Гл. 4 Противнее пощечины

Ольга Аллеман
-Отчего бы вам с Данилой не посмотреть объявления о знакомствах в газете? По крайней мере, там есть редактор, который хоть за что-то отвечает.

-Да ты что! С ума сошла! – возмутилась она. – Это не для нас! И вообще, их объявления даже и прочитать-то невозможно! Мало того, что микроскопическими буквами, так и вообще какие-то кроссворды!

Что правда то правда. Та система, по которой в газетая нынче печатают объявления о браке, вгонит в задумчивость кого угодно. Все эти «Стр.бл. 18,90-60-90 и.кр.м.20-50, со ср., д.бр., иностр. пр.не обр.» и так далее можно разгадывать часами. Пока до тебя не дойдет, что стройная блондинка восемнадцати лет в параметрах куклы Барби ищет красивого мужчину со средствами в возрасте от двадцати до пятидесяти лет для заключения брака и просит иностранцев не обращаться.

А те объявления, в которых есть полный текст с номером телефона и даже фото красотки, со словами под ним: «Жду твоего звонка», и вовсе не рассчитаны на знакомство. Они печатаются, чтобы с помощью «Телекома» освобождать от денег наивных простаков, решивших найти себе пару через газету. Иные названивают на сотни евро, в тщетной надежде заполучить мифическую красавицу с фото.

-Тогда попробуй обратиться в брачное бюро,– посоветовала я. - По крайней мере, есть хоть какая-то гарантия, что тебе предоставят приличных женщин, а не каких-нибудь авантюристок или проституток. Тут же полно всяких брачных контор!

И в самом деле, в Германии семья вроде как умирает, а свахи всех уровней цветут - начиная от хорошо известного по всей стране «ВИП»а, в котором десятки тысяч потенциальных женихов и невест, и кончая эксклюзивными заведениями для тех, у кого перед именем стоит «фон». Имеются даже специальные агентства для правоверных евреев и мусульман, и даже такие, что устраивают счастье исключительно русскоязычных.

-Брачное бюро? – недовольно переспросила Раиса.  –  Ни в коем разе я с ними связываться не стану! Жулики они все!

И она рассказала мне одну очень поучительную историю с некоторыми сравнительно безобидными покушениями на немецкое законодательство, в которой участвовала и сама. К счастью, только как зритель.

Пару лет назад ее хорошая знакомая Анна Ивановна Бауэр, тоже из немецких переселенцев, вконец отчаявшись пристроить своего Ванечку, решила обратиться в брачное бюро, пусть хоть они найдут ему невесту. Этот ее Ванечка - ни богу свечка, ни черту кочерга, пояснила Раиса с презрительным сочувствием. Ни специальности к парня толковой, ни головы на плечах – типичный маменькин сынок! Самому тридцать два, а так ни одного дня и не работал. Все либо на каких-то курсах учится, либо социальное пособие получает. Даже девушку, и ту самостоятельно найти не может, а только всю дорогу сидит дома у компьютера и ноет, что жизнь не задалась. Такое самой ангельской матери надоест!
 
Порывшись в русских рекламных газетках, что пестрят объявлениями  брачных агентств, бюро, институтов и даже академий, Анна Ивановна выбрала брачное заведение под многообещающим названием «Птица счастья». Затем принялась звонить туда. Да-да, добро пожаловать, ответили ей, они рады видеть клиентов от девяти до шести кроме субботы и воскресенья, по такому-то адресу. Не забудьте тщательно продумать заранее перечень пожеланий относительно качеств партнера – рост, цвет волос, возраст, увлечения и так далее, это ускорит процедуру поиска. Да-да, они гарантируют, что у них в картотеке найдется тот или та, кто им нужен.

Когда Ванечка узнал о намерении женить его через брачное бюро, он только вздохнул и сказал, что ему все равно, какая птица, хоть ворона, но он туда не пойдет – стесняется. Пусть они все устраивают без него. Поскольку Анне Ивановне одной идти туда было как-то неудобно, то она стала уговаривать Раису пойти с ней. Как моральную поддержку и вообще в порядке изучения местной жизни. Раиса согласилась, наверное, не без дальнего прицела. Данила как раз был в то время в Берлине и писал свой исторический труд.

И вот в назначенный день они отправились в эту самую «Птицу». Брачное бюро помещалось в обычном стандартном оффисе. Белые стены, в изобилии украшенные свадебными фото осчастливленных клиентов, зелень в кадках и располагающие к тому, чтобы присесть, диваны. А также матрешки, самовар, расписные подносы и прочая развесистая клюква, чтобы посетители не мучились ностальгией по утерянному Отечеству.

Их встретила хозяйка заведения собственной персоной, некая фрау Шиндлер. Не так чтобы стройная фигура, фальшивый жемчуг в соответствующих местах и не в меру грима. В довершение жесткое выражение глаз и вконец загубленные перекисью  волосы. Несмотря на вполне немецкую фамилию, в ней было что-то очень свое, родное, прекрасно знакомое по мрачным временам перехода от социализма к рыночной экономике через «толкучки» и базары.

 Фрау Шиндлер с ходу затараторила: Как-хорошо-что-вы-обратились-именно-к-нам-мы
И так далее на манер местных рыночных крикунов, которых торговцы нанимают специально, чтобы сплавить всю свою заваль. Чисто немецкое явление, в России я такого не видела ни разу. Стоит человек на базаре и громко кричит, расхваливая свой товар, а его помощник тут же накладывает в сумку или пакет всякому, кто хоть на минуту задержится около них, то, что хвалят. И народ хватает всякую дрянь, что в соседней лавке стоит куда дешевле,  как загипнотизированный!

Самое интересное, что хозяйку как-то не очень удивило отсутствие самого желающего вступить в брак. Может быть, ей уже приходилось сталкиваться со случаями, когда озабоченная мамаша страстно жаждет вытолкать под венец сыночка? В Германии иные сыновья до седых волос не собираются покидать пресловутый «отель «Мама», где им обеспечено бесплатное обслуживание по самым высоким стандартам.

 Более того, она даже не спросила у Анны Ивановны никаких документов, что ужасно изумило уже Раису. Оказывается, в этой «Птице счастья» все было основано на доверии. Опасное дело, между прочим, заметила Раиса. Приди к ним какой-нибудь преступник, скажем, сексуальный маньяк-убийца, назовись чужим именем, они, наверное, этого и не обнаружат, пока он не убьет парочку-другую женщин.

После пламенных обещаний найти самую лучшую девушку в самый краткий срок фрау Шиндлер выдала Анне Ивановне обширную анкету для жениха. Нужно было поставить крестики против качеств, что он хотел бы видеть у своей будущей супруги Само собой, Ванечка мечтал о блондинке с голубыми глазами, стройной фигурой, высшим образованием, очаровательной, обаятельной, хозяйственной и так далее. Затем нужно было сообщить о себе такими же крестиками. Разумеется, и при заполнении анкеты на жениха Анна Ивановна тоже не поскупилась на крестики – красивый, спортивный, увлекается музыкой, литературой, театром и так далее.

Просмотрев заполненные анкеты, хозяйка довольно неискренне восхитилась:

-О, да у Вас жених Супер-экстра класса!

-Поэтому прошу не предлагать ему старых и уродливых, - ответила на это Анна Ивановна. – А также иностранок. Они выходят замуж только с одной целью – использовать немцев как транспортное средство! Сколько таких стерв мне уже от Ванечки отвадить пришлось, Вы даже не представляете!
 
Хозяйка стала уверять, что у нее и в мыслях не было предлагать кого попало и тем более иностранок. Более того, у них в картотеке имеется несколько клиенток с такими качествами, что их иначе, как «Госпожа Супер-Перфект», не назовешь. Все достоинства, вроде немецкого гражданства и средств существования налицо, плюс привлекательная внешность. Разумеется, будет стоить немного подороже. Когда в конце хозяйка назвала цену, они с Анной Ивановной только переглянулись. За устройство народного счастья оптом и в розницу тут брали несусветно дорого. Однако эта фрау Шиндлер знала, как надавить на самую больную мозоль клиентов.

-Ах, разве счастье за деньги купишь? – патетически взывала она к страстно желавшей устроить сынка Анне Ивановнее. - Для родного ребенка настоящей матери никаких денег не жалко!

Они долго торговались, и в конце концов Анна Ивановна подписала договор. За весьма изрядную сумму агентство обязывалось в течении ближайших трех месяцев представить Ванечке пять потенциальных невест, проживающих в их городе и окрестностях. Особо оговаривалось, что старых и некрасивых, да еще без немецкого гражданства не предложат ни в коем случае. Когда они вышли, Раисе пришло в голову, что ведь институт не гарантирует того, что найденная невеста захочет замуж за прыщавого и ленивого Ванечку, за что столько денег заплатили? Как бы тут какой неприятности не вышло…

И неприятность вышла, только не совсем та, которую она втихомолку ожидала.

Месяца через два Анна Ивановна позвонила ей и стала жаловаться на это самое бюро. Ее сын из-за него чуть не попал в полицию! Просто безобразие, и ничего больше!

Хозяйка «Птицы счастья» не обманула по части невесты супер-экстра класса и приискала для Ванечки некую Кристину, из немецких переселенцев. С собственным источником дохода и квартирой, двадцать пять лет, интеллигентная, и в довершение всего очень удобно проживала в их же городе и даже на соседней улице.

Когда Ванечка с ней встретился, то сразу понял – вот она, девушка его мечты. Блондинка, голубые глаза, фигура, и так далее. И даже проявила некоторый интерес к футболу, которым он всегда увлекался. Просто гибрид куклы Барби с Хилари Клинтон с доставкой на дом! Они посидели с ней в кафе и прекрасно поговорили. Он было уже строил планы будущей встречи и даже куда дальше. А в конце она неожиданно заявила - он, хоть и очень ей симпатичен, но увы, не совсем ее тип. Так что встречаться дальше не имеет смысла. Большое спасибо за кофе и прочее.

Ванечка был в отчаянии – если бы они посидели еще, то, кто знает… Она ему так понравилась! Он стал снова звонить по ее телефону, но ему никто не отвечал. Тогда он пожаловался маме, а та тут же обратилась в эту самую «Птицу счастья». Фрау Шиндлер ответила, что свои обязательства по отношению к клиенту контора выполняет согласно договору. Девушку они нашли? Нашли! Но если ей не понравился молодой человек, тут уж они ничего поделать не могут! Разве высказать свое искреннее соболезнование и дать телефон следующей невесты.

Анна Ивановна стала скандалить: мол, ее сыну нужна именно Кристина и никто другой, и потребовала второй встречи. Может быть, та за один раз просто не успела рассмотреть Ванечкиных душеспасительных качеств! Тут тон хозяйки заведения кардинально изменился. Она твердо заявила, что такого они не делают из принципа и уважения к личной сфере клиентов. Но и Анна Ивановна проявила твердость – все-таки такие деньги заплатила! Пришлось хозяйке пойти на компромисс. Она обещала, что попросит Кристину в порядке исключения встретится с Ванечкой еще раз.

 Однако и во второй раз у Кристины не прорезалось к жениху никакого интереса. Более того – при прощании она настоятельно потребовала, чтобы он больше ей не докучал. Но такими пустяками влюбленного Ванечку было не остановить. Когда они расстались, он не придумал ничего лучше, как ее выслеживать. Таким образом ему стало известно, где она живет. А еще через несколько дней этот Ванечка, набравшись нахальства, позвонил в ее дверь и спросил у открывшего ему мужчины, нельзя ли позвать Кристину. Но тот его не понял, потому что по-немецки Ванечка так толком говорить и не выучился. На все телодвижения и попытки пояснить на пальцах, кто ему нужен, Ванечка получил только один ответ – мужчина помахал рукой перед лицом на манер дворника на переднем стекле машины, У немцев это означает то же самое, что у русских известное движение пальца у виска. А когда незваный гость стал настаивать, то немец сделал другое движение, и назойливый посетитель оказался внизу лестницы.

Пришлось несчастному Ванечке сдать позиции у двери и переместится на дальние рубежи. Несколько дней он караулил ее во дворе, но она не выходила. Или выходила, но он не видел. В конце концов бдительные жильцы дома, испуганные постоянным пребыванием в своем дворе странного типа, вызвали полицию – мол,  страну наводнили преступники из Восточной Европы, заберите его, пожалуйста.

Полиция явилась, но  Ванечка стал скандалить, показал документы, рассказал про девушку. Вначале его хотели забрать его в кутузку, но нарушитель порядка был, во-первых, трезвый, а во-вторых – все-таки влюбленный. Ванечку отпустили, но предупредили, что он не должен больше пугать людей, иначе оштрафуют. Да и навязываться девушке тоже не очень-то хорошо!

Все это ужасно возмутило Анну Ивановну, тем более что это бессовестное брачное агентство еще имело нахальство прислать ей письмо, в котором сообщалось, что они разрывают договор. Якобы Ванечка нарушил одну из его статей и пытался насильственно завоевать внимание той, что не проявила к нему интереса. Более того, он не имеет права больше даже переступать их порог. И Анна Ивановна решила пойти и разобраться с ними сама.

 Она и в самом деле пошла разбираться, но уже без Раисы. А через некоторое время доложила о результатах:

-Ты знаешь, мне просто жутко повезло! Я пришла, а там хозяйка с какой-то женщиной ругается. Я прислушалась и поняла, что это она с сотрудницей скандалит. Та, мол, не выполняет каких-то поручений и не умеет обращаться с клиентами. А сотрудница кричит, что она эту жульническую лавочку на чистую воду выведет. Потом она выскочила из кабинета, и я сообразила броситься за ней. У кого как не у нее, можно узнать, что к чему? Ну, словом, мы познакомились, и эта Валечка – ее Валечка зовут, мне в самом деле много чего интересного про эту гнусную лавочку рассказала. Жулики они, каких еще поискать. Служащие там задерживаются не больше нескольких месяцев. Хозяйка слишком мало платит, и слишком много требует. К тому же они получают аккордно, по числе заключенных с клиентами договоров, да и то хозяйка норовит не доплатить.

И этот скандал возник именно из-за денег, потому что фрау Шиндлер не доплатила Валечке. Хотя работать там жутко трудно. Красавицы и умницы находят себе партнеров без посторонней помощи, к услугам свах обращаются только моральные и физические инвалиды. Причем хотят, чтобы им на тарелочке преподнесли именно тот товар, что точно соответствует его представлениям. Те, у кого пивное брюхо до колен, непременно желают красотку. Или сам едва писать умеет, а требует только ученую супругу. Таких они клиентам при самом горячем желании не могут предоставить!

Из дальнейшего Раисиного рассказа мне стало окончательно ясно, как работают такие вот брачные бюро.  Чтобы лавочка не прогорела, приходится идти на всякие трюки. Например, предоставлять клиентам бы возможность хотя бы познакомиться с девушкой их мечты. У фрау Шиндлер таких несколько, включая ту самую Кристину. Они ходят по очереди к клиентам на свидания, а в конце встречи говорят, что он – просто золото, но к сожалению, не в их вкусе. И тогда никаких претензий к брачному заведению не может быть - ведь клиенту гарантируют за его деньги только знакомство и ничего более. Кстати, фрау Шиндлер платит этим девушкам, и очень неплохо.

Мне вдруг пришло в голову – не ставь Ванечка таких требований по части внешности и возраста, то, кто знает, ему бы и нашлась невеста? Но я ничего не стала говорить, а только спросила, удалось ли Анне Ивановне получить с этого бюро деньги.

-Какое, - махнула рукой Раиса. – Она, конечно, пошла с этой Людмилой ругаться, выложила все, что про них знает… Но самое смешное было в конце. Ты ни за что не догадаешься, что эта фрау Шиндлер Анне Ивановне предложила!

-Что?

-Работу для Ванечки. В Германии полно дам всех возрастов, что жаждут познакомиться с таким интересным молодым человеком, как он. Если он не понравился Кристине, это не значит, что он не понравится другим Все-таки мужчина, и к тому же молодой!

 -То есть она хотела, чтобы Ванечка стал мужским вариантом той самой Кристины? – удивилась я даже не предложению, а тому, кто может на этого Ванечку позариться.

-Именно!

-И он согласился?

-Нет, конечно! После всего этого скандала он и слышать о них не хотел!

Тут я подумала, что для какого-нибудь любителя прекрасного пола это было бы просто дивное местечко, куда более перспективное, чем целый огород капусты для известного козла. Хотя наверняка такие в «Птице счастья» уже пасутся.

А потом мне пришла в голову одна довольно незатейливая мысль:

-А нельзя туда Данилу оформить? И тогда он получит разрешение на пребывание в Германии!

Но Раиса только уныло возразила:

-Я уже думала об этом... Но тут ничего не выйдет. Эта мерзавка фрау Шиндлер не оформляет этих сотрудников легально, они считаются такими же клиентами. Она им платит из рук в руки.

После этого она тяжко вздохнула и с обреченным видом произнесла:

-Где я ему теперь жену найду? Бедная я женщина!

-Ну, не все так страшно, - начала утешать я ее. - Надо поискать. У тебя же есть среди знакомых одинокие женщины? Вдруг кто-то согласится замуж выйти в порядке гуманитарной помощи способному молодому ученому?

Раиса посмотрела на меня как-то странно, но ничего не сказала. Больше она про Данилу не говорила, и я было решила, что у них все устроилось.

Значение этого взгляда я поняла только через несколько дней.