Агава и Дуб

Галина Соломко
               
    
         У нас в городе событие – в оранжерее местного ботанического сада расцвела   агава.    Ботанический сад в Уфе заложен в  1932 году.   В  оранжерее сейчас работают  пять –шесть женщин под руководством Сулеймановой Зугуры  Нурияхметовны, которая трудится   здесь уже тридцать лет.   
Зугура  Нурияхметовна  влюблена в свое дело,   она   относится к растениям, как к малым детям, разговаривает с ними,  ухаживает, лечит.   И растения это чувствуют,  тоже любят свою хозяйку,  тоскуют, когда она в отпуске или на больничном. 
          Агава – растение южное.     Вид у нее необыкновенный.    Внизу по земле распласталась густая зелень  в виде клумбы из узких мясистых  листьев.   Перед    цветением   примерно за месяц из центра  растения вырос  довольно изящный стволик (цветонос)   и тянется высоко вверх, до самой крыши оранжереи.  От ствола отходят редкие и тонкие веточки.   И вот на этих веточках на днях появились цветы в виде висящих  желтоватых колокольчиков.   Цветет агава в  течение недели и всего один раз в жизни в  возрасте  шести-пятнадцати лет.  Наша агава зацвела на десятом году жизни.  А после цветения погибает так же, как и осетровые после нереста.  Мы приехали в сад на четвертый день цветения агавы.   Цветочки уже начали опадать.  Смотрели мы на это изящное деревце,  и нам было очень жаль,  что скоро это чудо перестанет существовать.
        Зугура  Нурияхметовна,  которая сопровождала нас, жалея растение, сказала:
     - А вот люди живут до ста лет.
     - Ну, скажем, не до ста… - хотели возразить мы.    Но Зугура поведала нам историю своего отца, который уже дожил до ста лет и хочет на этом не останавливаться.
     А история такая.
           Родилась Зугура в Благоварском районе Башкирии в семье, где уже было шестеро детей, седьмым ребенком. Старшие дети постепенно  покидали родительский дом, и вот остались в семье трое:  мама, отец и школьница Зугура.    Мама хлопотала на кухне, а отец работал в колхозе и следил за собственным хозяйством. Особенно тяжелой была работа летом  – заготовка дров и сена.     Траву надо было не только скосить, а уберечь от дождя, хорошо высушить и собрать, а дрова, после вырубки в лесу, надо было пилить и колоть.    Зугура  помогала  больше отцу, там работа была тяжелее, поэтому премудрости   кулинарии  она постигала не в  молодости, а уже взрослой.   Они с отцом так усердно работали, что не отставали даже от тех, кто выходил на работу целыми семьями.   
          Зугура очень нежно любила своего отца  и   уважала его за природное трудолюбие, да  и сама старалась не отставать.  За время совместных работ они сильно  сдружились.      Отец был ей примером в жизни.   Он не пил, не курил, работал всю жизнь.  Правда,  на красивых женщин тоже  заглядывался.   И вот во время сенокоса, поглядывая на него  со стороны, она подумала,   что отец уже немолод, ему за    шестьдесят и, не ровен час, его скоро может не стать.    Зугура и представить себе не могла, как она сможет жить без своего любимого папы.
          И вот однажды,  сев вместе перекусить во время сенокоса, она  в порыве дочерней любви сказала отцу:
          - Отец,  живи до ста лет, обязательно до ста!
          - Да ты что, дочь, зачем мне так много, нет, до ста не надо.
Загуру  это обидело и возмутило:
        - Я хочу, чтобы ты прожил сто лет!   Вон видишь дуб, ему уже наверняка есть  сто лет.   Встань под ним и громко крикни «Я проживу обязательно сто лет!».
         - Да, что ты, дочь,   выдумываешь, несерьезно это.
          - А я настаиваю, сделай это ради меня.   Ну, я очень тебя прошу.   Это надо мне.
       Отец посмотрел на дочь и увидел, что она не шутит,  в ней бурлила эта страсть сделать отца почти бессмертным.   И тогда он встал, пошел к дубу и, как дочь просила, громко крикнул:
    -   Я проживу сто лет!  Этого хочу я и моя дочь!   Я обязательно проживу сто лет!
      - Ну, вот и хорошо, -  сказала дочь.   Теперь ты обязан выполнить свою клятву.   И попробуй только отступить!      Живи  и будь таким же крепким и полным любви к жизни, как этот дуб!
       Шли годы, случались болезни, но дочь всегда напоминала отцу о его клятве,  и отец  собирал силы и жил дальше.
       И вот в этом году  30 августа отцу исполнилось сто лет.  Поздравить отца приехали дети, внуки, правнуки, а жена умерла уже двадцать лет назад.      Поздравить аксакала приехал  и глава Башкирской республики.  В подарок ему установили новый телевизор с большим плоским экраном.    Отец сидел в центре и наслаждался почестями.
       А на следующий день он говорит своей младшей и самой близкой по духу дочери Зугуре:
-   Дочь, а ведь  я дожил до ста лет, как тебе обещал.   
 - Молодец, отец,  а  я другого и не ожидала.  И ты еще крепок, как тот дуб, помнишь?
Отец понизил голос:
     -   Да, дочь, но ведь мне ста лет  мало,  жизнь такая интересная, и чем дальше, тем все больше хочется жить.
      -  А сколько ты еще хочешь прожить, отец?
      - Ну, хотя бы еще пять годочков.
      - Да, было бы хорошо!   А ты снова скажи свое заклинание.  Только я тебе уже помочь не смогу, мы живем-то не рядом.   Постарайся это сделать сам, без моей помощи.   Вот возьми сейчас и крикни на весь дом   «Я проживу  до ста пяти лет. 
        В доме в этот момент  кроме них двоих никого не было.  Отец подумал,  встал на ноги,  поднял голову кверху и  громко с чувством произнес:  « Я проживу до ста шести лет!  Обязательно проживу!»    Потом сел и, косясь на дочку, спросил:
      - Это ничего,  дочь,   что я прибавил  еще один годочек?
      - Ничего, отец,   это хорошо,  живи! И обязательно постарайся выполнить свое обещание.
     - Я буду стараться, дочь.
14.10.2010