Импрессионизм Открытие мира

Михаил Гавлин
Импрессионизм: Открытие мира.
1.
Импрессионистами любуются, но еще мало кто вполне осознал, что они сделали для искусства, как много они дали ему. Мир художественных образов, прискучивший, однообразный и повторяющийся, казалось, шел к своему бесславному концу, исчерпав себя до дна. И вдруг, как – будто омытый благодатным дождем, освеженный он ожил вновь, засверкал всеми красками бытия, затрепетал, завибрировал, задышал воздухом, обогащенным кислородом. И оказалось, что этот земной мир, отраженный в живописных картинах, не дряхлый, иссохший, пергаментный, хотя и импозантный старик, но что он – еще совсем юноша, полный жизни и энергии и глаза его светятся жадным интересом к познанию загадок этой новой реальности. Жизнь для него еще только начинается, обещая много новых чудес и открытий. Это было открытие нового мира, новой Европы, если хотите новое рождение или обновление ее. Как после эпохи великих географических открытий и Шекспира, перед миром старой Европы открылись еще раз новые бескрайние горизонты, горло перехватывали свежие ветры новых морей, великих океанов и континентов. Новые живописцы в своих поисках новой реальности, шли далее, открывали первозданный, красочный мир островитян Таити и Полинезии, аборигенов Африки, тонкое неведомое искусство до того закрытой для мира средневековой Японии, ощущали дыхание космоса, тектонические сдвиги самой природы человека.  Мир ослеплял своим новым многообразием и масштабом, необозримыми горизонтами. Через открытый, цвет, чистые тона, вибрацию и трепет воздуха на холсте они вдохнули новую жизнь, открыли очарование повседневной жизни человека, живущего в новом современном, изменчивом мире, дали почувствовать эмоциональность и артистизм улицы и уличной толпы, современного городского и сельского пейзажа, интерьера. Это была революция в искусстве, предшествовавшая колоссальным социальным революциям масс, становлению массового общества.
При всем том они породили бесконечную, все более расщепляющуюся, как атом, дифференциацию современного искусства. Классические импрессионисты и многие из последующих их продолжателей, представителей нового искусства, зачастую предпочитали разрабатывать свою нишу, работать во все более узком и ограниченном диапазоне. Они представляются нередко своего рода гурманами, смакующими какую-то одну найденную и полюбившуюся им форму, черту или художественный прием, кажутся далекими от стремления к созданию единого целостного живописного образа, богатого формой и содержанием, как это было присуще мастерам Возрождения. Но вскоре и в новую эпоху вслед за К.Моне и О.Ренуаром пришли такие титаны, как Ван-Гог, Гоген, Сезанн, Пикассо.
2.
Многие говорят о том, что импрессионисты рассудочны, лишены способности к психологическому восприятию, что человек интересует их только, как красочное пятно… . Но это говорит лишь о том, как поверхностны, зачастую, мы в своем художественном восприятии и чувстве.
Дайте нам, например, впечатление большого современного города вечером: с его перспективами огней, многолюдными потоками, полными невыразимой красочности. Дайте нам впечатление этой многолюдной толпы на улицах. Дайте нам эту музыку города. И тогда вы почувствуете дыхание, ритм его, его нерв. Это ли вам не чувство, неслыханное дотоле по психологической выразительности и утонченности. И все это дает чисто красочное, казалось бы, внешнее впечатление. Только через него (эти выразительное средство присуще живописи, оно для него основное) вы уловите, если обладаете художественным чувством и культурой, непередаваемое, невыразимое словами настроение, особую атмосферу  и психологию этого города и его обитателей. Только Моне, Писсаро и Ренуар откроют вам тайну Парижа, его жизни, его людей, его неповторимый облик, дадут возможность почувствовать это глазами, слухом, кожей. И это уже неповторимо. Во всей вселенной это относится, к одному Парижу, принадлежит только ему. И когда же, наконец, придет очередь России и Москвы.