Прот. Г. Митрофанов Я мыслю иначе, чем Патриарх

Александр Раков
22.10.2010

Священник полагает, что Предстоятель так и не смог сформулировать русские стандарты, которые превосходили бы систему западных ценностей …
протоиерей Георгий Митрофанов«Полнота божественного откровения легче всего может быть распознана в рамках Православной и Римо-католической церквей – церквей Предания. Хоть и не в такой же, но в достаточной полноте опыт общения с Богом, со Христом присутствует и в различных ветвях протестантской церкви. Остальные религиозные традиции, с моей точки зрения, не могут быть поставлены на один уровень с христианской традицией», - заявил в интервью либеральному изданию «Sensus novus» протоиерей Георгий Митрофанов, которого издание представляет как священника с самостоятельной позицией, резонансно проявляющейся «в его выступлениях против "победобесия" и призыве исторически реабилитировать тех, кого о.Георгий считает героями антисталинского сопротивления – бойцов Русской освободительной армии генерала А.А.Власова».

При этом доказательство превосходства Христианства перед другими религиями, отец Георгий видит в следующем: «Экономическое благоденствие "золотого миллиарда" для меня очевидным образом связано с тем, что этот миллиард имеет христианскую основу».

На справедливый вопрос журналиста: почему же тогда православная Россия, оказалась за пределами «золотого миллиарда», священник заметил: «Дело в том, что Россия в какой-то момент оказалась на периферии христианской цивилизации. Россия попыталась – так, как ни одна другая христианская страна – упорно и кроваво уклониться с христианского пути…»

Вместе с тем, предположил отец Георгий, «православный путь России к началу XX века делал ее страной, все более органично входившей в европейскую цивилизацию»: «В это время Россия была европейской страной в высоком смысле этого слова. Таковой она, правда, затем попыталась перестать быть. За что мы сейчас и расплачиваемся».

Но, несмотря на это, продолжил он, русское Православие, помогало и помогает России сближаться с Западом. «Если бы Россия не была православной, она бы вообще никогда не стала европейской страной».

«Но если Православие так близко Европе, - продолжил журналист, - почему высшие иерархи РПЦ, в том числе ее нынешний глава – Патриарх Кирилл, – активно высказываются в том духе, что западная система духовных ценностей, о которой Вы говорите как о наилучшей в современном мире, неприемлема для России? В частности, Кирилл подвергает критике основополагающий западные постулаты – о приоритете прав человека, о свободе человеческого выбора…» На что получил от священника следующий ответ: «Думаю, здесь имеются в виду определенного рода злоупотребления свободой выбора, которые есть в европейской цивилизации и которые, к слову, критикуются консервативной частью западного общества, в том числе католической церковью… Но, в принципе, я не совсем понимаю критику Запада, которая раздается из уст нашего Патриарха. Я до сих пор так и не услышал от него яркого и четкого определения тех русских цивилизационных стандартов, которые он может предложить в качестве альтернативы западной системе ценностей».

На издевательский вопрос издания, как следует понимать то обстоятельство, что Патриарх Кирилл, «дававший в свое время монаший обет нестяжательства, носит часы стоимостью 30 тыс. евро», отец Георгий ответил: «Во-первых, для того, чтобы понять, как живут высшие церковные иерархи, надо непосредственно с ними общаться. Пытаться представить их жизнь сквозь призму СМИ, это значит быть дезориентированным. Во-вторых, что касается конкретных фактов, ну, что можно сказать… Даже апостолы отличались несовершенством – вспомните их спор о том, кому сидеть одесную, а кому ошуюю от Христа. А ведь это были лучшие представители рода человеческого – худших он, наверное, не привлек бы к себе, не пошли бы они за ним… Что же касается общего состояния нравов нашего духовенства и церковной иерархии, то почему они должны отличаться значительно от нравов нашей государственной номенклатуры? К сожалению, получается так, что, потеряв огромное количество достойнейших представителей нашего народа, наша страна создала элиту, которая во многом лишена достоинств, добродетелей своих предшественников. Хотя и те не были идеальны… Поэтому могу сказать лишь, что для Церкви на все времена актуален один и тот же принцип, который сформулировал Христос, говоря о фарисеях, об учителях ветхозаветной церкви: "Слова их слушайте, по делам их не поступайте!"».

Признался протоиерей Георгий Митрофанов и в том, что не согласен с Патриархом и по ряду других вопросов. После возмущения журналиста «откровенным обскурантизмом», который он углядел в словах Предстоятеля Русской Православной Церкви «посмевшего» назвать цунами в Индийском океане 2005 г. «наказанием за грех», недавнее землетрясение на Гаити связать с тем, что это страна «нищеты и преступности, голода, наркомании, коррупции, потери нравственного облика людей» а жертвы, которые наша страна понесла в годы Великой Отечественной войны, назвать «искуплением за грех богоотступничества», о.Георгий заявил: «Что касается цитированных Вами высказываний Патриарха Кирилла, то я с ними не согласен. Я мыслю иначе. И, слава Богу, что в нашей Церкви не существует понятия "патриаршей непогрешимости ex cathedra"».

Отвечая на вопрос, в чем же преимущества русского Православия – перед католицизмом и протестантизмом, если на Западе жизнь гораздо «лучше», протоиерей Георгий Митрофанов выразил следующее мнение: «Коммунистический период отбросил Православную Церковь в значительной степени назад. В этот период мы потеряли даже те позиции, которые завоевали когда-то…Но надо иметь в виду, что исторически судьба православного мира всегда складывалась так, что ему социально-культурная проекция Христианства давалась тяжелее, чем Западу. Обретая мистические откровения, подвижники Православной Церкви часто забывали про нужды мира сего».

Признав, что в экономическом плане протестантские страны преуспели больше, чем католические, священник заметил: «но для меня ценность католической традиции оказывается больше, чем протестантской». «Там (в католицизме – РНЛ) полнее сохранено то первоначальное откровение Христово, которое было нам дано и которое было не только сохранено, но и приумножено. Католичество и Православие более традиционны, чем протестантизм. Они сохранили преемственность апостольской иерархии и полноту сакраментальной жизни церкви. И потому творчество католической и Православной церквей – куда более яркое, чем протестантских. (…) Говоря о христоцентричности мира вообще, я и говорю о европоцентризме мировой истории, в частности, не выделяя Россию из этой самой Европы. При этом я объясняю, что, в силу своего исторического развития, Россия в какой-то момент оказалась на периферии христианского мира». «Но это отнюдь не значит, что не надо идти в Православную Церковь», - опомнился пастырь.

«Иерархия нашей Церкви, при всех недостатках ее отдельных представителей, является созидающим, активным началом церковной жизни. Хотя с какими-то высказываниями того же Святейшего Патриарха я могу и не соглашаться», - заключил протоиерей Георгий Митрофанов.