Письмо Президенту

Олег Кирюшин
    Здравствуйте, господин Президент. Обращается к вам житель города Певек, Чукотского автономного округа, Кирюшин Олег Николаевич. На сегодняшний день я работаю слесарем-электриком АРС ООО "ЧукотЖилСервис ; Певек", где генеральным директором – Горячева Ирина Васильевна, женщина, несомненно умная и пекущаяся о благе собственного предприятия.
    О городе Певек немало написано на всевозможных сайтах Интернета. И вы, господин Президент, являясь поклонником глобальной сети, многое можете прочитать и сами об этом городском поселении, население коего составляет примерно 4500 человек. Но есть вещи, которые вы не найдете ни на каком сайте. Вот об этих вещах мне бы и хотелось сообщить вам, как Главе государства.
Можно начать с того, что длина Певека с запада на восток составляет 3 километра. С севера на юг городок простирается на 2,5 км и то, в самом широком месте. Если продолжить ознакомление с Певеком далее, то можно отметить, что в городе нет ни одного светофора, нет автомобильных пробок и нет, собственно, дорог. Есть, как и принято в тундре, направления.
Но зато, мало какой город, кроме Певека, может похвастаться тем, что весь городской общественный транспорт в нем – бесплатный. Для любой категории граждан. Даже  кондуктора в салоне ; нет. График движения: с 07.45 до 20.30. Можете кататься хоть весь день. Не волнуйтесь! Не выгонят.
Есть в городе также маршрут "Певек - аэропорт". Этот маршрут ; платный. Аэропорт от города находится на расстоянии 18 километров. Но если у вас нечем заплатить, а вы все ж  таки решили доехать до аэропорта бесплатно, что ж, вас довезут, не выгонят. Потому как большую часть года здесь – прохладно, мягко говоря. Не выгонять же вас на мороз, не ровен час – простудитесь.
    В городе Певек нет ни одного общественного туалета. Что можно порекомендовать, в создавшейся ситуации, приезжему человеку? Дома в Певеке стоят на сваях, Некоторые даже, на очень высоких, сваях. Так что, случись чего, можно нырнуть под какой-нибудь подходящий, по высоте свай, дом и преспокойно, в полный рост, справить нужду. В Певеке также много брошенных домов, а практически, в каждом жилом – имеется пара-тройка нежилых квартир. Так что, случись чего, можно забежать в какую-нибудь нежилую квартиру и, в более-менее сносных условиях, справить нужду другого рода: по-большому, так сказать.
Вот только в тот туалет, что в Апапельгино, в аэропорту, на улице, лучше вообще не ходить. Поселок Апапельгино давно заброшен. И в нем все дома – заброшенные. Выбирайте – любой!
    Есть тут и гостиница: пятиэтажное серое здание по улице Советской. Есть в ней всевозможные номера. За пару тысяч в день вам предоставят койку с тумбочкой и, работающий, на манер взлетающего самолета, холодильник. Один недостаток: тараканы. Посередь ночи перебегают они из номера в номер, очень сильно топают и гремят по лестничным проходам, видать шмотки свои нехитрые перетаскивают.
Что можно порекомендовать, в создавшейся ситуации, приезжему человеку? Рядом, в аптеке, беруши продаются. Попробуйте. Говорят, от шума помогают!   
В городе Певек, на подъездах жилых домов, нет ни одного домофона. Двери в подъезды, зачастую, распахнуты настежь, хотя соответствующие службы, надо отдать им должное, пытаются эти двери хоть как-то прикрыть. Потому как даже в мае месяце здесь на улицах снег лежит.
    В городе Певек только три недели в году не работает отопление. Для этой цели выбран месяц июль: разгар Чукотского жаркого лета, так сказать. Бывает, что в это время года здесь идет снег и температура окружающего воздуха не поднимается выше плюс пяти. Но делать нечего! Чаунскую ТЭЦ приходится останавливать. На профилактические работы. Она и так на ладан дышит, но, надо отдать ей должное, тепло в дома подает исправно. Батареи в квартирах горячие – не прикоснешься. Напряжение в сети: 230-240 вольт. Любо-дорого!
Но правда, в некоторые дома тепло не доходит. Так Чаунская ТЭЦ здесь ни причем. Видимо, какая-то загадка природы! Может быть, в "ЧукоткЖилСервисе" могли бы пролить свет на сей парадокс, но они там как-то интересно улыбаются в ответ и больше помалкивают.  Просто так иногда совпадает, что в тех домах, где останавливается приезжий человек, тепла как раз и не хватает.
Что можно порекомендовать, в создавшейся ситуации, приезжему человеку? Перебираться в другой дом, в котором тепло. Потому как остальные люди, которые в другой дом перебраться не могут, многие годы ведут борьбу долгую за тепло в квартирах своих. Борьбу долгую, но суть бесполезную.
    Вообще-то, люди, которые живут в Певеке давно, могут вам много рассказать. И – о многом. Они могут вам рассказать о коммунальных услугах и об оплате, которая растет, как ей и положено расти. И о качестве услуг, предоставляемых ООО "ЧукотЖилСервис", которое взимает с населения эту самую оплату за коммунальные услуги. И о том, к примеру, что чистка канализации в квартире, с недавнего времени, услуга ; платная. В этом случае возникает вопрос: А для чего в квитанции об оплате коммунальных услуг предусмотрена графа ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ, которая предусматривает тариф: 36 рублей 32 копейки за каждый квадратный метр общей площади квартиры? Успокаивает одно: к приезжему человеку это не имеет никакого отношения!
На сегодняшний день проживание в однокомнатной квартире обходится жителю Певека в три с лишним тысячи рублей; в двухкомнатной – около шести тысяч; в трехкомнатной – около девяти тысяч рублей в месяц. Думаю, о четырехкомнатной квартире говорить не стоит, ибо роскошь это, непозволительная, на мой взгляд.   
Но, не смотря на это, в городе Певек вы можете постучаться практически в любую квартиру и попросить попить воды. Вам дадут напиться. Можете не сомневаться! Более того, оглядев вас критически, могут предложить вам и кусок хлеба, угостить сигаретой, и, как исключение, пустить переночевать, если вам действительно – некуда идти, а на улице – что-то около минус сорока.         
    Примером "порядочного" отношения к проблемам быта горожан может послужить ООО "Корвет", которое вот уже второй год производит ремонт жилых домов в городе Певек. Качественно производит. Так, в прошлом году они систему отопления в доме 18 по улице Советская меняли. Быстро меняли, потому как для этого маловато отпущено времени им было. И – поменяли. И включила ТЭЦ отопление. И хлынула хорошо прогретая вода по трубам...   
В доме 18 по улице Советской подача горячей воды осуществляется с пятого этажа. Обусловлено это тем, что когда-то давно на крыше дома стоял громадный бак с вмонтированными в него электрическими тэнами; наливали в этот бак холодную водичку, тэны эту водичку подогревали, ну, вот собственно, и ; упрощенная схема отопления дома 18.
На данном этапе горячая вода в восемнадцатый дом также подается сверху. В отличие от других городов России (ну, к примеру, города Шахты Ростовской области), вода действительно, подается очень горячая (60-800С). И надо же было такому случиться, что в пять часов утра, в квартире 27, на пятом этаже, во втором подъезде, не выдержал какой-то пластиковый тройник. Два часа горячая вода в полную силу проливала дом насквозь: с пятого этажа по первый. Жильцов кв. 27 от гипотетических неприятностей спасло то, что их в этот момент не было дома. На работе они были. Впрочем, жильцы остальных квартир второго подъезда тоже находились кто где: на работе, в отпуске...лето все таки. Я, к примеру, в тот момент находился в тундре. В данной связи – не могу описать во всех деталях эту, леденящую душу, историю.
Что можно сказать о случившейся ситуации? Хорошо, что в тот момент, во втором подъезде, не было приезжих!
Вообще, ООО "Корвет", на фоне своих коммунальных дел и делишек, выглядит как-то мутно в глазах жителей города. С одной стороны – вроде бы грамотные специалисты, устанавливают современное сантехническое и электрооборудование. А с другой! По городу до сих пор ходят какие-то неприятные слухи в адрес этой достойной фирмы. Поговаривают, что в смете работ по замене системы отопления в доме 18 по улице Советской, была предусмотрена замена радиаторов отопления. И проплачено было за эту самую замену. Да вот закавыка: радиаторы не поменяли! (Продолжительные аплодисменты, переходящие в бурные овации!). И чего этот "Корвет" восемнадцатый дом так ненавидит? Ну, здесь все ясно: в "Корвете" все сплошь – люди приезжие!       
    Каждый уважающий себя город имеет у себя отделение МЧС. Имеет его и Певек. Хотя, правильнее, наверное, будет сказать, что отделение МЧС имеет Певек.
Так, в декабре прошлого года, вышел я на лестничную клетку покурить. Вышел – в чем мать родила: в трусах и в майке, да в тапочках на босу ногу. Вместе со мной вышла покурить и жена моя гражданская, Альбина, одетая примерно также. Ну, не курим мы в квартире, однокомнатная она у нас, квартира-то: в доме 18 по улице Советской. И захлопнула Альбина входную дверь. А на двери – замочек английский. Щелк! Дверь и закрылась! А ключи ; в квартире, на гвоздике, возле вешалки для верхней одеждs. А дверь "на себя" открывается и выбивать ее, будучи в трусах и в тапках, – очень даже проблематично. Дверь вообще-то, неплохая, хоть и деревянная, всякими поперечно набитыми планочками усилена. Где-то, так вот.
И сказал я Альбине, очень серьезно, сказал: "Вот предупреждал же нас Минздрав...". И ответила мне Альбина, не менее серьезно, ответила: "Там, на печке, твой любимый супчик разогревается, вермишелевый. Так что поторопись, милый, а то супчик окончательно разогреется!"... И каждый из нас в тот момент задумался о судьбах России! 
Несмотря на позднее время, было что-то около двадцати трех, может – больше, пришлось будить соседа Игоря. По, любезно предоставленному мне, телефону позвонил я в Певекское отделение МЧС. Дежурному, который как-то невнятно представился, я вкратце обрисовал ситуацию и попросил собственно, о помощи. Дежурный развеял все мои сомнения: "Не-а! Мы – тока на пожары! ". О том, что на плите греется супчик, он слушать не стал: трубку бросил. 
Согласитесь, что в подобной ситуации думать о судьбах России как-то некогда, надо чего-нибудь делать. Радуясь в душе, что я – не приезжий, и в доме этом меня знают, побежал я по этажам, в поисках инструмента. И выпросил я у соседей обломок ножовочного полотна для работы по металлу, ибо дисковой пилы, именуемой в простонародье "болгарка", ну ни у кого не оказалось. Окажись она, в тот момент, под рукой, перепилить язычок замка можно было бы в течение пары-тройки минут. Щель между дверью и косяком спокойно позволяла это сделать.
Но перепиливать язычок замка пришлось мне обломком ножовочного полотна, потратив на это что-то около часа. И стучала зубами, позади меня, замерзающая Альбина. Нехорошо как-то так стучала, потому как в декабре месяце на улицах Певека температура выше минус тридцати пяти не поднимается. И выл за окнами подъезда недобрый северный ветер... А на плите разогревался супчик. И запашком уж из-за двери потянуло, что свидетельствовало о том, что супчик разогрелся окончательно. И сетовала Альбина: "Вот же, гады! Котов по подвалам спасают! По телевизору смотришь – плакать от умиления хочется!"... И задумался я, совершая обломком полотна возвратно-поступательные движения, а ведь Альбина, в сущности, права: спасают котиков пушистых доблестные спасатели, на камеру снимают, и сюжеты во всякие передачи посылают, наверное в те, где платят подороже. И вот, если бы мы с Альбиной были морскими свинками, то приехали бы нас спасать, непременно приехали бы. И на камеру бы сняли. И по телевизору бы сказали: "Вчера, не смотря на сложные метеоусловия, группой спасателей из Певека были спасены два хомяка. Мужского и женского пола – соответственно." Неужели, чтобы тебя спасли, надо из человека превратиться в зверушку?
Как только я добрался до своего мобильника, именно об этом я и решил поговорить с Региональной службой МЧС, расположенной в городе Хабаровск.
На следующее утро начальник Певекского отделения МЧС, Пивоваров (запамятовал я имя-отчество этого господина) по мобильному телефону, что-то долго дул мне в уши о недостатке выделяемых средств, людей и материалов. Типа, он весьма сожалеет. Пришлось удовлетвориться и таким ответом. Уже хорошо! Начальника звонила! Извинялася!
Самое интересное в этой истории то, что ничего, после этого случая, в Певеке не изменилось. В Аварийно-ремонтную Службу (АРС) поступают звонки о закрытых дверях. Но у нас такая услуга НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА. Мы – работники аварийной службы  коммунального хозяйства. Наше дело – перекрыть воду, отключить электропитание в случае пожара. Мы не имеем права вламываться в квартиру, даже если там вовсю журчит вода и заливает нижние этажи. Чревато сие ответственностью уголовной. Но звонки-то поступают!
Как-то раз позвонила мне Альбина, из больницы. Она там санитаркой трудится. Вышли они покурить... Согласитесь, не мог я бросить любимую жену на произвол судьбы. На свой страх и риск, поехали мы (дежурная смена) в больницу, вскрыли аккуратно двери, как могли. И попросили никому ничего не говорить об этом. Ну, так, на всякий случай!
А вот Альбине я очень серьезно сказал: "Тебя уже один раз Минздрав предупредил? Мало тебе?". Ничего не сказала мне Альбина, только пальчиком у виска покрутила, и ушла в свою больницу, чтоб резвиться там, на просторе...
О ценах в городе Певек можно говорить долго и нудно, ниже от этого они не станут, а язык, он без костей, не устанет. Если строго следовать строчке рекламы, то цены в городе Певек вас приятно удивят! Вам только останется радоваться, что в вашем родном городе таких цен никогда не было, нет и не будет!
В прошлом, в 2009 году, в городе Певек был зафиксирован абсолютный кратковременный рекорд стоимости картошки: 240 рублей за килограмм! Да не волнуйтесь вы так, обычно она дешевая: всего-то по 80 рублей за кило. И сахар дороже 85 рублей не поднимается. Жить, в общем-то, можно! Особенно, когда хлеб всего лишь 31 рубль ; за буханку.
Что можно посоветовать, в сложившейся ситуации, приезжему человеку? Ну, съездить, к примеру в город Билибино: там цены – в разы дешевле. Но нет, как говорится, худа без добра: зато зарплаты в Билибино – в разы выше (оцените шутку юмора).
Если попытаться мысленно перенестись в правый верхний угол карты Российской Федерации... (Все перенеслись? Я подожду). То в этом верхнем, правом, углу можно найти и Певек, и Билибино. Об Анадыре – помолчу. Одно слово: столица!
Так вот, даже по карте видно, что львиная часть продуктов питания попадает в Билибино через морской порт города Певек! И это ничего, да! Это все правильно, да! Но, кто ответит на вопрос: ПОЧЕМУ В ПЕВЕКЕ ОСНОВНЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ СТОЯТ ГОРАЗДО ДОРОЖЕ, нежели в Билибино, куда их, продукты, еще 600 километров подвозят? Парадокс и – только!
Нет, с этим конечно борются: пишут. В Анадырь, к примеру. Комиссия приезжает. В продаже появляется водка по 120 рублей. Хорошо! Обычно, самая дешевая – 190, но ее мало кто покупает, левая она, отравиться ей можно.
А вот сигареты прячут. Вот нет сигарет на прилавке, и – все. Пачка сигарет с фильтром стоит в Певеке, в среднем, 40 рублей. И вот пропадают эти сигареты с прилавка, когда комиссия приезжает; НЕ ДЕШЕВЕЮТ, а – пропадают!
Что можно посоветовать, в сложившейся ситуации, приезжему человеку? Смело обращайтесь к продавцу. Назовите марку предпочитаемых сигарет, и продавец продаст вам эту марку, откуда-то из подсобки принесет, и продаст. В среднем, по 40 рублей за пачку. Да и комиссия. Не вечно ж она в Певеке находиться будет. Как вы думаете?
Вот вы мне можете, на вполне законных основаниях, сказать: "И чего это ты, засранец, к Президенту со всякой ерундой лезешь? От дел важных, ГОСУДАРСТВЕННЫХ, понимаешь ли, отвлекаешь!". Возможно, вы правы. Но тогда, кроме вас, остается обращаться к Господу Богу. И лучше – напрямую, а не через посредника, коим в православной конфессии церковь является. Ибо потребуют они свою десятину, как пить дать, потребуют.   
    Есть у нас тут прокуратура. А чего! Стоит, работает! Ходил я как-то в нее. Как говорится, и по-большому ходил, и по-маленькому. 
В 2007 году разогнали нас, жильцов, из общежития по улице Чемоданова 35, на вольные хлеба. К слову сказать, стоит эта общага, с заколоченными дверями, на сегодняшний день, никому не нужная, позабытая и позаброшенная. Но дело здесь, не в этом. Ну, разогнали и, что ж с этим поделаешь. Но как они это сделали. Любо-дорого поглядеть! Отключили свет, воду и – все. Разошлись людишки, разбежались: кому было куда идти, тот – пошел, и кому было некуда идти, тоже – пошел. А прописка-то не временная была, прописка была постоянная. Но, впрочем, стоит ли кому-то что-то доказывать, ежели комендант общаги пришла в нашу секцию №6 и сказала: "Ребята, разбегайтесь! Турки тута жить будуть!". Ну, в общем, вместе со всеми, разбежался и я.
И написал я заявление в Чаунскую районную прокуратуру, которая в Певеке находится. Мол, помогите, гражданин Прокурор, жить-то мне – где? И в установленные законом сроки, получил я ответ, который вкратце сводился к тому, что "оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется." И всякие, уполномоченные на то дяди и тети, начали кричать на меня, что прописка у меня – незаконная и, вообще, они были обо мне лучшего мнения. Как будто я тайком залез в их Паспортный стол и сам себе печать о прописке в паспорт поставил. Обидно, слушай, да!
Около двух лет жил я на прописке. Не в прямом смысле, конечно. Снимали, с женой, квартиру (у жены прописка – временная, так что притязания жены всерьез рассматривать не стоит). И вот надоело мне как-то жить на этой самой прописке. Работа на тот момент была у меня выездная: вахтовая да сезонная, некогда было мне всерьез собственным углом заняться. А тут выдалось полгода отпуска. И пошел я на прием к тогдашнему заместителю мэра города Певек, Клуниченко Виктории Николаевне. Поругались мы с ней. Минут пятнадцать друг друга материли. Потом сели, помолчали. И начался меж нас конструктивный диалог. И сказала Виктория Николаевна: "Ладно, Олег. Позвони после Нового года." И позвонил я после празднования Нового, тогда, 2009 года. И с марта 2009 ; живу в собственной квартире на основании Договора социального найма! Спасибо, Виктория Николаевна! Без всяких кавычек.
Досталась мне квартира в центре города Певек. Пусть с косметическим, но – ремонтом. Да я там, вообще одну розетку поменял, и – все. Одна беда: не верят мне люди, что квартиру эту я за бесплатно получил. Говорят: "Взятку ты дал однако." Была бы Виктория Николаевна, она бы подтвердила, что не давал я никаких взяток. Но не видно что-то ее на работе, в мэрии, в качестве заместителя мэра. Чем она сейчас занимается, даже сказать не могу. Давно не видел.
Пора бы наверное, и честь знать. Хватит для первого раза.
Так что, господин Президент, если вы все таки, когда-нибудь,  попадете в Певек, то по крайней мере, будете знать как себя вести на этом "краю географии". Хотя, бегут отсюда приезжие. Но это – в основном. А я, вот, остался. И пока – жив, здоров. Чего и вам желаю, господин Президент!