Нечаянное постижение

Рыженко Таня
© Рыженко Татьяна,2002

             (Синопсис литературного сценария)

   Маленькая ручка с ярко-синими накрашенными ноготками нажимает кнопку музыкального центра. Из недр искусно вмонтированных усилителей звучит  песня Александра  Пономарева «З ранку до ночі». (Музыка и певец условны.)      
  Музыка заполняет звуковую дорожку экрана. А на экране  возникает свежее личико Оксаны, стоящей перед зеркалом и примеряющей  третью по счету  кофточку. Похоже та, что на ней пришлась девочке по вкусу. Возможно, потому, что звучит ее любимая песня.
  Оксана, подпевая, подходит к плакату, на котором изображен Пономарев, и целует изображение певца в губы. На плакатных губах остается помада. Оксана смеется.
  Белая персидская кошка спрыгивает с дивана, подбегает к двери и лапой открывает ее. Кошка выбегает в коридор, ожидая, что ее выпустят на улицу.
            Оксана надевает полушубок и  выходит, напевая «З ранку до ночі».
             Кошка Алина выскальзывает вслед за ней. Дверь закрывается.   
             Девочку встречает прохладой зимний день.
             Кошка бежит по белым сугробам, грациозно ныряя в снег. Она скрывается  в подвальном окне. Там несомненно ее ждет встреча с реальностью…
              Оксана беззаботно смотрит вслед кошке и  направляется в кинотеатр, где у них с классом предстоит культпоход на  просмотр фильма…
  На ступеньках кинотеатра «Русь» собралось много школьников. Все они, кто постукивая ногой о ногу, кто потирая руку о руку, кто натягивая  шапку на уши  от холода, пришли на просмотр фильма «Армагедон». Детей собралось очень много,  в два раза больше, чем может уместить  просмотровый зал. Среди  других, стоит Димка Витановский, Оксанин одноклассник. Увидев девочку, он энергично машет рукой и кричит: «Оксанка! Иди сюда! Будем пробираться к нашим, занимать места!»
  Оксана подбегает к нему, и они вместе направляются к входным дверям, которые как раз начали открывать. Димка и Оксана оказались первыми у двери. Но зайти они не смогли, потому что на них сзади начала давить толпа. Они упали,  а сзади стоящие начали спотыкаться о них и падать сверху. Поднялась суматоха, крик, ругань…
    Дети плакали, стонали, возмущались…
    Наступила темнота.
               
               
                ТИТРЫ:
               
            
                НЕЧАЯННОЕ  ПОСТИЖЕНИЕ


           Звучит музыка, которая напоминает шум океана... Через секунду на экране мы видим его великое безбрежие. Перед нами – Тихий океан.  На протяжении веков он величественно, преодолевая огромные просторы, несет свои волны куда-то далеко за горизонт в далекую заоблачную бесконечность. И кажется, что океанская вода вот так веками, перекатываясь с боку на бок, бесконечно течет в Вечность, и, более того, даже сама Вечность состоит из бесконечного, неисчислимого количества мелких капелек, молекул, воды… И такие же, рожденные в Вечности, белые гребни пены, веками накатываются друг на друга и шуршат о прошлых своих деяниях в бездонных глубинах воды. Они шепчут о чем-то забытом, далеком и несостоявшемся, неся ощущение свежести и покоя каждому, кто созерцает их в эту минуту.
           Однако девушке с рыжими волосами, которая  сейчас находится на палубе крохотного катерка, ничего воспоминания этих волн не дают. Она смотрит на волны отрешенным взглядом и мечтает быстрее добраться до конечного места своего путешествия. Ее жизнь в далеком будущем складывается просто и без суеты. В том времени, в котором живет Марианна, так зовут девушку, все материальные потребности человека удовлетворены, и никто из ее современников не беспокоится о добыче хлеба насущного, каждый живет в свое удовольствие, наслаждаясь сиюминутной  действительность, радуясь каждым мгновением бытия. Закон будущего гласит – постигай мгновение, только оно истинно!.. Но, согласитесь, люди, которые живут беззаботно и спокойно, не испытывают острых и ярких ощущений… Оченье редко чувствуют они боль, как  душевную, так  и физическую, тоску, с ее непредсказуемыми последствиями, любовь, с ее вечными безумствами… Философия их бытия чрезвычайно непроблемна и проста...
  Наконец катер причалил к пирсу. Марианна с радостью вышла на берег крохотного островка с названием Пи–2, принадлежащего ее семье и, после смерти деда, перешедшего к ней  в наследство.
            Шкипер, доставивший девушку на остров, старый сморщенный старичок, ровесник ее деда, бодро крикнул девушке напутствие:
                – Держись, Марианна!.. В это время здесь может появиться тайфун!.. Через недельку заскочу!..
            – Пока, Боб, – ответила Марианна и помахала ему рукой.               
  Катер отчалил от берега. Капитан дал прощальный сигнал, и судно вышло в океан. Чайки летели ему в след и жалобно кричали. Казалось, что они оплакивают своего близкого, такими безутешными были их крики.
             Марианна медленно направилась к дому, который возвышался над серой  неказистой равниной острова и только чудом архитектурной конструкции не  был снесен бесчисленными океанскими бурями за десятки лет своего существования. Дом напоминал каплю. Был создан из органического пластикового стекла, стоял на единственной свае, которая уходила глубоко в почву острова, удерживая таким образом дом на поверхности.  Верхняя часть этой сваи являлась также винтовой лестницей и вела к входной двери дома.
           Когда вы открывали дверь, то попадали в небольшое помещение, служившее прихожей, где стояли шкафы для верхней одежды, тумбочки для обуви и полочки для рыболовных снастей. Затем, поднявшись по лестнице выше,  вы входили в гостиную, украшенную красным деревом и красной бархатной драпировкой. Гостиная находилась в середине  дома-капли, и носила характер полугостиной, полубиблиотеки, полукабинета. Поэтому и обставлена была она соответственным образом. В комнате находился  камин и большие кожаные  кресла, полки с огромным количеством книг и старинных фолиантов, габаритный письменный стол и на полу искусственная шкура белого медведя. На месте окон красовались репродукции Питера Брейгеля, они были изготовлены в виде жалюзи, их всегда можно было поднять, и увидеть за ними комнату за стеной. Из комнаты-гостиной вели четыре двери с большими инкрустированными латинскими буквами O, W, Z, N, которые, очевидно, символизировали четыре стороны света. За дверями находились  две просторные спальни, кухня и ванная.  Комнаты были очень светлые, потому что их стены фактически состояли из стекла. Под настроение стеклянные стены можно было тонировать в любой цвет, делать их матовыми и превращать в глухую стену.
         На верху дома-капли находилась маленькая лампочка-маяк, которая нередко в ненастную погоду указывала морякам путь в океане.
           Дед Марианны  построил этот дом для себя, чтобы вдали от мира создавать здесь шедевры зодчества. Дед был  архитектором. Он сконструировал жилье так, чтобы оно напоминало путнику, случайно забредшему на остров, станцию  «Солярис» из фильма Андрея  Тарковского. И действительно, земная станция  в фильме висела над  чужим и далеким  инопланетным океаном. А дом возвышался над стихией океана земного и служил символом бытия, где, как в капле воды, отражается жизнь.
      Марианна поднялась по ступенькам наверх, стала на цыпочки и в тайничке над дверью нащупала ключ.
    Девушка открыла  дверь. Зашла в дом. И он ее встретил тихим  забытым уютом. Молниеносно все, что хранилось где-то далеко в подсознании и считалось безнадежно забытым, вырвалось наружу. Вспомнилось детство и долгие темные вечера, когда Марианна рядом с дедом сидела у камина, и слушала его удивительные рассказы, похожие на сказку... Сейчас по прошествии стольких лет девушка удивилась, оказывается, у нее было прошлое.
   Марианна зашла в большую комнату. Там все было по-прежнему и казалось нетронутым. Увидев старый допотопный магнитофон, девушка нажала на кнопку и услышала глупую  старую песенку : « З ранку до ночі».

                *    *    *          

  Песня «З ранку до ночі» заполнила больничную палату, неприятно прервав  тишину и монотонную работу дорогостоящей аппаратуры. Внезапно линия, отображающая на мониторе  биение сердца, резко изменила свою траекторию. Одновременно с ней изменилась и линия пульсации мозга. Олег Борисович Саган, молодой врач, который три месяца  провел  у кровати Оксаны, чудом выжившей после катастрофы в кинотеатре, воскликнул : 
           –  Она здесь!                               
Медсестра  Тая взволнованно произнесла:               
   - Приборы зарегистрировали движение!
   - Она приходит в себя, – сказал врач.
   - Сообщить отцу? Он сегодня ночевал в больнице.
   - Я сам скажу.
   - Он в курилке. Дымит, как  паровоз.
      Врач спускается по лестнице, останавливается в пролете, где под табличкой             «Место для курения» стоит мужчина средних лет. Это отец Оксаны, Петр Васильевич. Он очень бледен от бессонной ночи.
         Олег Борисович подходит к мужчине и, пытаясь  скрыть волнение, говорит:
       – Оксана подала признаки жизни.
           Отец берет сигарету, машинально не той стороной засовывает в рот и поджигает фильтр. Фильтр загорается.
          Олег Борисович тушит сигарету, продолжает:
             – Мы включили ее любимую песню, она ее услышала.
          Отец  только и смог сказать:
                – Надо сказать матери. Она в церкви.
             – Мы сейчас точно не знаем, придет ли Оксана в себя окончательно.
            Отец отрывает сожженный фильтр от сигареты, отламывает кусочек спички  и засовывает в сигарету. Затем  прикуривает и говорит:
                – Она будет жить?
                – В данный момент мысль ее мигрирует в безвременье. Мы не знаем наверняка, где она находится – в настоящем, прошлом или будущем.  Самое главное для нас – направить ее в реальность.
                – Мать пошла в церковь поставить свечу за здоровье Оксаны…    
                – Нам нужно запастись терпением, сейчас наступило время трудного возвращения к жизни.
            У  отца на глаза навертываются слезы. Он отворачивается и смотрит за окно. За окном в саду цветут вишни, дует легкий ветерок, и цветочные лепестки падают на землю. Земля постепенно становится белой от них.
           Врач и отец смотрят вниз. Отец задумчиво говорит:
           – Вот, наступила весна…
            – Эти три месяца зимы для нас были нелегкими.
               
                *    *     *    

    Сумерки церковного пространства. Тихая обитель монахов настраивает  сердца верующих на  умиротворение и покой. У стенки на скамейках несколько  старушек ожидают вечернюю службу. Немногочисленные прихожане стоят у двери. Царит атмосфера торжественности и умиротворения. Красивая женщина в дымчатой муаровой шали  преданно  молиться у чудотворной иконы Божьей Матери. Это мама Оксаны, Марина Ивановна. Немного погодя, она встает с колен и подходит к иконе Святой Троицы Андрея Рублева, зажигает свечу, ставит ее рядом с уже горящими. Глаза женщины полуоткрыты, губы шепчут молитву. Внезапно от пламени свечи зажигается ее шаль. Молниеносно от темной стены собора отделяется стройная фигура монаха в заплатанной рясе. Он моментально оказывается  рядом с женщиной и помогает ей потушить огонь.
        На хорах начинает петь хор:
        – Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!..
         Тихое пение подхватывает крепкий баритон Отца-настоятеля:
         – Святый Боже! Святый Крепкий! Святый Бессмертный, помилуй нас! …
         Начинается служба. Заходит священник.
         Замешательство, связанное с нечаянным происшествием, проходит. Прихожане внимают молитве. Камера концентрируется на свечах…

***

            Огонь поднимается от тонких хворостинок к более крупным веткам… Через минуту он добирается и до столба, к которому язычники привязали свою жертву богу Солнца – светловолосую Ийю.
             Девушка очень напугана, она обреченно поднимает голову к небу и видит солнце, которое заходит за луну. Именно в эту минуту наступает полное солнечное затмение. Вокруг внезапно становится темно, как ночью, на небе появляются звезды и в лесу поднимается сильный ветер…
             Пламя обжигает девушке ноги, она вскрикивает и бросает взгляд в толпу приносящих жертву. Люди в панике, они рвут на себе волосы, раздирают в кровь лица, кричат душераздирающими голосами… Ийя встречается взглядом с шаманом Титом, который одет в праздничные пурпурные одежды. Тит – главный шаман племени, он почти год готовил девушку к обряду жертвоприношения. Наставник говорил Ийе, что жертвенный огонь приносит очищение телу. Но сейчас, стоя на жертвенном одре, Ийя чувствовала только страх перед наступающей смертью… Хотя, увидев в это мгновение в глазах всегда спокойного и уравновешенного шамана животное торжество и удовлетворение, девушка, кроме страха, почувствовала еще и удивление. Почему-то именно сейчас она поняла,  что умирает. И, как ни странно, в ее душе наступил покой.
   Вдруг, Ийя почувствовала толчок, он исходил из-под земли. За первым толчком последовал второй и третий… Задрожало все вокруг, из глубинных недр послышался небывалый гул и треск, в лесу поднялся сильный ветер. Заревели звери, закричали птицы, очнулись от экстаза жертвоприношения язычники. Началась паника. Вблизи священного места жертвоприношений извергался вулкан, началось сильное землетрясение. Толпа неистово издала вопль ужаса и, разорвавшись на части, разбежалась в разные стороны…
        Но не всех присутствующих на жертвоприношении испугали затмение солнца, толчки из-под земли и страшные крики зверей… Были среди язычников и такие, которые оставались невозмутимыми перед лицом страшных природных катаклизмов. Юноша Хайям, воспользовавшись суматохой, которая была вызвана стихией, решительно разбросал жертвенный костер и отвязал Ийю от столба. Он схватил девушку с торжеством дикаря, отвоевавшего свою добычу у могущественного бога Солнца. И, взяв на руки, понес ее через опустевшую поляну к лесу… Казалось, никто не заметил беглецов…
      Когда они  приблизились к лесу, горящее дерево с треском преградило им путь.


 * * * 
      

       Марианна с криком проснулась. Долго не могла понять, где она находится. Потом огляделась вокруг и увидела, что лежит на шкуре белого медведя в гостиной дедушкиного дома. В камине с легким потрескиванием догорал огонь. А за стенами  дома-капли слышался шум. Очевидно, на океане бушевал шторм. Марианна встала, подняла жалюзи и увидела прозрачную стену, мокрую от дождя.  На поверхности океана гуляли волны высотой с дом. Их гнал дикий ветер, срывая гребни волн и разнося их в атмосферу. Это был ночной ураган. 
             Начинался рассвет. В его сереющих сумерках Марианна заметила на берегу  что-то необычное. Она быстро натянула длинный свитер и вышла на улицу.
              Шторм усиливался все больше и больше. Ветер мешал идти. Но Марианна упорно приближалась к щепкам на берегу. Это была вынесенная штормом разбитая яхта. Вместе с ее обломками волны вынесли тело человека. Это – парень лет двадцати пяти-двадцати семи. Он бледен и недвижим. Марианна склонилась над ним и послушала биение сердца. Сердце тихо стучало. Это обрадовало  девушку.
             Марианна затянула парня в дом.

                * * *

       Больница. Оксана приподнялась с кровати. Мы понимаем, что она ничего не видит. Мама бережно расчесывает ее длинные волосы. Нежно гладит  девочку по щеке и тихо плачет.
      Открывается дверь. Девочка поворачивает голову, спрашивает по слогам:
      - Ма – ма, кто при – шел?
Мама отвечает:
      - Врач.
Олег Борисович берет руку девочки: 
        - Здравствуй.
Оксана отвечает:
        - Здравствуй.
Доктор:
         - Как дела?
Оксана улыбается.
Мама взволновано говорит:
              - Сегодня ночью она опять плакала и все кричала: «Огонь!  Огонь!»
Доктор:
   - Это прошлые страхи. Понадеемся, что они пройдут.
Врач гладит  причесанные волосы девочки:
        - И ты опять увидишь солнце.
Оксана тихо по слогам:
           - Со – лн – це,  де – нь.
Мама  тревожно:
      - Она помнит. 
      - Пом –ню.
       Врач:
         - Она вспоминает.
    - Только бы она вернулась к жизни, - произнесла мама.
     - Мы сделаем все возможное, правда, Оксанка, - сказал Олег Борисович, и посмотрел на девочку, как на свое любимое дитя.
  Оксана по-детски кивает в ответ.
Олег Борисович:
    - Сейчас она, как маленький ребенок, ее надо учить всему заново.
 
                ***
             
          Хайям и Ийя бегут, бегут... Падают деревья, визжат звери, кричат птицы, рушится земля... Неизвестно откуда перед беглецами внезапно появляется Тит. Он             единственный, кто не поддался панике и увидел, как юноша и девушка скрылись в лесу. Шаман рассчитал их путь, обошел его через болото, что было намного короче, и теперь стоял у них на пути.
         Хайям вытянул каменный нож  и пытается защитить себя и Ийю. Но жрец не боится его, он готов использовать свое величие и силу разума, чтобы отвоевать Ийю. Тит решительно и строго приказывает юноше :
         - Верни мне ее!
         Хайям совсем не намерен слушать шамана. Он с устрашающим криком наскакивает на Тита. Завязывается неравная схватка. Молодой и ловкий соперник побеждает. Жрец повержен... Однако неожиданно для обоих в борьбу вмешивается Ийя. Она отталкивает юношу, поднимает с земли Тита. Но сильный толчок из-под земли разбрасывает всех троих в разные стороны. Поляна раскалывается на две части. Тит и Ийя оказываются на одной стороне пропасти, а Хайям – на другой. Валятся деревья, летят камни, из разверзшегося вулкана течет огненная лава... Жрец и девушка убегают. Хайям пытается перепрыгнуть через образовавшуюся трещину, но она мгновенно становится еще большей. Юноша падает в пропасть. Ийя первой увидела это, она кричит. Тит обнимает девушку. Становится ясно, что он питает к ней отнюдь не отцовские чувства.

     * * *
   
  Марианна просыпается. Предыдущий эпизод был ее сном.
  Из соседней комнаты слышен стон. Марианна быстро поднимается с постели и идет в гостиную, куда она поместила юношу. Парень пришел в себя и удивленно    посмотрел на Марианну:
- Ты кто?            
- Марианна.
- Где я?
- Тебя выбросил океан.
- Тихий?
- Да. Как тебя зовут?
- Макс. Где яхта?
- Океан разбил ее.
- Это  твой маяк  мне указывал путь?
- Выпей морс, тебе надо окрепнуть.
Макс пьет морс, приготовленный Марианной. Кладет голову на подушку и засыпает.
           Марианна идет на кухню, поднимает тонированную в желтый цвет жалюзи и смотрит на океан. Шторм по-прежнему бушует, но первоначальная его ярость прошла. Очевидно он скоро затихнет, и тогда наступит на океане штиль.
  Марианна включает электрическую плиту и готовит себе чай из лепестков суданской розы. Чай заваривается и становится бордово-красным. Она добавляет в чай мед и пьет. Так для нее наступает утро.


                * * *   


  Попугай Рома упорно повторяет:
  - Привет... Привет... Привет... Кто пришел?.. Кто пришел?.. Кто пришел?...
  Олег Борисович находится в своем кабинете и кормит веселую умную птичку. А потом то ли попугаю, то ли себе говорит:
- Скоро придет.
В кабинет зашла медсестра Тая и как-то необычно торжественно сказала:
- Олег Борисович, Пономарев уже здесь. Он в приемной.
- Так, приглашайте.
Через минуту зарумянившаяся Тая привела Александра Пономарева в кабинет врача.
- Здравствуйте, - сказал врач, протягивая для приветствия певцу руку.
- Добрый день,- отвечает тот.
- Вам звонил я. Спасибо, что приехали.
- Для меня это посещение тоже важно.
- Действительно, огромные тайны хранит человеческий организм, особенно сознание. Оно не имеет границ. Мы ошибочно думаем, что реальность единственная его ипостась, но это не верно.
- Вы думаете, что мы существуем одновременно еще в какой-то ипостаси?
- Я не исключаю, что время условно и не имеет границ. Вот, например, наш разговор, возможно, есть продолжением разговора, начатого гораздо раньше, возможно, в прошлых жизнях, а окончание его наступит  в далеком будущем, когда мы изменим свои тела и станем другими…
- Вы верите в переселение душ?
- А почему бы не принять такую гипотезу за факт?
- Факт весьма спорный.
- Возможно, и спорный… Ну, да ладно, - неожиданно прервал никому не нужный спор Олег Борисович и надел очки, - сейчас  для нас главное  – работа. То для чего я Вас пригласил сюда.
- Конечно, конечно… Это более важно, чем спор, - очнувшись и немного конфузясь ответил  Пономарев.
- Вы знаете историю, -  начал врач, - о ней много писали в газетах, говорили в новостях по телевидению. Дети пошли в кинотеатр на просмотр кинофильма, а билетов продали в два раза больше. Дети хотели занять места в зале, и их стихийное желание превратилось в трагедию. Результат – семеро погибших и  искалеченная девочка Оксана, чудом оставшаяся в живых. Она три месяца находилась в коме. Мы были уверены, что она умрет, так и не придя в сознание… Но однажды мне пришла в голову мысль – включить ее любимую песню в вашем  исполнении. И случилось то, чего мы не надеялись дождаться. Девочка услышала вашу песню и подала признаки жизни.
- Трудно поверить в это.
- Но это именно так. Уже год идет тяжелая реабилитация. Оксана учится всему заново – ходить, говорить, слышать… Ситуация осложнена еще и тем, что девочка не видит, она ослепла. Я не знаю, атрофировались ли рецепторы ее зрения вообще или просто “позабыли” свою функцию. Но поскольку Ваш голос вернул мою пациентку в реальность, я хочу, чтобы встреча с Вами вернула  ей зрение.
- С радостью послужу науке. Что я должен делать?
- Сейчас приведут Оксану. Она знает, что Вы здесь, и с нетерпением ждет встречи.
- Я почему-то очень волнуюсь.
    -  Я тоже, а она еще больше. Ведь Вы ее кумир, немаловажная персона в сознании. Постараемся использовать этот чрезвычайно важный факт и организовать встречу таким образом, чтобы позитивный эмоциональный шок вернул ей зрение.


                * * *
   
Через несколько минут в кабинет врача медсестра Тая  и Марина Ивановна привели нарядно одетую Оксану. Для нее эта встреча носит торжественный характер. Олег Борисович впервые увидел девочку такой, и поэтому удивился ее хрупкости и удивительной женственности. Она впервые за долгие месяцы лечения показалась ему необычайно привлекательной, и его охватило чувство какой-то обреченной тоски и счастливой тяги, очевидно, это были первые признаки начинающейся любви. Но врач еще не осознавал этого, с ним такое случилось впервые.
    Девочка зашла в кабинет и остановилась у двери. Врач посмотрел на нее и сказал:
- Оксанка, заходи, мы тебя ждем.
Пономарев подошел к девочке. Взял ее за руку и взволновано произнес:
- Здравствуй, Оксана, я – Александр Пономарев.
Оксана  смущенно пожала ему руку и ответила:
- Привет.
- Как живешь?
- Хорошо.
Присутствующие с интересом наблюдали за происходящим. Какое-то легкое волнение охватило всех. Вдруг Пономарев спросил у девочки:
- Оксана, ты видишь мои глаза?
    Оксана ответила:
-  Голубые.
И случилось самое удивительное за последнее время событие – Оксана  сквозь дымку увидела лицо и голубые глаза певца...

                * * *

     После пятидневного шторма спокойный Тихий океан омывает берег острова. Волны то и дело, выкатываясь на берег, с шумом спотыкаются о щепки и остатки морских водорослей, которые они вынесли сюда в дни стихии. Над океаном в поисках корма мерно парят чайки и альбатросы. Легкий соленый ветер наполняет свежестью и чистотой окружающий мир. Марианна и Макс идут по берегу, отдыхая от замкнутого пространства «дома-капли» и наконец-то после долгого перерыва дыша свежим воздухом на полную грудь.
   Прогуливаясь, Макс заметил деревянный обломок яхты с надписью «МАРЕ», поднял его с земли, бережно прижал к щеке и сказал:
    - Дерево теплое, оно  несет информацию о прошлом.
Марианна удивленно посмотрела на парня и ответила:
    - Ты говоришь о  старом обломке дерева, как о живом…
    - В дереве, как в коде наследственности, запечатлены все деяния Вечности.
Марианна  отобрала у него дощечку и произнесла:
    - Отдай мне, я инкрустирую эту деревяшку, - легко провела рукой по доске и беззаботно сказала, - живи мгновением – только оно реально!
    - Но без прошлого, без его опыта, мгновение не наступит никогда, - продолжал настаивать Макс.
    - Узнай истину – прошлое существует, пока мы его помним!
- Прошлое существует независимо от нас. Нам кажется, что мы отжили мгновение, и оно исчезло навсегда. Однако это совсем не так. Иногда в прошлом больше будущего, чем в  настоящем, - говорил Макс. 
- Мы обретем свободу, если не будем помнить прошлое.
- Как ветер, - с иронией произнес Макс.
- Как ураган! – с запалом ответила Марианна.
- Но ураган разрушает, убивает...
- И приносит очищение…
Внезапно у них под ногами затряслась земля. Макс и Марианна почувствовали  странный толчок из-под земли.
- Что это? – крикнул Макс!
- Толчок! – заявила Марианна.
- Землетрясение?
- Похоже…
- Что же делать?
- Не знаю. Давай посмотрим, что будет дальше.
- Тем более что у нас нет выбора, - ответил Макс.
Они насторожились, но второго толчка не последовало.

               * * *

  Земля дрожит. Тит и Ийя пробираются по кочкам через болото. Валятся деревья, горит прогалинами лес. Тит выводит Ийю на круглый островок посреди  болотного озера. Здесь они остановились, чтобы отдышаться. Их лица покрыты пеплом, они обливаются потом. Ийя бессильно падает на землю, жрец поддерживает ее хрупкое тело… Земля постепенно перестает двигаться, гул извергающегося вулкана уходит на второй план, затем исчезает вовсе. Становится удивительно тихо. Тишина устрашающая… Ийя теряет сознание. Тит печально склонился над ней, он в молчании сторожит девушку.

                * * *

  Макс и Марианна зашли в дом. Макс с порога:
- Собери все необходимое, а я вызову Большую Землю. Пускай пришлют вертолет. Необходимо эвакуироваться. Вдруг это начнется извержение вулкана.
     Макс начал по радиофону вызывать Землю, а Марианна собирала все, что попадало под руку, и бросала в рюкзак.
  Макс кричал в фонограф:
- Земля! Служба защиты! Срочно пришлите вертолет на остров Пи–2 . Мы слышали толчок. Что? Никакой опасности нет? Это не повторится? Все равно вышлите вертолет, - Макс положил трубку и сказал Марианн: - Это был учебный толчок. Они испытывали работу новой подводной станции.
- Так, опасности нет? Тогда остаемся здесь. Ты еще не окреп для перелетов. Нечего паниковать. Она бросила рюкзак, подошла к радиофону, набрала номер службы защиты и через мгновение уже говорила диспетчеру:
- Отмените заказ вертолета на остров Пи–2. Мы остаемся здесь.
  Макс разглядывает фотографию, которая висит над камином и изображает молодую девушку и мужчину. На фотографии мы видим Оксану и Олега Борисовича.
- Мне кажется, что я встречал этих людей.
- Это мои прадед и прабабка, так что личное знакомство отменяется, - ответила Марианна. - Дед говорил, что я вылитая Оксана, так звали прабабку.
 Макс пристально посмотрел на Марианну.
- Действительно, ты на нее похожа.
- Интересная история их встречи. Оксана попала после катастрофы в больницу, а Олег, прадед, ее спас, поставил на ноги, потом влюбился и потом женился…
- …Они были счастливы, и умерли в один день, - продолжил, утрируя, Макс.
- Как раз наоборот. Оксана умерла молодой, оставив Олегу пятилетнего сына Сашку, моего деда. Тот вырастил его и никогда не больше женился… Он был известным врачом, спасал безнадежных больных…
- А кем был твой дед?
- Архитектором.
- Это он построил «дом-каплю»?
- Да, чтобы вдали от мира создавать в нем шедевры зодчества… Он много чего настроил… Я любила его. Дед меня воспитал. Мой отец и мать погибли, изучая  вулкан, когда я была совсем маленькой.  Я их не помню.
- Я своих тоже не помню, они затерялись во Вселенной, изучая черные дыры безвременья.
- Это от них ты унаследовал мысли о прошлом.
- Возможно. Но меня постоянно что-то наталкивает на изучение прошлого. Я  все время пытаюсь понять природу мгновения, а мгновение тянет к изучению прошлого и будущего. И я прихожу к выводу, что время безгранично и возвратимо. И в одну реку можно войти и дважды, и трижды, пока не найдешь брод или выход из сложившейся ситуации.
- Ты знаешь, мой дед говорил что-то похожее, только он считал, что мы живем дважды и трижды, и каждая наша жизнь есть продолжением предыдущей, и любые ошибки, совершенные нами когда-либо, мы должны исправить…
- Я  уверен, что наша встреча не случайна. Мы должны что-то исправить.
- Или пережить…
- Ты тоже это чувствуешь?
- Не знаю, но замкнутая атмосфера Пи-2 разрушает мои представления о жизни, и я начинаю, как кошка, чувствовать…

 
                * * *

     Кошка Алина бегала по лужайке в больничном саду и заботливо собирала своих непоседливых котят в корзину. А белые и черные пушистые «комочки» развязывали разноцветные клубки по траве. Оксана заливалась смехом, наблюдая забавные шалости котят. Рядом с ней сидела мама, она держала в руках неоконченное вязание. Ей тоже было радостно от мысли, что дочь выздоравливает. По садовой дорожке к ним подошли Олег Борисович и Александр Пономарев. У Пономарева в руках был букет полевых цветов. Оксана подбежала к ним и сказала:
- Здравствуйте.
Олег Борисович весело ответил:
- Посмотрите, кого я вам привел!
Пономарев сказал:
- Привет, Оксана! Я приглашаю тебя в субботу на свой концерт.
Оксана захлопала в ладоши и радостно воскликнула:
- Ура! А можно со мной пойдет доктор?
- Конечно, я и ему принес контрамарку. А эти цветы тебе. Ехал с дачи, остановился в поле и нарвал букет.
Оксана с радостью взяла букет и отнесла маме:
- Смотри, мама! Какой прекрасный букет!
Доктор умиленно посмотрел на Оксану и сказал:
- Вы очень благотворно влияете на девочку. После ваших посещений ее самочувствие становится лучше.
- Я чувствую себя обязанным перед ней. Она мне очень  дорога. И не знаю почему, но я боюсь ее потерять.
- Я тоже.
- Ведь вы ее спасли от смерти.
- В жизни ничто не бывает случайным.
- Быть может, это провидение.
- Или испытание.

                * * *

     Концерт был в разгаре. Пономарев пел второй час. Фанаты неистовали под сценой. Их неистовство сдерживал отряд милиции, вооруженный дубинками.
     Олег Борисович и Оксана находились в открытой ложе для особо приглашенных гостей прямо над сценой.
     Пономарев исполнял новую песню о море, она была очень мелодичной и тихой, рассказывала о радостях любви и о неизбежном расставании, поэтому у многих вызывала сочувствие. Оксана зачарованно смотрела на своего кумира. А доктор тайком наблюдал за девочкой и любовался ею.
       Пономарев допел песню под оглушительные аплодисменты. Из зала слышались одобрительные возгласы поклонников. Оксана протянула певцу букет роз. Пономарев подошел к ложе, взял букет и поцеловал девочку. Затем вышел на авансцену и сказал:
- А сейчас я хочу спеть для Оксаны.
  И начал «З ранку до ночі”.
Внезапно у ног певца разорвался “софит”, одежда моментально загорелась, и он начал гореть заживо...

                * * *

    Марианна с криком проснулась! За окном гремит гроза. Сверкают молнии. Шумит ветер. Макс вбегает в комнату и взволнованно спрашивает:
- Что с тобой?
- Сон! Мне снился сон! Будто бы меня приносят в жертву богу Солнца и сжигают на костре в день солнечного затмения… Костер подбирается ко мне все ближе и ближе, уже обжигает ноги, а я привязана к жертвенному столбу… Вот-вот вспыхну!..
- Это молния напугала тебя… - Макс нежно берет Марианнину  руку и гладит длинные  рыжие волосы девушки.
- Ты не понимаешь. Этот сон мне снится всегда. Он преследует меня и постоянно мучает. Порой мне кажется, что реальность – это иллюзия, то, чего нет… Только этот сон имеет значение, только он и события в нем реальны, а жизнь, моя жизнь, она совсем не существенна, она не действительна, как и я не действительна в этой жизни… Я пытаюсь убежать, скрыться, раствориться, но сон этот преследует меня и не дает мне жить, - Марианна горько заплакала.
    Макс обнял ее и поцеловал.

                * * *
      Пылали одни лишь угли, когда проснулся Тит. Он машинально провел рукой по лбу девушки. Лоб был холодным. На лицо упали синие тени, тело осунулось и одеревенело. Ийя умерла. Тит был ошеломлен. Он машинально поднялся и произнес молитву богу Ночи. Затем соорудил посреди острова из опавших веток и сухой травы смертное ложе. Положил туда тело мертвой девушки и под заунывную ритуальную песню поджег остров. Стал на колени перед смертным одром в смиренном ожидании смерти. Через несколько минут остров был охвачен огнем. Безмолвное болотное озеро отбивало пламя в своей мутной воде. Жертва была принесена полностью и окончательно.

                * * *

  Гроза пошла дальше. Ветер утих, но дождь продолжал идти. Марианна и Макс лежали, крепко прижавшись друг к другу, и вслушивались в дождь…
Марианна:
- То, что с нами происходит похоже на пошлость бульварного романа.
- Людей притягивает пошлость, она проста и доступна.
- Мне всегда казалось, что если я полюблю, то это будет особенное чувство.
- Оно и есть особенное, ведь с нами такое  впервые…
- Хочется, чтобы это чувство осталось с нами навсегда...
- Или унесло нас в одночасье…
- Чтобы не было «потом», не было развязки и разочарований…
- Чтобы все исчезло, как и началось, в один миг…
- Порыв и есть на то порыв, чтобы налететь и исчезнуть навсегда, оставляя незабываемые воспоминания…
- Разлука – цена порыва!
- Пускай нас смоет океан, и мы никогда не заплатим эту цену…
  Дождь затих. Наступила тишина. Слышен бой часов на камине. Камера останавливается на мокром от дождя окне. Наступает рассвет. Изображение становится размытым. Это похоже на то, как моют зеркала – мы видим размытые очертания, а потом чистую поверхность, которая отображает реальность.

                * * *

    Белое пространство длинного больничного коридора. На каталке быстро везут Оксану. Она бездыханна.
    Врач взволнованно бежит рядом и поторапливает санитаров:
    - Быстрее, быстрее, ее необходимо подключить к реабилитационным приборам. У нее сильный шок. Мы должны ее спасти.

                * * *

Палата, залитая солнцем. Оксана очнулась, к ней вернулась жизнь.
Оксана: Доктор, Вы здесь?
Доктор: Оксана, как ты себя чувствуешь?
Оксана: Я жива.
Доктор: Я знал, что мы спасем тебя от смерти.
Оксана:  Смерти нет…
Доктор: Я так всегда и думал… Существует только жизнь… Жизнь, переплетенная  мгновениями… Каждый должен  пройти через жизнь…
            - Пройти и вернуться в бесконечное пространство сознания…
   Ты наконец постигла эту истину.
   Мое первое постижение.
  Нечаянное…
- Доктор, я видела прошлое… Меня хотели сжечь на костре… Вы спасли меня…
- Это  галлюцинации больного сознания, они пройдут, я вылечу тебя, - сказал Олег Борисович, нежно взяв  хрупкую ручку девочки в свои ладони.
- Мне приснилось будущее… - тихо продолжала Оксана. – Ваша фотография стояла на камине в доме-капле …
-  Не беспокойся, это неосознанные видения, со временем они пройдут.
В эту минуту в палату зашли мама и папа девочки, они радостно улыбнулись ей.  Мама сказала:
- Доченька, ты проснулась,  как я рада.

Оксана посмотрела в окно. Увидела на осеннем небе прозрачно-белые облака. Их гнал порывистый ветер…
За кадром слышен тихий шум волн. З каждым мгновением он становится все слышнее…

***   

Океан. Волны, накачиваясь друг на друга, орошают пустынный песчаный берег. Часть води забирает береговой песок, остальную – уносит океан. Так осуществляется бесконечный круговорот жизни…
Макс і Марианна идут  по берегу. Волны омывают им ноги, парень и девушка не обращают на это внимания. Они идут, освещенные первыми лучами солнца,  идут на встречу будущему, которое, как оказывается, имеет продолжение. Жизнь для них только начинается, и они мечтают постигнуть ее.
Звучит тихая мелодичная песня о море, которая рассказывает о радостях любви и о неизбежном расставании. Она вызывает искреннее сочувствие у зрителей.

Конечные титры фильма идут на фоне бушующих волн.
                Конец фильма