Исторические традиции отечественной рекламы

Рыженко Таня
В основном за опытом рекламы все обращаются к западным информационным источникам. И это не удивительно, ведь публикаций по истории отечественной рекламы не так уж много... На основе изучения архивных документов, старых фотографий, редких фолиантов проанализируем роль рекламы в градостроительстве рубежа XIX — XX веков.
Это время бурного развития предпринимательства, частной инициативы, капиталистического ИНДИВИДУАЛИЗМА во всех сферах. Следовательно, ГОРОД, особенно его центральная часть, застраивается соответственно потребностям новой элиты — купцов, банкиров, заводчиков, фабрикантов... Растут, как грибы, фешенебельные гостиницы, рестораны, клубы, диковинные иллюзионы, великолепные доходные дома с магазинами на первом этаже, где можно было лицезреть изобилие ТОВАРОВ, Еще никогда доселе РЫНОК так не нуждался в РЕКЛАМЕ. Рекламисты рубежа XIX — XX веков, получив узкий частный заказ создания изобразительной рекламы, например магазина, решали рекламу так, чтобы не нарушить градостроительную композицию улицы. Реклама этого периода не была обособленной от городской среды, а являлась ее активным изобразительным акцентом, как говорят специалисты — «градоформирующим фактором». Конечно, существовали контролирующие государственные структуры - «Строительные отделения Городских Управ» и главный архитектор города. Позиции рекламистов, архитекторов, градостроителей, дизайнеров и их заказчиков не имели принципиальных противоречий благодаря используемой тогда (но незаслуженно забытой сейчас) универсальной концепции решения площадей, улиц, скверов. «ИДЕОЛОГИЯ УЛИЦЫ» имела своеобразную систему понимания пространственной среды улицы, где фасады зданий являлись композиционными элементами единого ИНТЕРЬЕРА. Такое «интерьерное решение» застройки формировало собой определенную микросреду — очень комфортную для человека. Это внутригородское пространство было подчинено человеку особым масштабом фасадов зданий, их горизонтальных и вертикальных членений, ритмов, пластикой архитектурного и скульптурного декора, силуэтом, произведениями рекламы. Надо сказать, что реклама деликатно вписывалась в архитектурный облик зданий, не нарушая целостности и художественного своеобразия фасадных композиций, а иногда даже подчеркивая их решения. Все это явилось также следствием эстетических теорий романтизма, первоначально возникших в литературе, поэзии, философии. Таким образом в пространстве города утверждалась новая иерархия доминанты Личности, где каждый человек чувствовал себя комфортно, словно дома, в интерьере собственного жилища. Фактически фасады зданий напоминали театральные декорации или узорные ковры, где активным элементом являлась реклама, которая, кроме информационной функции, имела сильнейшее эмоциональное воздействие. Эти тончайшие механизмы рекламы, согласованной на принципах гармонии с городской средой и личностью потребителя, сохраняют свое практическое значение и сегодня. В этом нас наглядно убеждают архивные фотографии, проекты, рисунки рубежа ХIХ — XX веков.