Пожар, которого не было

Юрий Пинчук
История сохранила еще один интересный для нашей темы сюжет, касающийся уже упоминавшихся Праксителя и гетеры Фрины. Скульптор в качестве оплаты за любовные услуги предложил ей взять прекраснейшую из находящихся в его мастерской статуй.
Фрина вскрикнула от радости при этом предложении, но после краткого размышления сказала:
- Прекраснейшую из статуй?.. А которая из них самая прекрасная?
- Это меня не касается, - возразил, смеясь, Праксителъ. - Я тебе сказал - выбирай
- Но я ничего в этом не смыслю.
- Тем хуже для тебя.
Фрина обвела взглядом мастерскую, наполненную мрамором и бронзой.
- Ну?.. - спросил он.
- Я беру твое слово, - ответила молодая женщина. - Я имею право взять отсюда статую. Мне этого достаточно, я в другое время воспользуюсь моим правом.
- Хорошо.
Несколько дней спустя Пракситель ужинал у своей любовницы. Во время трапезы быстро вошел невольник, исполнявший роль, заданную ему Фриной.
- Что случилось? - спросила Фрина.
- У Праксителя, в его мастерской, пожар, - ответил слуга.
- В моей мастерской! - вскричал Пракситель, вскочив со своего места. - Я погиб, если пламя уничтожит моего Сатира или Купидона.
И он бросился вон.
Но Фрина, удерживая его, сказала с лукавой усмешкой:
- Дорогой мой, успокойся: пламя не уничтожит ни Сатира, ни Купидона, оно даже не коснулось твоей мастерской, все это пустяки. Я хотела узнать только, какой из статуй ты отдаешь предпочтение. Теперь я знаю. С твоего позволения, я возьму Купидона.
Пракситель закусил губы, но хитрость оказалась так остроумна, что сердиться было невозможно.

Выдержка из книги В.П. Шейнова «Скрытое управление человеком»