На гауптвахте

Виктор Светозарский
Заступая дежурным по части, командир батареи оставил меня за себя. На следующее утро и.о.командира полка ставит командирам батарей задачу по приведению в порядок помещений казармы и закреплённой территории. Я, соответственно, поставил задачи перед командирами взводов и старшиной батареи. До обеда контролировал процесс уборки, а перед обедом, получив инструктаж у начальника штаба, предписание и оружие, убыл готовиться для заступления в гарнизонный наряд.

Отстояв сутки в наряде, прибыл на службу в свой полк. Утро не предвещало ничего плохого. И.о. проводит развод офицеров, ставит задачи и вдруг выводит меня из строя и...
- За не выполнение приказа по наведению порядка на закреплённой территории ст.л-ту Светозарскому объявляю трое суток ареста!
Я весь в удивлении. Однако, как положено отвечаю:
- Есть трое суток ареста!
Понимаю, что этот майор недолюбливал замполитов, хотя нашему всю задницу облизал только чтобы в Академию пробиться. Меня тоже голой жопой не испугаешь, а уточнить "За что?", сам Бог велел.
- Тов.майор, а за что? Я Ваше распоряжение довёл, за себя человека оставил и, как Вы прекрасно знаете, сам убыл в гарнизонный наряд. Это первое. А второе: за Вашу формулировку "неисполнение приказа" меня судить надо, а не на гауптвахту сажать.
- Хорошо старлей...
- Тов. ст.лейтенант, тов.майор!
- Хорошо, тов.ст.л-т, формулировку изменю: за несвоевременную уборку на закреплённой территории. Устроит?!
- Так точно! Разрешите убыть на гауптвахту?!
- Я проверю: сидите Вы или нет!
- Проверяйте!

Получив предписание в строевой части, пошёл готовиться к посадке на губу. Я не торопился, решив, что пообедаю дома, а после обеда можно и сесть. Мог все эти три дня и дома провести, так как внештатным комендантом гарнизона был мой сосед по подъезду, майор из артиллерийского полка. Отличный человек.

Дома отдохнул, пообедал, переоделся, собрал сидор и пошёл садиться. С другой стороны, отдохнуть трое суток от этого придурка, пока он и.о. командира полка, очень даже неплохо. Тот декабрь выдался на редкость морозным. К караульному помещению прибыл розовощёким и довольным. Передал начальнику караула документы, подтверждающие, что я действительно арестован, а не занимаюсь"самодеятельностью".

Офицерские камеры находятся отдельно от камер военнослужащих срочной службы. Особенностью является то, что офицерские камеры не закрываются и часовой на охрану не выставляется. В камере уже сидел один комвзвода из нашего полка, а после ужина прибыл и ещё один и тоже наш! Лютует и.о. Трое - уже весело! Карты есть, бумага, ручка есть - можно в преферанс играть! Вечером начальником караула заступил мой знакомый комвзвода из мотострелкового полка, который и запустил ко мне моего друга Витьку Солдатова, принесшего две бутылки водки и закуску. Начальник караула организовал горячее и чай. Отсидка началась...

Играли в преферанс, пили водку, закусывали и много курили. Утром в камеру зашёл комендант гарнизона.
- Сосед, а ты что здесь делаешь?! - удивился он. - Иди домой. Нечего место занимать!
- Спасибо, тов.майор. Наш и.о. обещал проверить. Потом всем неприятностей хватит. Та ещё гнида. Мне не в тягость - отсижу.
- Ну, как знаешь. Жалобы есть? Если по поводу, что холодно, то это уже не знаю к кому. Всем доложено, а толку нет.
Да нет у нас никаких жалоб. Спать одетыми привыкли ещё с училища, накрываться матрасом, чтобы не замёрзнуть, так тоже не впервой....

На другой день, перед обедом, объявился начальник политотдела дивизии.
- А это что такое?! - вытаращился он на меня. - Замполит на гауптвахте?!
- Так точно, тов.полковник!
- За что?!
- За не выполнение приказа командира полка!
Я думал его "кондратий" хватит.
- И Вам не совестно?! Какой Вы пример показываете всем остальным? Позор! Срам! Неужели нисколько не стыдно?!
- Никак нет! Вам же не стыдно, что у Вас под носом на гауптвахте нет воды, чтобы умыться, система отопления замёрзла и люди отсюда выйдут больными, особенно солдаты. Нет свежих газет, а здесь четыре офицера сидит и мне, как замполиту, читать нечего. Это, как я за три дня от жизни отстану, что мне подчинённым рассказывать. Посмотрите на чём и как спим. И это Вы меня насчёт "стыдно" спрашиваете?...
- Как Вы смеете так со мной разговаривать? Забываетесь!
- Как Вы со мной, так и я с Вами. Добавить хотите? Не откажусь - рад буду. -  Меня уже понесло.

Начальник политотдела что-то пробормотал невнятное и покинул офицерский отсек. После его посещения на губе ничего не изменилось, но этот разговор мне даром не прошёл и отрыгивался ещё несколько лет...

Вечером, перед последней ночью, снова пришёл Виктор и принёс бутылочку водки. Нас оставалось трое. Хорошо прошла. В камере было холодно, поэтому водка пришлась как раз кстати.
Утром начальник караула попросил нас освободить камеру в связи с окончанием срока наказания. И.о. командира полка так ни разу и не проверил: сижу я или нет. Даже в караул не звонил.

Выйдя на "свободу с чистой совестью", я не кинулся в любимый полк, а спокойно провёл этот день дома. И.о. не счёл нужным извиниться за необоснованный арест. Это было моё первое и последнее знакомство с гауптвахтой.

Воистину сказано: от сумы и от тюрьмы не зарекайся!