Коблук

Михаил Анохин
               
                (шахтерская байка-анекдот.)
Сын у меня шахтер, а сам я, нужно признаться, ни хрена не  понимаю в шахтерском деле, и когда он мне рассказывает разные истории,  то приходится задавать ему вопросы с его точки зрения, настолько ясные и очевидные, словно я прошу его объяснить, что такое "день" или "утро".
Он смотрит на меня  недоуменно и с какой-то жалостью во взгляде, в котором скрытый вопрос:  "Как же так, элементарного и не знаешь?" 
Он  с детства привык к тому,  что отец все знает и вдруг обнаруживает,  что далеко не всё.  Я вижу,  что  ему нравится меня учить,  он взрослый и у него есть своё знание, свой особый, отличный от меня опыт жизни.
Однажды, после  работы  мы пьем чай на кухне и он говорит:
- Сегодня мы "печь" разбуривали...
- Постой, постой! - Обрываю его, - какую "печь"? Что за печь?
- Ну, купол такой в пласте угля, - поясняет он и добавляет:
- Вроде свода над головой.
А я не унимаюсь:
- И что же, на чем он держится?
- Да ни на чем,  я же тебе объясняю русским  языком  - "свод" такой, уголь вывалился через скважину после отпалки и образовался этакий "пузырь"  в  пласте  угля,  чтобы дальше производить добычу, нужно "погасить" эту печь, Понятно?
Мне ни чего не понятно и я продолжаю задавать "глупые" вопросы, меня больше всего волнует то, что этот свод угля над его головой (сын же!) ни на чем не держится.
- Ну, как же так, ты говоришь, что он ни на чем не держится и просто висит?
- Просто висит, а мы туда через скважину попадаем. Бывают купола большие метров до пятнадцати в диаметре,  залазим и разбуриваем их, то есть шпуры под взрывчатку делаем. А потом взрываем, «садим» печь.
- А вдруг этот свод рухнет?
- Бывает, но тут уж как повезет. Ну, тогда ты прочитаешь в газете: «Произошло обрушение (или «посадка») угольного пласта в результате чего погибли… Вот так.
Мне это не нравится, и я начинаю волноваться и хватаюсь за последнее спасительное средство от страха за сына:
- А техника безопасности?
- Смешной ты,  отец - это ведь всё на бумаге,  для комиссии, в шахте одна техника безопасности - здравый смысл, везение и интуиция, да и не существует безопасного метода разбуривания печи.  Да я тебе не об этом хочу рассказать.
Сидим  мы в "печи" и байки шахтерские травим,  есть у нас дедок один любитель рассказывать разные истории:
- Однажды,  -  говорит  он,  - спускаюсь я по веревке из печи по скважине, притормаживаю каблуком сапога о стенку, а скважина  была  диаметром  на восемьдесят сантиметров и каблук внезапно попадает в выбоину,  а я  спускался  быстро.  По инерции  правая моя нога пошла коленом в низ - удар коленом о противоположную стенку скважины и меня в ней  расклинило. Ни в низ, ни вверх. Очухался от боли и кричу тем, кто остался в "печи",  застрял мол.  Словом спустили  мне нож, и я с полчаса им пилил каблук сапога.
- Ну а если бы там, наверху ни кого не было? - Спросил я.
- До следующей смены сидел бы в скважине,  – пояснил сын.