О кодексе чести и ещё об одном - косматом

Валерий Максюта
Вообще-то  учился  я  хорошо.  Даже,   можно  сказать,  очень  хорошо.  Но  учиться  не  любил.  Просто  у  меня  примерно  до  восьмого  класса  всё  как-то  само  собой  получалось  почти  без  усилий.  Уже  гораздо  позже  я  понял,  что  я  не  любил  не  учиться,  а  когда  меня  учили,  т.е.  не  любил  быть  объектом  обучения.  Вне  школьной  программы  я  прочитал  огромное  количество  книжек,  в  том  числе  научно-популярных,  какие  только  попадались  под  руку.  Наверное,  это  как-то  содействовало  и  облегчало  освоение  школьного  материала  и  делало  школу  в  моих  глазах  почти  ненужной.

 Посещение   школы  воспринималось  мною  как  тупое  и  длительное  мучение,  о  котором  лучше  было  вообще  не  думать,  чтобы  зря  не  расстраиваться.  Время,  проведённое  в  школе,  я  считал  жестоко,  несправедливо  и  безвозвратно  вырванным  из  жизни.  Ситуация  отягощалась  ещё  и  тем,  что  я  был  бессменным  председателем  совета  отряда.  Правда,  никто  мне  не  объяснил,  что  такое  совет  отряда,  и  никто  не  спросил  с  меня  ничего  за  председательствование  в  этом  совете.  На  практике  моя  роль  свелась  к  ношению  на  левом  рукаве  двух  красненьких  лычек.  Это  было  нетрудно,  но  всё-таки  добавляло  какой-то  тяжести  к  общему  недоумению,  что  вообще  я  тут  делаю.

  И  ещё  один  момент.  На  почти любой  классной  фотографии  меня  помещали  рядом  с  классным  руководителем.  До  сих  пор,  когда  я   показываю  кому-нибудь  эти  снимки,  меня  так  и  тянет  оправдываться,  что  я  вовсе  не  лип  к  учителям,  наоборот,  это  они  хищно  высматривали  меня  в  толпе  и  приказывали  сесть  рядом.

  Настоящая   жизнь  была  на  берегу  моря – чаще  всего  у  Артиллерийской  бухты,  ближайшей  к  моему  дому  на  Большой  Морской  улице.  Там  можно  было  половить  рыбу,  позагорать,  соорудить  плот  из  куска  забора,  позаимствованного  на  ближайшей  стройке,  выкрасить  лодку  для  какого-нибудь  частника и  получить  в  награду  за  это  другую  лодку,  чтобы  вдоволь походить  на  ней  по  бухте  в  компании  весёлых  друзей…  Но  понятно,  что  доступ  к  этой  вольнице  надо  было  как-то  обеспечивать  и  гарантировать.  Надо  было  организовать    жизнь  так, чтобы  родители  не  давали  воли  своему  любопытству,  когда  замечали  какие-то  отклонения  в  моём  внешнем  виде.  А  я  мог  прийти  домой  с  царапиной  или  синяком  на  физиономии,  со  сбитыми костяшками  на  пальцах,  со  слегка  припухшим  носом,  а  то  и  с  явными  следами  купания  в  одежде  в  самый  неподходящий  сезон…  И  мне  действительно  удалось  организовать  свою  жизнь  так,  чтобы  родители  не  замечали  (или  делали  вид,  что  не  замечали)  этих  бытовых  деталей.

 Методом  проб  и  ошибок  я  выяснил,  что   для  этого  необходимо  было  только  одно – приносить  домой  хорошие  отметки.  Это  я  и  делал.  Довольно  легко.  Но  существование  чудес  -  вопрос  спорный,  и  иногда  приходилось  возвращаться  домой  с  четвёрками. А  надо  сказать,  что  дома  у  меня  хорошими  отметками  считались  только  пятёрки.  У  родителей,  особенно  у  отца,  были  твёрдо  сложившиеся  взгляды  на  значение  каждой  из  школьных  отметок.  Он  немногословно,  но  веско  и  неоднократно  объяснял,  что  материал  можно  либо  знать,  либо  не  знать.   Если  знаешь,  получаешь  пятёрку.  Если  не  знаешь – двойку  (ну,  или  тройку, - это  если  удастся  так  замычать  и  загундосить  ответ,  что  даже  учитель  ничего  не  поймет).  «Ну а  что  такое  четвёрка?» - задавал  он  явно  риторический  вопрос. -  «Ты  можешь  мне  внятно  объяснить?  А  я  считаю,  что  четвёрка – это  та  же  двойка,  только  в  трусиках  или  с  фиговым  листочком – стыд  прикрыть».   Так  что  образ  четвёрки  как  двойки  в  трусиках  прочно  поселился  в  системе  понятий  нашей  семьи.  И  когда  отец  в  очередной  раз  мне  этот  образ  раскрывал,  я  испытывал  острый  дискомфорт.

 Случалось  такое  нечасто,  но  бывало,  что я  почему-то  расслаблялся,  и  в занятиях  появлялась  четвёрочная  полоса.  Тогда  возникала  угроза  моей  вольнице.  Ухожу  из  дому,  а  мне: «Ты  куда?  А  уроки  сделал?  А  успеешь?»  При  этом  выражение  лица  у  мамы  обычно  было  скептическим  и  даже  слегка  презрительным,  что,  конечно  же,  задевало  самолюбие,  но  и  содействовало  выходу  из  штопора.  Обычно  пятёрочные  полосы  были  несравненно  шире  четвёрочных.  Я  входил  в  нужную  кондицию,  и  жизнь  снова  становилась  прекрасной  и  удивительной.  Меня  просто  распирало  от  гордости:  до  чего  же  я  хитрый,  и  как здорово  я  всё  организовал!   Мне  даже  было  немного  обидно,  что  родители  не  догадываются  о  моей  ловкости.

 Однажды  в  припадке  самоутверждения  я  высказался  в  том  смысле,  что  мне  их  школа  и  на  фиг  не  нужна,  что  я  собираюсь  стать  простым  матросом  или  пулемётчиком,  что  воспитывают  меня  улица  и  Артиллерийская  бухта  и  что  приношу  я им  хорошие  оценки  только  для  того,  чтобы  они  оставили  в  покое  мою  личную  жизнь.  Я  был  настроен  на  острую  и  победоносную  дискуссию,  но  реакция  родителей  оказалась  для  моего  пафоса  ведром  холодной  воды  на  голову.  Небрежно,  как  бы  мимоходом,  не  отвлекаясь  от  своих  дел,  они  сказали,  что  давно  меня  раскусили  и  что  их  такая  сделка  устраивает.  Обидно  было  упускать  возможность  насладиться  моральным  триумфом.   Но  в  моей  жизни  ничего  не  изменилось -  ни  в  лучшую,  ни  в  худшую  сторону.  Просто  после  этой  разборки  наши  отношения  стали  как  бы  более  «транспарентными»  и  формализованными.  Приношу  пятёрки – и  с  полнейшим  правом  ожидаю  соблюдения  гарантий  моих  свобод.  Приношу  четвёрки – и  приходится  терпеть  навязчивое   любопытство  и  ехидные  шпильки  в  свой  адрес.  Сам  виноват.  Всё  по-честному.  И  этот  «кодекс  чести»  соблюдался  обеими  сторонами  неукоснительно.  А  значит,  если  в  тяжёлый  четвёрочный  период  меня  вынуждали  дать  какое-то  обещание,  я  должен  был  добровольно  лечь  костьми,  но  выполнить  его.

 А  если  не  выполнял?..  Ну,  тогда…  «Всё  дело  в  подробностях»,  как  говаривал   У.Черчилль.  Вспоминается  один  эпизод.  Я  был,  наверное,  в шестом  классе…

Стоял  сентябрь.  Мой  организм  ещё  не  успел  перестроиться  на  школьный  режим,  и  пришлось  притащить домой  несколько  четвёрок.  Этому  очень  способствовало  одно  объективное  обстоятельство:  сентябрь  в  Севастополе – это  тот  же  август,  только  без  всяких  неприятных  погодных  излишеств.  Да  ещё  и  слухи  циркулировали  в  последние  дни  среди  городских  пацанов,  что  «бычок  пошёл!»

 И  вот  в  воскресенье с  утра,  приняв  на  себя  обязательство  быть  дома  в  14:00  (как  штык!),  я  отправился  на  море.  Устроился  на  восточном  берегу  Артиллерийской  бухты – там,  куда  достаёт  кончик  Приморского  бульвара,  и  где  чуть  поодаль  от  воды  стоят  здания  Института Биологии Южных  Морей  (Аквариум)  и  построенный  ещё  до  революции  великолепный  дворец  (в  то  время – Дворец Пионеров).  Берег  здесь  забетонирован  от  этих  домов  до  моря  (это  метров  сорок)  и  обрывается  в  воду  невысокой  стенкой.  Глубина -   сразу  метра  полтора,  а  дно  такое,  что  если  бы  я  сам  был  бычком,  вопросов  где  тусоваться,  у  меня  бы  не  возникало.  В  это  довольно  раннее  время  на  берегу  почти  никого  не  было,  только  метрах  в  пяти  у  меня  за  спиной  пристроился  кот.  Это  было  как  раз  то  расстояние,  которое  позволяло  ему  не  чувствовать  себя  одиноким  и  в  то  же  время  сохранять  безопасную  дистанцию  от  предмета  (меня),  в  добрых  намерениях  которого  он,  естественно,  не  был  уверен. Кот  был  каким-то  косматым  и  пыльно-чёрным,  а  общий  облик  его  хочется  описать  отличным  английским  словом  «disreputable»  (оно  не  имеет  достаточно  сильного  русского  аналога,  но  смысл  его  поймет  и  без  словарного  перевода  любой,  кто  в  него  «вчитается»).  В  общем,  его  вид  не  вызывал  желания  подойти  и  почесать  его  за  ушком.  Наверняка,  это  был  местный  авторитет:  контролировал  этот  участок  берега.

 Чуть  не  дрожа  от  возбуждения  и  предвкушения,  я  закинул  удочку.  ЖДУ.  Жду.  Жду…  Клёва  нет.  Проходит  час  за  часом,  а  клёва  всё  нет.  Я  не  верю  действительности.  Как  же  так?!   Передо  мною -  сверкающее  море,  позади - прекрасный  город,  вокруг  меня  сентябрь…  и  нет  клёва!!!  Это  что – конец  света?!  Да  не  верю  я  в  эти  байки!  А  время  идёт,  вот  уже  час  дня,  а  клёва  нет…  Только  кот  хранит  хладнокровие:  загорает,  меняя  позы,  умывается,  от  чего,  правда,  не  становится  менее  пыльным,  иногда  зачем-то  подходит  к  краю  забетонированного  берега,  смотрит  в  прозрачную  воду, потом  возвращается  на  прежнее  место…  Философ,  блин.

 И  вдруг  поклёвка (!) – сильная,  решительная…  Я  уже  расслабился,  уже  не  наготове…   Но  всё-таки  успел  подсечь!  На  другом  конце  барахтается  что-то   тяжёлое,  вроде  ожившего  ботинка – есть!  Отличный,  крупный  бычок.  Снимаю  его,  весь  дрожа  от  азарта:  вот  оно,  началось!  Кот  прервал  вылизывание  основания  задней  ноги  и  одобрительно  следил  за  моими  действиями.  Похоже,  он  тоже  повеселел.

 Да,  «оно»  действительно  началось.  Бычок  пошёл.  Вытаскивал  бычка  и  перенаживлял   удочку  каждые  несколько  минут.  Но  время  неумолимо  шло  к  14  часам.  Пойманную  рыбу  я  сажал  на  кукан  и  опускал  со  стенки  в  море.  (Если  кто  не  знает,  кукан -  это  устройство,  которое  сооружаешь  тут  же  на  берегу.  Это  крепкий  тонкий  шнурок,  на  обоих  концах  которого  Т-образно  прикрепляются  палочки – обычно  спички.  С  помощью  одной  из  этих  спичек  шнурок  продевается  через  жаберную  щель  и  рот  пойманной  рыбы,  и  рыба  снова  опускается  в  воду   уже  на  привязи,  а  другой  конец  закрепляется  на  берегу:  в  моём  случае – за  кусок  арматуры,  торчавшей  из  бетона.)  Для  экономии  времени  я  каждый  раз  отвязывал  верхний  конец  кукана,  продевал  его  в  жабры,  и  давал  рыбе  соскользнуть  по  шнурку  в  море.  Вскоре  и  шнурок  и  верхняя  спичка  покрылись  рыбьей  слизью.

 До  дому  было  минут  15,  если  бегом.  Я  мучительно  соображал,  что  мне  делать  в  13:45.  На  кукане  уже  было  килограмма полтора бычков -  и  это  чуть  больше,  чем  за  полчаса!  А  что  будет,  если  я  половлю  ещё  часик?!  Впервые  в  жизни  я  столкнулся  с  таким  клёвом.  И  когда  наступил  «момент  невозврата»,  я  остался  на  берегу.  Победителей  не  судят.  Как-нибудь  отбрыкаюсь!  И  я  таскал  и  таскал  этих  бычков – толстых,  холодных,  недоумевающих,  таскал  и  сажал  на  кукан,  до  которого  было  метра  3 – 4.

 Прошло  ещё  около  часа.  Вес  улова  по  моим  оценкам  хорошо перевалил за  три килограмма,  и  я  уже  планировал  сматывать  удочки,  но  когда  принёс  к  кукану  очередного  бычка,  с  ужасом  увидел,  что  кукана  нет!  Я  в  панике  заметался  по  берегу,  заглядывая  в  воду  у  стенки.  Если  он  просто  оторвался,  то  должен  был  лежать  где-то  здесь,  ведь  большая  тесная  гроздь  пойманной  рыбы  не  могла  уплыть,  как  это  сделала  бы  отдельная  рыбёшка.  Но  кукана  нигде  не  было.   Это  была  катастрофа.  Факт  опоздания  уже  безвозвратно  случился,  а  то,  что  могло  бы  служить  каким-то  объяснением  или  даже  оправданием,  исчезло!  Теперь  пред  честными  очами  родителей  я  предстану  пустобрехом  и  владельцем   «двоек  в  трусиках»…

 Мои  метания  заметил  какой-то  мужик,  прогуливавшийся  по  берегу.   «Это  не  твою  рыбу  кот  тащил?»  -  «Где???» - «Да  вон  там, - мужик  указал  в  сторону  Дворца  Пионеров. – Только  что».  И  лишь  тогда  я  стал  воспринимать  детали  обстановки,  которые  не  замечал  из-за  общего  шока.  Во-первых,  куда-то  исчез  кот,  который  несколько  часов  промаячил  у  меня  за  спиной.  Во-вторых,  если  посмотреть  спокойно,  можно  было  увидеть  влажный  след,  ведущий  от  моря.  След  был  нечёткий   и  короткий,  но  тянулся в том  направлении,  куда  указывал  мужик.
 
 Я  схватил  удочку  (не  терять  же  ещё  и  её!)  и  понёсся  к  Дворцу  Пионеров.  А  там  недавно  окончился  ремонт  фасада,  и  все  материальные  следы  ремонта  были  перетащены  к  тыльной  части  дома – той,  что  была  обращена  к  морю.  Я  сразу  же  увяз  в  каких-то  ломаных  бочках,  грязных  досках,  кучах  застывшего  раствора,  пустых  ящиках  и  скоро  понял,  что  так  я  никого  здесь  не  найду.  Можно  было  прибегнуть  к  хитрости  и ласково  позвать  кота  «кис-кис-кис»,  но  сделать  это  после  того,  как  он  поступил  со  мной,  у  меня  язык  не  поворачивался.  А  вызывать  его  теми  словами,  которые  мне  хотелось  бы  употребить,  было  совершенно  безнадёжно.  Тогда  я  стал  применять  приём  спасателей  на  развалинах  рухнувших  домов:  останавливался  в  какой-нибудь  точке  и  внимательно  прислушивался,  потом  переходил  на  другое  место  и  т.д.  Наконец  я  услышал  где-то  что-то  вроде  чавканья  с  хрумканьем  и  в  несколько  приёмов  определил,  откуда  оно  доносилось – из  глубины  тёмного  подлестничного  пространства.  Влез  туда  на  четвереньках  и  увидел  далеко  впереди  два  светящихся  зелёных  глаза.

 Кот  явно  видел  меня  на  свету,  но  даже  не  снизошёл  до  того,  чтобы  хоть  из  вежливости  изобразить  какую-нибудь  тревогу – продолжал  смачно  хрустеть  и  чавкать.  Я  попытался   криком  вспугнуть  и  прогнать  его  -  никакого  эффекта.  Попробовал  бросать  камешки  в  эти  светящиеся  глаза,  но  «потолок»  был  таким  низким,  что  невозможно  было  размахнуться,  а  кот  после  каждого  камешка  только  на  несколько  секунд  прерывал  жор.  Я  попробовал  лечь  на  живот  и  по-пластунски  подобраться  к  нему,  надеясь  нащупать  в  темноте  конец  кукана.  Кот  воспринял  это  как  повышенную  угрозу  и  завыл.  Я  замер.  Он  замолк.  Я  сделал  новую  попытку.  Кот  снова  завыл.  Он  выл  низким  зловещим  голосом,  как  ветер  в  высокой  трубе.  Мне  стало  жутковато.  Вдруг  вспомнил,  что  при  мне  была  удочка  и  начал  тыкать  ею  в  темноту,  пытаясь  попасть  между  этих  наглых  глаз.  Но  я  не  видел  кончика  удочки  и  попасть,  куда  хотел,  не  мог.  Но  куда-то,  видимо,  попал.  Кот  зашипел  и  ринулся  прямо  на  меня.  Я  едва  успел  наклонить  голову.  Он  пробежал  у  меня  по  голове,  потом  по  спине  и  ногам  и  выскочил  наружу.  Хорошо  прочувствовал  каждый  его  коготь.

 Я  протиснулся  дальше,  нащупал  в  темноте  кукан  и  с  трудом  выбрался  на  свет  ногами  вперёд.   Большая  часть  улова  всё  ещё  была  на  кукане,  но  в  каком  виде!..  Вы  обращали  когда-нибудь  внимание,  с  чего  кот начинает  есть  рыбу?  С  самой  толстой  и  мясистой  части  хвостового  отдела.  Это  нормальный  кот,  а  этот…  Этот  прогрызал  рыбам  черепушки,  чтобы  высосать  мозг!  Гурман!  Нормальный  кот  съел  бы  пару,  ну  тройку  рыб  и  насытился  бы.  А  этот  отжёвывал  и  отжёвывал  головы  одну  за  другой,  перепортив  практически  всех  бычков.  Рыбёшки  ещё  как-то  держались  на  кукане  изуродованными  головами,  но  то  одна,  то  другая  отваливалась  и  падала.  Всё  было  потеряно -  не  будешь  же  доедать  после  этого  мародёра!  А  он  сидел  на  берегу  на  прежнем  месте,  только  спиной  к  морю,  лицом  ко  мне  и  делал  вид,  что  умывается.

 Домой  я  пришел  с  опозданием  больше  чем  на  два  часа  и  сразу,  не  дожидаясь  расспросов,  сбиваясь  и  торопясь,  пока  не  потерял  инициативу,  начал  рассказывать,  понимая,  что  никаких  доказательств  предъявить  не  могу.  И  какое  же  действие  предприняли  родители?

 Они  хохотали.

 А  уроки  я  всё-таки  сделал  нормально.

http://vk.com/video2841135_159743189