Сквозь все превратности судьбы он нес в себе искус

Виталий Топчий
С трудом верится, что этот подвижный и неунывающий человек встретил уже 86 лето своей жизни. Он родился в царской России, жил в эпоху "могучего Советского Союза" и теперь, на склоне лет, живет в суверенной Украине.

Вот он сидит передо мной: среднего роста, плотный, в рубашке стального цвета с короткими рукавами, навыпуск, темных шортах и медленно пьет кофе. Звучным, четко поставленным голосом неторопливо рассказывает о себе. Поражает его необычно моложавое лицо. Кажется, прожитые годы не оставили на нем следа. Розовые, без единой морщины, гладко выбритые щеки, поредевшие на макушке и аккуратно зачесанные назад седые волосы, - весь его облик излучает энергию и внушает мысль о прочности этого человека. Глубоко посаженные карие глаза светятся ясным умом и мудро смотрят на собеседника. Его биография похожа на биографии миллионов советских людей. Однако окрашенная яркими индивидуальными чертами, она позволяет судить о нем как о человеке необычной судьбы. Живя долгие годы в обществе, где идеология определяла все стороны жизни, он никогда не проявлял интереса к политике. Весь его многолетний творческий путь бескомпромиссно посвящён служению Музам. Фанатик вокала, вокалист милостью Божьей, обладатель лирического баритона, знаток и ценитель искусства художественного слова -он много лет, куда бы его ни забросила судьба, радовал поклонников сцены своим светлым талантом.

Сергей Васильевич рассказывает о себе, а я думаю, как история нашего государства раскрывается и осмысливается через судьбы вот таких простых его граждан, имя которым - народ.

Сергей Васильевич Поспелов родился 11 февраля 1912 года в Жмеринке, в семье военнослужащего. Отец его, Василий Сергеевич Поспелов, носил погоны капитана царской армии, а мать, Елизавета Мироновна, была учительницей. Жалованья отца было достаточно, чтобы содержать семью, снимать большой 4-х комнатный дом, иметь 2-х денщиков и оплачивать услуги няни. В революцию отец перешел на сторону красной армии, но скоро ушел в отставку - сказались старые раны, полученные еще в русско-японскую войну. Наступили тяжелые времена, о старых привилегиях пришлось забыть, и, чтобы как-то выжить, семье пришлось переехать на постоянное место жительства на родину матери в село Новая Басань, на Черниговщину.

В Н. Басани прошли его школьные и юношеские годы, Здесь он учился в семилетней школе. Здесь он закончил профтехшколу и получил специальность токаря-чертежника. Случилось так, что в 20-е годы в Новобасанской профтехшколе подобрался коллектив широкообразованных, по-настоящему культурных людей. Истинных Педагогов с большой буквы, которые составили бы гордость любой городской школы. Именно они заложили в юную душу Сергея Поспелова любовь к музыке и пению, поэзии и театру. Именно они разбудили в нем дремавшие творческие силы. В профтехшколе преподавали два интереснейших человека, бывшие мелкие помещики братья Сергей Леонидович и Василий Леонидович Неверовы. С.Л.Неверов нес в себе колоссальную культуру, был по-европейски широко образованным человеком: знал несколько иностранных языков и в свое время закончил филологический факультет Берлинского университета и Петербургскую консерваторию по классу рояля. Он руководил драмкружком и ставил на школьной сцене отрывки из произведений всемирно известных классиков.

Таинственный и сказочный мир сцены увлек Сергея Поспелова. Навсегда ему запомнилась драма В.Гюго "Король веселится", где он, 15-летний подросток, играл шута - Трибуле. С Сергеем Леонидовичем он пел сцену дуэли из оперы "Евгений Онегин" Чайковского, исполнял известный романс М.Глинки на стихи А.С.Пушкина "Я помню чудное мгновенье", пел арию дона Базилио "Клевета" из оперы Россини "Сивильский цирюльник". Учитель математики Илья Иванович Захаров организовал в профтехшколе оркестр и юный Сергей играл по нотам на гитаре.

Сергей Васильевич с восторгом вспоминает Федора Васильевича Левицкого, известного артиста украинского театра, волею судьбы заброшенного в Н.Басань. Серёжа часто бывал у него в доме и дружил с его сыном Борисом. Левицкий поставил в любительском кружке Народного дома (так тогда именовался Дом культуры) "Запорожца за Дунаем", где сам пел партию Карася. Мать Сергея, активная участница кружка и обладавшая хорошим голосом, пела Одарку, а Сергей - Султана. Помимо любительского кружка в Н.Басани существовало два хора: при церкви и Народном доме. Сергей Поспелов был постоянным участником обоих, пел альтом, и даже солировал запев "Дубинушки". Этими хорами руководил священнослужитель Евгений Григорьевич Тычина, родной брат известного украинского поэта Павла Тычины, с которым у него были сложные отношения.

После окончания профтехшколы в характеристике Сергея Поспелова отмечалось его склонность к музыке, драматическому искусству, абстрактному мышлению, а только потом стояла склонность к математике и физике.

В 30-е годы он едет в Киев и пытается поступить в Энергетический институт. Отсутствие рабочего стажа заставляет распрощаться с этой мечтой. И молодой человек решается на смелый шаг. Он едет на квартиру Елены Александровны Муравьевой, педагога по классу вокала в институте им. Лысенко, у которой когда-то училась его мать, и добивается с ней встречи. Елена Александровна соглашается его прослушать и с ее легкой руки молодой человек поступает в институт им. Лысенко. Через два года институт реорганизовывается в консерваторию. И 22-летний Сергей Поспелов становится студентом 1-го курса Киевской Всеукраинской консерватории и попадает в оперный класс крупнейшего советского дирижера Ария Моисеевича Пазовского. Оперный класс студент Поспелов заканчивает хорошо, но переходной экзамен 1-го курса поет неудачно. А.М. Пазовский рекомендует отчаявшемуся студенту замечательного частного педагога Варвару Петровну Михалевич, ученицу прославленного украинского певца-тенора Филиппо Мышуги. Из консерватории Сергей уходит и без вступительных экзаменов поступает в театральный институт. Учение в институте сочетает с занятиями частным образом вокалом у В.П. Михалевич, Занятия у высокопрофессионального педагога помогают ему найти свое истинное призвание и утвердиться в правильности избранного пути. На третьем курсе института он становится певцом-солистом Киевского эстрадного театра пионеров и школьников при Киевском дворце пионеров, худруком которого был Николай Анатольевич Вельяминов. Театральный институт заканчивает в 1939 году как актер драмы и оперетты. И в личной жизни Сергея Поспелова происходит знаменательное событие: он женится на певице, студентке консерватории Лидии Сергеевне Ермаковой. Меццо-сопрано Лидии Сергеевны дирижер Киевского симфонического оркестра Н.Рахлин считал одним из лучших в столице.

Впереди открывались заманчивые высоты профессии. Но все надежды перечеркнула война.

"Киев был и будет советским", - гремело радио и твердили газеты. Его, как не служившего в армии, забрали в рабочий батальон. Носили гражданскую форму и жили по крестьянским хатам. Батальон что-то грузил, носил, возил, рыл окопы и отступал с войсками. Отступая, добрались до Сум, а когда утром проснулись, в городе уже хозяйничали немцы. Батальон распался, и созрело решение пешком вернуться в Киев. Так Сергей Васильевич оказался на временно оккупированной врагом территории.

В Киеве он поступает певцом-солистом в филармонию. Поёт русский и украинский репертуар, обслуживая с выездной бригадой сахарные заводы. Позже переходит в аполитичный кляйн кунст-театр Ганса Телена. Г.Телен оказался честным, далеким от национал-социализма немцем. Он хорошо относился к актерам и, вообще, советским людям. Именно он, когда гестаповцы затеяли чистку театра, спас от концлагеря актрису еврейку, заставив их поверить в её украинское происхождение. В кляйн кунст-театре С.Поспелов пел классику, отрывки из оперетт, украинские и русские песни. Он вспоминает репертуар тех лет и неожиданно негромко напевает: "Ой, три шляхи широкії до купи зійшлися. На чужину з України брати розійшлися".

Когда немецкие войска отступали из Киева, они увезли с собою кляйн кунст-театр и оперу. После долгих скитаний по разным городам и весям в мае 1945 года артисты распавшегося театра оказались в лагере для перемещенных лиц на территории Чехословакии, где продолжали выступать с программой кляйн кунст-театра теперь уже для советских воинов.

В лагере для перемещённых лиц его долго допрашивали, обещали посадить за сотрудничество с немцами. Но, так и не найдя в работе кляйн кунст-театра какой-либо крамолы против советской власти, отпустили с миром. Здесь уместно будет сказать, что аналогичный театр в годы войны работал в Харькове. И вот на артистов этого театра нашли компромат - выступления против советского строя и деятелей партии. И в полном составе их отправили на Колыму.

После войны Сергей Васильевич с женой поступают певцами-солистами в Станиславскую (Ивано-Франковскую) филармонию. Но ему не простили работу в немецком театре и всеми правдами и неправдами старались посадить за решётку. В феврале 1946 года во время юбилейного концерта, посвященного 75-летию Леси Украинки, его арестовывают прямо на сцене (во фраке и с цветами). В этом же концерте Лидия Сергеевна три раза исполняла на "бис" песню на слова Леси Украинки с рефреном "і так заридати, і так заридати, щоб люди почули ті сльози мої". Как-будто предчувствовала беду.

Незадолго до ареста директор Станиславской филармонии Христофор Афанасьевич Эдиховский обещал позаботиться о присвоении ему почетного звания "заслуженный артист УССР". Несколькими годами позже, когда Сергей Васильевич уже сидел в лагере в Норильске отказали в почетном звании и Лидии Сергеевне, мотивировав это тем, что жена "контрика" не может быть заслуженной артисткой.

Ночь в камере он проплакал. Это случилось с ним первый и последний раз за долгие годы заключения. После окончания следствия он узнал, что донос на него написал танцор кляйн кунст-театра Петр Воробьев. Он обвинил С.Поспелова в расстреле евреев и членов партии. В ходе следствия донос не подтвердился, и тяжелую статью переменили на более легкую (ст. 54, п.10, часть 11 УК УССР). Приговор областного суда гласил: 6 лет исправительных лагерей и 3 года поражения в правах.

Сергей Васильевич вспоминает суровый Норильск и замечательный театр культурно-воспитательного отдела лагеря. Это был профессиональный театр, состоящий из осужденных артистов: со своей опереттой, драмой, симфоническим и джаз-оркестром, балетом. В составе театра оказалась даже часть львовской капеллы "Трембита" (16 чел.). Директором был очень гуманный и добрый человек, коренной москвич, окончивший ГИТИС и отправившийся в Заполярье на заработки, - Игорь Иванович Костриков. Сергей Васильевич был премьером и заведовал в театре вокальным отделом. Он полагает, что только вера в Бога и театр помогли ему выстоять в этот тяжелый период жизни.

Долгожданная свобода пришла в 1951 году и Сергей Васильевич едет к жене в Николаев. Лидия Сергеевна пела в николаевской филармонии и помогла устроиться певцом-солистом мужу. Жить приходилось в селе Варваровка за городом, а в филармонию ходить пешком по мосту через Буг. О серьезной карьере вокалиста уже не приходилось мечтать. Судимость и бесправное положение, связанное с запретом 3 года жить в крупных населенных пунктах, не давали возможности прочно осесть на одном месте. Начались скитания по филармониям Союза.
В 1964 году семья приезжает в Чернигов. Сергей Васильевич поет в черниговской филармонии и дает частные уроки по вокалу. Худруком филармонии работал знакомый еще по довоенному Киеву Николай Анатольевич Вельяминов. Старшему поколению черниговцев он запомнился импозантной внешностью и пышной седой бородой. За глаза его уважительно так и звали: "Борода".

С Черниговом у С.Поспелова связаны светлые воспоминания. Здесь, в Чернигове, он наконец-то почувствовал себя полноправным гражданином государства, которое долгие годы считало его изгоем. С благодарностью он вспоминает заместителя начальника областного управления КГБ генерал-майора Александра Ивановича Седака, настоявшего в решении ходатайствовать о реабилитации. И в 1968 году из органов пришло письмо, в котором сухим казенным языком сообщалось о его невиновности. Целую вечность, 22 года ждал он этого часа! Душа радовалась и пела. Правда восторжествовала. Но лучшие годы жизни уже прошли, и не загорами скрывался рубеж, от которого начинается отсчет пенсионного возраста.

На пенсию Сергей Васильевич вышел в 1975 году, но сидеть сложа руки не собирался и включился в активную деятельность по пропаганде художественного слова и музыки среди жителей города. От музыкального общества стал выступать с концертами: читал лирику А.С.Пушкина и С.Есенина. В это же время преподавал вокал артистам музыкально-драматического театра им. Т.Г.Шевченко. Ещё в довоенную бытность в Киеве он принимал участие в конкурсе чтецов и даже вышел в финальный тур. Но тогда любовь к музыке и вокалу пересилила в нем влечение к искусству звучащего слова. И вот наступило время, когда он вновь обратился к поэзии. Работал много и увлеченно, отдавая весь свой опыт, знания и неиссякаемый оптимизм вечно молодой души  подрастающему  поколению.

Летом 1973 года в пионерском лагере им. Г.Титова Сергей Васильевич встретился со студентом-практикантом Нежинского пединститута Галёнкой Алексеем Анатольевичем. Встретились два очень разных по возрасту и характеру, но влюбленных в одно общее дело человека. Сплав зрелой мудрости и таланта с молодой энергией и увлеченностью оказался очень прочным и скоро дал замечательный результат. Именно дружбе этих замечательных людей обязан своим происхождением литературный театр "Слово", созданный на базе школы  №20 и областного института повышения квалификации и переподготовки работников просвещения, где инициатор создания театра А.А.Галёнка, ставший к этому времени кандидатом педагогических наук, работал в должности заместителя директора. И театр заметили. Уже в 1990 г. на пушкинском празднике поэзии в Одессе ученица этой школы Оксана Гончаренко заняла первое место среди представителей школьных коллективов Украины. А художественный руководитель и главный режиссер театра С.В.Поспелов за достигнутые успехи в пропаганде художественного слова среди подрастающего поколения был отмечен почетным званием "Відмінник народноі освіти".

В 1996 г. артисты театра закрепили свой успех на аналогичном празднике поэзии в Киеве - заняли 3 первых места! В области деятельность школьного театра оценили по достоинству и отметили литературной премией им. М.Коцюбинского. А 25 января 1997 года в филармонии состоялся творческий вечер артиста Сергея Поспелова, посвященный 85-летию со дня рождения и 60-летию сценической деятельности. Ветеран сцены спел 17 произведений украинской и мировой классики. Полтора часа на высоком творческом подъеме 85-летний артист удерживал внимание зрительного зала. Союз театральных деятелей Украины, киевское городское отделение направили артисту приветственный адрес, в котором отмечалось его "самовідана праця на терені української культури". Сергея Васильевича Поспелова поздравила с юбилеем и его первая партнерша по киевской сцене заслуженная артистка одесской оперетты Евгения Дембская.

И сегодня он продолжает оставаться в славных рядах тружеников культуры Черниговщины: выступает на сцене, по школам и общежитиям, преподает вокал в театре и среди молодежи, является художественным руководителем школьного литературного театра "Слово".

Сергей Поспелов пишет стихи, в одном из них о себе он сказал: "Но только об одном молю я Бога. Чтоб умереть на сцене, полным сил, пока в душе есть трепет и тревога, пока в крови горит любови пыл. Чтоб не было: "Ой, мучился бедняга. Спасибо Богу, что пришел конец" Не говорили б: "Старая каряга". Сказали б: "Жаль! Был парень молодец!"

Жизненный путь артиста Сергея Поспелова опален колючим дыханием жестокого времени. Но даже на переулках судьбы он оставался человеком страстно преданным миру искусства. Наш старший современник, он вызывает чувство глубокого уважения у людей, знакомых с его судьбою и творчеством.

P. S.  Умер Сергей Васильевич Поспелов на 91 году жизни и похоронен на одном из черниговских кладбищ.