Лошадь и вольфартиоз

Николай Мельник
Однажды нас с главврачом вызвали в третью бригаду. Поступило сообщение, что заболел конь. Предварительный диагноз – отек крайней плоти и брюшной стенки живота.

Лошадь – особое животное. Люди всегда относятся к ней с уважением и любовью. Да и как же может быть иначе!

Ветврача вызывают к животному по поводу заболевания. Но случается, что болезнь – кажущаяся. Истинную причину вызова зачастую подсказывает интуиция и умение быстро принимать правильное решение. В животноводческом хозяйстве ветеринарный врач ; это и терапевт, хирург, гинеколог, дерматолог, уролог, паразитолог, инфекционист и т. д. в одном лице. Поэтому мы, ветеринары, не упускаем возможности посоветоваться с коллегами, собрать консилиум. Всегда одна голова хорошо, а две лучше. Так и в описываемом случае. Предполагали, добираясь в бригаду, многое, но, увиденное поразило и бывалого ветеринарного врача.

Конь стоял с широко расставленными задними ногами. Вид ; крайней растерянности. Нервное перенапряжение, готовое перейти в буйство, читалось в его глазах. Препуциальный мешок увеличился до крайнего предела, так что кожа лоснилась. Начался отек подкожной клетчатки брюшной области. Картина крайне удручающая.

Выручило то, что конь оказался обузданным. Конюх придерживал жеребца за узду, пока мы вводили 10 мл аминазина подкожно. Вся процедура не заняла более 2-5 секунд. Через 10 минут наложили закрутку на верхнюю губу. На губе у коня много нервных окончаний, и когда их сдавливают специальной закруткой в виде петли, что набрасывается на губу, возникает сильная боль. В это время можно производить легкие манипуляции возле животного, но не более десяти минут. Поэтому от ветеринара требуется четкая, надежная профессиональная работа.

Конюх подошел к лошади и без особых усилий заставил ее приподнять переднюю левую ногу в локтевом суставе и затем удерживал ее двумя руками в этом положении, чем обезопасил наш осмотр препуция.

Кожная стенка крайней плоти увеличилась в объеме раз в десять. Головка полового члена не могла уже вернуться на свое место. Начался отек брюшной полости, что грозило появлением перитонита. Причина столь необычного явления виднелась и шевелилась. В месте поражения насчитывалось не менее пяти сотен личинок вольфартовой мухи различных размеров. Все они жадно сосали живительный сок организма, в такт пульсу животного. В очаг поражения ввели наше противоядие, успешно применяемое в овцеводстве. Другого выхода в то время не существовало. Готовую мазь в количестве 20,0 г ввели в препуциальный мешок при помощи шприца без иголки, и после этого вправили головку полового члена на место.

Долго пишется, да быстро дело делается. Специалист находится возле животного максимально короткое время, за которое он делает необходимую работу.

Спешить надо медленно – основное правило нашей профессии. Желание найти правильное решение в создавшейся ситуации, стимулирует поиск и оправдывает риск. Естественно, был риск: ввести мазь с хлорофосом и добавлением АСД-3. А что еще оставалось делать?
К утру у коня спало нервное напряжение, он мог уже спокойно ходить, а через два дня припухлость исчезла, и животное начали использовать для обычной работы.

Ветеринарному врачу необходима выдержка. Даже если принятое решение на первый взгляд абсурдно, именно оно может оказаться верным.

 Удача окрыляет человека, тем более, когда он ищет выход и находит его.