Младшенький

Людмила Москвич
               
     Нашему первенцу было один год и восемь месяцев, когда родился наш младшенький. Назвали его Станиславом. Удивительно, насколько отличными были сыновья.  Насколько первый был спокойным ребенком, не доставлявшим почти никаких хлопот родителям, настолько  абсолютно неуправляемым был младшенький. Сначала он орал по ночам так, что все ближайшие соседи лишились сна. Уж не говоря о нас родителях. Попеременно мы носили его на руках, а он умолкал, только если включали свет. Ночью спать он не хотел. Ходить он начал в десять месяцев, а до этого научился вылезать с кровати и покорять пространства квартиры ползком. Дух свободолюбия жил в его душе, он не признавал никакого насилия над своей личностью.

     Ему было  год и десять месяцев, когда я оставила его у бабушки, а сама уехала на курорт. Старший мальчик остался с папой, он уже ходил в садик, ему было три с половиной года. С нами жила моя младшая золовка Люба, так что я была за него спокойна. А Стасика свекровь обещала привезти осенью сама, и остаться у нас на всю зиму. В прошлом году у бабушки все лето жил Костя, наш старший сын, и всех очаровал своим спокойным и послушным поведением. Поэтому приезд Стасика никого не насторожил. Кроме бабушки, в Азове жила моя старшая золовка Рая с мужем Лешей и пятилетним сыном Толиком. Вот в эту семью я и  «подкинула» своего младшенького.

     В первые  же дни, все семейство с удивлением узнало, что у них  во дворе есть зоны повышенной опасности. Первая – подворотня, в нее сразу же просочился их юный гость. А за ней, через дорогу, в гуждворе жили лошади. Их  запрягали в огромные телеги, и они возили на рыбзавод большущие бочки. Это было очень интересно!  Ну как можно было не познакомиться с лошадками!

               
     Вторая – цепная собака Тарзан. Это была огромная овчарка, очень злая, она признавала только Лешу, к ней никто не подходил даже с едой. На второй день Стасик с ней познакомился и подружился.   Когда бабушка увидела эту парочку, она чуть не упала в обморок. Пес лежал на спине и умильно повизгивал, а у него на животе сидел Стасик, самозабвенно  обнимал и целовал его в оскаленную морду, дергал за уши, щупал страшенные зубы. Как только бабушка попробовала приблизиться к друзьям, пес вскакивал и кидался на нее. А пока Тарзан выяснял отношения с бабушкой, Стасик обследовал собачью будку. Он влез в нее, полежал на собачьей постели, и позвал нового товарища разделить с ним кров. Пес подошел к будке, сунул внутрь свою морду, и стал вылизывать нового родственника – он явно принимал мальчишку за щенка. А что было с бабушкой, нетрудно представить. Выманить Стаську из собачьих объятий удалось только конфеткой.
 
     Третья зона повышенной опасности – колодец. Бетонное  кольцо  колодца на метр возвышалось над землей, и малыш, всеми доступными ему средствами, пытался взобраться на него и заглянуть внутрь. И, как только бабушка теряла бдительность, внучек был около колодца.
 
     Четвертая зона – лестница на чердак дома. Когда бабушка впервые увидела его на этой лестнице, она попыталась догнать его, но не тут-то было – Стаська проворно начал взбираться наверх, пришлось сманивать его вниз другими методами. 

      В общем, это был не ребенок, а ураган, торнадо. Родственники были в полной растерянности.   Посовещались и решили привязывать его на достаточно длинной веревке,  но так, чтобы он не мог достать  ни до одной из зон опасности. Леша вычислил длину веревки, нашел место, куда ее можно было закрепить, и на следующее утро бедного, свободолюбивого ребенка посадили на привязь. Вскоре  все поняли, что это был не лучший вариант. Сначала парнишка освоил предлагаемое ему пространство, а потом поднял такой крик, что сбежались все соседи!

      Когда собиралась вся семья, приводили из садика Толика, еще можно было совладать с этим бунтарем. Но когда с ним оставалась одна бабушка… А  ведь на ней лежало все хозяйство: надо было готовить еду, работать в огороде, ходить на рынок.   В общем, стало очевидно, что малыша надо возвращать родителям, это вам не Костя! На семейном совете было принято решение, что Рая возьмет отпуск и отвезет дорогое чадо родителям!  Так и сделали, Рая дала телеграмму, что со Стасиком едет к нам. Мы не знали, что и думать и с нетерпением ждали их приезда. Наконец гости прибыли.  Когда Рая рассказала все приключения нашего сына,  папа схватил в объятие своего дорогого сыночка и воскликнул, что он его никогда, никому больше не отдаст!

     Я тут же начала хлопотать о путевке в ясли, и уже через пару недель отвели Стасика туда. Мы очень волновались, как он будет вести себя в яслях. И каково же было наше удивление, когда молоденькая воспитательница Вероника Яковлевна начала расхваливать мальчишку! Оказалось, что он лучше всех говорит в группе, хотя ему еще не исполнилось два года, он сразу же полюбил  свою Верониковну, так он ее стал называть, безприкасловно ей подчинялся, и наконец, признался ей в любви.  Как-то она взяла его на руки, и он ей на ушко сказал, – « Верониковна, я тебя так люблю, так люблю, что аж дрожу»! – Такие обороты речи были точно от бабушки. Однажды я задержалась на работе, и Стасик остался в группе один. Он молча выслушал уговоры нянечки не волноваться, потому что мама сейчас придет, она ведь любит Стасика. А потом совершенно серьезно  ответил, – « Да,  любит, как собака палку»!- Вероника  Яковлевна как то показала мне тетрадь, куда она записывала смешные детские выражения. Например, Стасик однажды обнял ее и, уткнувшись  носом ей в шею, прошептал, – « Верониковна, у тебя шкура белая, белая и воняет хорошо»!-   Это не помешало ему зимой удрать из ясель,  и придти домой, где, естественно, никого не было.  Бедная Верониковна со слезами в голосе позвонила мне на работу, и  объявила о пропаже малыша. Мы с ней обегали весь квартал, и обнаружили беглеца за снежным сугробом, где он прятался от нас, и только красный шарфик выдал его нахождение. Верониковна  схватила его на руки, всего исцеловала и,  не позволив  мне  даже шлепнуть его, утащила сокровище в ясли.

     Больше  из ясель он не убегал, и мы с мужем не могли нарадоваться, что нашему  малышу там хорошо.     Видно народная мудрость права – любовь делает чудеса!.  Свою  Верониковну  он помнит до сих пор.


   *** Фотогрфия из семейного архива.