Летят утки

Лула Куни
«Ах, Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?!»
«Инстинкт их собирает в стаи...»
                Классические нетленки

Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Конституция РФ. Раздел 1. Гл. 2.Ст. 29., п. 2


Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации,
имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства...
Конституция РФ. Раздел 1. Гл. 2. Ст. 27, п. 1

Прости их, Отец...
                Ибо не ведают они, что творят.
                Последние слова Иешуа Га-Ноцри на кресте



И трижды будет проклят тот,
Кто вздумает, кто попытается
Чернить какой-нибудь народ.
                Р. Гамзатов





Цитата:
«Поражение России как «сверхдержавы» после стольких лет упорного кровопролития и безумной войны? Конец чеченской проблемы или начало новой? Чечня лишь первый регион, который заключит договор о разграничении полномочий по новому закону. Те регионы, которые еще не расторгли старый договор, должны привести его в соответствие с новым законом до лета. В противном случае, все договоры будут автоматически аннулированы. Принципиальное отличие в том, что в новом документе есть четко прописанные условия, при которых он может быть заключен. А значит, Чечня может диктовать свои правила, исходя из особых экономических условий в республике. А значит, не только Чечня. А ну как все регионы скажут хором: «Почему им можно, а нам нельзя?»
Конечно, можно на все лады прогнозировать, как поведут себя Башкирия или Татарстан, но более всего волнует свое. Что станется с Дагестаном, когда у наших буйных соседей появится куча денег и апломб победителей? Когда они ринутся скупать здесь все подряд, всю нашу движимость и недвижимость? Когда в каждом доме, на каждом этаже появится по «чеченской квартире», в школах, вузах, в больницах, в кино, в ресторанах, куда ни кинь взгляд - везде будут ОНИ? Боже, куда подевалась моя толерантность?
Уже не хочется вдоль и поперек критиковать власть, которая принимает подобные решения. Бесполезно спускать всех собак на военную и политическую элиту страны, на президента и его окружение, что расписались в бессмысленности многолетней бойни. Инстинктивное желание самосохраниться - вот что важнее всего. Дальше человеческое - ближе звериное. Война трансформируется, принимая жуткие формы.
В стране, в которой так долго создавался образ врага, вдруг все перевернулось. Того, кого на протяжении долгих лет называли «зверем-людоедом», собираются выпустить из клетки, заверив при этом, что он обещал быть паинькой. Что это? Опыт над обществом?
В стране, где власть находится в поиске решения перманентной проблемы, сама проблема становится нормой жизни, неотъемлемой ее частью. Отсутствие насущной проблемы - не повод вздохнуть с облегчением, а напротив - сигнал: «Не расслабляться!».
Главное, не расслабляться, не позволить одержать победу  собственным животным инстинктам над здравым человеческим сознанием... Прямо смотреть в глаза опасности, повторяя: «Мы люди, мы имеем право жить и не имеем права убивать, а главное для нас - закон». Самое ужасное, что такая возможность скоро представится...»
(Румина Эльмурзаева. ст. «За что боролись...», газ. «Новое дело», 2005 г.)


Л. К.: Не правда ли, до боли знакомая интонация?
То же дамское гусынье шиканье, что и в интервью «забугорной дам-с», но только уже в иной, более совково-продвинутой (с оттенком благоприобретенного салонного жеманства) тональности. Оторопь берет - отколь? Отколь в затрапезных провинциальных запечно-сверчковых углах нашего Отечества – еще, пардон, не совсем дошедшего до среднестатистической «кондиции» европейской цивильности – такие яхонты снобизма и барской спеси? Аль пуповины сермяжные отпали, и мадам подзабыла, от каких чесночно-брынзовых корней  разрослось ее достославное генеалогическое древо? «Талант! Талант!» - как в свое время восклицал умиленный трюками бедной Каштанки чеховский герой...       


...А у нас поют соловьи.
Поют истово, подолгу.
Ощущение, что малые птахи пытаются скрасить своим пением пронзительное Одиночество долгих ночей в абрисно очерченной в наших душах (а в реальности – грубо стесанной ушедшими в прах улицами) городской черте...
В наших двориках мелькают в загустевшей – за последние мирные годы – зелени плодовых деревьев шустрые белочки, из развалин соседних домов подают голоса невесть как забредшие сюда фазаны...
А по ночам тоскливо воют одичавшие собаки...
И это все - на одной из центральных улиц нашей столицы.
Если вы любительница острых ощущений – милости просим к нам.
Только заранее приношу свои извинения: свирепых бородачей – с гранатометами наперевес – Вы здесь – увы! – не увидите.
Все остальное – как в лучших павильонах и съемочных площадках Фабрики грез на съемках грядущего Апокалипсиса...
Цитата: «Война трансформируется, принимая жуткие формы».
Что может быть более жутким, нежели ВОЙНА?
Вы не были на войне...
И дай Вам Бог не видеть и не ведать этого (мы и наши дети смотрим ей в глаза каждый день – на протяжении десятка с лишним лет).
   
Да, Вы правы, Румина, говоря: «бессмысленность многолетней бойни»... Но если бы Вы были одной из нас – прошедших это кровавое смертное марево – Вы имели бы право на то, чтобы называть эту неправедную войну «бойней»...
В Ваших же устах слово «бойня» звучит так, словно речь идет о СКОТОБОЙНЕ.
Мы – люди...
Такие же...
Так же чувствующие боль.
Так же умеющие смеяться и любить.
Так же умеющие ненавидеть...

...Но в одном мы несоизмеримо выше и Вас, и всех тех, кто стоит за Вами и сонмом наших вивисекторов, – МЫ УМЕЕМ ПРОЩАТЬ ВРАГА...
УМЕЕМ ПРОЩАТЬ, ЕСЛИ ОН ПОКАЯЛСЯ.
И если кто-то из нас поднял руку на покаявшегося – сам СТАНОВИТСЯ ВРАГОМ.
Вы знали об этом? Если Ваши этнические корни, как Вы утверждаете, в Дагестане – знали, ибо для всех кавказцев морально-этические каноны едины. И ни один истинный кавказец не усомнится ни в нашей порядочности, ни в нашей гуманности, ни в присущих нам лучших общечеловеческих качествах.
Создается стойкое впечатление, что кому-то очень надо, чтобы Чечня как можно дольше пребывала в состоянии затяжного прыжка (трагикомический нюанс состоит в том, что в нашем случае и кольцо, и стропы – не в наших руках и неизвестно, захочет ли этот самый Некто, чтобы наш парашют вообще раскрылся).
И дело тут вовсе не в Ваших обывательских страхах по поводу предполагаемого (но вряд ли имеющего место быть в обозримые века) чеченского нашествия на благословенные дагестанские кущи. К чему лукавить? И мы, и Вы, и сонм Ваших закулисных покровителей прекрасно сознаем тот непреложный факт, что ни одному, как Вы говорите, нуворишу – при деньгах и амбициях – и в голову не придет (не в обиду нашим братьям будет сказано) ловить птицу удачи в скалах Дагестана. Все мало-мальски значимые миграционные процессы и последних веков, и последних десятилетий очерчиваются на карте Кавказа в обход Вашей малой родины.         
Пытаясь представить нас – подуставшему от мыльного сериала «Чеченский терроризм, и как с ним бороться» – российскому обывателю как «грядущего Хама», Вы, может, неосознанно (искренне надеюсь, что это так) оскорбляете своих братьев по крови, ибо чеченский этнос, как мало какой этнос в мире, состоит не только из «чистокровных» нохчи, но и из огромного числа «пришлых» (в том числе и из Дагестана), которые, тем не менее, сроднились с нохчи и переняли и наш язык, и нашу культуру.
Пройдитесь по родовым селам Чечни: в каждом чеченском роду есть «пришлые» из Дагестана, Грузии, Кабарды (я не говорю о прочих регионах, отстоящих – на карте – гораздо дальше). И любую обиду, нанесенную нам - чеченцам, они воспринимают, как свою кровную... Ибо никто из приютивших их нохчи никогда не отделял их от чеченского древа, никто не считал их инородцами.               
Кстати, «террорист всех времен и народов» Басаев Шамиль – тоже корнями из Дагестана. Да и прочие, дюже агрессивные «сепаратисты» – в массе своей – не «чистокровные» чеченцы... Однако это тема, имеющая к нашему разговору весьма опосредованное отношение.       
Вернемся к нашим обиженным властями провинциальным обывателям...
Когда запечный сверчок мнит себя чуть ли не заплечных дел вершителем судеб – оторопь берет: это ж надо, каких запредельных высот достигла наша с вами демократия! Только «кратос» – не в смысле власть, а в смысле «кратное увеличение срежиссированного умонастроения народных масс».             
Цитата: «В стране, в которой так долго создавался образ врага, вдруг все перевернулось. Того, кого на протяжении долгих лет называли «зверем-людоедом», собираются выпустить из клетки, заверив при этом, что он обещал быть паинькой. Что это? Опыт над обществом?»
Ах, коротка человеческая память! Видно, запамятовали Вы, достопочтенная мадам Румина, что Вы сами, как бы это помягче выразиться, имеете непосредственное отношение к тем, кто создавал этот самый «образ врага».
Именно с подачи наших неподкупных СМИ, к славной когорте которых Вы имеете самое непосредственное отношение, чеченский этнос (со скрежетом зубовным и с надрывом в хорошо поставленном голосе) иначе как «зверем-людоедом» не называли. А теперь – что ж? Боязно?
Не помню уж, где я читывала, но зубоскальствовала журналистская братия по поводу хичкоковских «заскоков»: говорили, что сам создатель фильмов ужасов прятался за диван, когда дома просматривал свои шедевры.               
Вам это ничто не напоминает?
Если Вам ближе восточная ментальность, напомню известную притчу: «Бежал по улице Багдада Ходжа Насреддин и каждому встречному сообщал, что на центральной площади бесплатно раздают хурму. Когда же народ повалил на площадь, Ходжа  заскочил домой, прихватил блюдо побольше и сам ринулся – туда же, приговаривая: «А ну как – и в самом деле хурму раздают?»
Не раздают хурму, Румина...
И чеченцы – не кровожадные вуду.
Это все – плод Вашего (и Ваших не в меру рьяных коллег по цеху) богатого воображения.
Российский народ, о котором Вы так печетесь, как обычно, остается в неведении относительно истинных причин любой отечественной пропагандистской шумихи...
Будь российская общественность действительно гражданским обществом, а не собранием кухонных мнений и лавочных слухов, этот самый закон – в отношении нас – не использовался бы, как дышло, которое куда ни повернешь – все туда же и выходит...
Однако отрадно отметить тот несомненный факт,  что если – на первых этапах этой античеченской истерии – люди простодушно верили во все эти россказни, сегодня мало кто желает слушать подобные бредни.
В одном Вы правы. Нам трудно будет найти общий язык. На первых порах...
Так трудно бывает оправданному в последний момент смертнику смотреть в растерянные глаза людей, собравшихся в толпу (раствориться в толпе всегда безопаснее – не  так ли? – за общие ошибки всегда некому бывает отвечать), еще минуту назад азартно улюлюкающих – в предвкушении торжества правосудия и собственной правоты.
...Но и обиды проходят. Проходят, если у обиженного достанет мудрости думать о завтрашнем дне, а не о сегодняшних невзгодах.
Ибо многие из наших невольных палачей действительно не ведают, что творят.
А те, что знают истинную подоплеку наших затянувшихся страданий и молчат...
Что ж, Бог им судья...
Никто и ничто не вечно в этом мире.
Будут и Весы, и Суд.
Будет Мера. И будет Отмщение...
А нам – надо жить.
Надо растить детей.
Надо верить в Рассвет. В то, что когда-нибудь и «мы увидим чистую реку жизни»...

P. S. Вряд ли я стала бы отвечать Вам, если бы не одно «но», ибо все, что Вы поведали миру в своей статье – не более чем провокация, имеющая далеко идущие цели (это как из дедовской двустволки убить сразу нескольких травоядных образчиков фауны): мирных обывателей российской глубинки попугать, самой в собственных глазах («Могём!») утвердиться, нас – чеченскую журналистскую, неравнодушную к народным болестям, братию за живое задеть, и народ чеченский заставить в очередной раз «самоедством» заняться... Слишком все это на поверхности – все между строк и про между прочим.
Досадное «но», заставившее меня взяться за перо, состоит в том, что  «клюнули» мои коллеги по цеху на Вашу блесну: возмущенные статьи начали сочинять, неопровержимые доводы подыскивать, фактический материал для опровержения Ваших домыслов собирать...
Вроде той же борьбы Рыцаря Печального Образа с ветряными мельницами. (Особо трогательна реакция чеченского журналиста Мусы Майрбекова, воспринявшего Вашу недвусмысленную клевету на чеченский народ как личное оскорбление и считающего, что с Вами и Вам подобными надо судиться.)
Но сегодняшняя ситуация напоминает скорее сражение с армадой корабельных крыс, коих спугнул скрип мачт, гнущихся под Ветром Мира...
Не по Вашу душу скрипят они, мадам.
Успокойтесь.
Да и Вы – не есть дагестанский народ, с которым мы – веками – делили по-братски и радость, и горе.
Мы умеем ценить братские узы. Умеем помнить Добро. Умеем благополучно – без последствий в памяти потомков – забывать случающиеся иногда моменты взаимного недопонимания. Умеем не держать зла. Нам это завещали наши отцы. И какие бы клинья – под маской доброхотов или пресловутых арбитров – ни пытались вбить между нашими народами сонмы наших недоброжелателей, мы сможем быть выше сиюминутного ради Вечности. 

Знаете, чем для меня лично отвратно племя гиен?
Тем, что они нападают на беззащитную, слепнущую от смертного марева,  жертву, сладострастно разрывая еще трепещущую плоть, заведомо зная, что жертва не может защититься...
Только мы не слепцы и не жертва, мадам. И отнюдь не те мерлоки, от предстоящей встречи с которыми Вашу аристократическую (конечно же – в «дцатом» поколении!) натуру бросает в дрожь.
Мы – нация.
Может быть (не спорим), не лучше, но и (уж позвольте!) не хуже прочих этносов. И прогибаться перед каждой дворовой моськой, возомнившей себя цивильным пупом Вселенной («Чего изволите-с-с?») нет ни охоты, ни времени...
Да и позвоночник «чегой-то» не гнется.
Впрочем, думается, и у Вас на слуху известная поговорка... Да-да... О том самом караване, что идет, и собаках, что его привечают.
Вы, словно библейских времен Бен Товит, мающийся зубной болью и, в зубовных страданиях своих, лишь изредка посматривающий в окошко, где толпа сопровождает идущего на Голгофу Христа...
Как бы и Вам не проморгать, маясь шкурным зудом, скорбные деяния мира человеческого, ответ за которые придется держать всем: и гиенам, и агнцам.
«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется»...

Мы возродимся из пепла.
Но каково нам помнить, как мы превращались в пепел?

                /2005г./