У неё глаза синие 2

Людмила Комарова Сабирова
               
               Из Астрахани пришло письмо от Тани Маховой. Валерия с нетерпением вызволила послание из конверта и стала жадно читать. Подруга писала о себе, о городе... но вот долгожданные строчки о Викторе и адрес... Витькин адрес! Валерия засмеялась, закружилась, прижимая драгоценный листок к груди. Потом снова и снова перечитывала, пока не успокоилась. Решила тут же написать Виктору, но, положив перед собой лист бумаги, не знала с чего начать и о чём писать. Не о погоде же!
     Целый час просидела Валерия, а вывела лишь: Здравствуй, Виктор! Всё, не буду писать! - разозлилась девушка, но долгожданный адрес лежал перед глазами, дразнил, жёг буквами-огнями сердце, и Валерия расплакалась... Со слезами на глазах она всё-таки написала коротенькое письмо Истомину как старому другу. Виктор знал её по школе, секции и, вообще, как соседку. Валерия вложила письмо в конверт и старательно вывела адрес. Теперь можно отправить, и она быстро спустилась во двор.  Так и есть, Славка сидит на скамейке. Валерия хотела быстро и незаметно проскочить, но он окликнул, пришлось подойти.
     - Лер, ты что будешь делать вечером?..
     - Кажется, ничего.
     - Тогда пошли в кино на «Анну Каренину» в восемь, у меня уже билеты есть. Хочешь?..
     - А который час?
     - Пять минут восьмого, - Славка посмотрел на часы.
     - Ладно, я сейчас…
          Славка кивнул и тут только заметил в её руке письмо. Валерия, перехватив взгляд, торопливо бросила:
     - Вот... брату двоюродному написала, в армии служит...
     Славку брат да ещё двоюродный не интересовал. Он и не заметил, как смутилась девчонка.
     Сегодня впервые пошли в кино без Алика, уехавшего три дня назад в Сызрань поступать в лётное училище, предварительно выслав документы. У них же сдача вступительных экзаменов в институт в Ташкенте предстоит через неделю.
     После фильма Славка и Валерия бродили по улицам. Она под впечатлением фильма замкнулась, а Славке, наоборот, хотелось поговорить о многом, но серьёзного разговора не выходило. Валерия вдруг спросила:
     - Славка, скажи мне честно, ты когда-нибудь любил девчонку?..
          Удивлённый, схваченный врасплох вопросом, он молчал.
     - Ну что ты молчишь? Скажи... Может, ты не представляешь этого чувства, может, тебе всё равно? – Валерия как-то нервно рассмеялась.
     - Лера, я не любил, но мне это всё понятно. – Славка взял её руки в свои и посмотрел в глаза, на которых блестели слёзы. Внезапно он наклонился и быстро поцеловал Валерию. Она стояла неподвижно, опустив глаза, но после повторной попытки, напуганная атакой чувств, стала вырываться из объятий сильных рук.
     - Пусти, пусти меня! Не смей никогда! - глаза её были полны испуга и отчаяния. Славка невольно отпустил Валерию.
     - Лера, прости меня, но я... я...
     - Ты ничего не понял, Славка! - с досадой проговорила она и быстро пошла к дому, не обращая внимания на парня, растерянного до смешного, пытающегося что-то сказать.

               Осень незаметно прокралась в город. Время никогда не остановишь. Как и хотели, друзья учились, но были теперь далеко друг от друга: Славка в Ташкенте, Алик в Сызрани. Лишь одной Валерии не посчастливилось: не прошла по конкурсу. Устроилась в детский садик нянечкой. Славка так переживал за неё! Валерия не напоминала ему о памятном вечере, и он был благодарен, хотя сам постоянно ощущал её губы, стараясь сохранить это ощущение навсегда. После отъезда Славки на учёбу, они ещё не виделись.
     Валерия с нетерпением ждала от Истомина ответа. Столько дней уже прошло, а он молчит. В который раз девушка пытается разобраться в себе, в своих отношениях к Виктору, к Славке. Это какая-то путаница мыслей, впечатлений, событий. Она уже не понимала себя, а ведь старалась понять. Славка так добр и мил, а Виктор?.. Виктор – мираж, словно нигде не существующий, и это так: ни ответа, ни привета – молчит! Сама всё придумала, возвысила его чуть ли не до идеала. Валерия скептически наморщила лоб: Виктор – идеал? – ха, просто идиот!
     Письмо вдруг пришло на следующий день. Валерия даже испугалась, узнав от кого, и не верила. С комком, вдруг подступившим к горлу, дрожа как в ознобе, она буквально растерзала конверт, добираясь до желанного листика бумаги, который, возможно, был пропитан усмешкой. Валерия заранее почувствовала горечь унижения, стыд за уязвлённую гордость, но письмо таким не оказалось, хотя что-то такое слегка проскальзывало.
     Второй раз письмо Виктора перечитывала вслух: "Здравствуй, Валерия! Получив твоё письмо, я удивился, разумеется, и это естественно. Так ведь? За письмо благодарю, большое солдатское спасибо! Ты, действительно, верно думаешь насчёт писем к солдатам, но всё-таки это не всегда так. Ты спросишь, что именно? Да просто в начале солдат-салага горит желанием получать письма хоть от кого. Он хочет, чтобы ему писали родные, близкие, знакомые и т.д. и т.п., но это только в начале. Ну скажем, так бывает месяца два-три, а потом... потом суп с котом и с мышами в придачу! Не уловила? А дело совсем простое. Чем меньше салага получает писем, тем меньше всяких переживаний, волнений, а от этого на душе спокойней. При этом как-то забываешься и миришься со своим положением, а в результате "жизня" солдатская идёт лучше. Но всё-таки, когда получаешь письма и видишь завистливые взгляды ребят, то сразу поднимается настроение. Насчёт моей жизни! Она совсем не прежняя, но в ней есть мечта, любимое занятие. К тому же я здесь получаю хорошие знания, как и в техникуме. В общих чертах жизнь идёт нормально. Скучать особенно не приходится, о доме, можно сказать, забыл. Ну вот, кажется, всё. Итак, письмо написано, теперь остаётся ждать ответ на данный привет. До свидания, жму твою руку. Виктор». Вот такое письмо, вполне дружеское. Валерия безмерно рада и такому.
     С этого времени завязалась переписка. Писали друг другу всё больше о погоде, делах, спорте. Валерия скромно молчала о своих чувствах, а Виктор ни о чём таком и не спрашивал. Она опять, в который раз, сопоставила его и Славку. Сердце стремилось к Виктору, а разум – к Славке. Чувства от сердца –  это стихийные чувства, без долгих рассуждений, а чувства от разума – более спокойные, способные всё основательно взвесить.
     У Валерии сложились странные отношения со Славкой. Они виделись только в выходные дни, когда он приезжал из Ташкента, если не было соревнований. Старался не надоедать ей своим чрезмерным вниманием, не беспокоить по пустякам. Валерия не позволяла себе оставаться подолгу с ним наедине. Если шли в кино, то просила взять и Наташку. Славка со своей стороны чувствовал, что стоит им остаться вдвоём, как Лера менялась, держалась скованно. Он боялся обидеть её, был очень осторожен в словах и тем более в действиях, хотя его всегда волновало: что у неё на сердце? Успокаивало то, что Валерия ни с кем другим не встречалась.
     Работа с детьми – трудная работа. Валерия уставала, отработав целый день в детском садике. В свободное время чаще всего читала книги или коротала вечера с матерью возле телевизора, иногда общалась с Наташкой. Честно говоря, Валерия всегда ждала приезда Славки. Однообразие надоедало, а встречи с ним приносили что-то новое. Славка не раз привозил из Ташкента интересные книги, не забывал подарить цветы. Славка, как друг, незаменим, нравился ей, но догадывалась, что дружбы ему не достаточно. Всякий раз боялась, что при следующей встрече возьмёт и поставит вопрос ребром, и ей поневоле придётся быть более конкретной. Ох, как боялась, что снова начнёт целовать её, и она  позволит, не отвернётся! Подспудно не это ли желала?..
     Ах, Виктор, Виктор, как ты далеко, как хочется тебя видеть! Валерия, казалось, не представляла дальнейшей жизни без Истомина. Пока он в армии – это понятно, что они не вместе, а дальше?.. Только с ним и ни с кем больше! Девушка постоянно об этом мечтает, прекрасно понимая, что всё зависит от Виктора, но его письма... кстати сказать, раз-два в месяц он пишет... его письма полны равнодушия, никакого намёка на сердечность – одни отписки, но Валерия надеялась, что встретившись с  ним однажды, всё решится. Только надо встретиться! После армии парни стремятся чаще всего к женитьбе, если есть девушка. Она верила, что Виктор не будет её обманывать.

                Зима прошла незаметно, да была ли это зима, скорее всего, поздняя осень задержалась на всю зиму. Уже отцвели подснежники, начиналась пора тюльпанов – апрель. Солнце печёт по-летнему, все уже ходят в лёгкой одежде. Это – самая лучшая пора здесь, когда зелень ещё свежа, не мучают пыль и духота. Особенно прекрасны в это время горы. Всё население городка в выходные дни стремится туда целыми семьями, группами, парами. Славка страстно желал  посвятить горам всё воскресенье, но с Лерой. Приехав в субботу после обеда домой и, не решаясь сам пригласить, подослал к Лере сестрёнку договориться о прогулке в горы на завтра. Наташка согласилась с условием, что её тоже возьмут. Славка не возражал, на всё был согласен.
     Наташка тут же помчалась к Валерии, но её дома не было, и только на третий раз, вечером застала дома. Наташка с таинственным видом вошла в квартиру и спросила:
     - Ты одна? Дело есть!
     - Одна, одна, - подтвердила Валерия. – Проходи...
     Та легонько проскочила в комнату, уселась в кресло-качалку. Валерия присела рядом на диван, чувствуя, что у Наташки есть какая-то новость.
     - Рассказывай, что за дела...
     - Так вот слушай... На улице весна? Весна! Тюльпаны цветут? Цветут! Значит, не мешало бы сходить в горы, порезвиться. Как ты на это смотришь, Лера? – протараторила Наташка, отвечая на свои же вопросы. Валерия смотрела на это с интересом, но медлила с ответом.
     - Ну, Лерочка, разве ты не хочешь? Посмотри, какие дни стоят – закачаешься! Просто грех не побывать в весенних горах, давай соглашайся!
     - Вдвоём?
     - Да нет же, Славик приехал, с нами пойдёт, вдвоём – страшно.
     - А Славка хочет?..
     - Славка?! – Наташка чуть не выпалила, что он её и послал договориться, но вовремя прикусила язык. – Конечно, пойдёт, куда денется!
     - Завтра? – уточняет Валерия.
     - Разумеется, завтра. Идём?..
     - В общем, я с удовольствием, - соглашается Валерия.
     - Вот здорово! – радуется Наташка. – Во сколько отчалим?..
     - Думаю, часов в девять.
     - Договорились, а что возьмём с собой? – уже по-деловому спрашивает Наташка. Они ещё минут десять совещались, что взять с собой из еды. Обсудив всё, довольная Наташка бежит домой. Славка с нетерпением ожидал сестрёнку.
     - Всё в порядке! – выпалила она, едва открыв дверь. – Идёт!
     Славка подхватил Наташку за талию и, подкинув вверх, воскликнул удовлетворённо:
     - Умница!
     Наташка взвизгнула, скорее всего - от удовольствия. Ей было приятно, угодить брату, но тут же вылетел коварный вопрос:
     - Ты её любишь?..
     Славка не ожидал такого выпада и шутливо ответил:
     - И не то, чтобы да, и не то, чтобы нет.
     Он хитро посмотрел на Наташку, и они рассмеялись.

Продолжение следует...
http://www.proza.ru/2010/10/24/325