4 часть Кузнецкий Мост и Маргарита

Белякова Надежда Александровна
Часть четвертая повести Кузнецкий Мост и Маргарита

 Когда мама только начинала работать в Доме Моделей, она застала там еще прежних, художников-модельеров: «стариков». Это были  те, кто  создавал в 1944 году, еще во время войны, когда  правительством  СССР было принято решение создать ОДМО- Общесоюзный Дом Моделей в Москве. Что само по себе поразительно-1944 год!
Идет война, но перелом уже наметился. И уже тогда стало очевидно, что наше появление в будущем послевоенном Мире потребует осознания, поиска и создания достойного образа страны- победительницы.
     Тогда же было выбрано и место , где должно было развиваться это удивительное искусство –создание образа современника. Выбор пал на знаменитую, еще с ХVIII века московскую  «улицу моды»- Кузнецкий Мост в доме № 14. Выбор этот не был случайным, поскольку это исторически сложившийся центр пересечения торговли, модных домов моды, магазинов и еще в  старину  находившихся именно здесь на Кузнецком Мосту  самых модных европейских  Домов  Моды и , конечно, это всегда было излюбленное место прогулок состоятельных москвичей с самых стародавних времен. Поэтому  отвлекусь , чтобы дать небольшую историческую справку по истории московской улицы Кузнецкий Мост. Кузне;цкий Мост — улица в Мещанском и Тверском районах Центрального административного округа города Москвы. Проходит от улицы Большая Дмитровка до Большой Лубянки.

Улица Кузнецкий Мост идёт с юго-запада на северо-восток, начинаясь от Большой Дмитровки и заканчиваясь у Большой Лубянки. Пересекает улицы Петровка, Неглинная и Рождественка. Нумерация домов ведётся от Большой Дмитровки. На углу Кузнецкого Моста и Большой Лубянки находится площадь Воровского. Но это  современная информация, а история этой улици в буквальном смысле слова уходит в глубь веков.

Ранняя история улицы


А. М. Васнецов Пушечный двор в XVI в.
В конце XV века Иван III основал в этом районе на берегу реки Неглинки, ранее не застроенном и именовавшемся «Неглинный верх», слободу кузнецов и конюхов основанного тут же Пушечного двора. Через Неглинку был перекинут мост, который и дал название улице (о Пушечном дворе ныне напоминает название соседней Пушечной улицы). Вскоре после этого его сын Василий III поселил рядом выведенных из Пскова псковичей, в 1514 г. построивших церковь, долгое время носившую название «Введения во Псковичах» (архитектор Алевиз Фрязин Новый; снесена в 1922 г., после чего на ее месте установлен памятник Воровскому). В XVII в. на улице, кроме дворов ремесленников, отмечены уже дворы князей и монастырские подворья.
Кузнецким мостом тогда назывался лишь собственно мост и его окрестности (между Рождественкой и Петровкой); улица, ведшая к мосту от Лубянки, именовалась Введенским переулком, а улица, ведшая от моста к Большой Дмитровке — Кузнецким переулком, при чем последний объединен с Кузнецким Мостом только в 1922 году.
Улица в XVIII—XIX веках


мост в XVIII веке
В 1754 г. деревянный Кузнецкий мост был заменен белокаменным трёхпролетным, шириной около 12 м и длиной 120 м, по проекту архитектора Дмитрия Ухтомского.


Кузнецкий мост во время коронации Николая II
К тому времени (после большого пожара 1737 г.) Кузнецкий мост превращается в торговый район, застроенный лавками. Во второй половине века (после указа Екатерины II о привилегиях иностранным торговцам, 1763), его облюбовали французы, открывшие на нем свои лавки (главным образом модных и галантерейных товаров), так что Кузнецкий мост стал центром французской колонии в Москве. Это спасло улицу во время пожара 1812 г.: на ней были выставлены караулы французской гвардии, тушившие огонь. Улицей магазинов, в основном иностранных, Кузнецкий мост оставался вплоть до 1918 года. В 1843 г. по инициативе славянофила Алексея Хомякова возмущенного «засильем французов», на углу Рождественки был открыт «магазин русских товаров», и исключительно русским ассортиментом и прислугой.
В XVIII веке северную часть улицы от Рождественки до Петровки по обоим берегам Неглинной занимала усадьба Артемия Волынского, после его казни перешедшая к графу И. Л. Воронцову, разбившему на берегах реки сады и построившему каменные дома для сдачи внаем. После смерти графа в 1780 г. его дом и половину усадьбы между Рождественкой и Неглинной купила помещица Бекетова, пасынок которой Платон Петрович Бекетов, впоследствии председатель Общества истории и древностей Российских, устроил в одном из флигелей дома лучшую в Москве типографию, а в другом — открыл книжную лавку (1801).
Владение № 20 принадлежало тогда же Дарье Салтыковой («Салтычихе») (впоследствии в здании — перестроенном строении 1780-х гг. — жил Фёдор Гааз).
В 1817—1819 гг. Неглинка была заключена в трубу, мост засыпан, а на его парапете выстроен дом (№ 7).
Застройка улицы была главным образом двухэтажной; однако во второй половине XIX века на улице появляется все больше многоэтажных зданий пассажей, доходных домов и банков. В настоящий момент улица практически сохранила ту застройку, которая сложилась к 1917 г. — только в самом конце ее в 1982 г. воздвигнуто новое здание КГБ.

Часть вторая –архитектор дома Кузнецкий Мост 14 А.Э. Эрихсон
1. Иллюстративный материал по улице Кузнецкий Мост 14
2.
Прогулки по Старой Москве и не только - Кузнецкий мост д. 14
23 июн 2010 ... В 1883 году дом Ермоловой арендует, а потом приобретает 1-й гильдии купец-меховщик Алексей Михайлович Михайлов. ...
il-ducess.livejournal.com/163219.html - Сохраненная копия


Адольф Эрихсон
Годы жизни
Гражданство Россия
Дата рождения 1862 год

Место рождения Москва




Современный Дом Моделей разместился в  здании,  построенном в начале ХХ века, по проекту замечательного и знаменитого архитектора Адольфа Эрнестовича (Адольф Вильгельм) Эрихсона , родившегося в Москве в 1862 году.
После окончания в 1883 году Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) со званием классного художника архитектуры, он был  отправлен пенсионером за границу, где изучал архитектуру североевропейских стран, в основном Дании. В 1891—1896 годах состоял архитектором Московской казённой палаты. Вступил в Московское архитектурное общество в 1894 году. В числе лучших московских архитекторов Эрихсон участвовал в 1896 году в подготовке Москвы к коронации царя Николая II, оформив Пречистенский, Тверской и Никитский бульвары. Архитектор много проектировал в Москве для купцов П. И. Щукина и И. Д. Сытина.
В начале творческого пути  А. Э. Эрихсон  создавал архитектуру в стиле  эклектики, стиль- владевший умами современников. Стиль  эклектики аккумулировал в себе  целые исторические пласты разных направлений и эпох. Но в конце уходящего 19 века, примерно к 1890-м годам ,А.Э. Эрихсон увлекся  зарождавшимся  новым яркоокрашенным национальным стилем ля рюс, и во всем его творчестве пробудилась  яркая национальная стилевая тенденция, в основе которой лежало ярославское зодчество XVII века. Первым проектом архитектора в стиле модерн стало здание Торгового дома И. В. Юнкера на Кузнецком Мосту. Одновременно с проектами в стиле модерн, А.Э.  Эрихсон использовал в архитектурной практике и готические формы. Творчество А.Э. Эрихсона в разные его периоды всегда отличало удивительно гармоничное сочетание и единство стилистической строгости и невероятной, порой живописной раскрепощенности форм и деталей. Ему было свойственно -некое единство противополжностей, но всякий раз целостный и убедительный образ его творений. Так обогативший Москву неотъемлемыми от ее облика архитектурными шедеврами,  являющими ее историческое лицо и нам - современникам..
После  революции 1917 года А. Э. Эрихсон покинул Россию и жил в эмиграции  в Швейцарии.  Дальнейшая судьба зодчего и год его смерти не известены.

Арнольд Эрнестович Эрихсон — русский архитектор, мастер и один из создателей  стиля русского модерна. Он работал в    стиле  Модерн,еще  только рождающегося в те годы.В период 1901-1903 годов А. Э. Эрихсон по заказу  купца  А.М. Михайлова , большого знатока мехового дела и ценителя нового стиля – яркого, интеллектуального, но демократичного Арт-Деко создал проект здания по адресу Кузнецкий Мост 14. Купец А.М. Михайлов  был не просто владельцем, но прежде всего именно создателем  Дома Моды европейского размаха в России того времени, сочетавшего в себе единство принципов работы; салона, коммерческого предприятия - роскошного мехового магазина ,  помещения которого, были специально спланированны  для проведения просмотров-дефиле, предназначенные для примерок, пошивочные мастерские,- все было продумано  основательно, что  не утратило своей функциональности ни в 20 веке , ни в наступившем 21-ом веке. Моя мама , Белякова Маргарита Андреевна- замечательный художник-модельер головных уборов, проработавшая там 42 года, мне рассказывала ,что где-то в подвалах здания были даже оборудованы специальные холодильники для хранения мехов. Во всяком случае так говорили старики, рассказывая насколько передовым  и продуманным был проект, созданный общими усилиями исторически значимого архитектора А.Э. Эрихсона  и талантливого, с тем особым русским размахом молодого  капиталиста-купца А. М. Михайлова , основателя Торгового  дома в 1901 -1903 годах Москве по адресу  Кузнецкий Мост, 14
Существенных успехов в хранении мехов добился купец А.М. Михайлов – поставщик Двора Его Императорского Величества. Зная, что мех хорошо храниться при низких температурах, купец А.М. Михайлов по проекту инженера Н.Г Лазарева строит и в 1912 году открывает «Первый и Единственный в России ХОЛОДИЛЬНИК, приспособленный для хранения исключительно меховых вещей, платья и ковров, Москва, Большая Дмитровка, дом №11».
Купец Михайлов фигура исторического маштаба.Его передовые взляды  помогали вести  дела с размахом , во многом опережая своё время.
В  здании по улице Кузнецкий Мост 14 разместился целый комплекс , в котором было предусмотрено все для различных этапов  деятельности в области работы с мехами и авангардной по тем временам Моды, и ее  восхождение в этом блистательном салоне европейского уровня. То есть  было создано не просто здание , в котором разместились и уживались  Салон Моды и различные цеха, в которых ее создавали , обрабатывали меха, создание  хранилищ для изделий , то есть система логистики тут же на месте . И безусловно мощная  творческая лаборатория – кузницы талантов России того времени. - и все это, как единый комплекс . Ультра современный подход ,кстати! Здесь создавался новый , передовой комплекс нового типа архитектуры, целиком  отвечающий задачам  находящегося внутри производства. Великолепное архитектурное и  прицельно-функциональное решение, значительно опередившее своё время и предвосхитившее многие аспекты современной архитектуры.
Знаменитый Зеленый зал ,с высокими, украшенными лепниной потолками, широкие закругленные беломраморные лестницы, даже кресла в зале, украшенные резьбой двери с золочеными ручками, огромные зеркала – и ,отвечающий и современным требованиям проведения дефиле.
Удобный высокий подиум. Он рассекал зал пополам ,или ,как называли его тогда между собой сотрудники Дома Моделей «Кузнецкий Мост»-«язык».
Всё это великолепие практически в неизменном виде сохранялось и в советское время. И в детстве и потом, когда я подросла , и в старших классах ,когда моя мама брала меня время от времени с собой   на просмотры, проводимые в ОДМО «Кузнецкий мост», когда ей хотелось показать мне какую-нибудь из удачных и ей самой понравившуюся коллекций, в которую были включены и ее работы прекрасный  Зелёный зал всякий раз восхищал меня свой торжественностью и благородной гармонией своих пропорций.











Часть третья –создание ОДМО.Модельеры


Метки данной записи: история костюма, персона

Русский модельер Надежда Ламанова

Валентин Серов. Портрет Н.П.Ламановой. 1911

Необходимость создания Дома Моды, отвечающего принципу  устройства советского строя, и представляющего всему  миру лицо нового строителя
общества , социализма и предполагаемого в последствии коммунизма- назрела ещё до войны, в тридцатые годы. После того , как не осталось в стране и следа от независимости  НЭПа.   А значит исчезли , как форма частного предпринимательства  и Модные собственные  ателье.
По преданиям о истории создания ОДМО после 1944 года, бродившие среди стен Дома Моделей «Кузнецкий Мост», были  и рассказы о том , что среди вдохновителей идеи создания Общесоюзного Дома Моделей была и великая  Надежда Петровна Ламанова.  Надежда Петровна Ламанова родилась 14 декабря 1861 года в русской провинции, в деревне Шутилово Нижегородской губернии. Отец – Петр Михайлович Ламанов был потомственный дворянин из обедневшего рода. Он избрал военную карьеру и к моменту рождения старшей дочери Нади имел чин полковника.
Надежда Петровна Ламанова была кутюрье еще Его Величества, некогда и она была владелицей одного из именитый Домов Моды в Москве в районе Тверской, а позже ул.Горького.   Она еще с юности  проявила свое яркое дарование и вскоре покорила своими смелыми  решениями и предложениями в работе с образами нового времени даже великосветское общество тогдашней России. Каждую ее модель отличало единство обостренного чувствования образа современности , тонкое чувствование моды и характера личности и облика заказчика , выраженные в изысканности творческого личного почерка мастера. Она  практически не занималась выкройками, почитая это занятие пустой затеей, и наказывала модель прямо  по фигуре заказчика. Отчего ее  вещи по воспоминаниям современников были не только произведениями искусства , но сидели всегда великолепно! Это было созданное ею целое целое направление в моделировании. Даже мне удалось застать рассказы об этой «школе Надежды Ламановой», бытовавшую среди конструкторов верхней одежды многие годы проработавших в ОДМО «Кузнецкий Мост».Об этом рассказывала и даже показывала Мочалова Лидия Николаевна, конструктор верхней одежды ОДМО «Кузнецкий Мост» мамина подруга  и сотрудница.
Но и организаторские способности у нее были просто уникальные: в 1885 году-великая Надежда Ламанова открыла свою фирму на Большой Дмитровке . А в 1900 году она была удостоена звания «Поставщика Двора Его Императорского Величества» за платья для императрицы Александры Федоровны. Творчество Надежды Ламановой- сам вопрос о приоритетах некоторых стран в области моды в начале 20 века свело эту тему  на нет , громко заявив о направлении  русской моды. Но ,не как о продолжательнице традиций или подражания  французской  и европейской моды в целом , а как о   совершенно самобытном  искусстве, имеющее свое русло, задачи и направления. Значительно пошатнула она наличие  у именитых французских модисток. высокопоставленной клиентуры, даже из числа придворный и богатейшей  молодой российской буржуазии , И пробудила в обществе живой интерес в отечественному искусству и в этой области творчества. Она была подлинно русской художницей. И то, что она отвергала все предложения переехать в Париж, не удивительно, для художника так глубоко осознававшего всю ответственность в деле развития русского искусства.
  Ее творчество достойно представляло и сверкающий стиль придворного бального костюма во времена, когда царил модерн. Творила она, неподражаемо  , сплавив : свой личный изысканный почерк и стиль изысканного арт-дэко. Замечательную  выставку  Надежды Ламановой , которую мне посчастливилось увидеть в Эрмитаже в 1975 году невозможно забыть и сегодня. Размах ее таланта простирался  до смелости новаций конструктивизма, не теряя с годами яркости артистического накала, который она сохранила до конца своих дней.
Ее смерть в  начале Великой отечественной Войны  15 октября 1941 года, в возрасте 80 лет  оборвала  блистательный путь мастера.  Ее талант организатора и понимание того, как должен быть устроен процесс работы для наиболее полного раскрытия дарований всех участников , актуален и по сей день. В своей деятельности она  сумела обобщить исторический путь развития Моды в России , соединить его в единое целое с деятельностью, творческими направлениями и принципами организации  работы ведущих дореволюционных Домов Моды  и современных знаменитых Домов  Высокой Моды и  pret-a-portee своего времени.
То есть -она обладала реальным опытом ведения Дома Моды на самом высоком уровне. Надежда Ламанова-  прекрасный художник , многогранный талант которой позволил ей работать и  , как театральный художник. Именно, как  театральный художник осенью 1941, когда фашисты были уже под Москвой году, она подошла к зданию театра , в котором она работала, но он был уже пуст. Театр выехал в эвакуацию. Сердечный приступ, начался внезапно. И последнее, что увидела Надежда Петровна Ламанова в своей жизни – это  театр, тонущий в густых сумерках тревожной осени 1941 года, когда судьба Москвы и всей страны была подвешена на весах истории.
То есть сама она лично не принимала участия в создании ОДМО, но некоторые из её идей и рекомендации об устройстве Дома Моды тем не менее воплотились в принципах  жизни самого Дома Моделей «Кузнецкий Мост» и жили очень долго с 1944 года по 2003 год. 
   Она еще с юности  проявила свое яркое дарование и вскоре покорила своими смелыми  решениями и предложениями в работе с образами нового времени даже великосветское общество тогдашней России. Каждую ее модель отличало единство обостренного чувствования образа
современности , тонкое чувствование моды и характера заказчика , выраженные в изысканности творческого личного почерка мастера. Она  практически не занималась выкройками, почитая это занятие пустой затеей, и наказывала модель прямо  по фигуре заказчика. Отчего ее  вещи сидели великолепно! Но и огранизаторские способности у нее были просто уникальные: в 1885 году- великая Надежда Ламанова открыла свою фирму на Большой Дмитровке . А в 1900 году она была удостоена звания «Поставщика Двора Его Императорского Величества» за платья для императрицы Александры Федоровны. Творчество Надежды Ламановой- сам вопрос о приоритетах в области моды свело на нет , громко заявив о направлении  русской моды, не как о продолжении традиций или подражания  французской и европейской моды в целом , а как о   совершенно самобытном искусстве, имеющее свое русло .Значительно пошатнула она наличие высокопоставленной клиентуры, даже из числа придворный и богатейшей буржуазии ,у именитых французских модисток. И пробудила в обществе живой интерес в отечественному искусству и в этой области творчества. Она была подлинно русской художницей.И то, что она отвергала все предложения переехать в Париж,не удивительно, для художника так глубоко осознававшего всю ответственность в деле развития русского искусства.
  Ее творчество достойно представляло и сверкающий стиль придворного бального костюма во времена, когда царил модерн. Творила она, неподражаемо  , сплавив : свой личный изысканный почерк и стиль изысканного арт-дэко-, выставку , которой мне посчастливилось увидеть в Эрмитаже в 1975 году.Размах ее таланта простирался  до смелости новаций конструктивизма, не теряя с годами яркости артистического накала, который она сохранила и в после военные годы , когда она создавала ОДМО- Общесоюзный Дом Моделей.  Ее талант организатора и понимание того, как должен быть устроен процесс работы для наиболее полного раскрытия дарований всех участников , актуален и по сей день. В своей деятельности она  сумела обобщить исторический путь развития Моды в России , соединить его в единое целое с деятельностью, творческими направлениями и принципами организации  работы ведущих дореволюционных Домов Моды  и современных знаменитых Домов  Высокой Моды и  pret-a-portee своего времени. Она создала особый мир творческого интеллектуального исследования образа современности  в предчувствии наступающего дня. Представляющий новый и еще не прожитый образ жизни, такой желанной и долгожданный, особенно остро в последние дни войны и вскоре, в только, что наступившей , долгожданной мирной жизни. Но, разумеется,  создание такого мощного флагмана Советского Моделирования, как «ОДМО «Кузнецкий Мост» требовало невероятных усилий, социального оптимизма, таланта и опыта многих выдающихся личностей в самых разных областях  деятельности. И честь и хвала тем титанам своего времени . создавших  это удивительное явление в отечественном искусстве. И надеюсь, что найдутся среди наших современников и их потомков  те, кто одарит  нас воспоминаниями о их деятельности. К сожалению, я не располагаю такой информацией о этих людях.
И описала только то, что разными путями и отголосками удалось собрать.
Но честь и хвала  им , пусть и остающимися пока для нас безымянными.
       Что ж!…Как говорится - у Бога все живы!


Иллюстративный материал –портреты и  модели Надежды Ламановой

Результаты поиска
1. Надежда Петровна Ламанова / Nadegda Lamanova: ДВЕ КАПЛИ «КОТИ»
14 мар 2003 ... Это имя — Надежда Ламанова — в начале ХХ века было знакомо в России каждому. Сочетание слов «платье от Ламановой» звучало так же естественно ...
www.peoples.ru/art/fashion/.../lamanova/ - Сохраненная копия - Похожие
2. ziggyibruni: Русский модельер Надежда Ламанова
18 мар 2009 ... Надежда Петровна Ламанова – один из самых талантливых русских художников-модельеров, человек интересной судьбы, прожила долгую творческую ...
ziggyibruni.livejournal.com/24397.html - Сохраненная копия - Похожие
3. Passion.ru :: Гений русского кутюра (Надежда Ламанова)
Надежда Ламанова Кто они - гении мирового и российского модного Олимпа? Почему мы знаем о них так мало? Они творили долгие годы для того, чтобы сейчас мода ...
www.passion.ru/s.php/8338.htm - Сохраненная копия - Похожие
4. Картинки по запросу надежда ламанова
- Пожаловаться на картинки
5. Судьба Надежды Ламановой - afield.org.ua
Материалы о Надежде Ламановой я собирала более 20 лет по частным и государственным архивам, вела поиски в музее МХАТа, в фондах других московских музеев и в ...
afield.org.ua/mod3/mod28_1.html - Сохраненная копия - Похожие
6. Русская мода и Надежда Ламанова.
13 сен 2007 ... Это имя — Надежда Ламанова — в начале ХХ века было знакомо в России каждому. Сочетание слов «платье от Ламановой» звучало так же естественно ...
www.styleway.ru/.../russkaja_moda_i_nadezhda_lamanova.html - Сохраненная копия - Похожие
7. Надежда Ламанова (знаменитые женщины)
Профессия портной или модистки - одна из самых древних в истории человечества, и во все эпохи она считалась уважаемой и почетной.
www.wild-mistress.ru/.../2008-10-28-521228.html - Сохраненная копия - Похожие
8. Надежда Ламанова Платья от НАДЕЖДЫ ЛАМАНОВОЙ. Комментарии ...
16 июн 2009 ... Платья от НАДЕЖДЫ ЛАМАНОВОЙ - показатель тонкого вкуса и состоятельности. Надежда Петровна Ламанова - один из самых талантливых ...
www.liveinternet.ru/.../post104709374/ - Сохраненная копия - Похожие
9. Журнал Антураж Журнал Надежда Ламанова – первый русский модельер
26 сен 2009 ... Родилась Надежда Ламанова 14 декабря 1861 года в русской провинции – деревне Шутилово Нижегородской губернии. ...
anturagstudio.com/modules.php?... - Сохраненная копия - Похожие
10. Первый канал. Официальный сайт. Телепроекты. Гении и злодеи ...
В 1901 году Надежда Ламанова получает предложение от Станиславского работать ... В 1941 году 80-летняя Надежда Ламанова должна была эвакуироваться из Москвы ...
www.1tv.ru/anons/id=156105 - Сохраненная копия
11. Ирина Асланова - Они создавали моду. Надежда Ламанова - надежда и ...
Надежда Ламанова считается создательницей русской модной школы 20 столетия и лучшим в истории России художником-модельером. Ее имя мы уже однажды упоминали ...


  В середине 50-х годов  появились такие яркие модельеры, как Аралова, в творческих поисках ,которой были  спрогнозированы многие тенденции  моды, ставшие актуальными спустя не одно десятилетие. Она была автором нового прочтения и осуществления образа обуви -сапог. Но, не как уныло необходимый атрибут бездорожья или обувь жертв скверной погоды. А именно такой обуви, без которой немыслим был переворот  в рождении нового интеллектуального стиля эпохи мини юбок, отразившем тот переворот  в укладе и морали мятежных 60-х годов. И, наступившего следом романтического стиля, пронизанного чарующе-ностальгирующими интонациями печали об « утраченном Рае» -миди , в середины 70-х и далее годов. Образы тех лет, которые представить было бы не возможно  без выразительно чувственных, разнообразных, принимающий и отражающий все колебания стилей и направлений моды и сегодняшнего дня- женских сапог. А  ведь Аралова создала и  разработала эту обувь в то время, когда выбор теплой обуви ограничивался выбором между валенками и резиновыми ботиками на пуговках сбоку, которые по подобию обычных калош, одевались прямо на туфельки. Это была литая резиновая форма  с отверстием для каблука.
Я их хорошо помню. Потом они доживали свой век среди старой обуви на дачах в сараях с напутствием:»А, ну, как, пригодятся в непогоду!»
И такие ботики , совершенно одинаковые на всей шестой части суши ,на фоне  сугробов украшали ножку советской  женщины  в снежные зимы  50-х годов, когда в мастерских ОДМО кипела работа по созданию образов и предметов одежды, в которых граждане должны были обрести обещанное счастье. Социализм не только с человеческим лицом, но и в человеческой одежде! А ведь творили они тогда , когда «любимым цветом советского народа – был цвет –«не маркий». И  люди на улицах городов еще донашивали ватники, шинели , дубленки с клокастым мехом были рабочей одеждой престарелых инвалидов-дворников. И лишь успешные члены общества обладали габардиновыми пальто , а представители номенклатуры даже с каракулевыми воротниками и ушанками.
А, на показах моды в ОДМО , на его подиуме Зеленого зала уже сверкали смелостью новизны  созданные Араловой  полушубки, декоративно  расшитые разноцветной кожей, в стиле ля рюс , осознанной как  единство с духом народа, но вне времени и ,исторически продиктованной направленности. Это была не народная крестьянская одежда , а стиль  эстетов, живущих вне социальной зависимости ,ценящих народное искуство, а значит чувствующие свои корни. В этих моделях  было столько социальной независимости, осознания образа нонконформистского, не относящегося к общепринятой советской социальной иерархии, что без этой одежды в истории костюма невозможно было бы представить образ тех ,кто гораздо позже составлял движение хиппи. Так, что и поэтому эти идеи были подхвачены и развиваются по сей день. А ведь я говорю о модельере 50-60-х годов! Хочется особенно отметить , что не было диктата  свыше; некого du comme il faut, которое загоняло бы  модельеров в некое единое русло- стиля ОДМО. Стилем ОДМО было именно разнообразие  тенденций ,творческих поисков  и почерков разных мастеров. А обобщающим фактором был обязательный для всех высокий уровень представленных работ.
Так, например, почти одновременно с Араловой работала и элегантная Валерия Горовец. Ее модели отличал дух единства  и даже некоторой дисскусии в русле современных поисков в тенденциях моды домов моды Европы да и всего мира. Модели, которые она предлагала, словно стирали  границы, обусловленные железным занавесом. Ее творчество призывало  современниц выглядеть по утрам так же , как и спешащие на работу элегантные парижанки , не зависимо от того , кому – москвичкам , ленинградкам  или жительницам далекой глубинки СССР предстояло носить эти модели. Им предлагалось встречать праздники в Домах Культуры, посещать концерты и театры  в вечерних платьях с пышными, как кринолины юбки, или смелыми декольте , ничуть не хуже, чем у элегантных дам «загнивающей буржуазии, скучающей на собственных виллах и особняках от собственной бездуховности и бесперспекти», как клеймили тогда заграницу в советской прессе.
Талантливые работы Н.Голиковой, раскрывшие тему молодежной моды, как отдельной темы в современной моде, особенно  ярко проявились в 1957 году, когда специально к праздникам Фестиваля Молодежи в Москве ОДМО готовил обширную коллекцию для внедрения в производство. Что бы дать возможность приодеться народу и не ударить в грязь лицом перед таким наплывом иностранцев. Хотелось бы вспомнить и художественного руководителя тех лет, направляющая  работу Дома Моделей, не подавляя и хорошо соединявшая администрирование и свою творческую работу- Людмилу Головкину. Безупречно элегантную , деликатную, умевшую держать ровный паритет и создавать хорошую рабочую интонацию  между собственно администрацией и творческим коллективом ОДМО. Время ее правления мама вспоминала, как счастливые времена, когда и администрация Дома Моделей была вовлечена в творческий процесс  своего заведения и бережно относилась к сотрудникам, что, увы, ушло и со сменой руководства и стало сходить на нет с окончанием Хрущевской оттепели. А позже, и вовсе сменилось жестким управленческим диктатом  периода застоя , сопровождаемым разнузданным пьянством администрации, чванством этих «королей жизни» по отношению к талантливы модельерам. А проще- примитивных хапуг и деляг. Но все это было потом.
  А  в 50- годы там царила оптимистичная атмосфера  радости творчества , сопричастности к построения нового светлого мира мирного времени. Та высокая планка работы на уровне подлинного искусства, которую держал накал их творчества и искренность самоотдачи, делала просто невозможным появление в их коллективе тусклой и равнодушной личности, пусть даже опирающейся  на высококвалифицированный пошив. Поэтому новых сотрудников выбирали очень тщательно, выискивая и присматривая таланты и среди студентов Текстильного института и учащихся Московского швейного техникума. Они   привлекали и талантливую молодежь. Удивительно, но эти сочетания, как оказалось   отнюдь не противоположностей, создавали единый творческий коллектив, спаянный особым азартом творчества, радости  открывшейся для многих художников-модельеров возможности участия в создании новых образов, которым предстояло жить и быть в такой долгожданной послевоенной мирной жизни.Этот светлый оптимизм давал силы и жажду творить, не смотря на реалии бытия.
Во время прохождения практики в ОДМО , мама сначала  работала в качестве зарисовщицы моделей на показах мод , проходящих на Кузнецком Мосту. Это были моментальные зарисовки, не просто хорошо, а порой  виртуозно запечатлевающие акценты мелькающих на подиуме образов, но и наполненные неподдельным восторгом от всего увиденного. Это были -графические этюды для журналов ,как необходимые иллюстрации, идущие в комплекте с выкройками моделей, новейщих разработок ОДМО, которые в те годы были нарасхват- и для сопровождающей модели документации  для внедрения моделей на фабрики. Эти рисунки , как и выполненные ею авторские головные уборы- сразу же привлекли внимание мастеров ОДМО к молоденькой выпускнице Московского Швейного техникума. Как позже вспоминала мама, были и другие претендентки на место в отделе моделирования головных уборов. Некоторых она знала по ее же техникуму. И кандидатуры всех претенденток рассматривались  очень тщательно, но властители и властительницы дум в области высокой моды тех лет остановили свой выбор на ней; синеглазой ,застенчивой, пугливо-вежливой  девушке , откровенно плохо одетой провинциалки . Главным украшением ,которой были   две толстенные косы , тяжело лежащие на ее плечах  ,как два русла великолепных русо-пепельных волос. Но в тот год свободных мест не было и «присматривали» сотрудницу  на неопределенно удаленное  будущее. У нее взяли список телефонов  всех ее «явочных квартир»: и дяди с тетей, и чуднОй барыни-бабули Фердинандовой и нескольких подруг, через которую ее можно было бы найти в случае так ожидаемой надобности. Она еще год проработала зарисовщицей образцов одежды и головных уборов  в научно-исследовательском институте, где занимались разработками методиками для внедрения образцов моды в производство. И со временем, она стала просто запрещать себе; и мечтать, и ждать заветного звонка.

Но этот звонок все же раздался, но, правда- лишь год спустя. В 1953 году, за три года до моего появления на Белый Свет. Поэтому этот и следующий период период я описываю  по ее воспоминаниям.



© Copyright: Белякова Надежда, 2009
Свидетельство о публикации №2904270002