Антарктические врачи. Часть 1

Рыскин Борис
Давно хотел написать о замечательных людях – антарктических врачах.

Отпуск 2010 не задался. В поезде на Пятигорск я словил вирусный конъюктивит.
Да так, что окинуть замечательные места мог реально только одним взглядом.
Правый глаз имел жалкий вид.
Веки опухли, слезы текли, глаз не видел - вирусы буйно размножались.
Поезд прибыл в субботу. Мы сняли квартиру.

ПЛАНЫ
В планах было подлечить желудок жены минеральной водичкой , а потом Абхазия.
Мандариновое государство - Абхазия - осенью - курорт для пенсионеров.
Внешне красивых девочек не увидите, но город Гагры – субтропики.
Приезжают побитые жизнью люди.
Погреться в октябре. Покупаться и оздоровиться в соленой морской воде.
А что не ехать?! Койко- место 100-150 руб сутки – где такое еще найдется?!
Это главное. Короче. Тотальная скука для тех, кто не пьет и не ест жареное.
Однако, можно закрыть один глаз на все безобразия, и он как раз у меня закрывался.

ГЛАЗ
Пятигорский врач скорой помощи по телефону порекомендовал глазные капли и мази.
Приехать отказались - аптечные киоски в Пятигорске на каждом шагу, проблем не будет.

Однако, ничего не помогало из заочных рекомендаций.
Моя жена бывший врач педиатр. Через ее руки прошло не мене 20 тысяч детей на Кранем Севере,
но с таким конъюктевитом в своей практике она не встречалась.
Однако ей удалось высвистать скорую помощь в 12 часов ночи на дом.

СКОРАЯ ПОМОЩЬ
Приехал врач чуть старше среднего возраста веселый и ироничный.

- Конъюктевит вирусный – сходу сказал врач.
- Очень, очень заразный. В больницу отвезти не могу.
- Что мне скажет заведующая глазным отделением?!
- Ваш муж все отделение ей заразит!
- Берегите второй глаз, хотя это редко кому удается.
- Через месяц, обычно, все поправляются – капельки капайте.
- Можете сходить в платную поликлинику, она рядом с Вами.

Врач дал адрес поликлиники, заполнил лист вызова (45 минут!) и укатил.
Я отметил про себя – это не антарктический врач.
С ним хорошо есть шашлыки и слушать медицинские байки – согласился внутренний голос, а ты реально теряешь зрение, действуй!

ПЛАТНЫЙ ДОКТОР

Платный доктор подтвердил диагноз, а также то, что второй глаз тоже «пошел».
Врач выписал еще пять наименований разных глазных препаратов и предложил капать каждые два часа пока не станет легче.

Одним глазом я усмотрел на книжном прилавке брошюру – «Болезни глаз. Лучшие методы лечения».
Это была брошюрка из серии «Семейный доктор»
Я проглотил ее и понял, что имею дело с простейшими вирусами «герпес», которые выбрали площадкой для тусовки мой глаз.
«Соринка в глазу», которая меня так раздражала – была прыщиком с желтой головкой на обратной стороне века.
Она и мозолила мне глазное яблоко.

ФУРУНКУЛЕЗ

Опять эти желтые прыщики.
И вспомнился мне мой фурункулез антарктических времен.
Два месяца фурункулы омрачали мое путешествие по меридиану.

Судовой врач мог предложить мне только скальпель и древнее изречение – где гной там вскрой!
Это варварство помогало, но вскоре появлялся новый прыщик, из которого зрел фурункул.

МАЛЕНЬКИЙ ДОКТОР

Пора сказать, что я шел в каюте с врачом.
Это был детский анестезиолог лет сорока. Звали его Валера.
Очень скоро, на стации в Антарктиде, он получил прозвище «маленький доктор».

Поехать в Антарктиду Валеру побудила теща.
Женщина сильная властная с железным характером и принципами большевиков ленинской закалки.
Она постоянно, со слов Валеры, донимала его за мягкий интеллигентный характер.

Валера решил сбежать на год от тещи в Антарктиду.
Кто после зимовки в Антарктиде позволит его называть бабой?!

КАТАСТРОФА

Однако, зимовка для Валеры не задалась.
Его планировали сделать старшим врачом.
Кто первым прибыл, тот и старший – такова традиция.
Он прибыл первым, но вскоре разбился вертолет при смене людей.
Ему вручили четырех полярников в коме и попросили доставить на Родину.
Ни одного живым он не довез.

ОПЯТЬ АНТАРКТИДА

Второй раз возвращаться в Антарктиду Валера очень не хотел.
Он уже понял, что это такое, но мягкий характер его подвел.

В отделе кадров ему сказали – Вы замечательный специалист, с опытом работ в составе хирургической бригады врачей.
Вы каждый день в течение 10 лет участвовали в операциях.
Вы все видели и знаете, а теперь у Вас даже есть свое маленькое кладбище – кадровик вспомнил английскую пословицу.
Короче - Вы врач с опытом! Вы справитесь!
И где мы за недели до отхода последнего судна найдем другого врача?!

Если оставите заявление об увольнении по собственному желанию из антарктической экспедиции,
то придется оставить и партийный билет.
Вот так Валера и оказался с нами в одной каюте – мы были заменой парням, которым немного не повезло.

НА КОРАБЛЕ

Медицинские познания у Валеры были энциклопедические. Он мог рассказать о любом органе, о назначении любого лекарства.
О всех этапах многих операций, но сам что-то сделать ни-ни.
Он даже морщился больше меня, когда я вскрывал скальпелем свои фурункулы.

Память у Валеры была уникальна. В Антарктиде она стала еще лучше.
Ее ресурс он использовал своеобразно – прочитал все анкеты полярников и запомнил все дни рождения.
И не только самих полярников, но и всех ближайших родственников.
Так что мог напоминать о необходимости поздравить родных не хуже компьютерного агента.

Еще «Маленький доктор» мог заразительно смеяться.
Уныние и грусть он мог внезапно отбросить, обрадоваться шутке и так смеяться, что
невольный смех захватывал всех, кто был рядом.

Любили его и в компаниях.
Он знал на память несметное количество русских народных песен.
Голос у него был звонкий, как у подростка.

Я хорошо помню свои самонадеянные ощущения тех времен.

Первое – мне казалось, что вместе с Валерой - мы смогли бы делать операции.
Я был готов, под руководством «маленького доктора, разрезать, кого угодно, отыскать нужный орган, отсечь, иссечь и обработать рану.

Второе – отсутствие какой-то ясной системности знаний Валеры о медицине.
Множество теорий, враждующих школ и подходов к лечению.
Очень много сомнений и неопределенности.

Никто не знает, не только отчего люди умирают, если сделаны из прочных атомов, где душа,
но и где размещается орган или программа, которая всем управляет?

Нет даже исчерпывающих знаний о назначении отдельных органов и желез.
Как можно что-то отрезать, если орган может пригодиться в отдельной ситуации?!

Именно неполнота знаний словно, сковывала Валеру, мешала рискнуть, а ему тоже хотелось, но -
не навреди! – Эту заповедь он тогда предпочитал всем остальным.

В АНТАРКТИДЕ

Так я и привез свои «фурункулы» в Антарктиду, как говорили механики.
(Как Вы понимаете – я уже был в ответе за «Маленького доктора»).
Один свой, другой - Валера.

«Маленького доктора» пришлось опекать всю зимовку довольно многим.
Опасались, что он повесится от уныния, которое временами к нему
подкатывалось особенно остро.

То он погибал от подозрения, что у него рак, то гастрит щелочной,
то гастрит кислотный.

Мы разбирали вместе с ним его симптомы и диагнозы.
Я подвергал критике его диагнозы, вносил сомнения.
Он уходил искать в себе новые симптомы.

На спор, что не доживет до конца зимовки,
Валера заключил не одно пари и проиграл не один ящик коньяка.

Механики опекали Валеру своеобразно.
В суровый ураган, когда и на улицу выйти опасно, они ему звонили.
Сообщали, что один из них сломал ногу и требуется срочная помощь.
– Возьми побольше спирта, бинтов. Товарищ стонет, все очень плохо.

Душа у Валеры уходила в пятки от предстоящей операции.
Он скорбно собирал большой саквояж как в свой последний путь.
Потом самоотверженно полз 770 метров по урагану к дому «Геофизиков».
Его с большой радостью шумно встречала подвыпившая компания.
100% здоровых мужиков, усаживала его за накрытый стол.

Тост, который механики поднимали дружно, за Валеру, был простой.
- Ты молодец, что пришел! Ты нам нужен! А мы люди здоровые – не боись!
- Ну, стервецы! – пискляво пытался он возмутиться.
Потом сам начинал неудержимо смеяться от ощущения счастья
и уверенности в их мужской поддержке.
«Маленький доктор» смеялся так, что всем становилось весело и за него спокойно.
Потом они пели старинные русские песни и романсы, которые Валера знал несметное число.

ПОСЛЕСЛОВИЕ.

После зимовки Валерий благополучно вернулся на Родину,
в свой коллектив – бригаду детских хирургов, где его очень ценили.

Всех своих друзей Валера аккуратно поздравлял с днем рождения.
Его память долго хранила все имена и даты.
Коньяк, который он проспорил, он мне так и не вернул, но
помог своевременно удалить гланды в своей клинике руками лучших хирургов города моему младшему ребенку.

Его тещу хватил удар, и она очень долго лежала.
Валера с женой трепетно ее выхаживали. Она прожила более 90 лет

- Все-таки я нашел у себя в голове опухоль. Томограф подтвердил.
Вот, думаю, оперироваться – однажды сказал он мне при встрече.
- Давно я подозревал, что у тебя клопы в голове – шуткой ответил я.

Мы долго смеялись. Сначала Валера потом и я.
Он мог заразительно смеялся и над своими заблуждениями тоже.

Наверно, эта опухоль могла его пережить, но он добился – коллеги ее удалили.
Вскоре я узнал, что Валеры не стало.