Третий романс Демона

Анатолий Косенко
То, что голос у него красивый, Владимир знал. Это было ясно и по тому, как работал с ним, ставя ему голос, преподаватель – известный в прошлом оперный певец Куц... Басина! Как затянет! По низам ударит! Во всю грудь! Мечта… Был бы у него, Владимира, голос не красивым, Куц с ним так не возился бы… Поэтому после консерватории с карьерой певца должно получиться... Не может не получиться!

Он перешел на другую сторону улицы, бросил взгляд на часы. Времени до урока оставалось уже в обрез, и он ускорил шаг. 


Сидевший у окна Куц повернулся в сторону вошедшего Владимира, бросил на подоконник газету, которую, видно, читал до этого, и произнес не без иронии.

- Счастливый, однако…

Владимир поздоровался с ним и сидевшей у рояля сухонькой дамой – аккомпаниатором Софьей Павловной.

- Кто? Я счастливый? – улыбнулся он. 

Куц достал из кармана  платок и принялся вытирать очки.

- Естественно! Не я же! Сколько лет Вам, сударь? А мне?! Меня студентки уже не любят!

Софья Павловна хохотнула.

- Не скажите, Леонтий Кондратьевич… 

Куц повернулся всем корпусом к ней и удивленно возразил. 

- Скажу! Я ж не прибедняюсь...

Она села поудобней, готовясь к работе, и улыбнулась.

- Прибедняетесь-прибедняетесь. Вы и без меня это знаете. Наши девочки от Вас без ума!

- Ага, - согласился Куц, - только девочкам этим лет по сорок-пятьдесят всем… Хе-хе-хе-хе… - класс наполнился его красивым басом. - А студентки – с ним дружат! Знаете, сколько у него поклонниц?! На курсе? А мне доложили! Вторую ночь не сплю! Завидую…

- Сколько? – встрепенулась заинтересовавшаяся старушка и с интересом бросила взгляд на смутившегося Владимира. Он действительно смотрелся. Высокий. Красивый. Молодой…

Куц улыбнулся.

- Уже три воздыхательницы! А сколько тех, которые молча страдают?!

Владимир повел головой...

Ага, воздыхательницы…

- А он, - продолжил Куц. – ни одну не любит... Или любит, но молча... Не зная, как признаться в любви... Так что придется сегодня научить его этому! Начинаем новую вещь - "Третий романс Демона" А.Рубинштейна. Как вокальное пособие по любви… Хе-хе-хе-хе… - снова захохотал он своим басом.

Владимир с радостью воспринял новость. Ему нравилась партия Демона из одноименной оперы.

- Итак… Начинаем распевку… «Ми-и»… «мэ-э»… «ма-а»… «мо-о»… «му-у»… - протянул на одной ноте педагог и дал команду к вступлению Владимиру.

Софья Павловна взяла на рояле аккорд.

Владимир набрал воздуха и, вторя Куцу, протянул.

- «Ми-и»… «мэ-э»… «ма-а»… «мо-о»… «му-у»…

Куц кивком показал, что доволен звуком.

- На полтона выше! И… «ми-и»… «мэ-э»… «ма-а»… «мо-о»… «му-у»…

Софья Павловна поменяла аккорд.

Владимир пропел.

- «Ми-и»… «мэ-э»… «ма-а»… «мо-о»… «му-у»…

- Еще на полтона! – скомандовал Куц.

Владимир взял на полтона выше.

- Еще на полтона!

Они поднимались все выше и выше. Потом поменяли упражнение. Затем еще одно.

Наконец голос был разогрет, и они прервали распевку...



Куц протянул Владимиру лист со словами и нотами.

- Бери, сударь!

Владимир пробежал лист глазами, запоминая партию.

Романс* был коротким.

    "Я тот, которому внимала
    Ты в полуночной тишине,
    Чья мысль душе твоей шептала,
    Чью грусть ты смутно отгадала.

    Я тот, чей взор надежду губит,
    Едва надежда расцветет,
    Я тот, кого никто не любит
    И все живущее клянет

    Я бич рабов моих земных,
    Я царь познанья, царь свободы**,
    Я враг небес, я зло природы,
    И, видишь, - я у ног твоих.
   
    Тебе принес я в умиленье
    Молитву тихую любви,
    Земное первое мученье
    И слезы первые мои.


Куц выждал пока он ознакомится с партией и, увидев, что Владимир готов, дал команду начинать.

- Софья Павловна! 

Та повернулась к Владимиру.

Владимир глотнул воздуха и запел.

- Я то... от...

Старушка ударила руками по клавишам рояля – раздался мощный аккорд.

- ... ко... то...

Прозвучал еще один аккорд.

- … ро... му... вни... ма... ла…

Софья Павловна раз за разом брала отрывистые аккорды.

- … ты... ы... в полу... но... о... о... очной… ти... и… ши… не…

Он набрал воздуха.

- Чья… мы... ы… сль… ду... ше… тво... ей… шепта… ала…

Еще раз глотнул.

- Чью гру-у-у…усть… ты…. смутно… отга… да… ла….

- Стоп! - Куц прервал его и прошелся по классу. - Чью партию поешь?! А?

Владимир ответил.

- Демона…

Куц встал перед ним и выпятил нижнюю губу.

- Ваньки Пупкина какого-то ария…  а не Демона! – и развел от возмущения руками. - Кто такой Демон? А?! Дух изгнания он! Сатана! Дьявол! Прочти! Раскрой бумажку-то свою!  Как он о себе поет? «Я царь познанья! Царь свободы! Я враг небес! Я зло природы!». - Куц приблизил лицо к лицу Владимира и замолчал, не сводя своих глаз с глаз парня. Подождал, чтобы до того дошло сказанное. – А потому ты , Демон, должен петь это сильно, мощно, с демоническим достоинством! Как может петь только такой как ты! Как может петь только Демон… - он потряс перед лицом парня кулачищем. – Заново!

Владимир собрался внутренне и набрал в легкие воздуха.

- Я то-от… 

Старушка опять ударила руками по клавишам рояля – повторился тот же мощный аккорд.

Он пел, пытаясь придать голосу твердость и силу…

- Стоп, стоп, стоп, стоп! – остановил его посреди фразы педагог. – Не-ту Демона… Нет! – и опять замер, вперив свой взгляд в глаза ученику. – Мало орать! Внутренне соберись! Как стоишь?! Посмотри на себя! Какой ты, к черту, Демон?! Выпрямись! – он показал Владимиру, как тот должен стать. – Подними голову! – Куц поднял голову, - Посмотри на все взглядом, каким только и может смотреть на все вокруг Дьявол! Соберись! И  пропой… Это…

Владимир закрыл глаза и, подняв голову, расправив плечи, запел.

- Я то-от… которому внимала… Ты-ы… в полуночной тишине….»

Пелось легко. Для его баса-баритона партия была идеальной, и он чувствовал, что Куцу
нравится уже как он поет ее.

- Я то-от… чей взор надежду губит… Едва-а-а… надежда расцветет… Я то-от… кого никто не любит… И все живущее клянет…»

- Нет! - остановил вдруг его окрик Куца – Что такое?! Что за жалость в голосе?! Чего жалишься?! Надежды убил?! Какие?! Людские?! Никто не любит тебя?! Все клянут?! Так гордись же этим! – его голос перешел в крик. – Гордись! Ты Дьявол! Это как раз то, ради чего ты и существуешь! В Вечности! – он выпучил глаза и расставил перед собою руки с растопыренными пятернями. – А потому ты должен спеть этот куплет еще сильней первого! Еще больше гордости за злодеяния! Мощней! – и вдруг шепотом добавил, погрозив Владимиру указательным пальцем. - Но оставь запас голоса на третий куплет! Нам еще туда подняться надо! Там кульминация… Там!

Владимир пропел первый, затем второй куплеты, перешел к третьему.

 - Я би-ич… рабов моих земных… Я ца-а-арь… познанья, царь свобо-о-оды… Я враг небес… я зло-о природы… И видишь, я у ног твоих…»

- Стоп! – остановил его Куц. – Отлично! Отлично уже! Но… последнюю строку провали… Вниз! Войди ж в образ… Царь он…  Царь всего, понимаешь… И вдруг у ног какой-то Тамарки... Землянки… Это же катастрофа для него!

Лицо Куца изобразило страдание и он, показывая, как это надо сделать, пропел.

- «И видишь, я у ног твоих…»

Владимир кивнул, показывая, что понял, и повторил все три куплета заново.

Куц показал поднятым вверх большим пальцем, что доволен.

Владимир набрал воздуха.

- «Тебе-е.. принес я в умиленье… Молитву ти-и-ихую… любви-и… Земное пе-е-е-е-рвое… мученье… И слео-зы….пе-е-ервые… мои…и…»

Куц сидел у окна и молчал.

Молчала у рояля и Софья Павловна, показывая, впрочем, Владимиру взглядом, что исполнил он все блестяще...

- Хм… - очнулся вдруг от мыслей Куц. – Ты раньше эту арию слышал?

Владимир кивнул.

- Да... Перед экзаменом по музыкальной литературе... Вы же знаете. Там ставят на минуту отрывок из не понять чего, а ты должен угадать, что звучит и чье… Вот и прослушивали все перед экзаменом, в том числе и оперу "Демон" с этой арией...

Куц опять посидел с минуту и изрек.

- Тогда поздравляю, молодой человек! В финале Вы были Демоном! Кающимся в любви к Женщине! - он рывком встал и, протянув Владимиру руку, заключил. - Вот так вот... Благодарю и... Свободны, господин Демон!

Улыбнулась из-за рояля и Софья Павловна…


 
Владимир вышел из класса, прошел коридором и, оказавшись на залитой солнцем улице, радостно вдохнул полной грудью.

С таким педагогом он обязательно будет петь! В Большом – не в Большом, но будет! У него есть такой голос!

Он представил себе, как выступает на большой сцене, как зал взрывается аплодисментами, и ему стало сладостно страшно и здорово одновременно от такой перспективы... какую уже не раз себе представлял... 
 
Он остановился посредь двора консерватории, радостный, ошалелый...

Куда идти?

Домой, в общежитие?

Или…   

А что… если действительно…

Чего откладывать?!

Сейчас и пойти к Людке, сказать все…

Что любит!
 
Как этот…

Дух Изгнания!

«Я то-от… которому внимала… » 


* В опере "Демон" А.Рубинштейна три романса Демона, каждый из которых по оперным канонам является арией
** В оперном либретто усилен текст поэмы М.Ленрмонтова "Демон" повторением слова "царь" ("Я царь познанья, царь свободы")
 
*** http://www.youtube.com/watch?v=sljs5c6xioo Третий романс Демона из оперы «Демон» А.Рубинштейна. Исполняет Ф.Шаляпин. 1925 г.