На медведя

Сергей Балвский
Про эту охоту рассказывал когда то отец. Он тоже был охотником, но больше ходил на птицу, а на зверя редко. Рассказчик же был классный и умел привлечь слушателей.
Дело было в Забайкалье зимой в 1959-1960 годe. Отец был военнослужащим и жили мы тогда в военном городке батальона химической защиты в бараках. Без разрешения офицеры далеко от войсковой части уходить не имели права, даже в свободное от службы время, вечно на стрёме, Китай близко! Войск вдоль границы было напихано немеряно. Моторизованные- ближе, химслужба -дальше.
 И вот однажды охотники из рядом расположенной деревни предложили офицерам поехать на охоту на медведя в берлоге. Трое смельчаков нашлись, в том числе и мой отец. Медвежатниками были двое деревенских, и собаки были тоже натасканы на медведя. До места добрались на лыжах. Снега много, берлога около упавшего дерева , из отверстия идет парок. Срубили длинный шест заранее, мишку будить. Старший расставил стрелков перед берлогой, сам встал посередине дуги стрелков, зарядил карабин и отстегнул нож в ножнах. Второй повесил заряженный карабин за спину и тоже отстегнул нож. Мандраж , как говорил отец , конечно был, но думалось, что уж если они вдвоём берут медведя, то впятером то не страшно!
 
Вот второй охотник берёт шест и приближается к берлоге, лайки тоже. Мужик суёт шест в дырку и начинает шурудить им там . Напряжение достигает апогея. Медведь урчит, но не просыпается. Делается повторная попытка. И вот на самом упоре мишка проснулся. Мужик, не успев отпустить шест, вместе с ним улетает метров за десять и зарывается в снег - он попал мишке на лапу и тот дал отмашку аккурат в обратном направлении. Никто такого не ожидал. В этот момент берлога «взрывается», летят сучья и из неё встаёт мишка около трёх метров высотой. Двое офицеров в мгновение ока исчезают, у отца ноги как приросли, не мог сдвинуться с места, про ружьё забыл. Видел всё как в замедленной съёмке. Старший, делает пару шагов вперёд и стреляет. Собаки кидаются в задние ноги зверя и вцепляются тому в гачи . Медведь не падает, но опускается на все четыре лапы и в два прыжка, отмахиваясь от собак оказывается около старшего и вновь встаёт на задние лапы. Карабин перезарядить тот не успел, что- то заело! Он его отбрасывает, срывает шапку с головы и подбрасывает перед мордой зверя, одновременно выхватывая из ножен большой нож. Медведь задирает лапы пытаясь схватить шапку, и старшой с ножом ныряет под брюхо зверя , вспарывая его от груди до паха и исчезая в вывалившихся потрохах! Раздаётся выстрел и медведь падает - это поднявшийся второй медвежатник всаживает пулю в голову зверя. Вдвоём с очухавшимся отцом они еле-еле перевернули зверя и помогли выбраться из потрохов старшему. Тот жив и даже не ранен, хотя и весь в крови.

 Начинается разбор «полётов», но претензий особых нет. Старший сказал, что так и знал, что сдрейфят офицерики, но с ножом пошел на зверя потому, что думал зашиб медведь второго медвежатника, уж больно далеко улетел тот, а смотреть времени не было. К тому же это был единственный шанс выжить, оставаясь один на один со зверем, потому что медведь, почему - то сразу начинает собирать свои потроха назад в брюхо и есть шанс смыться. Так учил отец медвежатника, но вот проверить не удавалось. Появились смущённые офицеры и после рассказа отца о случившемся дико переживали и били с досады шапкой о снег и извинялись. Медведь оказался самым большим, что добывал старший, и первый его выстрел был точен, но не смертелен оказался.       Больше отец на подобные охоты не подписывался…