Евгений Шварц. Меня Господь благословил идти

Лауреаты Фонда Всм
НАТАЛЬЯ ЭСТЕВАН - ВТОРОЕ МЕСТО В ТЕМАТИЧЕСКОМ КОНКУРСЕ "СУДЬБА ПИСАТЕЛЯ" ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ"


(Сокращённый вариант)

Он появился на свет осенью – 21 октября 1896 года и ушёл навсегда  зимой – 15 января  1958 года. Между этим датами – жизнь: странная, беспокойная, наполненная мистическими событиями. Жизнь сказочника, драматурга, поэта.

Он знал, что будет писателем уже в раннем детстве; в пять лет на вопрос матери: «Кем ты хочешь стать?», ответил: «Романистом». (От волнения маленький Женя забыл более простое слово: «писатель».)

Шварца мистически влекли белые, нелинованные листы бумаги; проводя волнистые линии, воображал, что пишет роман.

«Меня Господь благословил идти,
Брести велел, не думая о цели.
Он петь меня благословил в пути,
Чтоб спутники мои повеселели.

Иду, бреду, но не гляжу вокруг,
Чтоб не нарушить Божье повеленье,
Чтоб не завыть по-волчьи вместо пенья,
Чтоб сердца стук не замер в страхе вдруг.

Я человек. А даже соловей,
Зажмурившись, поет в глуши своей.»

После окончания в 1912 году реального училища родители настояли на поступлении в Московский Университет на юридический факультет. Учёба давалась Шварцу туго, и через два года, отправив родителям телеграмму «Римское право умирает, но не сдаётся», он вернулся домой.

Только через столетие выяснились обстоятельства, которые Евгений Шварц тщательно скрывал всю свою жизнь. В 1916 году, закончив военное училище в Москве, он поступил в распоряжение Кавказского военного округа. Прапорщик Евгений Шварц служил в рядах Белой армии. В марте 1918 года - оказался в эпицентре самых драматичных событий гражданской войны. Участвовал в знаменитом «Ледовом походе» генерала Корнилова, ставшем символом белого движения. Там он получил тяжёлую контузию, следствием которой было дрожание рук, которое мешало ему в работе всю последующую жизнь.

В октябре 1921 года артисты театра «Передвижная мастерская», среди которых был Евгений Шварц, приехали в Санкт-Петербург. К сожалению, вскоре  театр был ликвидирован в связи с отсутствием сборов.  Шварц перебивался как мог: грузил уголь, подрабатывал на железной дороге, играл в загородном театре, пел в хоре.

Первая его книга «Рассказ старой скрипки» — сборник стихов, адресованных детям, вышла в 1925 году. В 1928 году он работает в редколлегии детского журнала «Ёж». Знакомится с М. Зощенко, Д. Хармсом.

Писатель мучительно ищет своё место в литературе и не может найти. К тому же, проблемы усугубляются тяжёлыми отношениями с женой.

Вскоре он знакомится с Екатериной Ивановной Обух. Это - любовь, которая приходит сразу, неожиданно и навсегда. Из-за этого чувства Шварц оставляет семью.

Шварц прожил с Екатериной Ивановной 30 лет - до конца жизни, и всегда был влюблён в неё. «Настоящее счастье, со всем безумием и горечью... До тех лет я не жил».

Это ей он посвятил свой гимн любви - пьесу «Обыкновенное чудо». «Я думаю, дело заключалось в могучей её женственности, простоте и силе её чувств.  Вокруг неё  всё как бы оживало -  и комната, и вещи, и цветы светились под её материнскими руками».

В 1944 году Евгений Шварц написал пьесу «Дракон». Как, потом он говорил своей дочери: «Писал про Гитлера, а получилось – про нас».
 
Алексей Герман: «У него так тряслись руки, что он подпись свою не мог поставить. А при этом,  в первые дни войны, пошел записываться добровольцем», а когда в войска его не берут, он с Екатериной Ивановной каждую ночь тушит на крыше зажигалки. Они ходят всегда вдвоем на эти дежурства — чтобы если уж бомба, то вместе умереть.

В конце августа 1957-го, незадолго до смерти, Шварц написал: «...Все перекладываю то, что написал за мою жизнь. Настоящей ответственной книги в прозе так и не сделал... Я мало требовал от людей, но, как все подобные люди, мало и давал. Я никого не предал, не оклеветал, даже в самые трудные годы выгораживал, как мог, попавших в беду. Это значок второй степени и только. Это не подвиг. И, перебирая свою жизнь, ни на чем не могу успокоиться и порадоваться... Дал ли я кому-нибудь счастья?..»

За несколько дней до смерти,  умирающий Евгений Львович попросил карандаш и бумагу, чтобы написать о бабочке. Писатель не бредил. Его мучила мысль  о  том, что он умрёт не успев рассказать о многом, и, прежде всего, о простой белой бабочке-капустнице...  К нему вдруг пришли слова, как она летала. Это очень важно – найти нужное слово.

...Снег укрыл пушистым одеялом холмик на кладбище. Вскоре на нем встанет мраморный крест с надписью «Шварц Евгений Львович 1896-1958».

Через пять лет рядом появится могила жены – Екатерины Ивановны. Она не смогла жить без любимого; приведя в порядок записи Шварца и подготовив его собрание сочинений, приняла смертельную дозу  лекарства.

«Нет. Весь я не умру. Лечу, лечу.
Меня тревожит солнце в три обхвата
И тень оранжевая. Нет, здесь быть я не хочу!
Домой хочу. Туда, где я бывал когда-то.

И через мир чужой врываюсь я
В знакомый лес с березами, дубами,
И, отдохнув, я пью ожившими губами
Божественную радость бытия.»