Гл. 8 Сердечнее инфаркта

Ольга Аллеман
На следующее утро я проснулась с мыслью, что Раиса опять явится - либо с просьбой о помощи, либо с радостью по поводу найденного Данилы. И эта радость, возможно, на время затмит огорчение по поводу злополучного долга. Хотя отдавать все равно надо…

Однако время шло, а она все не появлялась. Наконец часов в восемь вечера в дверь позвонили. Прежде чем открывать, я взглянула в глазок и ужасно удивилась. Перед дверью стояла необъятной ширины дама в чем-то очень пестром, длинном и широком. Лицо у нее было вытянуто-огуречное, как у всех, на кого смотришь через глазок. Но одновременно и безобидное. Ну, от таких дам, как правило, ничего опасного ожидать не приходится, решила я, и открыла.

Незнакомка смотрела на меня немного растерянно, как будто чего-то побаивалась, а потом произнесла на прекрасном немецком языке:

-Вы меня не знаете, я – Доменика Арминопулос. Тут одна неприятность случилась сегодня днем. Дорожно-транспортное происшествие, так сказать. С Вашей родственницей...

Она глянула в бумажку, которую держала в руке, и закончила:

-Раисой Косслик. Нет-нет, никаких травм, сотрясение мозга, и рука чуть-чуть сломана…

-Бедная Раиса! – охнула я, уже не обращая внимания на такие мелочи, как незваное родство. – Как так получилось?

-Ну, она шла по улице и нечаянно попала под мою машину. Но я не виновата! Я почему и не смогла остановиться вовремя – меня ее аура отвлекла. Вы знаете, что у нее аура совсем черная стала? Такое бывает только тогда, когда человек чего-то отчаянно боится. Это предвещает некоторые психические заболевания!

Видя мой недоуменный взгляд, она пояснила:

-Аура - это не видимое глазом излучение, что есть у каждого человека. Правда, некоторые его могут воспринимать, и я тоже. Когда мне было три, мои родители впервые заметили, что я могу ее видеть. А теперь я даже по ее цвету могу определить, в каком человек состоянии. Здоровая аура – яркая, а больная – темнеет или даже совсем чернеет, как у Вашей родственницы. Но это все излечимо, поверьте. Главное – не запускать. Я – психотерапевт, изучала медицину, биологию и астрологию. Но пользуюсь, в основном, методами народной медицины, опираясь на данный мне Богом дар. Но это в определенном смысле большое неудобство, постоянно отвлекаешься на ауры окружающих. Мне и машину поэтому трудно водить. Но в данном случае я совершенно не виновата, ваша родственница сама выскочила на дорогу!

В маленьких черных глазках, что сверлили меня, светилась такая честность, что сразу было видно – Доменика Как-там-ее врет.

-И где она сейчас? – спросила я, решив пока не поднимать вопрос о том, почему в таком случае совершенно невиновная в происшествии водительница стоит у моих дверей.

-В больнице, - с готовностью ответила дама. – Поэтому я и пришла! Она мне дала Ваш адрес и просила принести халат, тапочки и все остальное. Вот тут записка от нее.  У Вас ведь есть ключ от ее квартиры? Если Вы не можете, то я сама могу отнести, Вашей родственнице, Вы только соберите!

-Она мне не родственница, - уточнила я. – Но, конечно, я снесу ей все, что нужно. Надеюсь, в больнице ее аура посветлеет до нужной кондиции.

До приезда в Германию мне казалось, что в стране поэтов и философов люди куда менее привержены тому бытовому шарлатанству, что стало обычным в послеперестроечной России. Когда я уезжала, там махровым цветом распускались перестроечные «плоды просвещения», начиная от прохиндеев с научными претензиями вроде Кашпировского и Глобы, до простонародных колдуньи бабы Дуни или цыганки Зары. Но, как оказалось, я глубоко ошибалась.

Концентрация целителей, магов, ясновидящих, колдунов и прочих представителей этого жанра  в Германии не ниже, чем в России. То и дело натыкаешься в прессе на их рекламу, щедро обещающую абсолютно все, в диапазоне от личного счастья до господства над Вселенной.  Титулы и имена  просто ошарашивают – «Глава Астрологической академии», «Заслуженный маг мира и его окрестностей», и тому подобное. Поневоле спрашиваешь – а не пора ли уже «Обществу по охране прав потребителей» испытать этот вид услуг населению по всем полагающимся параметрам, как это делают с прочими товарами? Население давно ждет рекомендаций такого сорта! И куда смотрят больничные кассы, что вечно жалуются на нехватку денег? Дружным строем к целителям, и все проблемы немецкого здравоохранения будут решены! Более того, в стране воцарится всеобщая любовь и поголовное счастье.

Видно, эти мысли отразились на моем лице, потому что дама обиделась:

-Вы напрасно так скептически к этому относитесь! Современная наука вполне признает существование сверхъестественных сил! Во Вселенной полно такого, что неподвластно разуму!

-А гороскопы Вы, часом, не составляете? – поинтересовалась я.

-Конечно! - воскликнула она с энтузиазмом, не замечая моего ехидства. – Научно доказано, что звезды влияют на судьбу!

-Вы и судьбу предсказываете?

-Я не предсказатель будущего, и тех, кто приходит за этим, я вышвыриваю вон! – подтвердила дама, и в ее глазках зажегся неподдельный энтузиазм.. - Астрология – это не предсказатель будущего, а путеводитель по нему, особое состояние психологии. У каждого есть собственный путь, и я только помогаю правильно выбрать. Вы не поверите, насколько верный путь можно выбрать с помощью астрологии! 

Отчего же это гороскопы и прочие вспомогательно-гадательные средства не указали ей, что она должна избегать той самой улицы, где пройдет вчера Раиса? Но я не стала с ней спорить, а пошла в Раисину квартиру, собирать вещи.

И вот я уже шла по бесконечному больничному коридору с букетом для больной и сумкой с вещами. Немецкие больницы всегда производит на меня удручающее впечатление – стерильные коридоры, стерильные белые стены, все голое, гладкое и холодное, как и обязательные улыбки персонала. А за этими улыбками всего один простой фактор: больной – это выгодный клиент.

 Наконец нашелся нужный мне номер на белых дверях. В палате, кроме Раисы, было еще две женщины. Выглядела она как типичное предупреждение АДАС* для водителей и пешеходов «Вот что случается, когда ты невнимателен на дороге!»: шею  украшал высокий пластиковый воротник противно розового цвета,  левая рука в гипсе подвешена на повязке. На потерявшем обычные розово-багровые тона лице застыло выражение, как у святой мученицы Варвары на иконах. Остальные пациентки имели примерно такой же поучительный вид – воротники, забинтованные руки или ноги и кляксы пластырей на физиономиях.

-Мне ужасно нехорошо, - простонала она в ответ на мои вопросы. – Рука болит жутко, и в голове как будто бетономешалка работает. Все какой-то шум. Они дали мне все, что полагается, говорят пройдет, но пока не прошло. Но что же ты взяла эту рубашку, а не розовую? И полотенце какое-то не очень новое! У меня там в комоде есть совсем новые! Что обо мне люди подумают? Вот если бы ты со мной пошла...

Она смотрела на меня со слезами и я чувствовала себя совершенно виноватой. В самом деле, отчего я не пошла с ней? Может быть, тогда все было бы в порядке!

А Раиса, вытирая слезы, продолжила:

 -Но это чепуха, я поправлюсь. Главное - что будет с ребенком? Просто хоть вешайся! Мне сегодня ночью покойный Коля являлся, весь в струпьях, страшный, глаза провалились, словом, прямо с того света. Смотрит он на меня так жалобно и спрашивает – что же ты о ребенке не заботишься, Раиска? Один он у нас всех, один-единственный, у Ивановых, наша надежда! Сама в Германию умотала, сидишь там в тепле и сытости, и твой Рудольф Петрович в раю, сыт, пьян и нос в табаке, а мой сын на чужбине мается!

Что после такого сна делать оставалось? Утром я оделась, собралась с мужеством и я пошла, как ты мне сказала, у этой самой Лале. Будь что будет, но я узнаю, что с Данилушкой! И вдруг мне показалось, что за мной один из этих сердечных дарителей увязался. Не то что я их боюсь, но не хотелось с ними больше встречаться. Я от него скорее через дорогу, а тут машина! Правда, мне показалось, что идти было можно, там зеленый человечек горел. Но эта женщина, что меня сбила, очень переживает. И мне все что-то втолковать пыталась, только я не понимаю.

-А кто такие сердечные дарители? – удивилась я.

-Ах, и говорить не хочется! Из-за них я с Анной Ивановной насмерть поругалась! Но меня так просто не проведешь, я стреляный воробей!

В голосе Раисы были даже нотки гордости. Было видно, что ей отчего-то приятно вспоминать эту историю.

-Так в чем же там дело?

И она, несмотря на свою явно больную голову, начала рассказывать.

Все началось с того, что к Раисе явилась ее старая знакомая, Анна Ивановна Бауэр. Она всегда была для Раисы авторитетом, так как живет в Германии с восемьдесят девятого года. Бауэры даже домик умудрились тут построить всем кланом, подчеркивала всегда Раиса с умилением. Так вот, Анна Ивановна пригласила Раису с собой в гости в одно особенное место. Обещала, что там даже один священник православной церкви будет приезжий, и всякие хорошие люди. Но туда всех подряд не зовут, только по особому приглашению. Тот, кто все это дело организовал, разрешил Анне Ивановне привести с собой того, кому она хотела бы сделать подарок. А у Раисы как раз намечался день рождения, вот Анна Ивановна ее и пригласила.

Особенно Раису порадовало, что будет священник. Раньше, еще до перестройки, ей в церковь ходить было особенно некогда, но зато потом она наверстала упущенное по части опиума для народа. Впрочем, ничего удивительного, в трудные времена народ всегда ищет моральный костыль, а православная церковь не хуже иных прочих.

Помнится, в годы учебы в институте мы с девчонками нет-нет да и забегали в церковь, что была прямо напротив. Просто так, из интереса. Но старухи, едва завидев нас, тут же злобно начинали шипеть и шикать – почему без платка, почему не крестишься, не там стоишь, не трогай руками! Да и то, что во время службы нужно было стоять, вкупе с тем, что церковь не топилась, как-то не вдохновляло. У меня всегда от долгого стояния начинали гореть подошвы и накапливаться агрессия. Чисто физиологический процесс, к религии никакого отношения не имеет. После перестройки многие мои знакомые срочно обзавелись крестами и стали класть поклоны, каяться и молиться. 

Итак, Раиса вынула из шкафа свой самый приличный костюм из бордового бархата, что покупался еще при Рудольфе Петровиче, и они с Анной Ивановной двинулись в гости. Приличный район, хорошие машины, частные домики. Место просто замечательное! Недалеко, правда, бывшая свалка, но она уже вся заросла, так что почти парк, и шоссе, что прямо за ней, слышно только ночью. А днем и так шумно.

Мюллеры встретили их очень приветливо. Очень достойные люди, Петр Иванович – бывший директор кондитерской фабрики в Кустанае, она – бывшая учительница. И в доме все так хорошо устроили! Везде кафель, панели, светлое дерево! Священник, отец Павел, пришел, правда не в облачении, но сразу чувствовалось, что это духовное лицо. Борода окладистая, фигура солидная, голос внушительный – просто загляденье! И попадья такая приятная женщина, со всеми за руку здоровалась!

Всего было человек пятнадцать, и все, в основном, немолодые. Один только молодой человек ненароком затесался. Анна Ивановна отошла, со своими старыми знакомыми поговорить, а Раиса с этим молодым человеком разговорилась. Он ей Данилу напомнил, и тоже тут считай, что чужой. Он рассказал, что его зовут Вадим Неспелов,  приехал сюда недавно и работает в оркестре скрипачом. Известно, сколько в Москве музыкантам платят, если они не Растроповичи или Ойстрахи, а жить хочется по человечески. У них в оркестре почти половина музыкантов из Чехии, России и даже Югославии. Конечно, немцам платят куда больше, но он рад, что устроился. Все-таки Германия, культурная страна. Разве по дому скучает. А тут еще и в гости пригласили свои, бывшие земляки – тоже прекрасно. Он обычно все вечера у телевизора проводит. Немцы ведь к себе не позовут, не рассчитывайте! Словом, очень приятный молодой человек.

Потом тоже было совершенно замечательно. Хозяева рассадили всех в саду. Еды особой, впрочем, не было, так, колбаса жареная на гриле. Но не жрать же сюда пришли, а культурно пообщаться. Все для этого было, как полагается – вино, свечи, музыка, Алла Пугачева, Валерий Леонтьев и прочие. То, что любит их поколение. Разговоры тоже были интересные – кто откуда приехал, где врачи самые внимательные, как чиновников из больничной кассы и социального ведомства лучше обойти.

А когда поели и выпили, слово взяла хозяйка дома. И стала говорить о том, что русским и за границей надо держаться вместе. Помогать друг другу и все такое. Заботится о тех, кого судьба забросила, как вот этого самого Вадима, скажем, на чужбину. Тут ведь сразу не разберешься, что к чему, немцы так и норовят тебя надуть. Но она считает своим святым христианским долгом помочь людям. За это будет награда не только на этом свете. Господь все зачтет. Главное – все делать от чистого сердца, как в Писании сказано. Русским ведь так трудно тут, на чужбине! Ни кредита от немцев не получишь, ни помощи!
 
Они вот недавно срочно нуждались в деньгах. Сами знаете, что такое тут свой дом – только жрет деньги! Сунулись в банк – не дают, у вас и так один кредит есть! Ну что делать? Тут нашли в газете объявление – предоставляем срочный кредит в самое короткое время, только позвоните! Они позвонили, и тут же к ним явился бойкий молодой человек. Все говорил, говорил, и в результате они должны были заключить страховку, потом вступить в какое-то непонятное общество и заплатить еще сто двадцать евро. Чистое жульничество! Да и банки не лучше – дерут проценты почем зря. И вот они пораскинули мозгами и решили организовать систему помощи для своих. Так сказать, от всего сердца.

Тут на белый свет появился плакат, на котором изображена пирамида из сердец. Сегодня мы все собираем тому, кому особенно нужны деньги, определенную сумму, скажем, по пять тысяч, пояснила хозяйка, и он получает от нас беспроцентный кредит. Завтра – другому, и так далее. Все справедливо, честно и хорошо, никакого обмана. Священник в лице церкви проследит, чтобы все был честь по чести. Сегодня начнут с   хозяина, который получит от тех, кто хочет в этом участвовать, деньги. А там составят список, кому в каком порядке. Словом, просто касса взаимопомощи, как в старые времена. Они и название придумали – «Сердечные дарители».

Это звучало дружественно и почти по-родственному. И тут несколько человек – те самые, что уже в курсе были и приготовились – выкладывают на стол по пять тысяч для хозяина. Тот счастливо улыбается и говорит, что другой раз деньги получит такой-то, потом такой-то, и так далее.

Остальной народ тоже живо заинтересовался. Деньги ведь всем нужны! И Вадим, с которым Раиса познакомилась, в том числе, тоже стал спрашивать, что и как и можно ли ему. Он хотел купить машину, но сразу столько денег у него не было. Ему не отказали. В следующий раз получит именно он, в порядке исключения. Но в таком случае сегодня он должен выдать пять тысяч, как полноправный участник.

Вадим уже было стал договариваться, что принесет завтра. И тут до Раисы дошло, что происходит. Это же было то самое МММ, те же жулики, только на немецкой почве. Раиса сама имела глупость в смутные времена в России вложить изрядные деньги в какую-то лавочку с многообещающим названием «Тибет», и все потеряла. Она подсела к Анне Ивановне и попыталась ей шепотом все объяснить. Но та не помнила ни печально известного Леню Голубкова, что процветал в свое время на российских телеэкранах за счет зарывавших свои денежки на Поле Чудес простаков. Анна Ивановна к тому времени уже давно жила в Германии. И не могла себе представить, что ее так просто могут обдурить хорошие знакомые. Они даже немного поругались с Раисой, но тут к ним подошел этот самый Вадим. Раиса и ему подсказала, в чем дело. В отличие от Анны Ивановны, он Леню Голубкова помнил очень хорошо, поэтому постарался улизнуть, как англичанин, не прощаясь. Раиса тоже бросила Анну Ивановну и убралась восвояси от греха подальше. Конечно, в полицию Раиса не пошла, не ее дело с этими жуликами бороться. Но ее греет мысль, что хоть одного человека она спасла от жуликов - этого самого Вадима.

-Представляешь себе, что это за мерзавцы! Последние деньги отнять у ребенка хотели! А ведь свои, русские! – негодовала она. - Просто мороз по коже пробирает, как только представлю, что и Данила может на такую удочку попасться! Он такой доверчивый!

-Так Данила жил только на то, что привез с собой, и нигде не работал? – попыталась я выяснить самый главный во всем этом деле вопрос. Деньги - всегда самое главное, есть они или их нет.

-Работал, – тут Раиса жалобно вздохнула. – Но все так, несерьезно, временно. То в магазине помогал, то колбасу продавал на улице жареную. Много не заработаешь.

 В ней на глазах происходили резкие изменения. Глаза снова потухли, углы рта опустились, она откинулась на подушку и слабым голосом попросила, подавая мне какую-то бумажку:

-Ты все-таки сходи к этой Лале, вдруг Данила там. Пусть придет, навестит тетку, пока та еще жива! Иначе я тут с ума сойду! Отчего это он меня с ней не познакомил?

-Похоже, он тебя много с чем не знакомил, - сказала я. – Например, с тем, что с квартиры съехал.

-Не успел просто сказать, вот и все! Боже мой, я чувствую, что совсем схожу с ума! Так сходишь?

Она смотрела на меня так, что мне было неудобно отказаться. Нет, все-таки давно пора научиться говорить «Нет». Но одно дело отказывать незнакомому страховому агенту, а другое – своей соседке, одинокой и немолодой женщине, к тому же в таких обстоятельствах.

Пришлось пойти с этой дурацкой книгой, куда сказано. По адресу мне стало понятно, что район не слишком фешенебельный. Но и того, что меня там встретило, я не ожидала…
*АДАС – общенемецкий союз владельцев личного автотранспорта