереди войска, пеший или на коне, с непокрытой головой, несмотря ни на зной, ни на дождь. Самые длинные переходы он совершал с невероятной быстротой, налегке, делая по сотне миль в день, реки преодолевал вплавь или с помощью надутых мехов, так что часто опережал даже весть о себе. Воинов он ценил не за нрав и не за род и богатство, а только за мужество; в обращении с ними одинаково бывал и взыскателен и снисходителен. Не всегда и не везде он держал их в строгости, а только при близости неприятеля; но тогда уже требовал от них самого беспрекословного повиновения и порядка. Иногда после большого и удачного сражения он освобождал их от всех обязанностей и давал полную волю отдохнуть и разгуляться. На сходках он обращался к ним не «воины!», а «соратники!», и одаривал добычей как никто другой из римских полководцев. Всем этим он добился от солдат редкой преданности и отваги. За все долгие годы войны ни один солдат не покинул его.
(Т.Г. Светоний)
000
В одном Цезаре таится много Мариев.
(Л.К. Сулла)
000
Когда я вижу, как тщательно уложены его волосы и как он почесывает голову одним пальцем, мне всегда кажется, что этот человек не может замышлять такое преступление, как ниспровержение римского государственного строя.
(М.Т. Цицерон)
000
Кто острее его, кто богаче мыслями! Кто пышнее и изящнее в выражениях!
(М.Т. Цицерон)
000
Цезарь сделал из своей задницы трамплин для государственной карьеры!
(М.Т. Цицерон)

ЦЕК АЛЕКСАНДР
(?- после 1915)
(Бельгийский радиотехник, разведчик)

000
Человек, решивший исход Первой мировой войны.
(Прозвище)

ЦЕЛЕСТИН V
(ок.1215-1296)
Папа римский

000
Папа-отшельник.
(Прозвище)

ЦЕЛЬС АВЛ КОРНЕЛИЙ
(1 в. до н.э.-1 в. н.э.)
Римский ученый, писатель

000
Латинский Гиппократ.
(Прозвище)
000
Цицерон медицины.
(Прозвище)

ЦЕНЗОР ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ
(1874-1947)
Поэт

000
Он чист душой и, главное, что временами он поет, как птица, хотя и хуже птицы; видно, что ему поется, что он не заставляет себя петь.
(А.А. Блок)
000
Создание петербургской богемы.
(А.А. Блок)
000
...побеждать скота и хама
Ей Богу мне не по нутру.

ЦЕРЕТЕЛЕВ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
(1852-1911)
Поэт, писатель, публицист, философ, князь

000
Мыслитель-пессимист, во многом склоняющийся к философии бессознательного.
(С.Н. Трубецкой)

ЦЕРЕТЕЛИ ИРАКЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ
(1881-1959)
Политический и государственный деятель

000
Порядочный, но мямля.
(З.Н. Гиппиус)
000
Оратор хороший.
(В.М. Молотов)

ЦЕСЛЕВСКИЙ-ОТЕЦ ТАДЕУШ
(ок. 1860-?)
Польский живописец

000
Живописец Старой Варшавы.
(Прозвище)

ЦЗЯН ЦИН
(1914-1991)
Жена Мао Цзэдуна

000
Голубая река.
(Перевод фамилии)
000
Красная звезда.
(Прозвище)
000
Красная императрица.
(Прозвище)

ЦИ БАЙШИ
(1860-1957)
Китайский живописец, каллиграф, поэт

000
На севере Ци, на юге Хуан (Биньхун. – В.Р.) – два великих художника в сегодняшнем Китае.
(Современники)
000
Я был чрезвычайно предан литературе и искусству. Я провел более чем 80 лет моей жизни, близящейся к столетию, в занятиях ими, результатом чего явились тысячи моих картин и стихов, а также более тысячи печатей. Мои картины высоко ценятся и на родине и за рубежом. Я удивляюсь, что люди в них видят.

ЦИНЬ ШИ-ХУАНДИ
(259-210 до н.э.)
Китайский император

000
Император распутывает законы, присущие всему сущему, проверяет и испытывает суть всех дел.
(Один из современников)
000
Исправляя ошибки людей, он осуществляет справедливость.
(Один из современников)
000
Наш властитель-император одновременно решает тысячи дел, поэтому далекое и близкое – все становится до конца ясным.
(Один из современников)
000
Первый император.
(Прозвище)
000
Он был человеком железной воли и не терпел никакого сопротивления.
(К.В. Рыжов)
000
Он очень не любил болтунов и сурово карал любого, заподозренного в этой слабости.
(К.В. Рыжов)
000
Ши-хуанди не переносил разговоров о смерти, и никто из приближенных не смел даже затрагивать эту тему.
(Сыма Цянь) 

ЦИОЛКОВСКИЙ КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ
(1857-1935)
Ученый, основоположник современной космонавтики

000
Господи, как страшит Циолковского все естественное, природное! Щенок перед ним тургеневский Базаров, изрекающий: «Природа не храм, мастерская, и человек в ней – работник». Для Циолковского природа – враг, враг во всем, от силы тяжести до деторождения. Работает он в этой мастерской для того, чтобы ее переделать, уничтожить, заменить все суррогатами – они дешевле, эрзацами – они красивей, гомункулами – они надежней.
(Ю.М. Даниэль)
000
Мой мудрый наставник, воспитатель нравственности.
(С.П. Королев)
000
Отец русской космонавтики.
(Прозвище)
000
Мое учение должно многих умилить.

ЦИОНГЛИНСКИЙ ЯН ФРАНЦЕВИЧ
(1858-1912)
Живописец

000
На словах – гений, озаренный вдохновением, заражающий всех неподдельным огнем своего воодушевления, в творчестве – скорее неудачник.
(А.Н. Бенуа)
000
Человек добрейший, сердечный, мягкий, ; образцовый товарищ.
(А.Н. Бенуа)
000
Это был рослый, прекрасно сложенный, в меру дородный, красивый, далеко еще не старый, едва только «стареющий» поляк.
(А.Н. Бенуа)
000
Первый русский импрессионист.
(Прозвище)

ЦИЦЕРОН МАРК ТУЛЛИЙ
(106-43 до н.э.)
Римский государственный деятель, оратор, писатель

000
Красноречивый это был человек, красноречивый и любивший отечество.
(Август Октавиан)
000
Презренная тварь, продажный писака.
(Ш. Андерсон)
000
Когда кончал Цицерон, сенаторы вставали, долго хлопали и говорили: «Какой великий оратор наш Марк Туллий!». Когда заканчивал свою речь против царя Филиппа Демосфен, никто не хлопал, все бежали вносить деньги на войну.
(Г. Гейне)
000
Гениальный софист и краснобай без всякого убеждения в душе.
(Н.А. Добролюбов)
000
Чтобы по достоинству оценить письма Цицерона, надо двадцать пять лет быть чиновником крупного государства.
(М. Лютер)
000
Политический лицемер.
(Т. Моммзен)
000
Сторонник партии материальных интересов.
(Т. Моммзен)
000
Трус.
(Т. Моммзен)
000
Отец римского красноречия.
(М. де Монтень)
000
Был он телом худ и тощ, а по причине болезни желудка ел до скудости мало и лишь в поздние часы. Голос же его, сильный и хороший, был резок и необработан; доходя в разгар речи, пылкой и патетической, всегда до высоких тонов, он заставлял опасаться за здоровье оратора.
(Плутарх)
000
Он вызывал удивление тем, что не принимал ни денежных вознаграждений, ни подарков за судебные защиты.
(Плутарх)
000
Он часто просил друзей называть не оратором, а философом: философия избрана им, как основное занятие, красноречием же пользуется он лишь по мере надобности, как орудием общественной деятельности.
(Плутарх)
000
Основным его делом было составлять и переводить философские диалоги, а также перелагать на латинский язык отдельные термины, принятые в диалектике и физике. <…> Способностью же своею легко сочинять стихи он пользовался для развлечения, и всякий раз, как ему случалось увлечься этим занятием, он, говорят, сочинял в одну ночь до пятисот стихов.
(Плутарх) 
000
По природе своей был человек несмелый, с годами же к этой природной робости присоединилась еще и старческая осторожность.
(Плутарх)
000
Цицерон не только был робок на войне, но и говорить начинал со страхом: во многих процессах он с трудом переставал трястись и дрожать только тогда, когда доходил в речи до высшего подъема, становясь уже более уверенным в себе.
(Плутарх)
000
Цицерон обижал многих и заслужил репутацию человека злого.
(Плутарх)
000
Человек этот лучше всех сумел показать римлянам, сколько привлекательности может придать правому делу красноречие; он показал, что правда непреоборима, если ее высказывают умело, и что хорошему государственному деятелю надлежит на деле всегда предпочитать правое угодному толпе, а речью скрашивать горечь полезного.
(Плутарх)
000
Чрезвычайная любовь к похвалам и слишком страстное увлечение славой никогда не оставляли его и часто сбивали с праведного пути наперекор рассудку.
(Плутарх)
000
Бог гуманистов.
(Прозвище)
000
Цицерон – это не история, это самая рьяная современность.
(Ю.С. Семенов)
000
Только его благородная и бессильная фигура, призывающая окончательно деградировавший, подлый и трусливый сенат вернуться к высоким идеалам Республики, выделяется среди прочих действующих лиц того времени.
(Г.Д. Уэллс)
000
Ученый то был муж, ученый и любивший свое отечество.
(Г.Ю. Цезарь)
000
Больше, чем сделал, сделать не могу.
000
Во мне больше добросовестности, чем уменья говорить.

ЦИЦИАНОВА ЕЛИЗАВЕТА ДМИТРИЕВНА
( ? – 1859)
Княжна

000
Эта княжна, воспитанная монахами, с расстроенными нервами, видит спасение только в монастыре и под монашеской одеждой.
(И.С. Аксаков)

ЦУККИ ВИРДЖИНИЯ
(1847-1930)
Итальянская актриса, балерина

000
Вирджиния, казавшаяся при свете рампы, в костюме и гриме, обольстительно юной, являла вблизи довольно поблекший, «помятый» вид. Неприятно поражал и ее грубоватый, чуть сиплый (типично итальянский) голос.
(А.Н. Бенуа)
000
Это была сама жизнь.
(А.Н. Бенуа)
000
Это была не сильфида, но там, где требовалось присутствие на сцене олицетворения женщины и всего чисто женского обаяния, там Вирджиния была незаменима и являла предельную убедительность.  Невозможно было не верить, что она искренне переживала те чувства, которые она выражала и не только мимикой своего отнюдь не красивого и, однако, сколь значительного и милого лица, но и всеми движениями своего тела – то порывистыми, то бурными, то мягкими и нежными до предельной степени.
(А.Н. Бенуа)

ЦФАСМАН АЛЕКСАНДР НАУМОВИЧ
(1906-1971)
Пианист, композитор, дирижер

000
Личность в советском джазе почти легендарная. Артистический облик его многогранен: пианист, композитор, дирижер, аранжировщик, руководитель оркестра. И в каждой ипостаси он выразил себя глубоко и полно.
(А.В. Медведев)
000
Волевой, строгий, предельно взыскательный в работе. Знал джаз досконально. Мог делать в нем абсолютно все. Мастер!
(Один из современников)
000
Он любил музыку истово.
(Один из современников)
000
Цфасман, как никто другой из музыкантов, умел насыщать музыку дыханием джаза.
(Один из современников)
000
Меня неизменно восхищает в нем неистощимый запас энергии, творческой выдумки, изобретательности.
(А.Я. Эшпай)

ЦХАКАЯ МИХА ГРИГОРЬЕВИЧ
(1865-1950)
Политический и государственный деятель

000
Добродушный, крепкий большевик.
(В.М. Молотов)

ЦШОККЕ ГЕНРИХ
(1771-1848)
Швейцарский писатель

000
Швейцарский Вальтер Скотт.
(Прозвище)

ЦЫБУЛЬСКИЙ МАРК ИЛЬИЧ
(ок. 1900-?)
Актер МХАТа-2

000
Толстый жуир.
(К.И. Чуковский)

ЦЫСИ
(1835-1908)
Китайская императрица

000
В молодости она обладала редкостной красотой. Ее отличали изящные очертания тела, большие проницательные глаза, сочные губы, высокий лоб и аккуратный красивый нос. Вместе с тем Ниласы обладала незаурядным умом, энергией и глубиной суждений, быстро ориентировалась в обстановке и легко находила нужное решение.
(К.В. Рыжов)
000
Она вела разгульный и даже распутный образ жизни.
(К.В. Рыжов)
000
Она обладала приятным голосом, умела играть на нескольких музыкальных инструментах, хорошо знала китайскую классическую литературу, была начитанна в истории, неплохо рисовала, увлекалась каллиграфией и театральными представлениями (она даже сама сочиняла пьесы).
(К.В. Рыжов)
000
От природы человек жесткий и бессердечный.
(К.В. Рыжов)
000
Привычки и манеры Цыси были воистину царскими и в них никогда не было даже намека на вульгарность. Всю жизнь она питала страсть к изысканным блюдам, изысканным нарядам и украшениям. В особых комнатах дворца хранились 6 тыс. коробок с ее драгоценностями. Наряд Цыси подчеркивал ее несравненное богатство, знатность, блеск и тонкий вкус. Она любила одеваться в дорогостоящий халат и носила накидки, расшитые жемчугом. Голову ее украшала причудливая прическа с обилием наколок.
(К.В. Рыжов)
000
Цыси была неразборчива в средствах, пренебрегала всякой пристойностью и часто давала волю страстям.
(К.В. Рыжов)
000
Цыси обожала цветы, особенно белый жасмин. Ее личные апартаменты, тронные залы, театральная ложа были щедро украшены всевозможными цветами. На ее прическе в любое время года красовались живые цветы. Настоящей страстью Цыси являлся театр. Она знала всех знаменитых актеров Пекина и не пропускала ни одного популярного театрального зрелища.
(К.В. Рыжов)

ЦЮЙ ЮАНЬ
(ок. 340– ок. 278 до н.э.)
Китайский поэт, государственный деятель

000
Цюй Юань стал трагическим символом прозорливости и бессилия искреннего патриота перед глупостью, жадностью и подлостью властвующей элиты, готовой ради сиюминутной наживы пожертвовать и свободой отечества, и жизнью зависимой от нее бессловесной толпой.
(В.Н. Еремин)
000
Моих высоких дум не признают.
000
Не понят я в отечестве моем.
000
Я шел дорогой праведных князей.