Графские развалины, часть 3

Вита Дельвенто
(1 часть: http://www.proza.ru/2009/10/17/750
 2 часть: http://www.proza.ru/2010/10/25/839)

*

* В этих стенах есть сердце и вены... (с)*


Несмотря на руинный вид замка, восстановить его еще вполне даже можно - стены почти не пострадали.


Самый большой урон нанесен крыше и перекрытиям (что, в основном, "дело рук" пожара 1995 года).

Снаружи вход в замок выглядит немного жутковато... ... эдакая черная дыра:


Но в компании таких вот храбрых рыцарей, добровольно взявших надо мной шефство и оберегавших буквально каждый мой шаг, не страшно ничего :-)



К тому же, достаточно только переступить порог, как впечатление о входе полностью меняется:


Замок встречает красивыми арками, сводчатыми потолками, кирпичными стенами, на которых местами еще сохранилась штукатурка и, разумеется, бесчисленными надписями и рисунками, что лишний раз напоминает о том, как недалеко ушел человек от пещерного художественного творчества:


Так и хочется процитировать Анчарова:

Деянья наши – просто письмена,
Начертанные слабою рукою
Кусочком мела на слепой стене,
Рад человек, себя увековечив,
И вся стоит исписана стена…
Но вот из бездны возникает вечер
И рукавом стирает письмена…

"Дорога через хаос"


На удивленье, замок не загажен.
Осыпавшейся штукатурки, раскрошившегося пола и прочих обломков, конечно, хватает, но мусора и нечистот, которые так любит оставлять после себя человек, я там не видела. И это было очень приятно.

А вот пол, даже на 1 этаже, разрушен.
Где-то частично - как здесь:


А где-то и полностью провален до подвалов, из-за чего не только невозможно было установить штатив, но и стоять, сохраняя равновесие тоже бывало довольно проблематично (мальчишки держали меня, когда я пыталась фотографировать в таких местах, чтобы я не грохнулась, потеряв равновесие).

В комнатах замка намного темнее, чем это кажется на фотографиях, и в какой-то момент я сильно пожалела, что не взяла еще один объектив и вспышку.

Здесь был камин и, судя по всему, очень красивый зал (а всего каминов на первом этаже я насчитала 3 штуки (правда, я была не во всех комнатах).


"Еще 100 лет назад здесь уже были телефон, телеграф, водяное отопление, электричество, убранство в парке, во дворце. Документа подлинного нет, но говорят, в театре Храповицкого пели Собинов, Шаляпин, известная актриса того времени Нежданова.

Каждая из 80-ти комнат имела свое название: каминная, зеркальная, голубая, малахитовая и так далее - все восемьдесят. Отдельно - будуар госпожи Храповицкой…

Одна из комнат замка – Зеркальная - вела в личный кабинет барина. Одно из утерянных украшений комнаты - венецианские зеркала - на их месте теперь - огромные пустые “глазницы”.

(с) Н.Кулиненкова, бывший директор музея муромцевского лесхозтехникума


Я не знаю, та ли это зеркальная комната (или, может быть, здесь были картины, иконы или еще что), но выглядит теперь это так:


Справа (если смотреть с улицы) от входа в замок есть уцелевшая лестница, которая ведет наверх (вон она, в глубине):


Перил, разумеется, нет и сама лестница местами так засыпана цементным песком, что больше походит на горку. Но могла ли я устоять перед таким искушением забраться наверх? :-)

Стена, вдоль которой идет лестница - та, что смотрит на этом фото прямо на нас (то бишь наполовину скрыта деревьями):


А из окон лестничных пролетов открывается чарующий вид на осенний парк:



Знаете, какая мысль бесконечным рефреном крутится в голове, пока гуляешь по замку? - КАК КРАСИВО!

А за ней следом тут же приходит другая - ну как же можно допустить, чтобы такая красота разрушалась?

Да, конечно, как истинная красота, она и разрушается красиво.
Но как же можно такое допустить?!


Да, замок невероятно красив.

Я просто с замиранием сердца любовалась его, полными изящества, формами, которые жизнерадостно и не скупясь заливал солнечный свет, словно тоже мечтая их оживить.


Хотя, оживить тут не совсем правильное слово.
В свои 100 с лишком лет замок выглядит живее иных новостроек :-)


А комнаты так и навевают мысли о том, чтобы остаться в них пожить :-)


...и с каждым лестничным пролетом вид на парк все пленительнее


Удручающее впечатление производит только верхний этаж: там следы разрушения вообще и пожара в частности наиболее заметны.


А вот это - вид на крышу и следы восстановительной деятельности ООО "Развитие" позапрошлым летом, дальше которых у них дело не пошло.


Этот вид буквально пригвоздил меня к месту замаячевшей где-то в глубине подсознания ассоциацией. Так и стояла, пока не вспомнила, с чем именно ассоциируется у меня это место.

Вот с этим роликом:


Выше этой точки (всмысле на самую высокую башню) я не поднималась.

Но если кому-нибудь из вас захочется проделать и этот путь, то, на этот случай, в интернете выложена инструкция для экстремалов с картинками: http://www.4turista.ru/node/1104

Все время, что я была у замка, не случилось ни минуты, чтобы кроме меня там еще кого-то не было: люди стекались к нему ручейком, любовались, фотографировали и фотографировались.

Время от времени приходилось просить их отойти в сторонку, чтобы получить возможность сфотографировать величественные руины, но это получалось далеко не всегда:


*

Остается только вздыхать, представляя, насколько популярным было бы это место, если бы и замок, и уникальный парк, и каскады фонтанов были бы восстановлены, и какие возможности (эстетические, туристические, финансовые) этого замечательного места ни коем образом не используются.