Ран. дневн. 56 Я, как пришелец из другого мира

Галина Ларская
Ранние дневники 56 Я, как пришелец из другого мира               

           эпиграф Ивана Алексеевича Бунина, цитирую по памяти: "Самое интересное - это дневники, остальное - чепуха."

Бледнеет хор поэтов, композиторов и других творцов перед гениальностью Божественной Литургии.

Смысл, глубина, красота веры не в том, чтобы испрашивать себе всевозможные блага, а в том, чтобы быть соратником, помощником Бога, стать Его посланником, Его руками, всецело исполнить то, что Он хочет через тебя сделать в этом мире.

Даже холодным взором смотреть на людей есть отсутствие любви. Насмешки, упрёки – всё надо убрать. Сердце холодеет незаметно. Заставлять себя быть тёплой хотя бы внешне. Я чувствую рост своего сознания и своей души, я меняюсь.

Единственной Личностью, которая всецело мне близка и абсолютно меня понимает, является Христос.

Злая воля людей коверкает всё прекрасное, созданное Богом.

25/XI 1979 г. Я, как пришелец из другого мира, смотрю на земных людей и плачу от любви и жалости к ним.

Коля глубже и серьёзней, чем то, что он показывает людям. Это маска Арлекина,  что-то скрывающая.

Была у Ёлочки Поленовой, её отец композитор Анатолий Николаевич Александров (ему девяносто лет) много играл нам своей музыки. У него красивые руки, беглость пальцев, звук глубокий, эмоционально окрашенный. «Я могу играть сколько угодно», - говорит он.

В гостях у нас были Лариса Акимова и Наташа Кистова. Мне было весело. Я хотела бы удержать в себе до конца юношескую летучесть, лёгкость, смешливость.

Коля недавно говорил мне: «Ты мой ангел, мой хранитель, моя жена».

Мне 10 лет, мне 100 лет, может быть, в прошлой жизни я была мужчиной, может быть, Дон Жуаном или Ловеласом.
 
В ноябрьские каникулы я ездила в Таллин, там же была и Марина Винецкая. Я разговаривала с отцом Владимиром Залипским, это необычайно благодатный человек с добрым лицом, кроткой улыбкой. Я была у него дома. Жену его зовут матушка Наталья.

Художник Олав, знакомый Марины, поразил меня своей молитвой, я сильно и долго плакала. Он стал молиться перед едой своими словами. Я ощутила мощную благодать и стала плакать, чувствуя, что душа очищается. Он лютеранин по крещению, но ходит во все христианские храмы, бывает в молельных домах разных христианских направлений и везде чувствует Бога.

14/XII Снилась Наталья Львовна, что-то мне говорила. Я сказала ей: «Мне тяжело без Вас. Очень Вас не хватает».

1980 год

2/I Новый год встретили вдвоём с Колей. Он неровен, то ласков, то ворчит, то обижает меня. Иногда просит прощения, но чаще – нет. Иногда в нём кипит желчь.  Я не выдерживаю. К сожалению моих забот он не видит.

8/I «Ты живёшь мной, ты питаешься мной и говоришь, что я ничего для тебя не делаю. Это несправедливо». Я ушла, но идти мне было некуда. Я очень замёрзла,  вернулась. Может быть, настанет время покаяния и для Коли, и он будет плакать перед Богом обо мне, как он терзал, как обижал меня.

10/I Коля говорит мне:  «Пусть Марина где-то существует, Бог с ней. Она не может иметь семью, она очень эгоистична,  не умеет любить.  Любит быть любимой. Ты – хочешь любить в отличие от неё. Ты больше не будешь бегать от меня?» Я: «Нет».  Коля: «Не покидай меня. С тобой я страдаю меньше, чем со своими прежними женами,  ты проливаешь бальзам на мою душу. Без тебя всё для меня будет голым».

12/I Я больна. Господи, воскреси моего мужа, дай ему любовь. Господи, прими мою боль, слёзы, обиды, чтобы он приблизился к Тебе.

Рая, которая после долгого разговора со мной о её сыне Марке, взяла его к себе.  Она спросила Колю, любит ли он меня. «Да». «Ты счастлив с Галей?» «Счастлив». Она спросила о детях. "Я не готов. Галя хочет детей".
 
14/I Разговор с Никитой Гараниным. «Лев Николаевич Толстой на небесах. Николай Васильевич Гоголь великий праведник, это была очень чистая душа». Мы с Никитой много пели. Радость от общения с ним.

17/I У меня такое ощущение, что душа Коли окаменела. Он полон собой, до меня ему дела нет. Моя любовь к нему умирает.

19/I Коля сказал  мне: «Без тебя мне плохо, как Антею без земли». Оба болеем.

28/I «Лучшей жены, чем ты, у меня не будет», - сказал Коля.

2/II В гостях у художника Саши Завьялова его приятель Леонард Данильцев сказал: «Саша, ты знаешь, я живу в муке и догадываюсь, что все так живут. Я предлагаю выпить за совершенство».

3/II Бывшая Колина любовь Э.Н. посетила наш дом, она художница, мысли наши не совпадают. Она знает Колю 23 года. «Благодаря Вам Коля изменился, он стал добрее,  мягче, теплее. Галя, держитесь, терпите, Вы ему нужны, без Вас ему будет очень плохо – тоска, пустота. У него кризис в творчестве. Он очень талантливый художник».

8/II Коля стал мягче, отношения у нас сейчас хорошие.
 
9/II Меня изумляют Колины способности в различных видах деятельности.  Коля меня рисует.  «Нас с тобой объединяет прошлое,  настоящее и будущее», - сказал он.  И ещё: «У нас увеличивается хорошее отношение друг к другу».

13/II «Я люблю тебя», - говорит Коля.

16/II К нам в мастерскую приехал мой друг Толя. Коля рисовал меня, Толя читал книгу. Коле и мне скоро стало плохо, Коля принял сердечное лекарство, полежал и ушёл на улицу.

17/II Лина отказалась посетить нас. Она хорошо выглядит.  Я люблю её.

18/II Жизнь земная и жизнь церковная очень разобщены, хотя невидимо церковь преобразует мир. Марина Винецкая заменяет мне духовного отца, так она мудра.

Наша жизнь с Колей полна противоречий. «Я так тебя жду», - говорит он по телефону. «Что у тебя на душе?», - спрашиваю я. «Покаяние», - отвечает он. Очень трудно двум разным людям найти ту почву, которая наилучшим образом будет их соединять.

Коля часто терзает меня различными претензиями, он почти всем недоволен. Он не видит в себе дурного. Прощайте все мои замыслы, мои дети не родившиеся, мои несбывшиеся мечты, мои не сделанные дела, стихи не написанные.

24/II Были с Колей на Пятницкой на дне рождения папы. Серёжа брат показывал слайды, его дочь Оля играла на пианино, она очень молчаливая.

Злая воля людей коверкает все прекрасное, созданное Богом.

Коля до сих пор не понял, что не дал мне счастья. Он часто придумывает какие-то новые капризы.  В нём много привлекательного,  если он в хорошем настроении.  Он привык ни в чём себя не ограничивать,  ни в чем себе не отказывать. К сожалению в доме стал звучать мат, Коля не вразумляется прочитанными книгами. Он редко веселится, не умеет радоваться тому хорошему,  что имеет.  Он во всём видит только дурное. Он травмирует меня.

6/III К. ездил к Саше Шулятикову (председателю месткома). Саша читал стихи в нашей Студии художественного слова. Мир тесен.

7/III Непостижимая сила любви пробивается сквозь все обиды нашей жизни.

8/III Около какого-то столба на улице вечером Коля поздравил меня с праздником, я подняла к нему лицо, залитое слезами. Мое терпение шатается. Дома я сказала: «Коля, сделай меня немедленно счастливой не позже, чем через минуту». Он подумал и перекрестил меня: «Вот я тебя крещу, чтобы тебя оградили от всякого зла». И я его перекрестила. Это было хорошо. Я: «Ты меня вспоминаешь?» К.: «Да. Ты сидишь в моей душе, ты – часть меня, ты родное мне существо».

10/III Клубок страданий продолжает развёртываться. Олег Гостев недавно сказал Коле: «Тебе повезло встретить Галю, не обижай её».

23/III Я в руках человека, не ведающего что он творит. Много молюсь о нём.

24/III Смысл, глубина, красота веры не в том, чтобы испрашивать себя всевозможные блага, а в том, чтобы быть соратником, помощником Бога, стать Его посланником, Его руками, всецело исполнить то, что Он хочет через тебя сделать в этом мире.

В метро видела человека, который сначала заразительно смеялся, потом стал серьёзным. Что-то в нём меня поразило и взволновало – что-то живое, открытое, бьющее через край. Меня обняла тоска по родине, которой у меня нет, земной родине, здесь, на этом шаре, крутящемся среди звёзд. Я хотела бы жить среди весёлых, открытых, искренних людей. Этот человек хорошо говорил по-русски, но он был датчанин, швед или голландец, его лицо не было красивым, но оно было очень живым, оно отражало движения его души, его мысли.

26/III Во мне по временам открывается такая сенситивность, что я начинаю страдать от человеческого горя. Страдает ли Бог в своих больных созданиях? Ведь Ему открыты все болезни, все муки, все мысли, все сны наши.

27/III Занимались со свекровью занавесками из Колиной мастерской. Длинные, прозрачные глаза Лены, её внучки, дочери Колиного брата Сергея.

28/III Господи, умираю без Тебя. Подойди ко мне ближе.

30/III Ах, Коля, Коля, как я нетерпелива. Если бы я была святой, я бы быстро привела тебя к Богу.

Иногда душа ощущает такую близость к Богу, что пребывание на земле кажется посланничеством. Но… Это не удается удержать. Я редко вижу людей, я мало делаю добра. В чем же моя миссия? Неужели только в несовершенной молитве? Отмаливаю Колю.

5/IV Дивный сон: я бегу по дорожке мимо реки за какой-то девушкой, подняв руки вверх, бегу очень легко и радостно. Кругом чистый снег, тихо потрескивают деревья, во всём изумительная красота. Я наслаждаюсь отдыхом среди этой природы.

Коля моя мука, к которой я привыкла. «Человек привыкает к трагедии», - говорит мой друг Боря Талесник.

Иногда нисходит на меня в храме благодать в виде потока какой-то особой свежести, соединённой с покоем.

Свекровь сказала мне, что у неё нет тяготения к религии, хотя в Бога она верит.  Мы были с ней в храме на ул. Неждановой.

10/IV Наше время к великому сожалению утратило полноту Богообщения, мы очень остыли за 20 веков, мы плохо чувствуем благодать.

11/IV Мне снилось, что я должна подготовиться к крестному пути Спасителя.

Вокруг наших маленьких молитвенных уголков свирепствует чума нелюбви, ругани, ненависти, хамства – мерзкий мат в автобусе. Человек извинился только тогда, когда ему пригрозили милицией.

Образ войны висит над миром. Страшно опускать в этот мир дитя.

20/IV Тамара Харламова, знакомая Леры сказала мне: «Вы – ясная, в Вас есть покой,  крепкая вера». Я: «Вы бы видели, как я утром суетилась и нервничала». Тамара: «Это фрагментарно, это бывает с каждым из нас».
 
25/IV В метро пятиминутная влюблённость в профиль иностранца. Анфас – грубее, угрюмее профиля. Любовалась. Я всегда буду влюбляться.

3/V Дом Петра Старчика. Встреча с душами людей разных эпох,  вечность,  жизнь, полёт сквозь века.

7/V На моём дне рождении были Юля Татарченко, Лена Гоголева, Тамара Х., Лариса Акимова. Я сказала,  что перегородки между конфессиями и религиями не достигают неба. Лена и Юля не понимали меня. Мы молились вслух о наших близких. Тамара сказала, что во время молитвы испытала потрясение.

8/V Тамара сказала мне: «У Вас бездонный интеллект, мистические способности, крепкая вера, сила». В мужчинах она разочарована, она их считает низшей расой. Она плохо относится к себе, до болезненности.

Боюсь Колю. Он меня затравил.

9/V Любовь и жалость к К. Мне он кажется несчастным ребёнком. Я могла бы быть им, но меня сделали мной. Я выбрала его. Зачем? От одиночества? Не из кого было выбирать? Мой милый, мой бедный муж. Посмотрела на наши фотографии – мы с ним похожи.

10/V «Рай» Вячеслава Иванова звучит во мне. Музыка Петра Старчика. Любовь и нежность к Коле. Всё ему прощаю.
 
13/V Я отринута из сферы о. Павла и Андрея, от их любви. Они разрушили нашу дружбу с Андреем, разрубили топором наши чистые, целомудренные отношения,  уничтожили мою любовь к Андрею и теперь проходят мимо, не замечая меня – в храме на Новокузнецкой в Вишняках. Я не осуждаю, я наблюдаю. Бог это попустил.

21/V Я выбрала брак, столь странный и горестный, предпочтя ему своё божественное одиночество.

26/V Рядом с Колей я почти не чувствую Бога. Когда я одна – чувствую. Видимо, К. питается моей духовной энергией, а на двоих её у меня не хватает.

30/V Благодатная беседа с Никитой Гараниным. Чистота линий его лба удивительна. Свет излучает его лицо. Царь.

2/VI Прилетели с Колей в Сухуми. Люди добры к нам. Город живописный, люди раскрепощённые. Во время полёта мысли о великолепии Творца.

3/VI На автобусе приехали в Новый Афон.

4/VI Радость. Хочется прыгать. Но Коля меня принижает к земле. Не действующий,  но благодатный храм Симона Кананита. Видели водопад.

6/VI Гагры. Роскошный возделанный парк. Море необычайно бирюзовое, несусветно красивое.

7/VI Пицунда. Ноги исходили много километров. Проехали Адлер, приехали в Сочи. Встретили в гостинице Борю Талесника.

Благодать, сияющая на лицах детей, отражается на лицах взрослых, смотрящих на детей.

Я взяла с собой Габриэллу Босси «Он и я». Никите было открыто, что она – святая. У меня не было в этом сомнения. 

9/VI Боря Талесник сказал: «Бог ревнив». Человек перестает ощущать благодать,  когда выбирает из двух: Бога и человека - человека. То, что даёт Бог – никто не в силах дать, но мы не выдерживаем одиночества.

19/VI У Коли полное непонимание моей психологии. У меня началось обморочное состояние. Я поседела за полтора года жизни с Колей очень сильно.

Снился светлый сон о Никите Гаранине. Аромат его души был так отраден.

14/VI Хоста. Мацеста. Море.

16/VI Краснодар. Приличная гостиница. Парк. К. катался на электрической машине в автодроме. Ресторан. Официант, похожий на артиста Леонида Куравлёва.

К. любит говорить мне: «Не плакай, не ной, не паникуй», но когда ему что-либо не нравится – берегись: он замучает тебя жалобами, сожалениями, воспоминаниями о том, что могло бы быть, если бы мы не поехали туда, куда поехали и так далее.

17/VI Едем в сторону Феодосии.

19/VI Коктебель. Встретили Веру Хализеву и Мирославу Плющ. Они водили нас в Тихую бухту.

Были у художницы Нины Владимировны, 3 года назад  она начала писать пейзажи акварелью. У неё есть много шедевров. Гениальная, святая, тонкая душа.

Ужинали у Веры и Мирославы, гуляли. Коля – родной, но как с ним тяжело.

21/VI Плыли вокруг Кара–Дага. Горы дарят покой. Были на могиле Максимилиана  Волошина. Проходили сквозь стадо овец. Коля ужинает. Смотрю на него – огромный, сильный, быстрый, энергичный, хищный, романтик, тоскующий по чистому безлюдному пейзажу, по диким восторгам от красоты мира. Я тихая, трусливая, во мне нет отваги, любви к риску, авантюризма.

24/VI Масса придирок со стороны Коли, я устаю от этого. Он не позволяет мне делать ему ни одного замечания. Приплыли в Судак. Совершили трудное путешествие по скалам, только мои занятия Алексеевской гимнастикой и помощь Коли помогли мне не сорваться в пропасть. Он смелый, мужественный, ловкий, хорошо плавает.  Бросился в море, чтобы помочь девочке, застрявшей на скале. Она могла упасть с высоты. Я была он него в восторге и сказала ему об этом.

26/VI Феодосия. Выставка Айвазовского. Бугаевский мне понравился больше прославленного мастера. Волошин оказался так духовно мне близок, что после его работ я не в силах была смотреть ни на что в Музее.

27/VI К. поднялся на самую высокую гору.  «Это был самый счастливый день в моей жизни», - сообщил он мне вечером.

Когда небо разговаривает с тобой,  когда море и горы слушают этот разговор – людские речи кажутся шумом ненужным и пустым.

С щемящим чувством я иногда смотрю на Колю, отчётливо вспоминая его таким, каким он был 14 лет назад, когда впервые в жизни я увидела его, и в голове пронеслась мысль: «Это мой муж». Кто соткал эти нити, связующие наши души? Какой властью две жизни сплелись в этот странный узор?

В Коле есть много достойного восхищения, внимания, любви. Но мне нужна его духовность, его терпимость, его целомудрие и трепетность, его любовь. Никогда я не видела Колиных глаз, обращённых ко мне с нежностью.

Долгий разговор с Колей о вершинах гор, о творчестве, о гениальности, о смерти,  о его характере – разговор серьёзный и значительный. Он был мягок.

29/VI Я довольна нашей поездкой. Коля ласков. Слава Богу!

На фотографии мой друг Никита Гаранин.