6 часть Кузнецкий Мост и Маргарита

Белякова Надежда Александровна
Часть шестая повести Кузнецкий Мост и Маргарита
Белякова Надежда
Помню,там на Станиславке, много места в их комнате занимали  открытые стелажи . Они всегда были   беспорядочно забиты доверху деревянными формами . Вернее-болванками из липы . В перемежку с  готовыми фетровыми и меховые шляпами. Все это было покрыто незабываемым запахами застарелой пыли и мездрой меха. За спинами работающих там модельеров - сушильные шкафы. Этакие раскаленные печи, в которых сушили натянутый на форму фетр для предания шляпкам нужной формы. Кондиционеры вошли в наш обиход лишь пятьдесят лет спустя.
Но трудности компенсировались радостью творчества. А главное-наличием творческого дня. Дело в том, что  с самого начала устройства Дома Моделей по образу тех, прежних Домов Моды ,там был выделен среди рабочей недели один творческий день. Кстати, тогда шестидневной недели по всей стране-воскресенье.
Да. Он так и назывался - творческий день. Одно время это был понедельник, потом среда. То есть расположение этого дня на неделе меняли. Но сам творческий день , сколько на него не покушалась администрация периода застоя , как часть основных традиций со времен образования ОДМО- сохранялся. В этот день художники-модельеры были обязаны  посещать постоянные экспозиции, современные выставки , бывать в театрах, посещать различные творческие вечера.Входило в обязанности художников входило написание  потом в конце месяца отчетов  о том, какие выставки они посещали в творческий день день.  Вот такие славные традиции были заложены дореволюционными Домами Моды. То ,есть владельцы модных магазинов и салонов , те , кто заложили эту традицию ,понимали, что создать моду одним пошивом по вкусу заказчика, и разглядыванием журналов мод невозможно. Это должен быть воплощенный взгляд современника, реально живущего  и участвующего в творческом потоке современности нового искусства. Ни в коем случае не отшельника. Традиция творческого дня сохранялась и советское время в Доме Моделей   
"Кузнецкий Мост"
Даже помню,как я писала отчет о том ,какие выставки в какие творческие дни посетила Маргарита Андреевна Белякова. Мама не любила писать, что теперь особенно досадно. Столько драгоценных воспоминаний...  теперь утраченных.
Был кроме этого и декадник . Это так же - специально, помимо отпуска выделенные 10 дней для интеллектуального насыщения художников-модельеров , что бы они набирались впечатлений для творческой работы с максимальной самоотдачей при создании Сезонных коллекций Моды, показы которых  демонстрировались по всей стране , а главное - заграницей . Тем самым, представляя высокий уровень свободы творчества и быта советских людей. Но, поверьте, что предполагать, что это сопровождалось вольностью творческой жизни, было бы заблуждением. Это с лихвой уравновешивалось и  нищей зарплатой- в сто двадцать рэ., на которые не проживешь, и огромным планом – у мамы это было 9 авторских моделей в месяц. Без  участия исполнителя!  Причем, в создание новой модели входило  не только придумывание, эскиз,зарисовка. На основании придуманного ею эскиза, но и ею же собственноручно   изготовленного  макета  из спартри . Этот макет и рисунки нужны были, для дальнейшей работы с болванщиком ,чтобы содать из липы именно ту форму, которая и была задумана, для изготовления головного убора. А уже после того, как болванщик ,после их совместной работы над точно соответствующей замыслу модельера формой, он отдавал  сделанную по ее макету деревянную форму, выточенную из липы. Тогда она приступала к изготовлению из материала;меха ,фетра , соломки ,тканей, самого головного убора. Да! И все это за нищенскую зарплату в 120 рублей! Плюс прогрессивка, которую вечно срезали , придираясь и к опозданиям и бюллетеням.
У Веры Ивановны Заморской было только пять- даже там ,каждый устраивался ,как мог. Она была назначена зав. отделом. И в ее обязанности  стало входить составление отчетов –перечислений о сделанных и мамой и Верой Ивановной Гринберг моделях, и кем-нибудь третьим, кто время от времени у них появлялся. Вовремя оповещать о намеченных совещаниях в ВИАЛЕГПРОМЕ или предстоящих командировках .Под эту работу ей удалось скосить 4 модели в месяц. Состав отдела моделирования головных уборов, столько создающий, был на удивление малочисленным. Сначала, помимо неизменной троицы ;Маргарита Белякова, Вера Гринберг и Нина Заморская- это были Прасковья Борисовна  и Римма Исаковна Цеткина.Которую звали "наша Цеткина". Может быть из опасения, чтобы не перепутали  с пламенной революционеркой.Потом в начале 60-х –ушла на пенсию Прасковья Борисовна , а вскоре за нею и Римма Исаковна , но в  середине 60-х годов вдруг спохватились, что образ современной Прекрасной Дамы, не совершенен и незавершён  без проработанного образа современного-,ей под стать; многоликого и многогранного мужчины, продукта социалистической действительности. Тем более, что это было время- интеллектуального взрыва, под натиском важнейшего из искусств, привлекательные образы будоражили воображение современников.

И в ОДМО серьезно занялись мужской модой. В ОДМО вплотную озадачились поиском мастеров, способных творчески работать в этой области. Тогда же появился в Доме Моделей Александр Игмант- «личный кутюрье Леонида Брежнева». Прекрасный модельер и ,на закате ОДМО ставший его художественным руководителем. И хорошим , умным, способным чутко вслушиваться и чувствовать  ритмы и пластику, нового  перестроечного образа, но это было уже значительно позже. Но несколько раньше его появился в ОДМО и легендарный и незабываемый Абрам Моисеевич Бершадский- златоуст и неутомимый острослов. Но, главное ,конечно, восхитительный виртуоз в создании мужских головных уборов, остро чувствовавший вибрации , носящихся в воздухе новых идей в создании образа современника.
Большой знаток и ценитель антиквариата , превративший свою комнату в просторной коммуналке рядом с Елисеевским магазином ,на теперешней Тверской , подобие пещеры Али Бабы. Так мне казалось тогда в детстве, когда по делам мама забегала к нему с его женой , его обожаемой Дорочкой. Конечно, как она говорила, словно извиняясь, что ,как всегда со мной: «Вечно всюду я с Надькой  наперевес!»
Абрам Моисеевич , так он мне и запомнился- стоящим на пороге , в белой майке и в зеленых в черную полоску пижамных домашних брюк- основного аксессуара мужского гардероба тех лет "для отдыха "не только дома, но и на отдыхе. С зеленым  чайником в руке ,что бы поставить его на плиту на коммунальной кухне, пропахшей щами. Но, перехватив мой восхищенный взгляд. утонувший в роскоши , хранящейся за стеклом антикварного старинного буфета, пояснил мне с радостью и азартом старого пирата: « Смотри! Смотри и помни, малышка! Это тебе не музейные подделки! Сегодня ты видела настоящий Мейсен и Китайский фарфор!»
 И в знак  удовольствия и уважения к моему искреннему восторгу перед его коллекцией, он сказал Дорочке, чтобы она убрала уже приготовленные для чая чашки. И сам выставил на стол немыслимой красоты  фигурные хрустальные стаканы какого-то императорского завода , украшенные  резьбой с нимфами, жеманно раскинувшимися в причудливых виньетках.
Я боялась и прикоснуться к этим шедеврам, не то ,что чай из них пить. А он смеялся, как всегда раскатисто и немного театрально, как оперный злодей, и говорил моей маме : «Смотри, Маргарита, как  твоя Надька смотрит!Смотри, Дорочка!Девочка умеет видеть вещь! Художником будет! Вот увидишь!»
Сколько лучших умов страны, вершивших и наши судьбы, согревали и украшали произведения Абрама Моисеевича Бершадского- великолепного мастера мужских головных уборов!
Хоть и отразилась на моем лице сплошная « дружба народов» , но так я пока и не узнала , как звучит на иврите Светлая память. Поэтому просто- Светлая память Вам! И вечная любовь вам, Дорочка и Абраша!
Он появился в Доме Моделей тогда,когда  было решено, что и обликом современного мужчины в области головы тоже нужно заниматься  И относиться к разработке этого направления моды головных уборов следует с полной ответственностью и серьезностью. Он занимался только мужскими головными уборами.
Потом , с начала 80-х годов в их отделе моделирования головных уборов появлялись новые разные люди.Но на долго не приживались - слишком серьезная и творческая нагрузка.Так что они мелькали, и мама досадовала, что каждый раз сердце и душу приходилось вкладывать, чтобы "вырастить мастера". Но оказывалось ,это были случайные для искусства люди, которых соблазнила значимость вывески Дома Моделей. И, посидев под нею, они надеялись разбогатеть. Но тут были иные богатства , за которые сами художники платили каторжно-тяжелой работой.В середине  80-х появилась Ирина Смородина, уехавшая потом на ПМЖ в Израиль. А позже, ближе к 90-м годам появилась Екатерина Никитична Татушкина, которая и доработала там до закрытия дома моделей.Вот такой  крошечный коллектив создавал Высокую Моду головных уборов В Советском Союзе с послевоенных лет до закрытия ОДМО "Кузнецкий Мост" в 2003 году.



© Copyright: Белякова Надежда, 2009
Свидетельство о публикации №2904270483