Господи, сколько русских. С ума сойти можно...

Зиновий Винокур
«Господи, сколько русских. С ума сойти можно»

Моему покойному другу, Уолтеру, добровольцу Ассоциации американцев и канадцев в Израиле, (да благословенна будет его Память) посвящается...

Писатель Ран Ягиль, лауреат премии главы правительства 2004 года для ивритоязычных литераторов, работающий литературным критиком газеты,   
 «Маарив», «блоге» который является интегральной частью сайта NRG, признался в ненависти к "русским". В среду, 20 октября, он опубликовал там следующую запись, как фрагмент своего нового романа (далее дословный перевод с иврита): "Я ненавижу русских. В субботу я пошел с Ханой на прибрежный бульвар. Мы ходим быстро, чтобы поддерживать форму. Раньше для меня и моего брата Бени весь мир начинался с улицы Дизенгоф и заканчивался на школе "Ха-Кармель" на улице Ха-Невиим. Потом мы обнаружили летнее, большое и синее море. Мы его так любили, что ходили туда даже зимой, без разрешения родителей. Со стоянки кафе "Пилц" внизу всегда дул теплый ветер, который раздувал наши белые майки. Сегодня же на пляже и на море так тесно, будто это набережная в Европе, в Соединенных Штатах, или как на набережной в Кейптауне в Южной Африке, куда ездил мой брат, чтобы сделать бизнес и у него не получилось. Все так оформлено и обработано, что мне хочется рвать. Ничего естественного. Как будто вырезали берег, волнорез, рестораны из стилизованных открыток. И все – русские. Господи, сколько русских. С ума сойти можно. Что они обо мне знают, что я знаю о них. Я о них ничего не хочу знать. У них всегда такой высокомерный взгляд, они такие снобы. Со своими собаками, в элегантных одеждах, с маленьким велосипедом ребенка. Даже когда у них нет ни гроша, они выглядят так, будто у них полные кошельки. Расизм? Это интересует мою сенильную маму. Так я расист и что, что мне уже сделают. По любому страна пошла к черту".

http://izrus.co.il/obshina/article/2010-10-20/12171.html

 О том, что Израиль – это страна иммигрантов, кажется, знают все. И о том, что существует высоченный и, совершенно непреодолимый, «забор» между тремя основными социальными группами еврейской части населения Страны Молока и Меда, мы все, совершенно хорошо, чувствуем…

Во-первых, это разделение, разумеется, касается т. н. «урожденных» израильтян. И имя у них весьма определенное: их  называют «цабарим - кактусы». 
Они создали свой мир, свое мировосприятие, свое отношение к миру других. Правда, он, этот мир, и эта реакция, нетерпимы к миру других. Они смотрят «свысока» на других, которым не всегда удается быстро овладеть литературным ивритом, и «свободно плавать» в своеобразии этого языка, который относится к совершенно другой, неблизкой,  семитской группе. С другой стороны, когда они стоят перед дилеммой изучения другого, (читайте иностранного) языка, то, в большинстве, ощущают точно те же неудобства «ломания зубов», что и «чужие».  В английском языке, например, это выражается в типичной ошибке «I can to speak English». Когда я это слышу, то на память, невольно, приходит неоднократный эпизод общения с моим другом Уолтером, к сожалению, давно ушедшим в иной мир. Для него, уже тогда пожилого человека, знания языка иврит ограничивались одной, и, кажется, единственной, фразой: «Ата ледабер англит? – Ты говорить по-английски?»

А еще, бывая заграницей, они забывают одну прописную истину, которая выражается английской мудростью «When you are in Rome, do as the Romans do». Наши люди поступают совсем наоборот. Поэтому даже пару израильтян видно издалека. Они, не стесняясь людей вокруг, громко говорят на своем родном языке, совершенно не обращая внимание на неудобства, которые , при этом, причиняются окружающим. Никогда не забуду, когда, при посещении одного из парижских варьете, одному из наших, почему-то, захотелось прислониться к столбу из картона на сцене… Разумеется, мужчина упал вместе с декорацией…

А манера вождения автомобиля… О, это совершенно уникальная черта! Нетерпеливость, возведенная в многократную степень, вряд ли,  может описать образ действия нашего брата – «кактуса»… А в результате? В результате, на  дорогах Израиля ежегодно  гибнут несколько сотен людей! А сколько остаются инвалидами? И все это из-за неуемного желания «сделать» соседа: «Он/она едет 110 км/час? А я поеду быстрее!». Только КАК  ехать быстрее, если впереди пробка… Поэтому, когда видишь на просторах Европы или Америки законопослушных водителей, среди которых, вдруг, оказывается «лихач», пытающийся, буквально, «влезть» в каждую «дырку», то, скорее всего, с ним можно заговорить на иврите…

Второй категорией крохотного Израиля, который занимает «номер 100» в мировой табели о территориальных рангах, являются т.н. «ватиким - опытные». Это те, кто приезжал в Страну Молока и Меда лет 60 – 30 назад.
Это тоже особая «каста». С одной стороны, они не потеряли навыков общения по-русски в те годы, когда не было такого засилья русскоязычных СМИ. С другой, они УЖЕ не «русские». Их приезд в Эрец Исроэль был связан, в большинстве случаев,  по тем или иным причинам, с невозможностью «прорваться» по ту сторону Атлантики. Тогда, скрепя сердце, они соглашались с призывами пропагандистов  Еврейского Агентства, которыми просто кишели т.н. «лагеря временного проживания»  в окрестностях Вены или Рима, и, принимая решение расстаться с «американской мечтой», совершали более короткий перелет на Землю Обетованную.

Там их ждали весьма «тепличные» условия «центра абсорбции». Там они жили совершенно бесплатно, «грызли гранит» иврита без оглядки на то, что нужно где-то «подрабатывать» из-за хронического безденежья. А еще, что немаловажно, их ждала работа. И не было мучительных экзаменов на получение «решайона - лицензии» для лиц с высшим и средним специальным образованием.  И «крышу над головой» им тоже предоставляли совершенно бесплатно за счет государства.

Многими годами позже, они, самозвано, провозгласили себя т.н. «сионисткой алией», т.е. теми, кто приехал строить Израиль из «идейных» соображений. Но, положа руку на сердце, истинных «сионистов» среди них не так уж и много.

Некоторые из них, «вспомнив голос крови», неплохо «поднялись», опираясь на многотысячную волну алии 90-х. Но… Вот ментальность они свою не поменяли… Не сумели «перековаться» на израильский манер. И это, несмотря на то, что израильские идеологи гордятся своей политикой «плавильного котла»…

Что же касается несостоятельности этой политической концепции, то тому самый яркий пример т.н.  «олим-хадашим – новых репатриантов» -  третья категория, о которой я хотел бы поговорить.

То был, какой-то, необычный период.  Десятки пассажирских самолетов днем и ночью приземлялись в аэропорту имени Бен Гуриона. Тысячи и тысячи людей самых разных возрастов, профессий, настроений прилетали в Страну Обетованную для того, чтобы здесь обосноваться, создать свой первый дом, найти работу,  поскорее интегрироваться в новое общество. 

Прошло всего несколько лет, а эти десятки и сотни тысяч начали играть определенную роль в новом для них обществе. Они не только смогли относительно быстро освоить чужой для них язык, они смогли найти работы, пусть, даже и не совсем престижные, поначалу. Потом, встав на ноги, они  осознали, что лучше иметь свое жилье, чем отдавать деньги «чужому дяде»,  и начали покупать квартиры. Потом наступил черед покупок автомобилей, пусть по льготной, «олимовской» цене…

Потом наступил час и политического «прозрения». И тогда была создана  первая «секторальная» партия выходцев из бывшего СССР.  Как «кактусы» ужасно удивились, когда «русские»  не только прошли электоральный барьер, но
 и получила 7 мандатов, заняв два министерских кресла в правительстве Беньямина Натаньягу. 

Прошло еще некоторое время и появилась еще одна, теперь уже «смешанная» партия Наш Дом Израиль, которая представляет интересы «правых русских», "правильных
 старожилов" и  таких же «правильных кактусов»…   
В результате, произошло определенное смешение мнений трех главных представителей израильского общества на электоральном уровне…

А на бытовом уровне… Все те же «непреодолимые стены» между тремя  общественными категориями…