Велорусь-марафон. Записки череповецкого рандоннёра

Александр Хоттабыч Губанов
Посвящается моей жене, мужественно терпящей все мои авантюры...

Кто никуда не плывёт – для тех
не бывает попутного ветра.
М.Монтень

Меня зовут Александр. Среди друзей-велосипедистов более известен под ником Хоттабыч. В 2010 году я основал клуб любителей длительных велопрогулок "Велорусь-марафон" в Череповце. Я не буду подробно рассказывать о том, как более ста лет назад во Франции родилось веломарафонское движение. Как около 20 лет назад российские спортсмены и туристы примкнули к ставшему уже всемирным клубу парижских рандоннёров. Мой рассказ - это сборник литературных отчётов о пройдённых в год основания нашего клуба марафонах. И лишь в самом начале немного расскажу о том, как в мою жизнь вошёл велосипед и о том, какую роль в ней он стал играть.

В 2008 году я купил недорогой велосипед подмосковной сборки для того, чтобы летом быстро и с ветерком добираться до работы. К тому же стал заплывать жирком и мечтал, что с помощью двухколёсного транспорта устраню эту проблему. Действительно, за лето наездил по городу и его окрестностям около двух тысяч километров, согнал лишний вес. А осенью познакомился с череповецкими велотуристами - основателями вологодского областного клуба "Велорусь" - Андреем Сироткиным и Максимом Соколовым. К тому времени они собрали под свои знамёна несколько десятков велосипедистов разного возраста. Забегая вперёд скажу, что к моменту написания этих строк, т.е. осенью 2010 года, число велорусичей зашкалило за 700 участников. В социальной сети Интернета группа пользовалась большой популярностью. Клуб организовывал еженедельно мероприятия - пробеги, походы, благотворительные акции. О велорусичах писали газеты, нас показывало телевидение.

В 2009 году я стал секретарём общественной организации "Союз велосипедистов г.Череповца". Приобрёл новый велосипед и прикупив походное снаряжение, осуществил десятки одиночных и групповых походов. Тем же летом впервые услышал французские слова  бревет, рандоннёр и другие, связанные с веломарафонами, термины. В июне проехал организованный Андреем Сироткиным марафон протяжённостью 200 километров. А уже в сентябре сам стал организатором бревета на 400 километров.

Зимой стал трудиться над разработкой новых маршрутов, регистрацией этих бреветов в обществе российских велосипедистов-марафонцев. Специально для более комфортного прохождения бреветов на российских дорогах купил циклокроссер - гибрид шоссейного велосипеда, более приспособленный к нашим реалиям, чем классический шоссер.

Настал момент перейти к самому главному - дорожным запискам, повествующих о людях, победивших собственную лень, погоду, дороги и многое другое. Вам предстоит проделать вместе со мной путь длиною 2700 километров. Именно столько я проехал в рамках веломарафонов за 2010 год. 


"Первомайская гонка"

Первый марафон был запланирован в первый день мая. О своём желании проехать 200 километров от Череповца до Кириллова и обратно изъявили почти тридцать человек. Но прогноз погоды, увы не радовал. Обещали холодные весенние дожди. В итоге на старт приехало в два раза меньше велосипедистов. Мы с Алексеем Кононовым на новых циклокроссерах заявились на 300 километров. 200 километров отправились покорять десять человек.

Сбор участников состоялся у журнального киоска напротив железнодорожного вокзала. Ранние прохожие, спешившие на автобус или электричку, удивлённо смотрели на группу велосипедистов, которые регистрировались на марафон. Минут за двадцать до старта мы в разминочном темпе поехали на выезд из города. Начало бревета было запланировано возле поста ДПС на Кирилловском шоссе.

Как я и предполагал, бюрократические проволочки не позволили мне организовать дежурство волонтёров на контрольных пунктах. Поэтому на посту ДПС мне пришлось отправиться к сотрудникам ГИБДД договариваться о помощи в проведении бревета. По моему замыслу, участники марафона после финиша должны зарегистрировать свой результат у работников дорожной полиции.

Небо было затянуто тучами, но обещанного дождя не было. Я мысленно надеялся, что синоптики ошиблись. Но в итоге всем участникам, добравшимся до финиша после пяти часов вечера, пришлось немного промокнуть. Даже нам с Алексеем, хотя маршрут у нас завершался в Вологде. А возвращавшихся в Череповец по федеральной трассе, обдавали грязью грузовики.

С первых километров отрываются три участника. Андрей Викторов, Илья Карпов и Алексей Кононов. Эта группа имеет отличную физическую форму и в их лидерстве я не сомневался ещё до начала марафона. Мы с вологодским гостем Виталием Постоевым, который не знал дороги, и поэтому принявший решение держаться за мной - вторая группа. В таком составе выбираемся на федеральную трассу А-114, где в компании с большегрузными грузовиками преодолеваем дорогу до поворота на Белозерск. Этот участок опасен большим трафиком автомобилей, к тому же затяжной подъём заметно понижает скорость движения.

Виталий - опытный велосипедист, умеет ехать в группе и правильно распределять свои силы. Не усердствуя догоняем первую группу. Перед Воскресенским делаем первый привал. Остальных участников не видно, разрыв между нами уже не менее пяти километров. После остановки меняемся напарниками - Виталий садится на колесо первой группе, а Алексей присоединяется ко мне. И мы вместе преодолеваем живописные подъёмы и спуски.

После Ёрги бетонная дорога, качество которой ухудшается с каждым годом. Вилка на циклокроссере жёсткая, руки спасает только обмотка руля. Скорость движения гораздо ниже, чем была у меня в прошлом году на этом маршруте. Но и ехать мне в этот раз на сто километров больше. Километров за двадцать до Кириллова начало нового участка дороги, включающего мост через Шексну. До этого реку форсировали летом на пароме, зимой по понтонному мосту.

Почувствовав хороший асфальт, Алексей стремительно уносится вперёд. У меня же появились проблемы с ягодицами. Новое седло даёт о себе знать. Испытывая дискомфорт, преодолеваю последние километры до города. Именно здесь меня обгоняют два участника марафона - Алексей Миронович и Алексей Ульянов. Я же равномерно кручу педали, впереди ещё двести километров до финиша.
 
По старой дороге, петляющей на берегу Сиверского озера, добираюсь до главных ворот Кирилло-Белозерского монастыря, главной достопримечательности Вологодской области. В реконструкцию ансамбля вкладываются деньги из областного и федерального бюджетов, поэтому монастырь находится в самом лучшем состоянии среди подобных объектов Вологодчины. Участники пробега отдыхают, фотографируются. Я желаю им удачи на обратном пути в Череповец. Дальше наши дороги расходятся.

Пообедав кефиром и булочкой в придорожном магазине, трогаюсь в путь. Но по ошибке выбираю неправильную дорогу. Обнаруживаю это только тогда, когда упираюсь в мост через канал, которого не должно быть на моём маршруте. Возвращаюсь в центр города, уточняю у местных жителей правильное направление. На выезде читаю указатель - "Вологда.125 км" Для того, чтобы набрать необходимые 300 километров мне требуется дважды свернуть с основной трассы.

Дорога идёт вдоль Кирилловской гряды - для нашей области достаточно высокой, чтобы называться местными горами. В последние годы здесь стали строить зимний курорт - идеальное место для того, чтобы в первый раз стать на горные лыжи или сноуборд. Гряда заканчивается у северной оконечности Усть-Кубенского озера - самого вытянутого и опасного водоёма в здешних краях. Навигация, особенно в ветреную погоду, затруднена. Именно мимо этого озера и проходит основная часть дороги от Кириллова до областной столицы.

Поворачиваю на Ферапонтово - в этом селе находится ещё один монастырь. Наиболее ценным историческим наследием считаются фрески Дионисия, и в настоящий момент существует проект их восстановления. Я же выполняю свою задачу, отмечаюсь у въезда в село и возвращаюсь обратно к развилке Вологда-Кириллов-Липин Бор.

В этом месте установлен огромный деревянный лось. Таких памятников, посвящённых величественным гигантам, живущим в наших лесах, несколько на территории области. Рядом с лосём столик и лавочки, путешественники могут устроить небольшой привал в этом живописном месте. С недавних пор традиция образовалась - вешать ленточки на ноги великана, чтобы ещё раз вернуться сюда. Находятся умельцы, которые забираются на спину лося и вешают ленточки на его рога.

Время от времени делаю остановку, чтобы дать отдых своим ягодицам. Да и промежность натирается. Преодолевать такое расстояние на новом велосипеде, с более узким седлом и шоссейной посадкой, рискованное мероприятие. Но слишком долго я ждал заказ из столицы, времени на раскатку перед бреветом у меня практически не было. Даже к контактным педалям толком не успел привыкнуть.

Я пересекаю горбатый мост через старинный канал, соединяющий Усть-Кубенское и Сиверское озёра. В последние годы канал приходит в запустение, эксплуатация его убыточная. Но есть надежда, что в связи с развитием туризма канал отреставрируют и по нему пойдут туристические теплоходы к древней православной обители.

В Ситском меня нагоняет Алексей. Он в ожидании сестры Нины, стартовавшей на 200 километров, задержался в Кириллове. Потом точно так же, как и я, выбрал неправильную дорогу в Вологду. Но в итоге сумел нагнать меня. К сожалению, Кононов не умеет правильно распределять свои силы, весь остальной путь он то отрывался от меня вперёд, то дожидался на автобусных остановках. Я же к тому времени смирился с болью в промежности и вошёл в свой гоночный ритм. Если бы не сильный встречный ветер, наша скорость могла быть гораздо быстрее. Но приходилось мириться с тем, что даже с горки мы разгонялись не больше 25 км/ч.

Слева от нас темнело Усть-Кубенское озеро, к сожалению дорога проходит на расстоянии нескольких километров от берега и нам не удалось запечатлеть себя на его фоне. Во Владышнево нам на встречу попадается большая группа велотуристов. Они приветствуют нас криками, мы молча машем рукой в ответ. В Новленском делаем большой привал, минут на двадцать. Начинается дождь, который то едва моросит, то поливает как из ведра.

В районе деревни Борисово нам попадаются на встречу иностранные велосипедисты, экипированные по полной программе. У нас же куртки сдались под напором дождя и стали пропускать воду. Да и бахилами пока не разжились. Но ближе к селу Кубенское выглянуло солнце, одежда быстро высохла. Только термобельё на теле стало влажным от пота.
В Кубенском уходим направо - ещё одно отступление от главного марщрута, гарантирующее нам нужный результат. По хорошей асфальтированной дороге, где практически нет автомобилей, мы добираем в течении часа недостающие километры.

Возвращаемся на трассу - теперь наш путь прямой, до областной столицы. Я тревожно посматриваю на часы. Электричка в Череповец уходит в начале девятого. После этого нам придётся искать ночлег у своих вологодских друзей. У Алексея силы на исходе, но он терпит, сидит у меня на колесе. Проезжаем Молочное, посёлок студентов академии сельского хозяйства. Остаётся два десятка километров до финиша.

В надежде успеть на последнюю электричку мы нарушаем все возможные правила движения, проскакиваем на красный свет перекрёстки, закрывают шлагбаум перед приближающимся поездом, но мы протискиваемся между упорами и продолжаем путь в центр города. На одной из улиц встречаем вологодского велосипедиста Владимира Беляева, приветствую его рукой, времени на остановку нет. Едва не заблудившись, мы выезжаем на привокзальную площадь уже в начале девятого.

Электричка стоит на третьем пути. Стучим контактами по асфальту, бежим с велосипедами на плече по подземному переходу. Очутившись в тамбуре, переводим дыхание. Двери закрываются, мы успели на поезд буквально за минуту до его отправления. Занимаем места в вагоне, делимся впечатлениями. Нам удалось преодолеть 300 километров за 13 часов 10 минут.

За окном проносились поля и леса, темнело. Вагон был почти пустой и мы развалились на лавочках, дремали почти до самого Череповца. Прощаюсь с Алексеем и выхожу на платформе "Заречье". На следующий день работа, нужно отдохнуть. Поэтому еду домой, карточки участников 200-ки решаю забрать с поста ГИБДД после работы. А сегодня душ и тёплая постель. Что ещё нужно рандоннёру после окончания марафона?! Пожалуй, только поцелуй жены и её слова о том, что не знала, за какого героя замуж выходила...


"По рыбинской дорожке"

За три недели, прошедших после первомайского марафона, я успешно обкатал велосипед в самых разных условиях - и по шоссе, и по лесным дорожкам, даже песчаные берега водохранилища штурмовал. Велосипед меня радовал своими возможностями. Я был полностью готов к новым испытаниям. И они не заставили меня ждать.

Бревет протяжённостью 200 километров уже был не новинкой для меня, за плечами были и более длинные маршруты. Но это были дневные пробеги. В этот раз я решил усложнить задачу и сделать ночной старт. Мою идею поддержали ещё три человека. Игорь Рюмин решил добавить к дневной двухсотке ночную. Игорь Толоконцев, пропустивший первомайский бревет, спешил реабилитировать своё звание "лося". Четвёртым в нашей компании был отважный новичок Юрий Вашкин, выбравший для своего крещения в марафонцы этот сложнейший бревет. В ночь с 21 на 22 мая мы собрались на площади возле Ледового дворца. Ещё несколько человек подъехали проводить нас в дорогу.

На старте мы обсуждали отмену марафона до Данилова и моё решение сделать бревет оборотным, до Пошехонья и обратно. Я объяснил, что многих отпугивала идея после финиша возвращаться домой на электричке. Поэтому пришлось изменить маршрут пробега так, чтобы его окончание было рядом с Череповцом - в 15 километрах от города возле питьевого источника. Место для финиша было идеальным. Особенно в жаркую погоду.

Ещё на старте выяснилось, что самый мощный фонарь стоит на велосипеде Игоря Толоконцева. Принимаю решение - до рассвета Игорь прокладывает путь остальным участникам, потом отдыхает у нас на колесе. Таким образом и выдвигаемся в ночь.

Первый спуск с Гритинской горки даётся легко. Все участники марафона хорошо знают дорогу, поэтому уверенно идём с большой скоростью. Время от времени нас обгоняют автомобили. Но уже после Починка трафик становится почти нулевым. Появляется новая напасть - в придорожных кустах пасутся лоси, которые при нашем приближении убегают в лес, ломая ветки и вызывая тем самым ужасный шум, который нас поначалу пугал. Потом мы привыкли к этим ночным звукам. Да и лоси, к счастью, перестали попадаться после Мяксы.

Поднявшись после источника на вершину холма, мы увидели прекрасную картину - по глади водохранилища скользил пассажирский теплоход, а над ним ярко светила половинка луны. В этом месте мы сделали первую остановку, я использовал привал для того, чтобы одеть ветровку - руки мёрзли. В Мяксе при подъезде к придорожному магазину забыл выстегнуть контакт из педали и упал, поцарапав ручку моноблока. Пошутил с попутчиками насчёт того, что давно пора придать циклокроссеру боевой покоцанный вид. Хотя после этого происшествия старался контролировать себя во время остановки и больше в этот день не падал.

В темноте проскочили границу областей. Попытались запечатлеть этот момент на фото, но вышло неважно. В Гаютино, первом населённом пункте Ярославской области заехали в дом рыбака и охотника. За одним из столов пили водку мужики, чья машина была припаркована у входа. К нашему появлению они отнеслись равнодушно. Цены в кафе оказались довольно демократичными и мы решили позавтракать здесь на обратном пути. Выпили по чашке горячего кофе и поехали дальше.

Пока отдыхали в кафе, небо стало светлеть. Вскоре я уже различал показания своего велокомпьютера. Дорога была неровная, моя ригидная вилка ловила все ямки, руки уставали, но я держался вслед за тёзками. Тяжелее всего было Юре, который постоянно отставал. В начале марафона мы договорились основную часть бревета проехать группой, поэтому пришлось очень часто сбрасывать темп и дожидаться нашего новичка.

Остановки делаем короткие - на минуту, не более. Как только слезаешь с велосипеда, сразу начинают атаковать полчища комаров. Поделившись с вампирами кровью, снова крутим педали. За возвышенностью справа уже пошехонский залив Рыбинского водохранилища. Здесь когда-то проходила линия узкоколейной железной дороги, которая до сих пор числится на некоторых картах. По ней на берег доставляли торф из ярославских болот. Но разработки давно заброшены, рельсы разобраны, о дороге напоминает лишь просека в лесу.

Мы приближаемся к точке разворота. Проезжаем пост ДПС, впереди сверкают в лучах восходящего солнца купола церквей. В месте, где реки Сога и Согожа впадают в водохранилище, останавливаемся для фотосессии. После этого делаем круг по селу, двое из нашей компании впервые здесь. Заезжаем на стадион, в прошлом году, когда я ехал бревет на 400 километров, здесь шли соревнования по лёгкой атлетике. Сейчас же раннее утро, стадион пуст. И мы, расположившись на трибуне, подъедаем свои запасы.

Позади почти 110 километров пути. Через 90 километров нас ждёт прохладный родник на финише. Встречного ветра нет, либо он едва ощутим. Качество дороги выматывает. Юрий отстаёт всё чаще и всё ощутимее. Мы ждём его на автобусных остановках. Теряем время, но оставлять новичка одного за десятки километров от дома не в наших правилах. И Юра чувствует нашу поддержку.

Уже окончательно рассвело. Навстречу всё чаще стали попадаться машины. Иномарки несутся на большой скорости, иногда выскакивая на встречную полосу. Бывает, что пролетают так близко, что невольно прижимаешься к велосипеду. В районе деревни Орда незадолго до нашего проезда подобные гонщики поплатились за превышение скорости. Легковушка залетела под кузов "Бычка". Девушка, водитель автомобиля, с окровавленными руками истошно кричит, призывая помочь побыстрее вытащить пассажира. Возможно он ещё жив. На обочине много машин, одна из них пытается тросом выдернуть пострадавшую иномарку из-под кузова. До ближайшей станции скорой помощи 40 километров. Позднее в новостях я узнал, что мальчик, находившийся на пассажирском сиденье, скончался в больнице.

И снова граница областей. Навстречу попадается колонна мотоциклистов. Похоже, что едут на какой-то фестиваль. Они приветственно сигналят нам, а мы сворачиваем к кафе. Завтракаю яичницей с колбасой. По телевизору показывают полуфинал чемпионата мира по хоккею. Юрий быстро пьёт кофе и уезжает дальше. Мы не торопимся, даём ему преимущество в 15 минут. Столько времени нам понадобилось, чтобы досмотреть игру.

Через 25 километров преимущество Юрия ликвидировано. Дружной группой обходим новичка и предлагаем держаться за нами. Но он уже едет на одном желании доехать до дома. В Мяксе дожидаемся его. До финиша остаётся 12 километров. Уходим с Игорем Толоконцевым в отрыв, вместе преодолеваем тягун перед родником. Игорь Рюмин и Юрий отстают сразу. Мы финишируем через девять с половиной часов после старта. Вторая группа через 8 минут.

Следующие полчаса мы проводим у воды. Мимо нас несколько раз проносится на велосипеде Павел Бурыкин - председатель череповецкого союза велосипедистов. Тренируется. А мы, сделав несколько фотографий на память, отправляемся в прогулочном темпе в город. Темп получается у всех разный. У торгового центра на въезде в Зашекснинский район ждём отставших участников минут 15. Потом вместе едем в город.

Последние испытание в этот день - очередь за квасом. Очумевшие от жары горожане не пускают нас без очереди, ждём терпеливо, пока люди перед нами запасутся живительным напитком. Потом прощаемся и разъезжаемся по домам. Впереди почти месяц подготовки к главному старту сезона - марафону на 1200 километров "Белые ночи". Возможно, после него, я буду вспоминать ночную двухсотку как увеселительную прогулку.


"НеСтрашный марафон. Или 1200 км, изменившие меня"

Как я уже писал в начале, идея провести в 2010 году полную серию марафонов и супервеломарафон "Белые ночи" пришла мне за год до описываемых событий. Много знакомых поддержали.  Только Андрей Сироткин скептически отозвался о возможности так быстро организовать всю гамму бреветов по правилам АСР. Я был согласен с ним, что мне не удастся сделать прохождение пробегов комфортным. Но по правилам международной организации должен существовать маршрут с указанием контрольных точек. Всё остальное - приятное приложение.

Автомобилисты подсказали кольцевой маршрут. Отпадала необходимость в машине сопровождения. С помощью городского комитета по спорту и физической культуре организовал контрольные пункты в Тотьме и Никольске. Ещё получилось договориться с Ярославлем, но этот контроль прошли лишь дотошные иностранцы, остальные довольствовались фотографией въезда в город. Сведения о качестве дорог были разноречивые, но я надеялся, что все трассы проходимые на велосипеде. Проверить маршрут заранее мне так и не удалось.

Накануне марафона мы с Андреем Викторовым, ещё одним череповецким рандоннёром, сели на электричку до Вологды. Специально к бревету он сшил небольшой рюкзак на багажник из непромокаемой ткани. Я оценил самоделку очень высоко и подумал о том, чтобы заказать Андрею такой же для себя. В дороге я рассказал ему подробности маршрута, так как о своём желании присоединиться он объявил только накануне марафона.

Областная столица встретила нас дождём и холодом. Погода не радовала — оставалась надежда на прогноз. Который обещал сухую и солнечную погоду по крайней мере в первые два дня бревета. Сначала мы отправились на площадь Революции в центре Вологды. Там нас ждала встреча с Виталиком Постоевым, тем самым велосипедистом, что первого мая ехал со мной в начале марафона до Кириллова.  Он согласился приютить нас на своей даче. По дороге закупаемся продуктами в магазине. Немного посидев с нами, Виталий уезжает, ему с утра на работу, а мы растапливаем печку и поужинав, укладываемся спать. С утра чистим и смазываем цепи своих «коней». Моя Мэри, именно такое имя к тому времени закрепилось за велосипедом, готова к тяжёлому испытанию.

Едем на Кремлёвскую площадь. По пути заезжаем в спортивную школу, где должны принять на хранение лишние вещи марафонцев. Оказывается, что там нас не ждут. Звоню директору школы. Выясняется, что он просто забыл предупредить вахтёров. Недоразумение снято, мы едем к месту встречи.

На площади нас ждёт Екатерина Костюхина из Санкт-Петербурга. Единственная девушка, решившая проехать в нашей компании 600 километров. Она регулирует зецепы на своих ботинках, катается по площади — проверяя сцепление с педалями. Её Масик выглядит старичком, но в пути показывает, что опыт имеет значение. В отличие от моей молодой Мэри Катюхин Масик ни разу не подвёл хозяйку. В течение получаса подтягиваются другие участники — немец Манфред и голландец Иво, архангелогородцы Алексей Болдырев и Павел Сеитов, последним прибывает москвич Дмитрий Либуркин.

Сразу же обращаю внимание на то, что у Дмитрия нет шлема. Но он заверяет меня, что проехал без шлема десятки марафонов и никаких проблем не испытал. Я, как организатор бревета, беспокоюсь за него. И, как оказалось в последствии, не зря. Мне стоило не допускать его к участию в пробеге. Но человек приехал из Москвы, да и участников мало. Последние обстоятельства разжалобили меня и я уступил.

Манфред и его рекамбент смотрятся на серых от дождливой погоды улицах Вологды так неожиданно, будто явились сюда из параллельного мира. Он не говорит по русски, и я от волнения забываю все иностранные слова. Хорошо, что Катя взяла поначалу на себя функции переводчика. Позднее я уже лучше понимал речь немца. Я посылаю Андрея с Иво в спортивную школу оставить лишние вещи, а сам общаюсь с другими участниками. Просим прохожего сделать несколько фото на память. После этого выезжаем к месту старта. Даже в утренних пробках автомобили уступают дорогу невиданной колонне велосипедистов.

У начала федеральной трассы все желающие справляют нужду, обнуляют компьютеры и мы трогаемся в дальний путь. Поначалу идём дружной группой примерно с одной скоростью. Дорогу ремонтируют, поэтому приходится быть осторожным в тех местах, где трасса опасно сужается. Несколько участников сворачивают к придорожному магазину, потом снова нагоняют основную группу. Дмитрий уверенно идёт впереди, Алексей курсирует вдоль всей колонны, снимает нас на видеокамеру. На мосту через Сухону Манфред обгоняет всю группу и уезжает далеко вперёд. Его лежачий велосипед развивает на хорошей дороге невероятную скорость.

В районе города Кадников случается беда, которой я боялся ещё тогда, когда впервые столкнулся с организацией марафонов. Небольшой подъём в гору, по одной полосе в каждую сторону, одно из самых узких мест в этой части магистрали. Здесь постоянно дежурят сотрудники ГИБДД. Группу веломарафонцев обгоняет МАЗ-бензовоз с прицепом. В тот момент, когда он равняется с Дмитрием Либуркиным, на обгон грузовика идёт «Волга», лишая его возможности сдвинуться влево и безопасно проехать мимо велосипедиста. Я жду, когда Дима уйдёт на обочину, но он продолжает крутить педали прямо, прижавшись к МАЗу. Зацепившись сеткой с едой, которая висела у него на руле, за кузов прицепа в районе заднего моста, он летит кувырком на землю. Через пару секунд я уже возле него, аккуратно снимаю с велосипеда. Бензовоз тоже останавливается. Водитель бежит к нам.

Мы с Андреем оказываем первую медицинскую помощь пострадавшему. Все участники марафона, кроме Манфреда, на месте происшествия. Кто-то из свидетелей отсылает к нам машину ГИБДД. Они по приезду вызывают скорую помощь из Кадникова. У Либуркина огромный синяк, частично скальпированный лоб. И он не сразу вспомнил, кто он и как здесь оказался. Постепенно к Дмитрию возвращается память. Врачи забирают его и велосипед в больницу. Остальные участники продолжают путь.

Только мы с Екатериной остаёмся вдвоём с сотруднками ГИБДД — даём свидетельские показания, выступаем понятыми при составлении протокола. Только через полчаса после других участников смогли продолжить свой путь. Догнали только Иво. Он не спешит — едет в своём темпе — много фотографирует. Перед поворотом на Тотьму ещё один лось - такой же, как на трассе Вологда-Липин Бор.

Сворачиваем на дорогу, ведущую к вотчине Деда Мороза - Великому Устюгу. В ближайшие годы здесь должны положить новый асфальт для удобства туристов. До Тотьмы, первого контрольного пункта ещё далеко, больше ста километров. Ветер то попутный, то боковой. Машин мало, еду рядом с Катей, рассказываем друг другу истории из своей жизни. За 2 дня, что ехали 600 км, много чего поведали друг другу и как-то породнились. Появилась у меня сестрёнка в Питере. С которой можно в любую погоду по любой дороге... И не страшно будет.

Первые спуски и подъёмы. Рельеф радует, по равнине было бы скучно ехать. Фото на память на границе районов у стелы. Почему-то многие подобные знаки отделены от дороги глубокими, поросшими крапивой, канавами. Видимо раньше фотографирование в таких местах было не популярным.

Ближе к вечеру добираемся до физкультурно-оздоровительного комплекса в Тотьме, где нас ждут. Перед самыми дверьми неожиданно спускает колесо. Как выяснилось позже, что-то случилось с ниппелем, который отказался дальше удерживать воздух в камере. Ставлю запасную камеру. Остальные участники не стали задерживаться в городе надолго и отправились дальше. Но Катя устала, и впереди участок дороги очень плохого качества. Ехать его в темноте не вижу смысла.

Обедаем в кафешке, после чего принимаем душ и спим до двух часов ночи. Гостеприимная хозяйка - сторож комплекса, угощает нас горячим чаем с пряниками. Прощаемся, и пообещав вернуться в следующем году, уезжаем в предрассветную дымку. Потрясающий красивый вид на Сухону в три часа ночи в разгар белых ночей. Ради этого стоило задержаться в городе.

Дорога идёт в сосновом бору, до посёлка им.Бабушкина асфальт приемлемого качества. Но потом начинается стиральная доска, такой ужас многокилометровыми кусками попадается до границы с Никольским районом. Где-то в этих краях сходит с дистанции Андрей Викторов. Он ночует в спальнике на обочине дороги, утром обнаруживает, что колени болят и ноги отказываются крутить педали. В ближайшем селе он ждёт автобус и возвращается в Череповец.

Потрясающие виды вокруг нас сглаживают впечатление от разбитой дороги. Вырвавшись на хороший асфальт, увеличиваем скорость. Выключается телефон. Зарядное устройство я забыл взять с собой в дорогу. В Никольске обещали баню, но к тому времени, когда нам удаётся добраться до райцентра, отставание от графика настолько велико, что мы отказываемся от помывки. Обедаем в столовой, в магазине покупаю зарядное устройство и оживляю свой телефон. Получаю кучу отчётов о непринятых звонках.

Читаю сообщения - архангелогородцы едут первыми, следом иностранцы. Мы выезжаем на юг, в сторону Костромской области. Дорога петляет по полям и лесам, автомобилей мало. На очередном подъёме начинаю медленно отставать от Екатерины. Потом на спуске доносится характерный звук - я еду на спущенном колесе. Кричу Катю, но она меня уже не слышит. И не оглядывается, занятая своими мыслями. Я остаюсь один со своим проколом. Рядом бензоправка — я пешком добираюсь до неё и начинаю снимать колесо. Обнаруживаю два прокола почти рядом. Заклеить такие очень сложно, но я попытаюсь. Несколько раз ставлю заплатки, но ничего не выходит. Выкидываю камеру. Две запаски использованы — у третьей камеры ниппель не держит. Неужели сход с дистанции?! Ничего подобного!!!

Ставлю камеру с бракованным ниппелем, вроде держит. Только отъезжаю — на встречу Катя педали крутит. Вернулась за мной, сестрёнка. Не бросила. Вот она — велосипедная взаимовыручка. Едем дальше. У меня через каждые километров десять подкачка заднего колеса. Но тем не менее мы продвигаемся дальше. Включаем фонарики - впереди короткая летняя ночь.

Неожиданно исчезает дорога. То, что по сути является трассой межрегионального значения - направление с кусками асфальта, выступающего из грунта. Даже автомобили с трудом преодолевают этот участок. Мы же вынуждены спешиться и пройти пару километров пешком. И оказываемся на посту ДПС — развилке на Шарью и Мантурово.

Предлагаю Кате продолжить путь на Шарью. Там вроде и дорога новее, и город побольше — а значит на станции дольше стоят поезда. Расстояние одинаковое, а значит свои 600 километров она проедет. Едем прямо. Мимо нас проносятся местные и не очень трезвые мальчишки на мотоциклах. Развозят девчонок после дискотеки домой. После очередной моей подкачки напарница не выдерживает и снова предлагает свою камеру. Ей остаётся до финиша пятьдесят километров, а значит запасные камеры в этот раз ей уже не пригодятся.

После этого я проехал больше 600 км до финиша без единого прокола. Намоленная Катей камера вынесла все испытания. Ну а тогда, ночью, наша скорость заметно возросла. Мы пересекли мост через Ветлугу. До Шарьи оставались считанные километры. Глаза слипались — велосипед мотало по всей ширине дороги. Я что-то бубнил себе под нос, а Катя вроде даже пела. Звук приближающейся машины заставляет прижиматься к обочине. Потом снова едем по центру трассы.

И вот, в утреннем тумане мы обнаруживаем город. Местная молодёжь разъезжается с ночного клуба по домам. Кто-то идёт пешком. И мы имеем возможность спросить у них дорогу до вокзала. Батарейки на Катином навигаторе сдохли, новые оказались бракованными. Впервые я оказываюсь на этом вокзале не проездом на поезде, а своим ходом на велосипеде.

На привокзальной площади находим кафе, набираем еды. Причём я столько, что потом доесть не могу. И при этом ужасно рубит в сон. Заваливается компания местных бабёнок, уже пьяных и ищущих мужское общество. Единственный мужчина в кафе — это я. Они пытаются привлечь моё внимание, но я их игнорирую. Тогда они пристают к Кате. Узнав, что мы не муж и жена, заявляют, что сейчас меня изнасилуют.

Если только изнасилуете, - думаю я, - сам то я сейчас ни на что не способен.

Удаётся вырваться от них только тогда, когда дал одной из них пощеголять в своём шлеме. И рассказал о том, кто мы и откуда едем. Дамы в восторге. У них в Шарье мужики способны только водку пить и о футболе судачить. Пригласили в гости, правда адрес не сказали. Позже Андрей Викторов, которому не везёт с женским обществом, жалел о том, что не добрался до Шарьи. Наверное на моём месте скоротал бы время в этой компании.

Узнаю расписание пригородных поездов до Мантурово. Чтобы мне вернуться на свой маршрут, необходимо дождаться 7 часов утра и ещё час на поезде ехать. Можно и своим ходом, увеличивая километраж. Позднее можно будет раньше финишировать. Но ведь поспать тоже нужно. Располагаемся в зале ожидания на жёстких креслах. Милиция нас не трогает, к вещам нашим никто не подходит. Уже потом понимаю, что в Череповце или в Питере нас уже давно бы ограбили или милиция выгнала бы на улицу, но ведь это Шарья. Здесь всё по-другому...

Прощаемся с Катей, надеюсь не навсегда. С такой отважной попутчицей интересно и надёжно ехать на любые расстояния. Забираюсь в поезд и там ещё полчаса дремлю. В Мантурово снова выхожу на маршрут. Судя по сообщениям, иностранцы ночевали здесь в гостинице. А значит я не на много отстал от них. И реально могу догнать. Асфальт в этих местах намного лучше, чем на границе областей, но далек от совершенства. Костромские дороги как нельзя лучше иллюстрируют одну из русских бед. Хотя к коттеджам идут идеально ровные дорожки, на подъездные пути к своим дачам местные чиновники денег не жалеют.

Алексей Болдырев присылает сообщение, что уже находится в  40 километрах от Костромы. Я же только подъезжаю к Макарьеву. В поисках воды сворачиваю в деревню. Местные подсказывают колодец у заброшенного дома. На окраине деревни я скидываю с себя одежду и с ведра ледяной водичкой принимаю душ. Меняю бельё — в свежей одежде сразу ехать становится легче. Да и запасы питьевой воды пополнил.

Впереди старинный город Макарьев. Оказавшийся вдали от главных транспортных путей страны, он влачит жалкое существование провинциального местечка. Местный монастырь привлекает туристов, возможно в будущем восстановят храм в центре города. Когда-то величественный, он был наполовину разрушен, как и многие религиозные объекты, в советское время.

В Макарьеве на обочине рекамбент Манфреда. Немец клеет камеру. Рассказывает мне о том, что это седьмой прокол — уже не осталось запасных камер. Да и заплаток мало. Подъезжает Иво — вместе с ним находим веломагазин, в котором нет даже ремнабора. Это очень плохо — я сам рассчитывал купить клей и заплатки. Обедаю в столовой. Иностранцы уезжают в сторону Костромы. Я чуть позже за ними, но потом сворачиваю на автобусную остановку и часок сплю на ней.

Не смотря на встречу с другими участниками марафона, я по-прежнему последний. Дорога идёт через костромские леса. На автобусных остановках сидят местные жители и торгуют грибами. Этот год урожайный для лесных даров. В прошлом году не то, что в июне, в начале осени люди возвращались с леса с пустыми корзинками. Я бы с удовольствием свернул в бор, но у меня другая задача. И я продолжаю крутить педали.

Еду в полном одиночестве весь оставшийся день — как же не хватает Кати, к которой привык за два дня. К следующему сезону куплю диктофон, чтобы наговаривать в дороге мысли, пришедшие в голову от нехватки общения. Получаю сообщение от питерской попутчицы, она едет в поезде, уже в Вологде. А мне до финиша ещё больше четырёхсот километров.

Посёлок Октябрьский. До Костромы ещё 100 км, а мне не хочется продолжать бревет. Наступает критический момент, я готов сойти с дистанции. Болят руки, ноги, спина. Но мысль о том, что даже иностранцы не испугались русских дорог, придаёт мне сил. Неужели русский капитулирует?! Устремляюсь в путь с новым рвением — мчусь под 30 км/ч с попутным ветром в горку, пока вокруг меня не начинается странный лес — деревья переломаны как спички. Вспоминаю об урагане, прошедшем в этих краях незадолго до нашего марафона. Так вот как выглядит лес после такой стихии. Хорошо, что это случилось не во время нашего заезда.

Вот и посёлок Судиславль — ну и горочки, на самой лёгкой передаче «танцую» на педалях и всё равно тяжело ехать — уклон горок не меньше 18-20 градусов. До этого преодолевали только 12-14 градусов. В сумерках любуюсь панорамой населённого пункта с вершины очередного холма. Дальше дорога вновь идёт по равнине, плавно снижаясь в долину Волги.

Взбираюсь на самый вверх и в очередной деревне вижу кафе «У Сан Саныча». Хозяин — южных кровей. Официантка вышколена — в Череповце работники подобных заведений в подмётки ей не годятся. Ну а пища — даже со скидкой на мой голод — просто изумительно вкусно приготовленная. Ещё и стоит всё это недорого. Посмотрев на большом экране футбол и набив желудок, выхожу на улицу, чувствую, клонит в сон. Рядом автобусная остановка, ну мне уже не привыкать... Разрешаю себе поспать пару часов — закутываюсь в спальник и засыпаю. В темноте не разглядел, что остановка недавно покрашена. Немного измазал спальник и левое ухо. Ничего, отмоется-отстирается. Изредка вздрагиваю, когда мимо проносятся грузовики.

По утренней прохладе преодолеваю километры, оставшиеся до Костромы. Областная столица ещё спит. Я проезжаю в центр города, делаю несколько снимков на память и переехав через Волгу, слышу звонок телефона. Это Паша Сеитов объявился — говорит, что подъезжает к Ярославлю. Искать контрольный пункт не будет, позавтракает и поспит немного за городом. Между нами 72 километра, отмечаю я, при желании можно нагнать. Иностранцы где-то рядом. А Алексей, похоже, уже пересекает границу Вологодской области. Потрясающая скорость у человека.

Дорога до Ярославля отличная — мчусь с приличной скоростью по красивым местам. Асфальт на обочине больше метра шириной, чувствую себя как на велосипедной дорожке. Наконец-то радость от кручения педалей испытываю. Пересекаю границу областей. В Левашово останавливаюсь сфотографировать храм. Местные жители принимают меня за иностранца. Я подыгрываю им, общаюсь на английском. Но потом признаюсь в том, что я свой. Смеёмся над розыгрышем. И снова в дорогу.

В поселке Придорожный заезжаю за водой в кафе. Тут меня нагоняет Манфред. Пару минут общаемся. Манфред остаётся ждать Иво. Они ночевали в Костроме, теперь нагоняют других участников бревета. После поворота на аэропорт ремонт дороги. Да и весь город накануне юбилея перестраивают. Местами одностороннее движение. Я благополучно преодолеваю все опасные места и по знакомым улицам еду в центр. Остановку делаю у кремля, потом традиционный крюк по верхней набережной и я пересекаю Волгу по новому мосту. Выхожу на федеральную трассу Москва-Архангельск.

Благодаря интернету у меня появилось много знакомых в разных городах России. Звоню одному из них в Данилов. Он хозяин кафе, просил его контрольный пункт организовать, но он не согласился. Хотя если мимо проезжать будешь, написал он мне, заезжай - накормлю. Я решил воспользоваться этим козырем. В итоге через два часа, когда я паркую свой велосипед у дверей его заведения, меня ждёт ароматный омлет и огромный стакан домашнего компота. Благодарю хозяина и его жену за обед. Отдохнувший, возвращаюсь на трассу.

В селе Пречистом мне необходимо свернуть в сторону Кукобоя, где согласно легенде местных жителей находится родина бабы-Яги. Места действительно глухие, дорогие пустые, в деревнях народа тоже мало. Но я уже намотал столько лишних километров, что решаю ехать прямо. Въезжаю в Вологодскую область. В Грязовце оставляю у знакомых лишние вещи, через несколько дней они привозят их мне в Череповец. Последние сорок километров еду налегке.

Участок федеральной трассы М8 от Вологды до Грязовца — родной для вологодских велосипедистов. Широкая асфальтированная обочина, обилие подъёмов и спусков, умеренная протяжённость — всё это делает участок дороги удобным для шоссейных тренировок. Но и для череповчанина, который многократно проехал по маршрутам марафонов, совпадающих с этой магистралью, он тоже хорошо знаком.

Под колёсами велосипеда с момента старта уже двенадцатая сотня километров и четвёртый день в пути. Но я, подкрепившись булочкой, и поговорив с женой по телефону, обретаю второе дыхание. Ветер попутный, настроение приподнятое. Немного сводит ноги, крем уже не помогает. С другой стороны, перестала болеть пятая точка, и это не может радовать.

В районе реки Комела меня обгоняет губернаторский кортеж. Возможно, возвращается с дачи. Хорошая погода в этот воскресный вечер. Много отдыхающих на берегу реки. И никому дела нет до одинокого велосипедиста, вкручивающего в горки, приближаясь к областной столице.

Последний затяжной подъём у поворота на станцию Лоста. Памятный знак «Вологда» при въезде. Я победно вскидываю руки вверх и останавливаюсь. Делаю снимок для истории. Это финиш. Я преодолел бревет протяжённостью 1200 километров — велосипедный марафон по правилам международной организации отважных людей, бросающих вызов человеческим возможностям.

В итоге я финиширую вторым, через три часа после заблудившегося Алексея Болдырева. Павел финиширует уже ночью. Иностранцы приезжают в Вологду рано утром. Я уже не встречаюсь с ними, ночую дома у Виталия. Общаюсь с другими участниками по телефону. На электричке еду в Череповец.

Я еду по улицам города и понимаю, что вокруг суетятся тысячи людей по своим пустяковым делам.  И никто даже не подозревает, что я проехал за 81 час 15 минут по убитым российским дорогам на велосипеде.  Я победил!!! Пусть не первый пришёл к финишу, пусть были огрехи в организации, но я победил!!! Победил самого себя, свою лень, свой организм.

Впереди ещё два бревета и я заслуженно стану первым вологодским суперрандоннёром. Первый из них на 600 километров.


"Ярославская жара"

Накануне бревета я в компании супруги и её подруги всю ночь пил пиво и играл в карты на нашей даче. Может кого-нибудь этот факт и удивит, но ничто человеческое нам, веломаньякам, не чуждо. Рано утром я уехал на работу, в мастерской всю смену пытался поспать, но как назло, технологи постоянно что-то ломали и приходилось идти на заявку. А после смены я присел на дорожку и подумал об отмене марафона.

Уже больше месяца над европейской частью страны ярко светило солнце, сжигая всё, что попадётся ему под лучи. К тому же внезапно налетали ураганы, ломающие деревья, как тростинки. Все, кто рассчитывал проехать этот марафон со мной, передумали. Может и мне перенести его на более прохладное время?! Но я не привык отступать перед такими мелочами. Магазинов и других источников воды по дороге много, от обезвоживания не пострадаю.

Стартую прямо от подъезда. По Северному шоссе выезжаю к посту ДПС. В Тоншалово покупаю бутылку воды и бананы. Вода заканчивается ещё до Шексны. В посёлке нахожу кафе, съедаю холодный борщ и покупаю ещё одну бутылку воды. Чувствую, что днём будет адская жара, поэтому рассчитываю проехать как можно больше километров ночью.

Федеральная трасса Вологда - Новая Ладога после капитального ремонта идеально ровная, ехать по ней одно удовольствие. Я с попутным ветром вкручиваю в горки, на спусках отдыхаю. Следующая остановка в Чернеево. Собираются местные мальчишки на велосипедах - засыпают меня вопросами. Удовлетворяю их любопытство и снова в путь.

Добираюсь до Вологодского района, нахожу надпись, оставленную Андреем Викторовым и Алексеем Ульяновым во время майского похода по области. Я добрался сюда быстрее их, но и цель поездки у меня другая. Звоню жене. Она обзывает меня сумашедшим. Что ж, я и без неё это знаю.

В Вологду заезжаю уже в темноте. Затариваюсь водой на Окружном шоссе и миновав пост, устремляюсь по ночной трассе в сторону Ярославля. По широкой асфальтированной обочине катится легко даже в темноте. Какая-то машина сигналит мне, позднее узнаю, что это знакомый велосипедист из областной столицы Антон Березин меня приветствовал. Недалеко от реки Комела случается беда - спускает заднее колесо. При свете фонарика клею камеру. Через несколько километров колесо снова спускает. Проверяю - оказывается, плохо проклеилось. Приходиться повторить операцию.

Ещё несколько километров в темноте, луч фонарика не даёт полного представления о дороге. Я решаю прилечь на час поспать. На маленькой неудобной лавочке, свернувшись калачиком, скорее дремлю, чем сплю. Покидаю автобусную остановку, едва на горизонте посветлело. Добираюсь до кольца у Грязовца. В "Баранке" пью кофе и еду дальше. Прохлада бодрит, поля затянуты белым молочным туманом. Из этой пелены, словно фантастические строения, торчат объекты компрессорной станции газопровода.

Начинается полоса уничтоженного ураганом леса. Этот прошёл 27 июня на следующий день после дня рождения Вологды. Аномально жаркое лето вызвало в России аномальные бури. Последствия другого урагана, как я уже писал, попадались мне в июне на марафоне "Белые ночи" под Судиславлем в Костромской области. Нормальный лес начинается перед границей областей. Последствия бури на Ярославщине заметны лишь в районе Тутаева.

Федеральная трасса, почти пустынная в воскресное утро, ведёт меня на юг. В районе Пречистого много припаркованных на обочине грузовиков. Водители ещё спят. Попадаются местные жители на велосипедах. Как говорится, для них это средство передвижения, а не развлечение. Фотографирую колоритную бабушку в панаме и с сумочкой, неизвестно куда крутящую в половине восьмого утра.

Медленно встаёт солнце и начинает припекать. Данилов объезжаю по трассе, решив терпеть до Ярославля, где можно будет нормально поесть. В одиннадцать часов пересекаю мост и оказываюсь в центре города. Он непривычно пустой, в воскресный день все на природе спасаются от жары. Снимаю деньги в банкомате и еду в Дзержинский район, где ещё ни разу не бывал. По центральной улице попадаю прямиком на Рыбинское шоссе, где нахожу кафешку и обедаю. Хозяин заведения рассказывает, что накануне у них обедал велотурист из Нижнего Новгорода.

А жара тем временем набирает обороты. Но я еду с большой скоростью и ветер охлаждает моё тело. Дорога начинает петлять по тутаевским холмам, то крутой подъём, то головокружительный спуск. Именно здесь я развил максимальную скорость в сезоне - 69,6 км/ч. И именно здесь, на Николиной горе у меня спускает колесо. От жары расплавляется резина камеры, её пробивает возле ниппеля и приходится ставить запаску.

Следующую камеру выкидываю уже в Рыбинском районе. Последняя запаска заклеена в пяти местах. Ставлю её, аккуратно заправляю в шину, чтобы не повредить об обод. Она не держит воздух. Проклятие какое-то!!! До города около двадцати километров, в шесть часов закроются все магазины, и это похоже на сход с дистанции.

На автобусную остановку выходит девушка и пытается остановить попутку, все игнорируют её. Я вожусь с камерой, вроде всё в порядке. Почему тогда не держит?! Так и сидим вдвоём с девушкой, никому не нужные. Решаю помочь ей, выхожу на трассу прямо перед рейсовым автобусом. И он останавливается. До этого я узнал у девушки, что через пару часов она рассчитывает вернуться обратно, едет деньги снимать в банкомате. Прошу купить её камеру в спортивном магазине рядом с автовокзалом.

Когда автобус исчезает на горизонте, качаю ещё раз колесо... И, о чудо!!! Ниппель держит!!! Я еду дальше!!! Надеюсь, что девушка не купила мне камеру. А если и купила, то сильно не ругала меня, вернувшись на ту остановку. Может быть, даже оставила камеру на память...

Я же добираюсь до магазина перед самым его закрытием. Нужной камеры у них нет, но есть кое-что поинтереснее. Хозяин магазина в белой футболке с рисунком: силуэт России с велосипедистом и надпись "ВЕЛАРУСЬ". Я сначала подумал - глючит от жары. Ан нет, оказывается в Рыбинске существует небольшое сообщество велосипедистов под таким названием. Сообщил ему о существовании нашего клуба и хотел пообщаться, но он ретировался в подсобное помещение.

А я поспешил в другой магазин. Огромный магазин "Старт" отличается от череповецкого только размерами - наш меньше. Но продавцы и ассортимент тот же. Камеры на 28 дюймов только с автомобильным ниппелем. Незадолго до марафона передний обод я расточил под большой сосок, и решение приходит быстро. Переставляю камеру с переднего колеса назад, а вперёд ставлю новую камеру с автомобильным ниппелем. Ненадёжную камеру с заплатками убираю в рюкзак, вдруг ещё пригодится.

Проезжаю через центр Рыбинска и мост через Волгу. Покупаю квас и купаюсь в реке. Она обмелела и вода пахнет тухлятиной - много мёртвой рыбы на обнажившемся дне. Случайно знакомлюсь с уральскими земляками - они несколько лет назад переехали из-под Магнитогорска в Рыбинск. Да, в очередной раз убеждаюсь в том, что земля маленькая. Мимо проплывает теплоход, который отплывал при мне в Ярославле. Вот это скорость - корабли обгоняю.

Еду в сторону Пошехонья. Неожиданно меня обгоняет велосипедист на шоссейнике. Он оглядывается на меня и пристраивается рядом. Оказывается, полиатлонист. Выехал на тренировку. Минуты две общаемся, но постоянно сигналят машины. Два велосипедиста занимают пол-полосы. Рыбинец улетает вперёд, я потихоньку кручу педали.

Снова знакомые участки дороги. Здесь я уже был во время путешествия вокруг Рыбинского водохранилища. Ветер теперь штормовой попутный - скорость возрастает, не смотря на усталость. Солнце клонится к горизонту, а я делаю привал в Пошехонье. До финиша чуть больше ста километров. Одна шестая часть бревета, и самая быстрая.

Я еду домой. Буквально лечу по трассе. Вспоминаю слова Паши Сеитова о том, что восхищён моей способностью выдавать ускорение на финише после сотен километров, оставшихся позади. Вот и в этот раз я держу среднюю скорость около 30 км/ч, останавливаюсь размять ягодицы и хлебнуть воды побольше.

В Гаютино заезжаю в уже родной "Дом охотника и рыбака" - кушаю на триста рублей - солянка, огромный кусок свинины с картофелем, кофе. После ужина становится тяжело, ехать дальше не охота. Но я побеждаю лень и выезжаю в темноту. Фонарь не включаю - на небе огромная яркая луна, дорога бетонная и хороша видна без дополнительного света. У меня горят лишь задний габарит, чтобы меня видели обгоняющие автомобили.

В Щетинском тенью пролетаю мимо местных девчонок, возвращающихся с дискотеки. Позади слышу испуганный визг, видно приняли за привидение и сильно напугались. Еду дальше с чувством вины и после этого в каждом населённом пункте включаю налобный фонарь. Вот и Мякса, вот и родник, где я набираю воды в опустевшую бутылку.

В Починке отмечаю 600 км на экране велокомпьютера - время 01:20. 31 час 20 минут с момента старта. Последнюю горку - Гритинскую, преодолеваю уже с трудом. Задача выполнена и тело уже хочет расслабления.

В городе ещё попадается народ - пьют пиво тёплой летней ночью. Я тоже покупаю бутылочку и выпиваю у подъезда. Потом заползаю домой и падаю в постель. Жена что-то недовольно бормочет. Видно посылает меня в душ. Но я её уже не слышу. Я сплю и вижу сладкие сны...


"В гости к Бабе Яге"

Свой последний бревет в этот году планировал проехать в середине августа. Но сначала поменялись планы - собирался ехать в Москву на концерт группы "Ключевая". Потом выходной совпал с дождливым днём. В итоге марафон осуществился совершенно неожиданным образом.

В тот день мы с женой немного повздорили и я уехал из дома покататься за городом. Доехал до родника, там решил продолжить путь до Мяксы. Показалось мало - через час пересёк границу областей. К тому времени уже решил, что поеду через Пошехонье на Кукобой и далее по маршруту бревета.

Через хорошо знакомое мне село Пошехонье я ехал в самые глухие места Ярославщины. В сказки я не верил, но ночью бы сюда не поехал. Деревни попадаются редко, чаще заброшенные. Голодными сворами бегают одичавшие собаки. Но днём, особенно в солнечную погоду, здесь потрясающе красивые пейзажи. Жаль, что в этот раз я не взял с собой фотоаппарат, да и сотовый был в ремонте. Временно приходилось пользоваться старым аппаратом, который только звонил и сообщения слал.

Из прошлых веков до наших дней дошла легенда о таинственной, безымянной старушке, проживающей в глубине труднопроходимых болот. Редко кому удавалось увидеть её, т.к. она часто меняла места своего обитания. Но там, где она селилась, происходили таинственные вещи. Места эти были как бы заколдованы: путники блуждали по лесу и не могли найти выход, слышали странные звуки. Все боялись этих мест, обходя – крестились. Кому-то удавалось увидеть сгорбленную хромую старуху неопределённого возраста с посохом в руках. Избушка, в которой она обитала, представляла собой маленькую лачугу с перекошенной дверью и одним отверстием вместо окна.

В Кукобое действует музей Бабы-Яги, единственное в селе стабильно работающее предприятие. Туристы пока не особо облюбовали эти места. Но поток желающих ознакомиться с местными достопримечательностями растёт, восстанавливается Спасский храм, обещают отремонтировать дорогу.

К вечеру я достиг Вологды. Далее ехал в сторону заката по федеральной трассе. Дождался звонка от жены - разговор закончился словами - вернись, я всё прощу. И я вернулся - уже в темноте, через шестнадцать с половиной часов после старта. Проезжая пост ДПС на Кирилловском шоссе, с грустью подумал, что в начале сезона ожидал другой финал этого марафона.

Ни встречающих, ни цветов и шампанского... Совершенно буднично я финишировал в последнем бревете суперрандоннёрской серии. Историческое событие областных масштабов - появление первого веломарафонца на Вологодчине, проехавшего всю серию бреветов по международным правилам, осталось незамеченным. По крайней мере, в тот момент.

Впереди новый сезон. Возможно, уже в следующем году мы официально зарегистрируем свой клуб. Возможно, результаты новых марафонцев будут лучше наших. Хотя смысл наших пробегов не в скорости. Но первые бреветы навсегда останутся в нашей памяти. И эти записки, пусть и не очень талантливо написанные, помогут нам в этом.

Я не прощаюсь...