Сердечность

Габдель Махмут

После долгого отсутствия из Крыма в Москву вернулся Михаил Пуговкин. Друзья и доброжелатели из Московских коридоров в честь него открыли его же музей. Мечтал ли истинно народный артист о таком признании при жизни, будь это в советское время? Вряд ли.
В таких вещах наши времена оказались милосерднее, как ни странно. Хотя рядом умирали, почти впроголодь жившие в пенсионном возрасте Фаина Раневская, Георгий Вицин, Георгий Юматов… Но не об этом сейчас…

Первый после возвращения выход Пуговкина на московскую сцену на рядовом концерте. И весь зал встал! А когда он произнес первые слова:
- Все, что я делал, это от любви к вам, мои дорогие зрители. Может, не так много, может, не так удачно, но я делал от чистого сердца!..
И многие вытирали слезы…
Вот где настоящая любовь! Вот какая она, всенародная слава!
Прослезился и я перед экраном телевизора…

  А если задуматься, ведь на наших глазах уходит, покидает нас целая эпоха Пуговкиных…
Наступают другие времена, придут другие кумиры. Но не будет таких Никулиных, Шукшиных, Астафьевых, Козловских, Свиридовых… Врут те, кто утверждают, что незаменимых нет. Этих не заменят никто, как никто ни в ком не повторяется в жизни.

Сегодня равных Пуговкиным комедийных артистов (маэстро комиков, по органической своей конституции) не видится, одна старательная мельтешня на экранах. То же самое на эстраде – ну нет же новых Кобзонов, Магомаевых! И в литературе последних лет, конечно, тоже.
А литература – основа театра, кино. Кольцо замыкается…   

Идут другие: более проворные, суетные, локтями продирающиеся - лишь бы стать… Не до сердечности будет таким - им надо выживать, зарабатывать, урывать. И это уже началось. О них тоже будут писать. Но уже заказные, где не будет сердечности. А будет желание примазаться, заработать на чужой славе.
Будут и песни о новых кумирах, но не поэмы ...

…Художнику необходимы препятствия, чтобы жить в борении, стремясь преодолеть неодолимое, как это было (а ведь действительно так и было) в дореволюционные и советские времена, когда система ставила творца перед таким глухим занавесом «низзя», что непременно надо было постичь умение передать именно свою, вопреки всему, правду! А ведь чем больше преграда, тем выше мысль. «Через тернии к звездам!», - сказано Марксом. Лучше нет лозунга для творца. Кинорежиссер Александр Прошкин сказал об этом так же: «Раньше в искусство шли те, кто языком искусства надеялся что-то подсказать обществу, что-то изменить в нашей жизни, а сегодня идут, чтобы засветиться, заявиться с тем, чтобы затем заработать на этом»… Я ему верю. 

Видимо, именно потому, что художнику надо было овладеть тонким искусством иносказания, подачи с подтекстом, и рождались гении в культуре уходящей советской эпохи.
В такой обстановке творили наши кумиры Пуговкины, Высоцкие…
Потому и непревзойденные, великие они!