Моя сестренка Улжан, для меня это как бы вторая половина моего «я». Даже наши имена «Гулжан – Улжан» почти совпадают. Она всегда дополняет меня (если она как плюс, то я минус) и такое ощущение, что вместе мы составляем одно целое. Если я, например, совершенно спокойно отношусь к своему имени, то она в отличие от меня всегда недовольна своим.
Каждый раз, вспоминая свое имя, она канючит у папы: «Почему мне дали такое имя? Могли бы дать , например, имя Айгул или Алия, а то Улжан...». Затем лихорадочно перебирая вслух другие имена , восклицает: «Хорошо, что вы назвали меня Улжан! А то вы же могли назвать меня «Элизабеттой» или совсем дать эдакое имя, типа «Дездемона»! Дали же вы нашему покойному старшему брату имя «Уленшпигель!» и при этом , смотря на папу жалостливым взглядом, тихо смеется, а я слушая ее, начинаю громко хохотать...
Она младше меня на два года , но мы чувствуем с нею себя как сестры –близнецы. Еще в детстве нас одевали как близнецов – в одинаковые платья, бантики , шапочки и стригли также одинаково . Когда покупали нам что – нибудь, то обязательно одно и то же, только в двух экземплярах. Помню двух плассмасовых кукол (которых сестра Зауреш сразу же поставила для красоты на сервант, а между ними большие настольные часы), два одинаковых ведерка с двумя совочками, резиновые куклы с ванночками и пр.
Разные игрушки были у нас, кроме большой куклы с открывающимися глазами и писклявым звуком в животе. Думаю, она стоила дорого, и родители не могли ее купить. Поэтому мы часто с завистью смотрели на тех, у кого вдруг появлялась такая кукла. А такое событие было большой редкостью на нашем дворе. В основном все играли куклами, у которых руки и ноги были склеены и на них уже было нарисовано платье или , как у наших кукол –зеленые комбинизончики. Мы все равно мы шили для них тряпичные платья, пеленали их и часто купали.
Когда болели я и сестренка детскими болезнями, то почему - то это происходило в одно и то же время. Помню, вдвоем лежали в детской больнице, затем Улжанку выписали, а я осталась одна... Чтобы мне не было не так грустно, мама принесла мне банку с вкусным фруктовым компотом- ассорти производства или Венгрии или Болгарии. Запомнилась мне эта банка и вкусом и тем, что по- особенному открывалась (выдергивалась резиночка и готово).
В отличие от сестренки, в детстве у меня вырезали аппендикс и гланды. Когда была операция аппендицита, то давали наркоз. Помню, после наркоза, я чувствовала себя как бы ушедшей из этой жизни и заново появившейся... Когда открыла глаза , постепенно ощущая свое существование - бытие тела, рук и ног, и первое, что пришло мне в голову, что там, где я была, там ничего нет, тьма, а здесь - светло и люди, которые двигаются, наклоняются. И с правой стороны от меня обвалакивающая родная теплая энергия струей стала исходить из сидевшей рядом мамы... И я тихо заплакала, вспомнив и почувствовав, что я тоже одна из этих людей и это тот родной мир, где я живу...
***
Целитель .
В отличие от меня, Улжанка у нас в семье особенный человек. Однажды, еще ребенком трех лет, приставив радионаушники к своим ушкам, она внимательно что-то слушала, хотя наушники не были ни к чему подключены. Найман жезде (муж маминой сестры - Гулнар апа), показывая на нее, заметил: «Карашы, Ыскак, сенин кызы; бир нарсени тындап жатыр...»(Смотри, Ыскак, твоя дочька что-то слушает) Тогда, посмеяшись, папа сфотографировал ее в этот момент, и они забыли про этот случай.
Но прошло время, и наша Улжан стала действительно слышать голоса, которые шептали ей на ухо.
А стало это происходить после того, как родился Ескешка, только ему исполнилось 3 месяца, как наша Улжан заболела , ей стали слышны различные голоса, они шептали ей, что она должна помогать больным людям излечиваться от болезней, определяя заболевание по пульсу.
Вот здесь я хочу упомянуть нашего ата Иманкула, который всю свою жизнь помогал больным людям излечиваться от различных недугов. Обращаясь к Всевышнему (С.А.), по пульсу больного он определял заболевание, затем специальными молитвами и травами лечил , а также в случае необходимости ( при аппендиците – (старое название «тунек» - сокыр ишек) мог сделать операцию без ножа , бараньей реберной косточкой, при этом не было ни крови, ни шрама... Также мог, обращаясь к Всевышнему, помочь раскрыть судьбу человека и рассказать о его будущем. В случае, если нужна была помощь врача - специалиста он советовал обратиться к доктору. Но доктор жил далеко в городе, и аульчане надеялись только лишь на помощь бога и на него - знахаря ...
Каждую весну и лето ата вместе с детьми отправлялся в лес собирать дикий лук (а назывался он почему-то «сарымсак»), дикий картофель (буылдырык), различные травы (такие как «Ат кулак» , «Киик оты» и др.), делал из них настойки и различные снадобья . А из травы «Ат кулак» все аульчане в то время готовили душистый и крепкий красный чай.
Таким образом, наш ата Иманкул был особенным человеком, и мы гордимся этим. Его удивительное дарование, обращаясь к Всевышнему с молитвами – лечение людей, диагностика по пульсу, а также ясновидение, перешло через гены к нашей Улжанке.. И не только это.
Наша Улжан пишет необыкновенные стихи, рассказы, сценарии на все праздники, проходящие в школе, где она работает, где сама выступает, как актриса вместе со своими читающими стихи подопечными, являясь и ведущей и автором стихов . У нее прекрасный вкус, она чувствует каждую вещь очень тонко, по-своему, рассматривая ее через призму своего удивительного душевного мира...
Когда входишь в ее маленькую квартиру, то поражаешься, как уютно и со вкусом расставлена мебель, сделанные ее руками вещи, и как красиво они выглядят... Эти маленькие безделушки -- настоящие произведения искусства !
Однажды это заметил один модный дизайнер интерьера, увидев ее дом и узнав, что эти привлекающие своим изяществом вещицы, искусно сделаны руками Улжан, он очень поразился, внимательно рассматривая каждую из них, осторожно трогал их руками...
Поскольку папа в своей книге о знахарских качествах деда Иманкула не упомянул, так как в советское время такое явление считалось недопустимым, все это мы поняли и осознали лишь тогда, когда обратились в Республиканский центр народной медицины, где нам четко разъяснили, что и как, показав нам литературу и познакомив с такими же как Улжанка «заболевшими» людьми. Мы с облегчением вздохнули, оказывается, мы «такие» не одни, таких, как Улжанка, «особенных» людей на этом свете предостаточно!
А до этого, куда только мы ни обращались за помощью, начиная с районного психотерапевта, который спокойно расспросив меня обо всем, начал свои долгие разговоры - расспросы с Улжанкой. Буквально через несколько минут я с удивлением обнаружила, как наш врач без конца, кивая головой и сам подпадая под влияние Улжанки, как бы «уходил» из реальности, непоследовательно, громко, как шаман твердя какую- то бессмыслицу, пока я не окликнула его, сильно толкнув в его плечо кулаком (он и не удивился этому).
Как ни в чем не бывало, посмотрев на меня каким-то особенно «ясным» взглядом, бодро прописал очень сильнодействующее снотворное лекарство (от чего Улжанка еще больше «ушла в себя») и в каком-то приподнятом бодром настроении, весело попращавшись, ушел, оставив меня ошеломленной своим поведением (после этого случая я долгое время считала, что, наверное, многие врачи психотерапевты сами постепенно заболевают, подпадая под влияние некоторых больных).
Обращались мы и к различным знахаркам, ясновидцам и прочим, и прочим, которые только пожимали плечами и увидев меня, почему- то буквально выпроваживали нас ...
И только лишь съездив в соседний Узбекистан к седому старцу - известному в округе знахарю, который заметив Улжанку, вдруг подозвал ее из толпы людей, приехавших к нему на лечение. С трудом подбирая слова, сказал по - русски: «Приходи, доченька, ко мне завтра, я буду давать тебе «бата», перечитывая Коран».
Только после прохождения этого ритуала наша Улжанка наконец-то пришла в себя, и мы облегченно вздохнули, все время мысленно благодаря Аллаха (С.А.) и этого мудрого старца за бесценную помощь.
Но через несколько дней Улжан стала просить меня, чтобы я обеспечила «приход» людей и детей, которым она будет ставить диагноз, а не то может заболеть опять ... Это было для меня шоком, т.к. считала это неприличным, но боясь, что она опять заболеет, я, долго подбирая слова , буквально, умоляя всех знакомых и соседей, собрала ей таких «больных».
При первом же определении по пульсу их диагноза, люди удивляясь точности, сами стали приходить к ней на лечение, гадание и прочее. В большинстве своем это были немцы и русские, а казахи были редкостью.
Далее и у нас дома началось непредвидинное... Приходя домой с работы, я видела сидящих и стоящих во дворе людей, больных, плачущих детей, среди которых ползал и плакал наш Ескешка, оставленный под присмотр папы и маленького Алишера...
Специального места не было, а Улжанка принимала людей на веранде, где у нас была столовая и кухня. Папа в своей маленькой комнате целыми днями перепечатывал на машинке свои пьесы, только иногда отвлекаясь тем, что выходил во двор посмотреть на Ескешку и удивлялся происходящему, а Алишерка болтался сам по себе неизвестно где.... У нас нарушился привычный ритм жизни, питания и т.д.
Вскоре, немного разобравшись во всем , мы решили принимать людей на летней кухне, но и эта комната оказалась слишком мала , а жара стояла невыносимая. Тогда решили каждому приходящему назначать время приема. Но поток от этого не убавлялся...
Это происходило в трудное, переходное , в то же время, удивительное для меня время, когда новый век приходил взамен старому. Думаю, что вслед за этим, в поведении людей произошла заметная перемена и в умах некоторых из них происходил какой-то психический сдвиг. Многочисленные знахари, экстрасенсы, гадалки и другие люди, с внезапно обнаруженными у них необыкновенными свойствами целителей, как грибы после дождя, во множестве являлись то тут то там.
Особенно у нас, на юге, был буквально повальный переход на нетрадиционный (совсем «несоветский») взгляд на жизнь, методы лечения и т.п. Также, как-бы вдруг, у многих людей возникло какое –то необъяснимое желание, общаться на своем родном языке, жить среди «своих»- по национальному признаку и именно на земле своих предков. И они с какой-то особенной устремленностью стали выезжать на свою историческую Родину, оставляя действительную родную землю, как говорят у нас «туган жердин топырагын» (букв.пыль родной земли) , забывая о том, что уже многие годы (немцы 200 лет) и даже века на оставляемой ими земле родились и жили их деды и прадеды , их отцы и они сами, а также здесь родились и выросли их дети и внуки.
Со всех концов Казахстана немцы и русские, татары и греки и другие представители многочисленных народов дружно уезжали на свою, так называемую, историческую Родину.
И наши соседи по улице, оставляя родной город, дом, своих друзей и некоторые даже своих близких и родных, тоже дружно переезжали.
До последнего дня перед своим отъездом они приходили к Улжанке, приводя всех своих родственников, детей и знакомых, даже привозя их из отдаленных колхозов и совхозов...
Я все больше удивлялась этому особенному доверию знахарю и думала, что так поступают только немцы... Постепенно и казахи, поселившись после отъезда немцев в их освободившихся домах , стали заполнять наш небольшой дворик. Поток людей все увеличивался, пока не приехал жезде Марат и не увез свою семью домой.
В Алма-Ате Улжан окончила двухгодичные курсы Республиканского Центра народной медицины и получила диплом народного целителя. Работая в школе, она продолжает принимать людей, только на другом уровне. Есть и сейчас среди них такие, которые приезжают к ней издалека, например, из города Ташкента.