Филип Пулман. Трилогия Тёмные начала

Ена Смирнова
Моё знакомство с Пулманом началось в 12 лет. Первая книга из трилогии называется «Северное сияние». Как сейчас помню, насколько завораживала черно-синяя обложка с непонятным нарисованным на ней прибором. Как оказалось позже – это золотой алетиометр, с помощью которого главная героиня Лира могла видеть прошлое, настоящее, будущее и получать ответы на любые вопросы.
Помню, насколько тогда захватила меня эта книга. Такая мрачная атмосфера Англии, интересные персонажи, море приключений.
На второй части трилогии я уже стала догадываться, что книга-то не совсем детская. Вторая часть – «Чудесный нож». Пулман вплёл в историю об отважной девочке рассуждения на тему зарождения жизни и её же поддержания на Земле.
Изыскания на эту тему продолжились и в третьей книге под названием «Янтарный телескоп». Здесь уже финал всей этой истории, совершенно невероятные персонажи и действия. Таким образом детско-взрослая трилогия была растянута у меня на 7 лет О_о
И я чувствую, что 12 – слишком рано для этой книги, а 19 – совсем не поздно. Ты читаешь и, на первый взгляд бредовые мысли о Боге, церкви (пусть и выдуманной, но уж больно похожей на современную католическую), различных мирах соединяются в голове во что-то цельное и совсем даже вероятное. Пулман выдумал, конечно, уж совсем нереальные вещи (на то оно и фэнтези), но крупица здравого смысла во всём этом явно есть.
Кстати, только на третьей книге осознала, что атмосфера сильно мрачная и давящая, будто во время прочтения находишься в глубокой депрессии и не видишь светлого окончания истории.
А фильм по первой книге получился очень даже великолепный. («Золотой компас»). Главная героиня отлично сыграла Лиру. Миссис Колтер в исполнении Николь Кидман просто совершенна, идеально подобранный образ.
Все события обладают нужной динамикой, сценаристы ничего особо не перекроили.
В общем, дочитав трилогию, жду продолжения в фильмах. Хотя фильм получился намного ярче и красочней в плане положительных эмоций, но ни книга, ни фильм не уступают друг другу. Считаю их, скорее всего, равноправными.