Воин Света. Части 12-14. Финиш

Александр Сивухин
12. Февраль 2002 года. Встреча с филологами.

Наконец-то вышла статья в городской газете «Новый Путь» о нашем авторском клубе, под рубрикой — «Твори, выдумывай, пробуй». Признаться, я ждал звонков от бардов города, желающих познакомиться. Напрасно.
Позвонил Сергей Кондрачук, который сделал мне замечание по поводу того, что я в своих стихах отправил Пересвета в бега из монастыря, сражаться с татарами, тем самым исказил историческую правду. Потом позвонил Жирков Коля и сразу же прочитал несколько эпиграмм в мой адрес, взяв за основу материал статьи.
Потом нас пригласили на совместную встречу поэтов города и преподавателей словесности из колледжей и средних школ.
На встречу мы пошли вчетвером: я, Миша Лавка, Сергей Кондрачук, Саша Макаренко.
Сергей, зайдя за мной, передал отпечатанный экземпляр работ по конкурсу. Получается, что он принес свои произведения первым. Хотя, у меня уже к этому времени были два варианта своих работ, я себя в расчет не брал. Мне было важно участие других. Я знал, что Саша Макаренко уже половину осилил.
Алла Проневич тоже кое-что подготовила. Может кто-то еще надумает? До конца марта больше месяца.
Встреча с филологами прошла на высшем уровне. Они были профессионалами, мы же любители, которые сами сочиняют стихи и поют их под гитару. Это авторская песня. Учителей русского языка и литературы интересовало, как же рождаются стихи и песни.
А кто его знает, как они рождаются? Это надо каждому самому попробовать. Иногда над одним словом бьешься неделю, иногда целые страницы сами выскакивают.
Самое интересное было то, что когда мы спросили — кто из преподавателей, пришедших на встречу, сам пишет стихи? Выяснилось, что никто.
Для нас это было открытие века!
Они знали литературу, русский язык, учили его в институтах, рассказывали все это своим ученикам, вели в школах и колледжах кружки литературы, но своего ничего не создавали. Для них литература и стихи по профессии были средством зарабатывания на жизнь.
А поэтов и бардов города они относили к категории сумасшедших, или вернее будет сказать к категории чудаков, свалившихся с Луны или из другого измерения.
По их понятиям поэтов сравнимых с Пушкиным, Лермонтовым, Ахматовой, Цветаевой в нашем городе нет и быть не может. Для них было загадкой, что какие-то барды пишут стихи.
Мне же представлялось, что филологи, само собой разумеется, должны были быть еще и поэтами и писателями.
Как я ошибался…
После нас выступали поэты из литературного объединения «Исток» со своими стихами. Наконец-то мы воочию получили то, что хотели — знакомство с творчеством этого хваленого объединения. Я так до сих пор и не понял, о чем же они пишут? Обо всем и не о чем…
Нелли Рубежная принесла свои конкурсные работы по Пушкинской тематике. Для нашего конкурса! Это был подарок для нашего клуба и уже — вторая ласточка. Процесс пошел.
В этот вечер мы пели свои песни с особым подъемом.
Хочется отметить момент, когда поэтов города заинтересовали некоторые песни Миши Лавка, в которых он наворочал загадок и домыслов под завязку. Я даже удивился и стал к нему приглядываться с опаской, как бы он не перехватил лавры внимания…

13. Март 2002 года. «Мария Пивень».

Ну, вот и весна. Как время летит. У меня уже готов венок сонетов «Красное и Голубое». Уже готов третий вариант из десяти работ для конкурса.
Я не знаю, что с ними делать. Скорее всего, подкину их для жюри под псевдонимами. Для этого случая у меня заготовлено несколько псевдонимов. Поскольку я родился на берегу Волги в городе Пучеже, то выбрал себе псевдонимы: Пучежский, Береговой, Волжский.
У Сергея Кондрачука псевдоним — Рубежанский, потому, что он из города Рубежный.
Забегая вперед, скажу, что из девяти работ, представленных на конкурс, по оценкам жюри: Сивухин занял второе место, Волжский — четвертое, Береговой — шестое место.
А как вы думаете — кто занял пятое место? Пенсионерка — Мария Федоровна Пивень!
Образования никакого. Профессия — резинщик. Возраст — шестьдесят пять лет, но она как-то сказала про себя: «Если бы я не глядела в зеркало, я бы все еще думала, что мне двадцать лет».
Познакомились мы с ней все там же, в библиотеке у Татьяны Фроловой, на встречах, которые проходили по субботам.
Без Марии Пивень эти встречи многое бы потеряли. Она участвовала во всех мероприятиях, связанных с художественной самодеятельностью, будь то песни, танцы, стихи, басни, и… застолья.
Поскольку она писала стихи, правда простоватые и искренние, мне удалось уговорить ее поучаствовать в нашем конкурсе по Пушкинской тематике. По началу ее смутило, что такое: сонет, баллада, притча. Я успокоил ее тем, что это все условности и можно любой стих рассматривать с разных сторон и с небольшой натяжкой басню можно выдать за сонет, а песню за балладу. Она посмеялась, и сказала, что подумает.
Прошло недели две. Как-то вечером Мария Федоровна звонит мне, с известием, что готовы все десять заданий по конкурсу. Вот это скорость.
Макаренко еще только расправляется с былиной, никак не закончит, а она уже на финише. И это пенсионерка, любительница, которая всерьез затею с конкурсом не принимала.
Я бросаю все, бегу, несмотря на позднее время, по ее зову к ней домой.
Мы сидим у нее на кухне, в двухкомнатной простенькой квартире, где она живет со своим мужем. В коридоре стоят два велосипеда, на которых семейка пенсионеров, поддерживая спортивную форму, добирается периодически до дачи. Мария Федоровна угощает меня своим фирменным блюдом — украинскими варениками своего собственного рецепта (этот рецепт она держит в секрете).  От самогонки я отказался (в отличие от хозяйки), а вот вареники оказались на высоте. Эти шедевры кулинарного искусства были ее коронным номером на встречах литобъединения «Исток». Все уже знали – если придет Мария Пивень, то будут вареники.
Из огромного количества листов со стихами, которые эта увлеченная натура принесла мне на кухню,  с трудом выбрал восемь, подходящих по номинациям конкурса.
Находим: песню, стих, балладу, басню, притчу…, почти все. Не хватает сонета и эпиграммы. Наконец решаем какой-то стих переделать в сонет, а другой укоротить и сделать из него эпиграмму.
Я забрал отобранные листочки с собой, для печати.
Потом ее стих про музей Пушкина и памфлет в частушках наберут хорошие оценки.
Вот так негаданно в нашу жизнь входит интересный человек. Скажете — судьба? Нет, мы сами находим друзей.
Если бы не этот конкурс (кстати, идея его проведения — моя), я бы не познакомился с «Истоком», с поэтами города: Аллой Проневич, Евгением Шаргородским, Нелли Рубежной, Николаем Жирковым, Владимиром Литовским и другими интересными людьми.
Они как-то сразу приняли меня в свою среду. Может действительно, мои стихи и песни чего-то стоили. На встречах мне трудно было отвертеться от демонстрации своих творений, даже если у меня ничего новенького не  приготовлено. Иногда меня это радовало, иногда вызывало недоумение, иногда мне просто хотелось посидеть, поразмышлять слушая других, сравнивая мое творчество и вникая в суть того, что я слышал, но мне это не всегда удавалось.
Принцип такой — не надо бояться дарить себя людям и тогда у тебя будет много друзей.
Кстати, из работников нашего завода, больше никто не откликнулся принять участие в поэтическом конкурсе, кроме нас с Сашей Макаренко, хотя мы несколько раз через заводскую газету напоминали об этом и печатали свои стихи и сонеты.

14. Апрель 2002 года. «Финиш».

Благодаря конкурсу зима пролетела незаметно. Все работы я набрал на компьютере, оформил отдельной папкой и отнес для оценки первому члену жюри — Лене Моргулец, работающей в нашей лаборатории. Она увлекается чтением стихов, любит Есенина, Пушкина и любезно согласилась поучаствовать в общественном жюри.
С нетерпением ждал результатов.
Оценка производилась по системе:
- очень нравится — 10 баллов,
- нравится, хорошо — 9 баллов,
- что-то есть, интересно — 8 баллов,
- так себе, средне — 7 баллов,
- не очень, не совсем понятно — 6 баллов,
- слабо, не тронуло — 5 баллов,
- не понравилось — 4 балла,
- совсем плохо — 3 балла.
Листочки проходили под кодовыми номерами, так что члены жюри не могли знать фамилии участников, таким образом, я надеялся, обеспечивалась объективность оценок.
Наконец, в понедельник получаю от Лены свою папку с работами и оценками!
Смотрю — по первому туру я на первом месте! С небольшим отрывом от меня идут Алла Проневич и Нелли Рубежная. Отрыв очень незначительный, так что все может поменяться.
В тот же день отношу работы Николаю Жиркову. Это еще два- три дня.
После его оценок я оказываюсь уже на втором месте. Ну, спасибо, Николаша, удружил.
Кстати, Жирков всем участникам ставил низкие оценки. Может из-за ревности, что сам не стал участвовать в конкурсе?
Зато филологи из какой-то школы, которых нашла Алла Проневич, начали завышать оценки до максимума и только те работы, которые явно были плохие, получали оценки отличные от десятки.
Так за «Призрак» они дали десять баллов, Жирков только — восемь. За «Д. Антеса» они — десять, Жирков — семь. За пародию на «Анчар» Жирков вообще дал только пять баллов и т.д.
Вот так я оказался на втором месте.
Оценки остальных членов жюри были настолько разные, что дух захватывало.
Если за одну и ту же работу ты получаешь высшую оценку — десятку и тут же кто-то из членов жюри ставит тебе за нее же только пять или даже три, то поневоле начинаешь думать, а кто же тогда дурак?
И вот я уже сижу ночью, подвожу итоги. У меня калькулятор на столе, листочки с оценками, все работы, бланки протоколов, бланки дипломов. Рядом коробка с призами-сувенирами, которые я купил для всех участников за свои деньги. Надо же устроить для людей маленький  праздник. Завтра отчет и объявление итогов на заседании клуба «Исток» в центральной библиотеке.
Конкурс состоялся!…
На этом можно наверное и завершить повествование о наших Пушкинских забавах.
Самое досадное в этих событиях (впрочем, я мало огорчался) было то, что конкурс не затронул наших заводчан. Даже некоторые поэты, которых я знал (Валера Кихтенко и другие) ни разу не позвонили, не откликнулись…
После этого я к заводской многотиражке не обращался и никаких конкурсов не затевал. Азарт прошел.
Приближались майские дни. Мое беспокойное сердце было уже занято предстоящим фестивалем авторской песни в городе Рубежное.
Мы с Макаренко строили новые планы, выдвигали идеи, как получше выступить, как попасть в гала-концерт, куда нам еще ни разу попасть не удавалось. В этот раз собирались исполнить авторскую песню под саксофон и гитару, чем, возможно, удивим зрителей и конкурсное жюри и за счет этого выйдем в финал.
Но об этом будет уже другая история.