Десять лет спустя

Николай Шошунов
Предисловие к книге: Деревня Креативы: сборник стихов. - М.: МПД, 2010. - 240 с. ISBN 978-5-9901791-7

Без сомнения, нынешняя русская поэзия расцвела пышным цветом. Хотя, наверное, ради чистоты стиля надо бы заменить "расцвела" на "распустилась". Причём в любом значении этого слова. Пишут все, кому не лень, и кому лень - тоже пишут. Пищут умеющие писать стихи, а не умеющие писать стихов - пишут ещё чаще; Говорят, что за 10 лет текущего столетия вышло в два раза больше поэтических сборников, чем за весь двадцатый век. Но и это лишь капля в море. Ведь если бы и сейчас все публиковались по старинке, в бумажном формате, тогда, по слову апостола Иоанна, "и самому миру не вместить бы написанных книг" (Ин 21:25). К счастью, есть интернет, а в интернете - много-много поэтических порталов, сайтов, форумов и страничек.

В конце прошлого тысячелетия был создан официальный форум и во внутренней компьютерной сети РКК "Энергия" им. С.П.Королева (http://www.energia.ru/). Однако ему не была суждена долгая жизнь, и он бесславно погиб вследствие неадекватной реакции администраторов на любовь вашего покорного слуги к русской изящной словесности. К счастью, свято место не бывает пусто: к тому времени уже существовал форум "Дискуссия в Деревне Креативы", разработанный Алексеем Фоменко (AGF). И вот посетители скончавшегося официального форума плавно перетекли в эту до того пустовавшую Деревню. Случилось это в октябре 2000 года. А поскольку поэзия уже набрала обороты в прежнем форуме, в Деревне Креативы сразу же был создан раздел Поэзия, существующий и поныне.

Раздел Поэзия стал не только удобной трибуной для выступлений уже состоявшихся поэтов, но и прекрасной школой для поэтов начинающих. Посетители форума вдруг открыли для себя удивительную вещь: стихи - это не только то, что их дети учат наизусть, а потом читают "с выражением" на школьных утренниках. Стихи, оказывается, могут написать не только Пушкин или Есенин, но и в принципе любой человек, способный почувствовать отличие стихов от прозы. Стихи, оказывается - это не просто красиво, в них можно выразить свои сокровенные чувства и мысли. И вот люди, которым и в кошмарном сне не могло  привидеться,  что они  когда-нибудь начнут рифмовать строки, мало-помалу начали этим с виду бесполезным делом заниматься. И сразу же открыли для себя новый мир - мир прежде незнакомый, многоцветный и изумительный. А почувствовав вкус деликатеса, мало кто захочет вернуться к прежней пресной пище. И теперь их от стихотворчества и за уши не оттянешь.

Те же, кто и раньше набил руку в деле впихивания слов в размер и в рифму, могли наблюдать весьма поучительную картину. Человек, до того не умевший срифмовать даже палку с селёдкой, вдруг начинал выдавать более-менее доброкачественную  поэтическую  продукцию, а спустя всего полгода превращался в почти профессионального стихотворца. И хочу я спросить: а без Деревни Креативы было бы такое возможно хотя бы? Для отдельных личностей - может быть, но в таком массовом порядке - никогда. Поэтому ошибётся тот, кто подумает, что этот сборник - всего лишь способ потешить тщеславие   его авторов. Нет, прежде всего это - дань благодарности Деревне вообще и её разделу Поэзия в частности. В этом сборнике представлены обе рассмотренные выше категории   поэтов. Собственно, сейчас мы и перейдём к иеремыванию их косточек - к чисто конкретным поэтическим разборкам.

Павел Боровихин (Snob) начал писать стихи в Деревне не так давно, да и выступал не так уж часто. Но его творчество ввело меня в заблуждение, я был уверен, что его поэтический стаж очень даже солиден, и что стол его уже ломился от обилия сложенных в него до поры до времени стопок исписанной бумаги. Читая его стихи, я и подумать не мог, что первые свои стихи Павел написал в Деревне. И то, что он написал за столь короткий срок, достойно печатного издания. Время пришло, и Павел  публикует подборку своих лучших стихов. В них он полностью оправдывает свой никнейм, выступая как опытный эстет, эрудит и энциклопедист. Безупречность техники стихосложения сопровождается светлой грустью в отношении к окружающему миру, тонкой иронией и самоиронией, мягким лиризмом. Павел не только нигде не переходит грань - он к этой грани даже и не приближается, выдерживая общую тональность каждого стихотворения на очень чистой ноте. Нечего и говорить о том, чтобы у него была хотя бы малейшая тень эпатажа - нет, это совершенно не его стиль. А свой стиль (хотя кто-то, быть может, и заметит некоторые заимствования из Бродского и Кушнера) у него несомненно есть.

Виктория Гурьева (Croon) - тоже начала сочинять стихи под влиянием деревенской поэзии, хотя и не сразу стала выступать на форуме. Но когда уж выступила, то показала себя вполне зрелой поэтессой, у которой почти нет технических огрехов, за исключением некоторых не вполне правильных рифм, Но эта небрежность с лихвой окупается тем, что Вика способна выразить свои глубокие, но ясные и осмысленные чувства в твёрдых бескомпромиссных фразах. Как настоящий поэт, она ведёт стих туда, куда ей надо, а не позволяет стиху вести себя по ухабам и колдобинам. Стихотворения Вики зачастую лишены конкретики, наполнены иносказаниями и абстракциями, но тем не менее читателю всё понятно с первого прочтения - а в этом и проявляется незаурядное мастерство этой поэтессы.

Инна Дробот (Nessy) (http://www.proza.ru/avtor/nessylaguna) - единственный из представленных в сборнике авторов, имеющий высшее литературное образование. Она училась на знаменитом факультете журналистики Московского государственного университета - на одном курсе с Дмитрием Быковым, известным тележурналистом, писателем и поэтом - куртуазным маньеристом. В этом сборнике Инна представлена пародиями - ну или стихами того жанра, который с лёгкой руки Александра Иванова стало принято называть пародиями. Но в отличие от известного в прошлом пародиста её пародии для авторов оригиналов абсолютно не обидны, поскольку никак не касаются их личностей, да и стихов их касаются в слабой степени. У Инны нет цели высмеять самого горе-поэта или его стихотворные благоглупости. Она использует оригиналы в основном для того, чтобы на их основе создать нечто жутко смешное для читателя. И читателям действительно смешно до жути, в чём они сами и признаются в комментариях на сайте Проза.ru, где Инна регулярно помещает не только свои стихи, но и блестящую прозу.

Борис Кулешов (Ни о чем и др.) - опытный поэт, он мастерски жонглирует словами, выстраивая из них многослойные композиции различных размеров и форм. Известен также в Деревне своим иронично-язвительным стихотворным юмором, но в этом сборнике он представлен вполне серьёзной лирикой. На первый взгляд, большинство стихотворений построено по стандартной схеме "описание природного явления - личные мысли по этому поводу" - но лишь на первый взгляд. Борис пишет о закатах, снегопадах, растениях и животных так пронзительно, что читатель сразу видит: любовь автора к окружающему миру природы - неподдельно искренняя без милейшей фальщи. В отличие от природы, окружающие люди у Бориса, по-видимому, не вызывают ничего, кроме некоторой, ммгко выражаясь, иронии, в чём он сам честно и признаётся. Ну что же - следует сказать спасибо этому поэту за то, что он здесь не лукавит, а прямо и открыто выражает самого себя - как и положено настоящему поэту.

Николай Мальцев (Таракан) (http://www.proza.ru/avtor/etexspecto) до того, как познакомился с поэтическим творчеством в Деревне, всерьёз думал, как впрочем и многие, что главное для поэта - вдохновение. А будучи сам склонен к точным наукам, разумеется, считал себя абсолютно не способным к стихотворчеству. Но, раз попробовав что-то такое сочинить, он вдруг понял, что именно строгость в мыслях и требуется в первую очередь для того, чтобы писать, неукоснительно соблюдая размер и рифмы, да при этом ещё вкладывая в текст нужный смысл. И в публикуемой подборке Николая эти его ценные качества проявлены в полной мере: стихи отличаются как высокой техникой, так и недвусмысленным смысловым содержанием. Но удивительно то, что при этом они совсем не кажутся сухими: видно, что автор действительно чувствует и думает то, что пишет, а чувствует и думает он совсем не тривиально. Трудно сказать, насколько вообще применимы к Николаю такие понятия, как талант, вдохновение и т.п., но то, что он один из самых лучших поэтов в Деревне - это несомненно. Думаю, что любой читатель нашего сборника с этим согласится.

Татьяна Муравицкая (Мура) - полная противоположность, прямой вызов строгости и точности в стихотворчестве: для неё вдохновение - это всё, хотя техника стихосложения у неё от этого отнюдь не страдает. Надо признать, что иногда от этого страдает смысловое содержание стихотворения, так что у неподготовленного читателя возникает недоуменный вопрос: о чём это? Но в этой книге подобраны стихи Татьяны, отличающиеся как раз смысловой конкретикой, по поводу которых у читателя никакого недоумения быть не может. Татьяна, по всей вероятности, поклонница Марины Цветаевой. И мы имеем редчайший случай попадания либо вхождения двух поэтических душ в резонанс. Я бы и ещё подчеркнул, что речь идёт именно о том, что эти две поэтессы (хотя Татьяна ужасно не любит это слово!) именно одинаково чувствуют, что речь не идёт о том, что одна поэтесса (ещё раз пардон!) просто подстраивается под другую. Индивидуальность и своеобразие в стихах Татьяны настолько чувствуются, что мы можем с полным правом говорить: перед нами - не просто талантливая, а выдающаяся... эээ... женщина!

Ольга Обухова (KJ) (http://stihi.ru/avtor/olgadetka) в своих стихах проста и бесхитростна - и этим очаровательна. А мелкие погрешности в размере и рифмах придают её стихам лишь дополнительный нюанс очарования. Я бы хотел здесь сразу остудить пыл некоторых читателей, страдающих излишним критическим зудом. Вчитайтесь внимательно в эти тихие, спокойные, никуда не торопящиеся строки, почувствуйте сквозящее в них душевное равновесие автора -  немногим поэтам оно свойственно. Обычно пишут тогда, когда что-то сильно болит - и кричат, и кричат при этом, как будто читателю, этому толстокожему носорогу, можно криком что-то доказать. А вот Ольга говорит вполголоса, почти шёпотом - и обволакивает читателя этим спокойствием, наглядно показывая, что и любовь бывает не только страстно-страдальческая, но и самая обычная - нормальная человеческая любовь. Хотя моментами и не лишённая бурной страсти.

Елена Тимофеева (Леший и др.) (27.11.62-21.08.07) (http://www.proza.ru/avtor/dikdik) была разносторонне талантливым человеком: прекрасно рисовала, сочиняла и исполняла песни. Со студенческих лет писала стихи, которые публиковала в газетах и литературных журналах. Работая рядом с нами, Лена радовала нас своими стихами в Деревне. Некоторым её стихи очень нравились, кто-то находил в них недостатки. Лена никогда не отвечала на критику, а спокойно принимала её к сведению и продолжала оттачивать мастерство. А когда Лены не стало, очень многие, перечитывая её стихи, увидели то, чего не замечали раньше - пронзительную открытость души, искреннюю любовь к окружающему миру и близким людям, тонкую житейскую мудрость, которые Лена щедро изливала в своих стихах - пусть порой и в ущерб устоявшимся правилам стихосложения и художественным канонам. Лена продолжала своё творчество до последнего дня. Так совпало, что её последние стихи были напечатаны в "Калининградке" в день её ухода от нас. И с нами остались не только её удивительные стихи, но и светлые воспоминания тех, кто лично знал Лену.

Нина Хаустова (Пересмешник) - светлая и весёлая поэтесса-хохотушка, читая стихи которой, нельзя самому не расхохотаться, в каком бы мрачном настроении ты ни был перед ним. Жизнерадостность в её стихах так и брызжет из каждой строки, из любого слова. Разумеется, такой эффект возможен лишь при условии отличной техники стихосложения - а иначе читатель снова помрачнел бы, споткнувшись на первой же стихотворной кочке. Однако Нина не всё только смеётся да хохочет - а не то читателю и это вскорости бы наскучило. Прочитайте некоторые её стихи - Нина прекрасно знает, когда надо читателю дать отдохнуть, дабы не надорвал он свой животик. Вот смеётся, смеётся читатель - и вдруг команда: расслабьтесь, вы спокойны, вы совершенно спокойны... Короче, Нина - не только отличная поэтесса, но и высочайшего класса психотерапевт. Я бы даже сказал: основоположница новейшего метода коррекции психики - стихосмехопсихотерапии. Сказал бы, если бы не было такого метода шоковой стихосмехопсихотерапии, как куртуазный маньеризм.

Ольга Чемодурова (Светлячок) (http://www.proza.ru/avtor/pchelka55) говорит, что поэтессой себя не считает - и говорит напрасно: по определению поэт - любой пишущий стихи. Так что нечего скромничать: стихи Ольги вполне достойны их помещения в этом сборнике. Техника стихосложения нормальная, тема в каждом стихотворения чётко выдерживается и полностью раскрывается... Не хотелось бы мне вот так по-школьному, но честное слово - хорошие ведь стихи! Кому-то они могут показаться наивно-тривиальными, но это только потому, что некоторые не понимают простой вещи: поэзия бывает не только лирическая, но и гражданственная. Причём вторая - намного труднее для автора, поскольку тут действительно очень легко сбиться на принцип "утром в газете - вечером в куплете". Ольга не сбивается - и это очень хорошо.

Николай Шошунов (Коля) (http://stihi.ru/avtor/shoshunov) - ну вот добрались и до меня грешного. Хотя стихи я сочинять начал ещё в детском саду, но можно считать, что и я ученик Деревни, поскольку только благодаря ей я возобновил своё творчество после 15-летнего молчания. Нет, вру - не только благодаря Деревне: на самом деле меня вывела из спячки одна хорошая женщина, которой и посвящено большинство стихов в моей подборке. В благодарность милым женщинам, вдохновившим меня на то или иное стихотворение, я перед этим стихотворением помещаю их инициалы. Пользуясь случаем, хочу также выразить благодарность Андрею Добрынину (http://stihi.ru/avtor/bunker64) и Евгению Витковскому (http://stihi.ru/avtor/koshtan), на деле поддержавшим меня в части куртуазно-маньеристского стиля и искусства поэтического перевода и обеспечившим публикации моих творений в серьёзных изданиях. В свою подборку я свёл стихи, написанные в самом начале моих выступлений в Деревне, когда я ещё только "расписывался", пытаясь вспомнить приёмы и навыки 15-летней давности. Ну, а о качестве этих стихов предоставляю судить моему многоуважаемому читателю.

Шошунов Н.

Все мы вышли из Поэзии и возвращаемся в Неё. По кочкам, по ямкам, по островкам, по своим стихам мы на Пути к Ней...

Поэты (не побоюсь этого слова), представленные в сборнике - соавторы, потому что они вольно или невольно служили друг для друга источником вдохновения. И создание этого совместного сборника тому подтверждение. Это результат декалетнего (2000 - 2010 г.г.) нашего сотворчества в Деревне Креативы - сайт РКК «Энергия». Деревня - это тот маленький островок, откуда мы все родом. Кто-то из поэтов родился в ней, кто-то забрёл на её огонёк, но встреча состоялась, и она частично отражена в этом сборнике. Авторы предоставили для сборника подборки своих стихов. Это не подведение итогов, это подарок себе и своему читателю, который на протяжении 10 лет наблюдал за искромётными импровизациями и бурными страстями в поэтическом разделе Деревни Креативы.

Поэты, ставшие на путь творчества - всегда в пути...

В путь... Проследуй за нами, наш благодарный читатель...

Муравицкая Т.