Любимое произведение Коли Медякова

Сергей Жук 3
    Время шло к закрытию, и в школьной библиотеке находился только один посетитель. Книги были хорошие, библиотекарша Ирина Витальевна ещё лучше, поэтому учитель литературы Сергей Петрович уходить не спешил. Он любил библиотеку, обожал тихие и спокойные послеобеденные часы в ней, когда она действительно походила на величественный и задумчивый храм знаний.
   
    - Сергей Петрович, - негромко спросила Ирина Витальевна, - а какое у тебя любимое произведение Шукшина? Она знала, что шукшинские рассказы школьный литератор считал честными и пронзительными, ценил их за простоту языка и ясность мысли, а по таланту изложения ставил в один ряд  с чеховскими. А спросила она потому, что совсем недавно в правом (самом светлом углу) библиотеки устроила яркую выставку-рекламу, посвящённую творчеству великого алтайского писателя.
   
    - Да я все рассказы хорошо помню, и любой процитировать смогу, - ответил
Сергей Петрович и подошёл к выставке. На средней полке стояли небольшие, новенькие, ещё пахнущие типографской краской сборники рассказов Шукшина. Ярко и красочно смотрели они на литератора и наперебой просились в руки. Сергей Петрович взял сборник под названием «Нечаянный выстрел» и раскрыл наудачу. 
 
    - Страница сто семнадцатая. Конец рассказа «Артист Фёдор Грай». Держи книгу. Я сейчас близко к тексту говорить буду.
 
    Он незамедлительно передал сборник Ирине Витальевне, который она в руки взять успела, а вот Сергей Петрович блеснуть знанием шукшинской прозы не успел, потому что дверь нехотя приоткрылась и в библиотеку протиснулся десятиклассник Коля Медяков. Взъерошенный и рассерженный, он пыхтел как паровоз. Долго не мог отдышаться и не знал с чего начать разговор. Было видно, что он чем-то взволнован.
   
    Когда-то  Ирина Витальевна создала школьный театральный кружок, которым бессменно руководила. Весь последний месяц готовились к районному смотру театральных коллективов. Репетировали постановку рассказа В. Шукшина, где Коля Медяков блистал в роли Анатолия Яковлева по прозвищу – Дебил. Играл Коля так изящно и иронично, беспечный и бесшабашный образ Дебила был таким завораживающим, что в его отблесках все остальные роли казались какими-то тусклыми и бесцветными. Словом, талант был Коля непревзойдённый и артист настоящий. Вот только начали дразнить Колю в школе за эту роль Дебилом. Ирина Витальевна сегодня днём сама видела: идёт Коля домой с уроков, высокий, красивый и умный. А вслед ему две старшеклассницы тоже красивые, но не очень умные, озорно кричат:
   
    - Дебил! Дебил!
         
    Весело им. А парню каково? И хотя Коля мало обращал внимания на несправедливые насмешки, но было видно, что сегодня его сильно достали.
 
    - Вот объясните мне, Ирина Витальевна, - наконец начал Коля, - может быть, я что-нибудь не так делаю? Ведь в нашем спектакле Пашка Пипишкин учителя литературы играет, маленького ехидного человека. И по логике вещей должны Пашку обзывать Литером или Ехидной. Но не дразнят. А я боюсь, что прозвище моего героя на всю жизнь ко мне пристанет.
 
    - Так гордиться должен, - неожиданно ответила библиотекарша. - Моргунова, наверное, долго Бывалым звали, Куравлёва – Афоней, а Леонова – Доцентом. Может быть, это и есть твоя первая звёздная роль. А у Паши Пипишкина игра не такая яркая, как у тебя. Вот дети и не считают  Пашу  шукшинским героем. К слову, у нас здесь как раз перед твоим приходом рассказ в книге Шукшина открылся. Думали случайно, а теперь я вижу, что нет. «Артист Фёдор Грай» называется. О тебе этот рассказ и для тебя написан. Возьми почитай.
   
    Коля задумчиво посмотрел в сборник, бегло проскользнул взглядом по нужной странице и отложил книгу в сторону.
 
    - Разве не нравится? - удивлённо подняла брови Ирина Витальевна.
 
    - Да это же мой любимый рассказ у Шукшина, я его наизусть знаю,- весело ответил Коля и счастливо рассмеялся. - А откуда, вы думали, я терпение и вдохновение беру?
   
    Колины глаза загорелись, голос окреп. Перед Ириной Витальевной и Сергеем Петровичем снова предстал прежний Коля Медяков, радость и гордость школьного театрального кружка.
 
    - Да мне же выступать скоро,- вдруг спохватился он,- а я всё никак шляпу подобрать не могу. А в образе Дебила главная деталь – шляпа.
   
    Когда взрослые остались вдвоём, то литератор сказал:
 
    - А я всё думал, где же я Колю раньше встречал? Теперь понял – у Шукшина. Ведь они очень похожи: шукшинский герой Фёдор Грай и наш десятиклассник Коля Медяков. Оба сильные сельские парни. На сцене играют простых людей. Неподдельно верят в происходящее, неудачи переживают как личное горе. И творческий процесс один и тот же: начинают тихо, несмело, а заканчивают собранно, горячо. Вот только одна маленькая несостыковочка…
   
    - Какая же? - поинтересовалась библиотекарша.
   
    - Фёдор Грай на краевом конкурсе первое место занял, а Коля Медяков первый раз на районный смотр едет.
   
    - Ну, не всё сразу. Голливуд, я думаю, обождёт, пока Коля школу закончит.
   
    - А здорово ты всё-таки Колю попридержала. Он уже было собрался со сцены за кулисы шмыгнуть, а ты его в артисты  вернула.
   
    - Да разве же я? - изумилась Ирина Витальевна. - Это Шукшин  и его герои.
 
    - Великое искусство – наша литература, - согласился школьный учитель.