Алтай-драйв 2009

Сергей Ситников
7-8 августа на Кузлинской поляне состоялся 4-й рок-фестиваль "Алтай-драйв". Основную нагрузку по подготовке и проведению фестиваля взял на себя Евгений Горночаков, при административной поддержке районного отдела культуры (Алена Щербинина-Челтуева), и информационной поддержке "Радио 103,2 фм" (Евгений Кулаков).
На сцене была собрана аппаратура Чемальского, Чойского, Усть-Канского районов и Горноалтайска. Постановка звука - Евгений Горночаков, звукооператор - Анатолий Носов. Качество звучания, при том, что удалось собрать, было очень нормальным, чего никак нельзя сказать о свете. Света не было совсем. То есть включили какую-то лампочку, типа "у дяди Пети в сарае", и все. Фестиваль от этого много потерял. За свет отвечал, между прочим, горноалтайский "Бастион". Вам привет из Чемала, ребята.
Выступления начались в восемь вечера. Программу вел Евгений Кулаков. Первой на сцену вышла группа "Колесница счастья" (Аскат). На первый взгляд - для начала, для разогрева, психоделический рок, который играла "Колесница" мог показаться сложноватым. С другой стороны - аскатовцы сразу задали высокий уровень фестиваля. Далеко не все потом смогли до этого уровня дотянуться. Были команды откровенно слабые, исполняющие гаражный рок образца 90-х, причем предельно низкого качества. И барабанщики вдруг лупили по девять восьмых. И бас-гитаристы путались в ритмическом рисунке и залезали на следующий такт, смещая долю. И вокалисты никак не попадали в ноты. Можно это, конечно, списать на волнение. К тому же ошибки гитаристов и вокалистов зачастую проходят незамеченными, а если сбиваются барабанщик и басист, то трек разваливается и все это замечают.
Напротив, мощные крепкие ритм-секции продемонстрировали: Бастион, Мартин Иден, Эвил Фэмели, Палм Бич 04, Мон Ами, Калиостро. В "Калиостро", к тому же, на барабанах играл не штатный музыкант, а гитарист из "Мартин Иден" Артем Григорьев. Отработал ровно, копейка в копейку, да еще и украсил свою партию шестнадцатыми триолями. Григорьеву на фестивале два зачета - за гитару в "Мартин Иден", и за барабаны в "Калиостро".
И вот несколько слов о гитаристах. Сначало о "гаражных". Кто вам сказал, ребята, что "гараж", а тем более "панк" - это ля мажор на четыре такта подряд? Такие инструментальные переупрощенности нельзя оправдать даже выбранным стилем. Слушать такие группы было неинтересно и зрители расходились. Ведь рок - это не только протест против мещанской обыденности, но и полноценная музыкальная школа за плечами. А если нет ни школы, ни таланта, то ничего не получится. А вот кто привлекал внимание: это гитарист из "Мон Ами", Алексей Захаров из "Калиостро" и пусть кто-то не согласится, но лучшая гитара фестиваля - это Артем Григорьев из "Мартин Иден". Его фуззовые гитарные рифы в полной мере погружали слушателей в наследие классики тяжелого рока.
Отдельно о вокалистах. Ситуация с рок-вокалом, особенно мужским, напряженна по всей России и "Алтай Драйв - 2009" не стал исключением. Может потому, что русский рок вышел из городского романса, а сейчас развивается сплетаясь с русским шансоном - и вроде обладать хорошим вокалом и не особенно нужно. Но такая необязательность может быть заменена, опять же, особым талантом или имиджем. А если нет ни того, ни другого, то нужна школа. Беда в том, что у нас нигде не учат выработке хард-роковой подачи голоса. Учиться молодым рок-вокалистам, по сути, не у кого. Замкнутый круг такой.
Из того, что было на фестивале, среди мужского вокала наиболее достойно выглядел Алексей Виноградов из "Палм Бич 04". Из женского вокала лучшее впечатление оставила вокалистка из "Мон Ами" и Ольга Ельдепова из "Калиостро".
О сценическом движении и сценических имиджах еще немного. Все-таки рок уже вышел давно за исключительно музыкальные рамки. Это же понятно, казалось бы, даже самым упертым. Тем не менее, больше половины команд стояли на сцене статично, как ВИА 70-х на "голубом огоньке". Наиболее продвинуто в данной номинации выглядел Алексей Виноградов из "Палм Бич 04". Запомнился куражно-лирический образ вокалистки из "Мон Ами". Заметна была сценическая подготовка в группах "Эвил Фэмели" и "Калиостро".
В целом, при всех минусах и плюсах, 4-й Алтай Драйв оставил впечатление положительное. И более всего, таким огромным контингентом творческих людей, которые пишут музыку, тексты и играют живой рок. Евгений Горночаков уже задумывается о пятом, юбилейном чемальском рок-фестивале и обещает усовершенствовать его режиссуру и формат.