Рецензия на фильм Большая жратва

Татьяна Пономарева
«Большая жратва» (Франция, Италия).
Режиссер фильма - Марко Феррери.
Снят в 1973 году.
Актерский состав: Марчелло Мастрояни, Филипп Нуаре,
Мишель Пикколи, Уго Тоньяцци, Андреа Феррел и др.


Феррери использует интересный прием и называет героев настоящими именами звезд – Марчелло, Филипп, Мишель и Уго.

У героев фильма, а это четыре респектабельных буржуа,  есть все: положение в обществе, деньги, карьера, но как и большинство людей – они ненасытны. Устав от бессмысленного существования, летчик, повар, судья и телевизионщик решают покончить жизнь самоубийством, а уйти из жизни они собираются весьма изощренным способом: от переедания и от сексуальных излишеств.

Итак, пирушка начинается:
в роскошном особняке Филиппа подаются изысканные деликатесы, льются рекой лучшие французские вина. Чтобы не было скучно, приглашаются на пиршество три проститутки и благовоспитанная учительница, соседка Филиппа. Что интересно: продажные женщины скоро покинут этот дом, получив несварение. А вот школьная учительница... ей, похоже придется по вкусу то, что здесь будет происходить. Она на равных с мужчинами будет принимать участие по всех застольях, будет совокупляться со всеми героями по очереди, и как ни странно, выйдет из этой жуткой оргии нисколько не пострадавшей. 

Феррери высмеивает здесь не только сытых буржуа, но и людей (а в фильме это учительница, которую играет Андреа Феррел), которые хотят стать частью буржуазного общества. В итоге,  и они становятся такими же неуемными пожирателями всего, что можно только потребить.

Пиршество в самом разгаре. Постепенно дом превращается в хлев, а изысканное застолье  в жратву. «Жратва» в фильме Феррери  - это символ существования общества потребителей.

Режиссер не стесняясь, а иногда даже смакуя (если вообще здесь уместно это слово), показывает нам все физиологические реакции человеческого организма (рвоты, отрыжки, акты дефекации и т.д). Сцены до того натуральные и отвратительные, что вызывают резкое неприятие увиденного. А герои все не останавливаются, они никак не могут насытиться ни едой, ни сексом -  они все жрут и жрут, пока один за другим не погибают.

Фильм Феррери  -  злая сатира на типичных представителей общества потребления, общества бездуховного, которому и суждено, по мнению режиссера, пожрать себя изнутри. Многие писатели, поэты, философы и историки того времени нередко изображают  мир как абсурдный, как царство зла, подавляющего и уничтожающего человека. А современное ему общество, как антиэстетическое общество. 

Что ждёт бездуховное общество в будущем? Эта нам и показывает режиссер. Вот только видеоряд, с помощью которого он доносит до зрителей эту мысль, откровенно шокирует. Пройдет несколько дней после просмотра этого фильма и только тогда, возможно, у некоторых  сформируется правильное «послевкусие» от картины.

Это "зрелище" стоит посмотреть, хотя бы потому, что на Канском Фестивале фильм произвел эффект подобный взрыву. Мнения зрителей разделились. Большинство зрителей восприняли эту картину буквально и поднялась волна возмущения увиденным. А вот некоторые кинокритики тут же нарекли этот фильм шедевром. Прошло время и страсти улеглись, но скандальный фильм Марко Феррери «Большая жратва»  вошел в состав  коллекции  Золотого фонда мирового кино.

Что касается моей скромной персоны и личного восприятия этой картины, пожалуй, вольюсь тоненькой струйкой в поток обывателей, ханжей и блюстителей нравственности, которые считают, что фильм несмотря на свой глубокий смысл и идею, своим воплощением являет собой достаточно пошлое и отвратительное зрелище.