Молчать НЕ вредно

Наталья Ахмедова-Вапаева
"Человеку нужно два года, чтобы научится говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами." Фейхтвангер Л.

В своей жизни мне приходится много говорить, а моя профессия вообще связана со СЛОВОМ.С Фейхтвангером не поспоришь, люди порой покидают этот мир так и не научившись молчать.ПАУЗА, как же я люблю это слово, она, Пауза, моя подружка, с которой я очень дружу и предлагаю всем моим студентам подружиться с ней очень и очень крепко. И у меня бывают проколы в жизни, когда, поссорившись со свою подружкой, я начинаю пожинать плоды своего словоблудия. Ладно, если это связано только с собственными уроками жизни, а, если это глобальные мысли, изречённые вслух, а значит начавшие свой путь в материализацию.
Народ много оставил нам в наследство пословиц, поговорок, афоризмов, предостерегающих нас, научающих нас молчать, но человек так устроен, что сначала он скажет, а, уж потом подумает.
Молчи больше, проживешь дольше.
Нужна постоянная тренировка собственного ума, чтобы изменить этот алгоритм. Вот Пауза-то в этом и помогает на все 10000000. Св. Писание даёт нам столько по этой теме, что и десяти постов не хватит описать всё. Самое первое, что нам приходит на память: «Язык – врачует; Язык – убивает»; Если говорить о мире, земле, цивилизации в целом, то, каждый из нас, человеков, копает своим собственным языком могилу планете Земля. Наш язык частенько сравнивают, говоря, что он без костей, то с метлой, то с лопатой... Бог нам дал уха два, а язык – только один. По Его замыслу, мы должны говорить мало, а слушать много. Из разных источников на нас сыплются предостережения, которые достойны того, чтобы к ним прислушаться.

Помни, что ты, говоря, рождаешь слово, ты произнес слово, и оно никогда уже не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет с тобою на Страшном Суде и будет за тебя или против тебя; от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 37). Значит, с каким страхом, как осторожно надо произносить каждое слово.

Каждое слово Священного Писания, каждое слово Божественной Литургии, утрени и вечерни, каждое слово священ-но-таинственнных молитв и молитвословий имеет в себе соответствующую ему и в нем заключающуюся силу, подобно знамению Честного и Животворящего Креста. Такая благодать присуща каждому церковному слову, ради обитающего в Церкви Ипостасного, Вочеловечевшагося Божия Слова, Которое есть Глава Церкви. Да и всякое истинное доброе слово имеет соответствующую ему силу, ради всенаполняющего Божия Слова. С каким же вниманием и благоговением надо произносить каждое слово, с какою верою! Ибо Слово есть Сам  Бог и Словом от небытия в бытие все приведено.(Свт. Григорий Нисский)

Бывали в жизни моей минуты, или во время тяжких скорбей, или после продолжительного безмолвия, минуты, в которые появлялось в сердце моем СЛОВО. Это слово было не мое. Оно утешало меня, наставляло, исполняло нетленной жизни и радости, — потом отходило. Искала я его в себе, стараль, чтоб этот голос мира и покоя во мне раздался, тщетно! Случалось записывать мысли, которые так ярко светили в сии блаженные минуты. — Читаю после, — читаю не свое, читаю слова, из какой-то высшей сферы нисходившие и остающиеся наставлением.

Все происходит в безмолвии, в глубине нашего сердца. Еще очень важно и чему учат святые отцы: держи твои уста сомкнутыми, никому не говори о своей тайне. Если открыть в бане дверь, то тепло испарится. Следовательно, никому ничего не говори о твоем решении. Не упоминай ни одним словом о начатой тобой новой жизни, о твоих переживаниях, о том опыте, который, как ты думаешь, ты приобретаешь. Это касается лишь Господа и тебя, и только вас обоих.

Человеческая речь требует огромной психической энергии. Происходит обработка огромного количества информации, содержащейся в памяти, затем она облекается в форму мыслей и передается через слова, как систему символов и код человеческой души. Здесь включаются эмоции и воображение. А если человек злоупотребляет словом, например, целенаправленно лжет, то он строит свой собственный иллюзорный мир, который должен держать в памяти и выдавать за реальность. Каждый может наблюдать на себе самом, как изматывает человека многословие: он чувствует себя опустошенным и утомленным. После «пира» пустых слов он пробуждается, как пьяница после попойки, с отвращением к самому себе. Мышление у человека, который много говорит, становится поверхностным и, если допустимо это слово, пошлым.

Молчание сохраняет огромные душевные силы. Эта энергия, которую расточали попусту, вливается в слова молитвы, она водворяется в человеческой душе, как вернувшийся издалека странник под кровлей отеческого дома.