Дух смятения

Лев Совин
Мужчина средних лет вышел из дома прогулятся. Он делал это каждое утро до начала рабочего дня в течение часа. Благо его дом был недалеко от набережной. Недавно берег реки приобрел благоустроенный вид - асфальтированные дорожки для пешеходов, все кусты вырублены, открывая живописный вид на речные водные просторы, установлены скамейки. В общем стало уютно, красиво, люди с удовольствием стали посещать эти места и прогуливаться на свежем воздухе.

Безработным эта стройка  обеспечивала кусок хлеба - на дворе был экономический кризис, забастовки во многих странах Европы, безработица.  Платили на работах по благоустройсту, конечно, немного, но все-таки что-то лучше, чем ничего.

Он шел по проминаду, шурша осенними листьями и думал о том, как здесь стало красиво. Вид на широкую реку был превосходным, голубое небо, легкий свежий ветерок. Прогулка успокаивала и настраивала на гармоничное восприятие мира. Да, он почувствовал прилив сил, ноги сами несли его вперед, походка становилась все легче, и вот уже просто захотелось побежать навстречу ветру, с удовольствием используя накопившуюся энергию примерно так же, как это делают молодые люди. Правда, он был среднего возраста, взрослые сын и дочь, студенты, красивые и умные, любимые.

Да, все вроде бы хорошо, но на этот раз какое-то неспокойное чувство гнездилось где-то глубоко внутри и никак не хотело уходить прочь, как это всегда бывало во время прогулок раньше, если что-то его беспокоило. Он сначала не думал об этом, но потом задумался и стал перебирать все, что могло его беспокоить. Но все было не то, не то, что обычно, не то, что раньше.

Вдруг он поймал себя не на мысли даже, а на ощущении того, что ему не давало найти равновесие сегодня утром - это было ощущение страха. Страх перед неизвестностью. Раньше он всегда знал, что будет дальше, чего ожидать от наступающих дней и лет. Сейчас же все стало непонятно, рушились все прежние понятия о мироустройстве и отношениях между людьми. А самое главное? Да, именно это - выборы. Да, выборы. Он не интересовался политикой, и ему было по большому счету все-равно, кто там будет в парламенте.

Он вспомнил разговор двух стареньких бабушек. Они говорили о тех, за кого они отдали свой голос. Старушки проголосовали за молодых. Им надоели старые политики, ничего толкового они не показали, поэтому нужна была молодая кровь, молодая энергия, решительные и результивные решения и действия. Молодые обещали все изменить и сделать то, что до них никто не делал и тем самым сделать свою страну сильной и процветающей.

Иосиф, а его звали именно так, тогда не придал большого значения этому разговору. А сейчас, когда выборы прошли и к власти пришли именно эти молодые люди, устраивающие факельные шествия и скандирующие «наша страна для нас, а мы для нее», ему стало не посебе. Он вдруг понял, что  сегодня утром проснулся в другой стране, что все изменилось и уже не будет как прежде.

Не знал тогда Иосиф, что ожидает его семью, его страну, Германию, и весь мир. Шел 1933-й год.