Ранние дневн. 54 Каждый из нас хотел бы быть царём

Галина Ларская
Ранние дневники 54 Каждый из нас хотел бы быть царём               

  Из дневников давних лет, мне 39 лет

      эпиграф Ивана Алексеевича Бунина, цитирую по памяти: "Самое интересное - это дневники, остальное - чепуха."

Есть в жизни такие моменты, будь то музыка, дитя, человеческий взгляд, улыбка или зверь, которые вдруг прикоснуться к тебе в тяжелую минуту, и «страшный груз минутно приподнимут» (Ф. Тютчев). Такой была для меня сегодня музыка Глюка.

При моей внутренней тихости мне нужна яркая внешняя жизнь, иначе я превращусь в соляной столб.

Много ли людей смотрит на себе подобных глазами Бога? Бог ставит передо мой цели одну за другой.

26/XI Коля: «Ты никогда так не выглядела хорошо, как сегодня». Я: «Потому что меня пригвоздили к позорному столбу». Он бросился ко мне, я заплакала.

Коля: «Что ты плачешь?» Я: «Тяжело стоять у позорного столба». Коля: «Пусть обвинители отойдут. Ты меня выбрала. Я оказался кнопкой, которая откликнулась,  когда ты на неё нажала». Я: «Какой ты меня хочешь видеть – с характером каким?»  Коля: «А какой есть».

Я: «А ты любишь Сомова, Фалька...?» Коля: «Нет. Я сейчас никого не люблю». Я: «Как они жаждут, чтобы ты их полюбил». Коля: «Нет. Я хочу полюбить то, что я никогда не любил. Ты моя Джульетта». Я: «А ты мой Ромео?» Коля: «Да. Нам не разрешают быть вместе. Там у них были предрассудки».

Я: «Когда ты полюбишь То, что никогда ещё не любил, ты полюбишь всех». Коля: «Выше гор могут быть только те горы, которых я никогда не видел». Я: «Зачем ты мне послан?» Коля: «Чтобы раскрыть тебя. Ты не старей больше. Давай поженимся?» Я: «А когда?» Коля: «Когда ты будешь улыбаться. Это, пожалуй, единственное, что мне нужно для того, чтобы вступить с тобой в брак. Что же делать, я люблю двух женщин». Я: «А мне что за дело. Люби, кого хошь». Коля: «Правильно. Одну я люблю, а другую  не люблю. Давай заключим брак с той, кого я люблю».  Я: «А как её зовут?» Коля: «Галя». Я: «А фамилия». Коля: «Грибакина». Я: «А кого ты не любишь?» Коля: «Тоже Галю. Места для скорби больше нет». Я: «Он запретил ей страдать». Коля: «Он сократил ей время на страдание».

27/XI В Коле есть несколько обликов. Он очень тонок и проницателен. Быть может, он тоньше  меня.

Коля: «Ты моё создание. Я возлюбил тебя. Я твой муж, ты моя жена». От него на меня нисходит покой и благодать. Коле нужна вечная моя любовь. Его пугает моя скорбь.

«Я очень тебя люблю», - говорит он мне сегодня. «Можем ли мы обменять наши комнаты на общую квартиру? В каком районе ты хочешь жить, какую квартиру ты хочешь иметь, какую мебель?», - спрашивал он меня сегодня. Коля совершенно заслонил собой Толю. А заслоню ли я женщину, которую любит Коля?

Коле снилось, что он бежит за солнцем, хочет догнать тень солнца, но оно всё время впереди. «Ты моё солнце», - говорит он.  «А ты моё солнце», - говорю я.

Долго говорили с ним по телефону. Я была у Ани Г., жены Винсента. «Коля – Ваша судьба», - сказала Аня.

4/XII Коля занят моими стихами. Моё честолюбие угасло. Коля: «Ты ждала меня 100 лет. Вот я, весь твой». Я не этого ждала. Я ждала неведомо чего.

Всему доброму, что есть во мне, я обязана Христу и церковной жизни. Она ускоряет процессы душевные.

Я утром была в Коломенском. Хорошая, тёплая тишина в сердце.

Есть вечное, соединяющее нас с Колей - внимание друг к другу. Больше всего люблю, когда мы с Колей два человека, интересные друг другу. Красота и молодость – временны.

На днях Коля дал мне читать свой дневник. Там было обо мне и о Блоке. Меня до слёз тронула Колина душа, мы похожи с ним, оба романтичны. «Ты талантливая», - говорит он.

«Иногда мне кажется, что ты сестра Христа», - говорит мой муж Коля Ларский. «Я тебя обожаю, очень люблю», - говорит он. «Давай выпьем за то, чтобы ты была самой лучшей женой. Как я хочу, чтобы тебе было 18 лет».

Вчера Колин день рождения мы справляли в кафе у Савеловского вокзала.

Колю пленили мои стихи. Мы сидели и читали их, подошла официантка,  заинтересовалась стихами, одно из них она переписала, несколько стихов ей понравились. Она сказала о них, что они самобытные, своеобразные.

Мы с Колей были в храме, видели Никиту Любимова и Сашу Кырлежева. Коля следил за мной: «Зачем тебе Никита?», - несколько раз спросил он меня. «При муже рваться к другому...», - сказал он. Я объяснила, почему я хотела подойти к Никите. Отец Всеволод, благословив меня, сказал: «Христос с Вами». Никита мне поклонился, но ко мне не подошёл.

5/XII Мы с Колей печатали на машинке мои стихи.

7/XII Коля очередной мой крест. Разбушевавшаяся стихия внутреннего хаоса, о котором писал Тютчев.

Коля говорит, что мои стихи по его мнению лучше стихов Цветаевой.

13/XII Андрей Г. от Ани знает, что я вышла замуж. Читали с Колей Евангелие от Марка – две главы. Коля мне очень дорог, но у него трудный характер, мне бывает с ним тяжело.

15/XII В хорошие минуты Коля говорит: «Не придавай значения моим плохим словам».

Он всё время что-нибудь придумывает, дурачится, пугает меня своими проделками. Иногда он жестоко со мной шутит. Я должна следить за каждым своим словом, Коля позволяет себе всё, что угодно. В нём уживается тонкость и жестокость.

«Как хорошо, если бы мы нашли друг в друге идеал», - сказал он. «Я читал твой дневник. Мне дороги твои порывы», - говорит он.

Те раны, которые он иногда мне наносит, он не нарочно их наносит. Недавно он сказал: «Ты это я, я это ты».

Я спросила его: «Ты хотел бы быть Аристотелем?» Коля: «Человек должен отрицать своё желание быть кем-то. Равного мне в мире нет. Ничего бояться не надо.  Смирение, сознание того, что всё в руках Бога, должно избавлять от всех страхов. Вера даёт человеку спокойствие, ему уже необязательно выделяться среди других людей, потому что над самым выдающимся человеком есть Бог».

Ещё он сказал: «Тебе надо знать только то, что знает твой муж. Я часто смотрю на тебя с любовью, я любуюсь тобой» - когда я выразила желание прочесть книгу «Христианство и брак».

20/XII Настанет ли время, когда зло исчезнет во всех вселенных и Бог будет во всем?

21/XII Коля: «Я хочу умереть. Л. написала мне, что я плохой человек».

Долго читала Коле стихи Пушкина, Тютчева, Блока.

24/XII Мы с Колей были в костёле. «Я – твоё отражение», - говорит Коля. «Твои стихи уникальны», - вот Колино мнение о моих стихах.

26/XII Жизнь жестока. И всё жесточе. Хочу уехать во Францию. «Ты уникальна, таких людей, как ты, очень мало», - говорит мне мой друг Боря Талесник.  Художник Саша Путов написал мне письмо из Парижа, зовёт меня уезжать с Борей.

Я хочу ангельских отношений. Боря это понимает. «Ты драгоценное существо», - говорит Боря.

С Колей тяжело. Жизнь обернулась ко мне совсем не идеальной стороной. То, чего я ждала – не сбылось.

27/XII Коля! Всё, что в тебе есть лучшего – как я хочу, чтобы оно умножилось и выросло в огромное дерево.

Колю беспокоит Лида. Его мучают угрызения совести. О другой женщине он меня спрашивает: «Почему она меня бросила?» Я: «Наверное, она тебя не любит, не хочет разделить с тобой тяготы твоей жизни, наверное, ты ей не нужен».

Боря Талесник вчера сказал: «Ты хочешь совершенства и не находя его, ты томишься и хочешь умереть. Я это понимаю».

Коля не сделал меня счастливой, хотя и произносил слова на эту тему. Всё оказалось пустым.

31/XII Мне мучительно с ним. Кровь во мне вскипела. Я хотела уйти из дома, но был мороз, мой дом далеко.

1979 год

1/I Новый год мы с Колей встретили у манекенщицы Ники, все присутствующие были в длинных одеждах, на Коле были одеты занавески от окон в мастерской. Всю ночь мы танцевали. Я наблюдала людей. Царил сплошной флирт. На меня покушался француз,  получил отказ, он тут же отключился на другой женщине.

Одна из дам сказала мне, что я самая красивая из всех, что у меня финифтевые глаза и поцеловала мне руку.

Коля прыгал, как козлёнок. Он хранил мне верность, а я – ему. На душе было пусто, многие речи вокруг казались мне вульгарными.

Дома Коля звонил какой-то женщине. На какой-то её вопрос он сказал: «Женился». Мне не хватает от него тепла, желания мне помогать.

4/I «Твоя покорность меня волнует и трогает», - говорит Коля. «Ты довольна жизнью?», - задает вопрос. «Да, кроме двух моментов», - отвечаю я. Он весь день трудился над моими стихами.

5/I Зачем живу, к чему меня готовят? Стихи угасли. Огромный мир Вселенной вне меня.

Мы печатаем мои стихи. Коля хочет их издавать.

Он очень умный, глубокий, тонкий, мудрый человек.

7/I Он сказал мне вчера: «Жаль мне тебя» и заплакал. Я не могла не заплакать тоже, и мы, обняв друг друга, стали плакать. Это были лучшие минуты моей жизни.

У нас в гостях на Рождество были гости: Боря Талесник, сестра моя Лена, мой друг Володя Баранов.

8/I Лене моей Коля понравился, она говорит, что он вчера всё время смотрел на меня. Володя сказал: «Вы очень хороши вместе, Коля - хороший человек».

12/I Мы с Колей у Пети Старчика. Коля рисует моего друга юности Витю Мамонова.

19/I Я: «Почему я испытываю счастье с тобой?» Коля: «Потому что я тебя понимаю».

Вчера первый раз в жизни он назвал меня «родная». Он размышляет о моём стихотворении: «Скоро лёгким листом...». «То, что говорит Олег Гостев об этом стихотворении, для меня ещё более глубоко», - говорит Коля. И далее он говорит о совершенной радости.

20/I Каждый из нас хотел бы быть царем.

Коля мне поклонился после завтрака, меня это очень тронуло. Он пишет статью – предисловие к моим стихам. «Ты даёшь мне покой», - говорит Коля. Как я рада.

21/I Иногда я ощущаю огромное родство с Колей. Я очень его люблю. С Колей мы всё ближе.

24/I Колюша играет разные роли. Как он это любит. Дитя малое.

27/I Коля говорит мне: «Вот ты говоришь, что в тебе нет света, а я, когда говорю с тобой, чувствую, что мне легче».

3/II В Коле нет суеты. Он порывист, но добр, старается исправить то, что невольно испортил.

Он сказал, что если я буду снисходительна к его некоторым словам, которые мне не нравятся, то он перестанет их произносить.

4/II Коля говорит: «Вот я смотрел на тебя и думал: одета ты, как охламон, а когда ты сидела напротив меня, то ты была, как будто я».

10/II На концерте Феди Дружинина я встретила Илью Шифрина с дочерью. Во мне не вспыхнуло ничего. Его дочь Катя диковата.

Видела я также Алика Бобровского, у него седая голова, кожа на лице свежая. Я по-прежнему хотела бы с ним дружить.

Ближе всех людей на земле мне сейчас Марина Винецкая, она очень мудра, у нас с ней духовная связь. В ней я обрела полное понимание моей души.

11/II Лариса Акимова через 40 дней после смерти бабушки видела её во сне, у неё были необыкновенно прекрасные глаза – как у Христа.

Колина рецензия - предисловие на мою книгу стихов напоминает религиозный трактат. Меня удивляет, что он так написал. Он духовно растёт. Он говорит: «Я хочу, чтобы ты ничего не боялась».

14/II Марина написала огромное письмо отцу Владимиру, имела с ним разговор.  «Надо быть снисходительным к моим человеческим слабостям», - сказал он ей.

Всё можно говорить друг другу с любовью или без любви. Я не гожусь для семьи, я слишком ранима.

18/II Коля попросил меня прочитать ему этот дневник. Я прочитала. Он сказал: «Вот я слушаю тебя, и ты для меня как будто единственный представитель женщин земли, я испытываю к тебе благоговение, а себя сознаю совершенным ничтожеством». Я погладила его по голове и сказала, чтобы он не думал так.

23/II Коля занят обложкой к книге моих стихов, делает много вариантов.

28/II «Во сне меня мучает то, от чего я отхожу наяву. Я не хочу возвращаться к прежней жизни, где не было тебя. Я к тебе привязался», - говорит Коля.

«Что ты чувствуешь, Коля, когда ты произносишь слово «Господи». Он отвечает: «Я хочу лететь к Нему, обнять Его и слиться с Ним». Я в восторге от его слов. Но в загробную жизнь Коля не верит.

Слова Сергея Васидьевича Шервинского о Наталье Львовне Дружининой: "Путь Натальи Львовны романтический, положительное в нём – всегда порыв, горение,  мужество в вопросах искусства. Минус то, что этот путь не всегда организует карьеру".

1/III В дороге, едучи домой, мы с Колей смотрели друг на друга, впервые в жизни я увидела любовь в глазах Коли. Она заставила меня затрепетать от радости. Я ощутила дивное единство между нами. Это счастье.

3/III Посмотрела на Колю со стороны: мальчик. Движения юного существа, обаяние, независимость.

7/III На днях приснился отец Владимир, он подходит ко мне с выражением на лице смущения и любви. Я спрашиваю его, зачем он подошёл ко мне. «Я ищу с тобой контакт», - говорит он и дарит мне святой хлеб, завёрнутый в чистую вощёную бумагу, хлеб разрезан на части. Такое ощущение, что он поверил в мою любовь к Коле и благословляет наш брак. На душе хорошо, тепло, любовь к отцу Владимиру.

После того, как я побываю в храме, Коля начинает не основательно, бессмысленно нападать на меня. Я сказала ему: «Любящие друг друга должны сглаживать углы, а не заострять их». «Я мучаюсь адскими муками, когда ругаю тебя, но не ругать не могу. Ты хорошая девочка», - ответил мне он.

Нищета, безвкусие, угнетённость, деградация русских отчётливо смотрятся на фоне лиц других стран.

Все почти заботы о моей семье – на мне. А я слаба и часто нездорова. Я для Коли то, чем он пользуется, чтобы жить. Он эпикуреец. Я – тоже, но мне не дают наслаждаться жизнью.

Наша свадьба. Слева от меня моя подруга Лариса Акимова.