Улжан

Гульжан Иманкулова
Моя сестренка  Улжан, для меня это  как бы вторая половина моего «я». Даже наши имена «Гулжан – Улжан» почти совпадают. Она всегда дополняет меня (если она как плюс, то я минус) и такое ощущение, что вместе мы составляем одно целое. Если я, например,  совершенно спокойно отношусь к своему имени,  то она в отличие от меня всегда  недовольна  своим. 

Каждый раз, вспоминая свое имя, она канючит у  папы: «Почему мне дали такое имя? Могли бы дать , например, имя Айгул или Алия, а то Улжан...». Затем  лихорадочно  перебирая вслух другие имена , восклицает: «Хорошо, что вы  назвали меня Улжан! А то  вы же могли назвать меня «Элизабеттой» или совсем дать  эдакое имя, типа «Дездемона»! Дали же вы нашему покойному старшему брату имя «Уленшпигель!» и при этом , смотря на папу жалостливым взглядом, тихо  смеется, а я  слушая ее, начинаю  громко хохотать... 

Она младше меня на два года , но мы чувствуем с нею себя как  сестры –близнецы. Еще в детстве нас одевали  как близнецов – в одинаковые платья, бантики , шапочки и стригли также одинаково . Когда покупали нам что – нибудь, то  обязательно  одно и то же, только в двух экземплярах. Помню двух плассмасовых кукол (которых сестра Зауреш сразу же поставила  для красоты на сервант, а между ними большие настольные часы), два одинаковых ведерка с двумя совочками, резиновые куклы  с ванночками и пр.

Разные игрушки были у нас, кроме  большой куклы с открывающимися глазами и писклявым звуком в животе. Думаю, она стоила дорого, и родители не могли ее купить.  Поэтому мы часто с завистью смотрели на тех, у кого вдруг появлялась такая кукла. А такое событие было большой редкостью на нашем дворе. В основном все  играли  куклами, у которых руки и ноги были склеены и на них уже было нарисовано платье или , как у наших кукол –зеленые комбинизончики. Мы все равно мы шили для них тряпичные платья,  пеленали их и часто купали.

Когда болели я и сестренка  детскими болезнями, то почему - то  это происходило в одно и то же время. Помню, вдвоем лежали в  детской больнице, затем Улжанку выписали, а я осталась одна... Чтобы мне не было не так грустно, мама принесла мне  банку с  вкусным фруктовым  компотом- ассорти производства  или Венгрии или  Болгарии. Запомнилась мне эта банка и вкусом и  тем, что по- особенному открывалась (выдергивалась  резиночка и готово).

В отличие от сестренки, в детстве  у меня  вырезали аппендикс и гланды.  Когда была операция аппендицита, то  давали наркоз. Помню, после наркоза, я  чувствовала себя как бы ушедшей из этой жизни и  заново появившейся...  Когда открыла глаза , постепенно ощущая свое существование - бытие  тела, рук и ног,  и первое, что пришло  мне в голову, что там, где я была, там ничего нет, тьма, а здесь - светло и  люди, которые двигаются, наклоняются.  И с правой стороны от меня   обвалакивающая   родная теплая энергия струей стала исходить из сидевшей рядом мамы... И я  тихо заплакала, вспомнив и почувствовав, что  я  тоже одна из этих людей и это тот родной  мир, где я  живу...
***
Целитель .

В отличие от меня, Улжанка у нас в семье особенный человек. Однажды, еще ребенком трех лет,  приставив радионаушники к своим ушкам, она внимательно что-то слушала, хотя наушники не были ни к чему подключены.  Найман жезде (муж маминой сестры - Гулнар апа), показывая на нее, заметил: «Карашы, Ыскак,  сенин кызы;  бир нарсени тындап жатыр...»(Смотри, Ыскак, твоя дочька что-то слушает) Тогда, посмеяшись, папа сфотографировал ее в этот момент, и  они забыли  про этот случай.
 
Но прошло время, и наша Улжан  стала действительно слышать голоса,   которые шептали ей на ухо.
 
А  стало это происходить  после того, как родился Ескешка, только ему исполнилось 3 месяца, как наша Улжан заболела , ей стали слышны различные голоса, они шептали ей, что она должна  помогать  больным людям излечиваться от болезней, определяя заболевание по пульсу.
 
Вот здесь я хочу упомянуть нашего  ата Иманкула, который всю свою жизнь   помогал больным людям излечиваться от  различных недугов. Обращаясь к  Всевышнему (С.А.), по пульсу больного он определял  заболевание, затем специальными молитвами и травами лечил , а также в случае необходимости ( при аппендиците – (старое название «тунек» - сокыр  ишек)  мог сделать операцию  без ножа ,  бараньей реберной косточкой, при этом не было ни крови, ни шрама... Также мог,   обращаясь  к Всевышнему, помочь раскрыть судьбу человека и рассказать о его будущем. В случае,  если  нужна была  помощь  врача - специалиста  он советовал обратиться к  доктору. Но доктор жил  далеко в городе, и аульчане  надеялись только лишь  на помощь  бога и на него - знахаря ... 
Каждую весну  и лето  ата вместе с детьми  отправлялся   в лес собирать  дикий лук (а назывался он  почему-то «сарымсак»), дикий картофель (буылдырык),  различные травы (такие как «Ат кулак» , «Киик оты» и др.), делал из них  настойки и различные снадобья . А из  травы «Ат кулак»   все аульчане в то время готовили душистый  и крепкий  красный чай.

Таким образом, наш ата Иманкул был особенным человеком, и мы гордимся этим.   Его удивительное дарование, обращаясь к Всевышнему с молитвами – лечение людей, диагностика по пульсу, а также  ясновидение,   перешло  через гены к нашей Улжанке..  И не только это.

Наша Улжан пишет  необыкновенные стихи, рассказы,  сценарии на все праздники, проходящие в  школе, где она работает, где сама  выступает, как актриса вместе со своими читающими стихи  подопечными, являясь  и ведущей и автором  стихов . У нее  прекрасный вкус, она чувствует каждую вещь очень тонко, по-своему, рассматривая ее через призму своего  удивительного душевного мира...

Когда  входишь в ее маленькую квартиру, то поражаешься,  как уютно и со вкусом расставлена мебель, сделанные ее руками вещи, и как красиво  они выглядят... Эти маленькие безделушки --  настоящие произведения  искусства !

Однажды  это заметил  один модный дизайнер интерьера, увидев ее дом и узнав,  что  эти привлекающие своим изяществом   вещицы, искусно   сделаны руками Улжан, он очень поразился,  внимательно рассматривая каждую из них, осторожно трогал их руками...
Поскольку папа в своей книге о знахарских качествах деда Иманкула не упомянул,  так как в советское время  такое явление считалось недопустимым, все это мы поняли и осознали  лишь тогда, когда обратились в Республиканский  центр народной медицины, где нам четко  разъяснили, что и как, показав нам  литературу и познакомив с  такими же как Улжанка  «заболевшими» людьми. Мы с облегчением вздохнули, оказывается,  мы «такие» не одни, таких, как Улжанка,  «особенных» людей на этом свете предостаточно!

А до этого, куда только мы ни  обращались за помощью, начиная с районного психотерапевта, который спокойно расспросив меня обо всем, начал свои долгие разговоры - расспросы с Улжанкой. Буквально через  несколько минут я с удивлением обнаружила, как наш врач без конца,  кивая  головой  и   сам подпадая под влияние Улжанки, как бы «уходил» из реальности, непоследовательно, громко,  как шаман твердя какую- то бессмыслицу, пока я  не окликнула его, сильно толкнув  в его плечо кулаком (он  и не удивился этому).

Как ни в чем не бывало, посмотрев на меня каким-то особенно «ясным» взглядом, бодро прописал  очень сильнодействующее снотворное лекарство (от чего Улжанка еще больше «ушла в себя») и в каком-то приподнятом бодром настроении,  весело попращавшись, ушел, оставив меня ошеломленной  своим поведением (после этого случая я  долгое время  считала, что, наверное,  многие врачи психотерапевты сами постепенно заболевают, подпадая под влияние некоторых больных). 

Обращались мы и к различным знахаркам, ясновидцам и прочим, и прочим,  которые только пожимали плечами и увидев меня,  почему- то буквально выпроваживали нас ... 
И только лишь  съездив в соседний  Узбекистан  к седому  старцу - известному в округе знахарю, который заметив Улжанку, вдруг подозвал ее из толпы людей, приехавших  к нему на лечение. С трудом подбирая слова, сказал по - русски:  «Приходи, доченька, ко мне  завтра, я буду давать тебе «бата», перечитывая Коран».
Только после  прохождения этого ритуала наша Улжанка наконец-то  пришла в себя, и мы облегченно вздохнули, все время мысленно благодаря Аллаха (С.А.) и  этого мудрого старца за  бесценную  помощь.

Но через несколько дней Улжан   стала просить меня, чтобы я обеспечила «приход»  людей и детей, которым она будет  ставить диагноз, а не то может заболеть опять ... Это было для меня шоком,  т.к. считала  это  неприличным, но   боясь, что она опять заболеет,  я, долго подбирая слова , буквально, умоляя  всех знакомых и соседей, собрала ей таких «больных». 

При  первом же  определении по пульсу их диагноза, люди удивляясь точности, сами стали  приходить к ней на лечение, гадание и прочее. В большинстве своем это были немцы и русские, а казахи были редкостью.

Далее и  у нас дома  началось непредвидинное... Приходя домой с работы, я видела  сидящих и стоящих во дворе людей,  больных, плачущих  детей, среди которых ползал и плакал  наш Ескешка, оставленный под присмотр  папы и  маленького  Алишера...
Специального места  не было,  а Улжанка  принимала  людей на веранде, где у нас была столовая и кухня. Папа  в своей маленькой комнате целыми днями перепечатывал на машинке свои пьесы, только иногда отвлекаясь тем, что  выходил во двор посмотреть на Ескешку и удивлялся происходящему, а Алишерка болтался сам по себе неизвестно где.... У нас нарушился привычный ритм жизни, питания и т.д.

Вскоре, немного разобравшись во всем , мы решили принимать людей на летней кухне, но и эта комната оказалась слишком мала , а жара стояла невыносимая. Тогда решили  каждому приходящему назначать время приема. Но поток от этого не убавлялся...
Это происходило  в  трудное, переходное , в то же время, удивительное  для меня время, когда новый век приходил взамен старому. Думаю, что вслед за этим, в поведении людей произошла заметная перемена и в умах некоторых из них происходил какой-то психический сдвиг. Многочисленные знахари, экстрасенсы, гадалки  и другие люди, с  внезапно обнаруженными у них необыкновенными  свойствами целителей, как грибы после дождя,  во множестве  являлись то тут то там. 

Особенно у нас, на юге, был буквально повальный  переход  на нетрадиционный (совсем «несоветский») взгляд на жизнь,  методы лечения и т.п. Также, как-бы вдруг, у  многих людей  возникло какое –то необъяснимое желание, общаться на своем родном языке, жить среди «своих»- по национальному признаку и именно на земле своих предков.  И они  с какой-то особенной устремленностью стали выезжать на свою историческую Родину, оставляя действительную родную землю, как говорят у нас  «туган жердин топырагын» (букв.пыль родной земли) , забывая  о том, что  уже  многие годы (немцы 200 лет)  и даже века на оставляемой ими земле  родились  и жили их деды и прадеды ,  их отцы и они сами,  а также здесь    родились  и выросли их дети и внуки.
 
Со всех концов Казахстана немцы и русские, татары и греки и другие  представители многочисленных  народов дружно  уезжали на свою, так называемую,  историческую Родину.
И наши соседи по улице, оставляя родной  город, дом, своих друзей и некоторые  даже своих близких и родных, тоже   дружно переезжали.
 
До последнего дня перед своим отъездом они приходили к Улжанке, приводя всех своих родственников, детей и знакомых, даже привозя их из отдаленных колхозов и совхозов... 
Я все больше удивлялась этому особенному доверию  знахарю и думала, что так  поступают только немцы... Постепенно  и казахи, поселившись после отъезда немцев в их освободившихся домах , стали заполнять наш небольшой дворик. Поток людей все увеличивался, пока  не приехал жезде  Марат и не увез свою семью домой. 

В Алма-Ате  Улжан  окончила двухгодичные курсы Республиканского Центра народной медицины и получила диплом  народного целителя. Работая в школе, она продолжает принимать людей, только на другом уровне. Есть и сейчас среди них такие, которые  приезжают к ней издалека, например, из  города Ташкента.