Прогулка по Курортному бульвару, ч. 2

Вита Дельвенто
(1 часть здесь: http://www.proza.ru/2010/09/05/1097)

*

Вечера в Кисловодске дивные и абсолютно на любой вкус: хочешь - веселись, хочешь - уединяйся в уютной тишине и приятной компании. Пятачок во дворе Нарзанной галереи как раз то самое место, где вечер хорошо коротать за неспешной беседой.

Стена, в которую упирается взгляд на (заглавной) фотографии - это обратная сторона Курортной библиотеки. И с той, другой стороны, сейчас оживление и веселье: картинные позы под канонаду фотозатворов принимает "статуй" на ступенях, по бульвару дефилируют принарядившиеся люди, из многочисленных ресторанов доносится музыка - в основном, живое исполнение (причем, на очень высоком уровне), бурлят какие страсти-мордасти итд.

А тут тишина и умиротворение.
И даже кажется, что вот прямо здесь Михал Юрьич и исходил на строки:


«Здесь все дышит уединением, здесь все таинственно — и густые сени липовых аллей, склоняющихся над потоком, который с шумом и пеною, падая с плиты на плиту, прорезывает себе путь между зеленеющими горами, и ущелья, полные мглою и молчанием, которых ветви разбегаются отсюда во все стороны, и свежесть ароматического воздуха, отягощенного испарениями высоких южных трав и белой акации, и постоянный, сладостно-усыпительный шум студеных ручьев, которые, встретясь в конце долины, бегут дружно взапуски и, наконец, кидаются в Подкумок».


Но нет.
Как бы не рисовало воображение элегантных аристократичных дам и кавалеров, прогуливающихся во времена Лермонтова вечерами по всему этому великолепию - по бульвару, на фоне Колоннады и дальше, в парк, ничего такого и в помине даже не было.

И восхищался Лермонтов вот примерно этим:


а почти всё сосредоточение тогдашней культурной жизни выглядело примерно так:



Это Ресторация Реброва - одна из тех построек, с которых и начался Кисловодск. Именно там Лермонтов и присматривал типажи для "Княжны Мери" и дотошно записывал по ходу свои наблюдения в дневник к Печорину:

«В ресторации, построенной на холме, в нескольких шагах от моей квартиры, начинают мелькать вечером огни сквозь двойной ряд тополей; шум и звон стаканов раздается до поздней ночи».

«Вчера приехал сюда фокусник Апфельбаум. На дверях ресторации явилась длинная афишка, извещающая публику о том, что вышеименованный удивительный фокусник, акробат, химик и оптик будет иметь честь дать великолепное представление сегодняшнего числа в восемь часов вечера, в зале Благородного собрания (иначе — в ресторации); билеты по два рубля с полтиной».


И именно там сейчас (вернее, в том, что от этой ресторации осталось после всех перестроек), без суда и следствия, за решеткой мотает свой неограниченный срок Печальный Демон, дух изгнанья (без слез не взглянешь!)

http://i060.radikal.ru/1009/8c/281cae1addcf.jpg
(автор этого фото denis-bobkow)


Так вот: этой замечательной галереи -



при Лермонтове не было. Он слишком рано умер, и строить ее начали уже спустя 7 лет после его смерти - в 1848 году (и строили аж 10 лет).

По ту пору новым кавказским наместником стал князь М.С. Воронцов (и дворец в Алупке - ну тот, который Воронцовский) у него уже был. И, видимо, так ему он нравился, что строительство Нарзанной галереи было поручено не бьющимся над проектом ни один уже год братьям-итальянцам Бернардацци, а как раз тот, алупкинский, дворец и построившему, хорошо прижившемуся на Кавказе, англичанину Уптону Самуилу Ивановичу (папу то его на родине, в графстве Нортгемптоншире (я даже понимаю, почему он оттуда уехал: язык сломал, отвечая на вопрос, где он живет), Джоном звали, но это ж прям не по-русски как-то, вот и стал Самуил Иванычем) :-)

И придушила, видать, как раз тогда Иваныча недетская ностальгия по родному графству Нортгемптонширу, и выстроил он в Кисловодске Нарзанную галерею в стиле средневекового английского готического романтизма.

Да и славно.
Ничиго так получилось, симпатишно.



Мне недавно на глаза попались совершенно уникальные старинные открытки (вот только жаль без дат). На них запечатлены изумительные вещи.

Вот, например, как было вокруг галереи, когда ее только построили:



Отсутствие деревьев и других построек позволяет хорошо ее рассмотреть.
Прямо на нас с фото смотрит - да, Курортная библиотека (но, справедливости ради, скажу, что поначалу в ней были кабинки с ваннами для приема нарзана, и там принимали ванны, пока не выстроили для этих целей большое отдельное здание:


Одной только готичностью постройки Уптон, кстати, не ограничился, а раскреативился и дальше: здание в своем очертании имеет форму ключа - такая вот игра слов - ключ к нарзанному ключу.

А вот первозданный внешний вид галереи (и "скверЪа"):



Вот как хотите, но сейчас мне больше нравится :-)


Фонтан, кстати, до сих пор жив:



И детей (и фотографирующихся) из него не вытащишь :-)



потому как там вода и плюющиеся жабы :-))



По всей видимости, остальные дома подтянулись за галереей довольно быстро, потому что уже на прилично старой открытке Вокзальная улица (в девичестве - Ермоловский проспект... и надо ж было переназывать!) выглядит практически точно так же, как и сейчас:



(вон, справа, крылечко библиотеки, на которой позирует статуй), а слева вход в "Аптеку", которая расположилась в здании санатория "Нарзан", а еще левее (тут не видно) - клумба, а дальше еще и еще...


Разве что брусчатку обновили, да прожекторы в "пол" вставили для подсветки, а так тоже самое. И если идти прямо, то как и тогда, придешь на вокзал :-))

И еще немного о "нутрях" галереи.

Сейчас там в ряд "автопоилки" с разным Нарзаном, которого пей, хоть упейся, но в бутылку ни-ни! (так и приходится брать с собой пару пивных пол литровых пластиковых стаканчиков, наполнять их под завязочку - в стаканчики то можно - а потом выходить и переливать содержимое в бутылку, ибо жить на Нарзанном ключе и покупать наполовину разбавленный бутилированный Нарзан в магазине никак не укладывается в мою систему ценностей) :-)

А между автопоилками, там стоит эта мраморная "Галатея":



А в галереи раньше было так:


и Нарзан вообще продавали :-)

Вот то куполообразное строение в конце фото - это непосредственно сам Нарзанный колодец (разумно закрытый стеклом от тех граждан, кто не знает пословиц) :-)


Он и сейчас там стоит точно такой же:


и водичка богатырская все так же булькает в нем:


А вот как он появлялся:


А вот таким был раньше выход из Галереи к Ресторации:



Нынешний мне нравится ощутимо больше :-)



если идти из Галери в парк, то на фото направо - а потом уже все время прямо, потому что парк там дальше аж до самого до Эльбруса :-))


В общем, Кисловодск год от года все хорошеет, и это очень приятно :-)