Три письма другу

Михаил Анохин
                Письмо второе.
                Здравствуйте!
Первое Ваше возражение было против моего определения политики,  как области индифферентной к морали и нравственности.  Вы пишите: 
"Не могу согласится с Вами, что политика выпадает из области нравственных  категорий  и таким образом, политикам безразлично добро и зло."
Мне кажется, тут произошло меленькое недоразумение, я вовсе  не  говорил  о том,  что политику не свойственны укоры совести, что ему безразличны средства, конечно же нет! Речь идет о том, что присутствует в каждой профессии - она предъявляет человеку  специфические  требования.  Ни кто не рождается политиком,  политиками становятся и это становление,  как бы "отсекает" в человеке, в его характере,  в его мировоззрение все то, что мешает этому становлению. Именно так человек-политик становится индифферентным к средствам. Не "плохо", не "хорошо", не "дозволено" или "разрешено",  а целесообразно и  эффективно! 
Конечно же,  можно признать и Ваше утверждение,  что "человек  по  своей  природе,  по  врожденным свойствам,  стремится к добру.  Ни кто не зол, не безнравственен по природе."
Я скажу больше, что политик хотел бы поступать по совести,  по справедливости и более того, ему психологически комфортнее поступать сообразно нравственным требованиям,  но какое отношение, все это, имеет к практической стороне дела?
Второе Ваше возражение насчет моего утверждения, что "революции  не бывают демократическими",  на мой взгляд, вызвано недоразумением.  Вы  пишите,  что  "демос-народ всегда  являлся  движущей  силой  революции" и из этого заключаете, что любая революция - демократическая.
Действительно, без масс, без народа нет и революций, но  Вы  упустили существенное - революционную идею,  то есть во имя чего и для кого?  Народ в  своей массе  не способен сформулировать идею революции, она всегда созревает в головах не многих,  а затем, тем или иным путем, "впрыскивается" в общественное сознание которое,  разумеется, уже подготовлена к восприятию любой идеи. 
Простите за грубое сравнение,  народ в предреволюционном состоянии похож на  самку  готовой  к спариванию  и  ей не важно,  что за самец,  особенно не важно, когда наступает кульминационная фаза. Демократической  революции  не может быть,  и по другой причине; когда власть уже у народа,  (демократия), то её незачем добиваться,  а когда её у народа нет,  то и нет еще демократии. Это справедливо для любой революции. Помните:
"Революции  начинают  идеалисты-романтики,  проводят  в жизнь фанатики,  а  заканчивают  -  подлецы".  Вот  эту трехчленость  любой  революции,  следовало бы постоянно держать в голове, поскольку забвение этой истины дорого обходится романтикам.
В СССР с приходом М.Горбачева в общественное  сознание внедрялась идея необходимости демократической революции и за образец демократии,  принималась её западная форма, как наиболее близкая нам по историческим корням.
Перестройка началась с 1989 года под этим  лозунгом,  а закончилась  -  автократической Конституцией и реальной властью "бандократии",  простите мне за употребление не политологической терминологии.
Россия сейчас,  стоит на пороге "законченности", завершенности, периода власти фанатиков, еще один рывок и придут подлецы. Парадокс заключен в том, что доля "подлецов" присутствует во всех революционных фазах, просто подлецам свойственна высокая выживаемость,  ведь они не имеют укоров совести,  которая, обычно, парализует деятельность. 
Помните у Фукидида: "Кто был слабее мыслью, тот обычно и брал верх,  сознавая свою недальновидность и проницательность противника, а потому приступал к делу решительно.  А те,  кто свысока воображали,  что ими все предусмотрено и нет нужды в  силе  там,  где  можно действовать умом, сплошь и рядом погибали по своей беспечности."
И последнее,  третье Ваше возражение касалось,  даже не меня,  а утверждения того древнего греческого схолара,  который  сказал:  "Пришел  закон и привел за собой преступления".
Вы пишите, что "законы не возникают на пустом месте, вначале существует не нормированное деяние, которое общество признает вредным,  опасным и нормирует его." Это косвенное возражение, поскольку не снимает самого утверждения -  вначале  закон, а потом преступление, ведь то, что не нормировано,
то еще не преступление! Дотошный законодатель может так "сковать"  нормами  человеческую жизнь,  что всё станет преступлением!
Я не  хотел оставить Вас без "завтрака" и вот Вам "орешек",  который не поддается моим зубам. Пусть он не покажется  Вам  из разряда пустопорожних вопросов типа: что было вначале, курица или яйцо? Вы помните утверждение,  не  раз Вами повторяемое:  "Народ заслуживает то, правительство,  какое имеет.. " и так далее.
Так что же вначале;  народ,  а потом правительство,  или же правительство,  а потом народ? В странах с выборной системой власти,  если отвлечься от предыстории их, все вроде бы ясно - народ,  а потом правительство,  а вот когда этой традиции нет, когда правительства, как у нас, имеют, да и имели совершенно иной источник власти, несет ли народ ответственность за выбор?
Меня вот что здесь смущает.  Представим себе  звероферму, не одно поколение соболей, лисиц, песцов приучали жить в клетках,  их кормили,  лечили и "изымали" для нужд. В какой-то момент всех выпустили на волю.
Аналогия, конечно,  как и любая другая, не дает всей полноты картины, но согласитесь, что очень похожее произошло и с нами? И вот с этих "клеточных" "зверей" требуют  ответственного поведения,  ссылаясь на их "диких" сородичей.
Я не  могу найти обоснований ни "за"  ответственность народа,  ни "против" этой  ответственности,  таков  мой "орешек".  Это беспокоит меня еще и потому,  что грядут новые и как всегда, судьбоносные выборы.
                июль 1998.г.