Выгодная сделка времён Перестройки

Валерий Максюта
Станция метро "Озерки" находится очень далеко от моего дома. Долгое время я знал о её
существовании, но сам там не бывал. Впервые довелось воспользоваться ею в легендарное
время Перестройки.

Было очень голодно и неспокойно. Что-то рушилось, что-то возникало, и никто не понимал, что именно. Все пытались продать хоть что-то - всякое старьё и тряпьё, чтобы прокормиться ещё несколько дней. Все ждали перемен, как в песне Цоя, перемен к лучшему, но каждый представлял это лучшее лишь в меру собственного творческого таланта. Почти все
тогда были миллионерами, но не все - сытыми и одетыми.

 Я был директором крошечной фирмочки.
Денег на еду хватало, а поскольку курс рубля тогда ещё находился под влиянием бредовых
марксистских фантазий, денег хватало даже на экзотическую заморскую выпивку.

Сейчас я посещаю М.Озерки не так чтобы очень часто, но довольно регулярно: езжу туда
приводить в порядок остатки причёски. И каждый раз мне вспоминается один эпизод из Перестройки.

Выхожу из метро. Вокруг кипит торговля. Предложение значительно превышает спрос. Вижу,
в сторонке стоит бабулька - старенькая, маленькая, чистенькая - и, похоже, стесняется своей деятельности. Подхожу, вижу, что она продаёт одно только стиранное-перестиранное ветхое кухонное полотенце.
- Сколько стоит?
- Пять тысяч.
- Чтооо?? За это пять тысяч?!
- Да оно же хорошее, чистое, почти новое...
- Ну ладно, а разрешение на торговлю у вас есть? Это 20 тысяч в день.
- Так я же только...
- Раз торгуете, значит надо иметь разрешение - только или не только... А сертификат на товар покажите, пожалуйста.

Бабка молчит и таращит глаза.

- Есть товар на продажу, значит должен быть и сертификат - это всего лишь тысяч 60. Раз уж вы решили заняться коммерцией... А вдруг этот товар вреден для здоровья.
- Да нет, что вы...
- Стыдно так себя вести. Вы же пожилой человек. Ладно, куплю ваше полотенце. Значит так:
сертификат 60 тысяч, разрешение на торговлю - 20 тысяч, полотенце 5 тысяч. Всего 85 тысяч.

Подаю бабке 100 тысяч:

- С вас 15 тысяч сдачи.

Бабка поднимает рукой отвисшую челюсть и берёт деньги.

- Что, нет сдачи?

Бабка молчит.

- Ладно, буду возвращаться через полчаса, вы, пожалуйста, подготовьте мои 15 тысяч. Да...
  полотенце тоже пусть пока побудет у вас. И никуда полчаса не уходите. Но, конечно, если
  через полчаса я не приду, считайте, что сделка не состоялась, и можете уходить.

Я ушёл, а бабка провожала меня чумными глазами. Когда часа через три я возвращался, бабки на месте уже не было. Формально сделка не состоялась. Но неформально, думаю, сделка всё-таки произошла, и, надеюсь, обе стороны нашли её взаимовыгодной.

Вот такой случай произошёл со мной у станции Озерки в давнее весёлое время Перестройки.