Ну, прямо по Чехову

Михаил Кудрявцев
«Свинец на дороге не найдешь, купить надо»
А.Чехов. «Злоумышленник»


Недавно отмечали юбилей Антон Палыча, и я решил освежить в памяти  кое-какие его рассказы. Томик Чехова взял в электричку. Ехал и всё время похохатывал.

-Чеховым, значит. увлекаетесь? – обратился ко мне сидевший напротив пожилой мужчина. Я кивнул.  - Рассказ «Злоумышленник», конечно, знаете.  А хотите, я расскажу вам быль, ну, прямо по Чехову?

В поезде всегда можно услышать много интересного. Я отложил книгу и приготовился слушать.

- Лет пятьдесят тому назад мне частенько приходилось бывать в городе Орске. – начал рассказ  мой  визави. – Орск -  сравнительно  небольшой город, стоит на месте впадения реки Орь в Урал.
- В которой утонул Чапай, - решил я поддержать рассказчика.
- Утонул-то он гораздо ниже, а там Урал мелководный, я его переходил вброд. Зато  там в этих краях родился, чтоб вы знали, наш златоуст, Виктор Степанович. Не в самом городе, а в селе Черный Отрог.

-Это который «хотел как лучше»?
-Ну, да, а «получилось как всегда».  Ну, не в этом дело. А дело в том, что был там в городе, впрочем,  и сейчас есть никелевый завод. И вот на этом заводе случилось  ЧП. Из сейфа у начальника цеха украли гамма-дефектоскоп. Вы представляете, что это такое? Это свинцовый шар, внутри которого находится изотоп, испускающий  гамма-лучи. Вызывающие лучевую болезнь, рак то есть. И поэтому изотоп этот помещают в свинцовый шар. Свинец не пропускает  гамма-лучи.

- Знаю, - отозвался я, - мне приходилось видеть его. Это шарик диаметром  сантиметров пятнадцать – двадцать из свинца. Кому же он понадобился?

- Дело в том, что в тех местах много охотников. А охотников много, потому что  было много гусей. Гуси эти паслись на полях, где оставалось много зерна. На целинных землях не все зерно успевали вывозить. И вот  гуси там и жировали. Я сам видел стаю голов, наверно, пятьсот. И что интересно,  я подходил к стае, а гуси меня не боялись. Только расстояние до стаи все время оставалось неизменным. Я иду к стае, а расстояние не уменьшается. Стая плавно отступает.  Вот на этих гусей и охотились. А охотникам  нужна дробь. И свинец  для этого дела как раз годится.
 
- Как же могли украсть из сейфа?
- Подробностей я не знаю, не участвовал. Думаю, что ключ от сейфа начальник не носил с собой, а клал, например, в стол. И в голову не приходило, что кому-то  захочется тащить эту тяжесть.
- Да, уж наверно весил он килограмм сорок, - встрял я в рассказ.
-А не хотите – восемьдесят килограмм?
– Но ведь шарик можно и  катить!
- Не думаю, что его катили. Но вот, значит, - продолжал рассказчик, - пропажу обнаружили, а это же ЧП!
 
  Вряд ли похититель понимал, какую опасность представляет этот изотоп. Подняли на ноги милицию. Да разве найти в городе, где двести тысяч  население, и каждый второй  охотник!

 Доложили, куда надо. Из Москвы приехал ответственный полковник. И он принял правильное решение. Видимо, и среди полковников есть толковые ребята. Он выступил по радио, объяснил, в чем состоит опасность, а главное, предложил  похитителям   положить украденное  где-нибудь в городе на видное место, на их усмотрение, и  обещал, что им за кражу ничего не будет. И, что вы думаете? На следующий день этот шарик лежал чуть ли не на главной площади.

- Действительно, толковое решение, - согласился я.
- Так вот, чтобы больше  этот шарик не украли, знаете, как его спрятали? Вырыли экскаватором яму глубиной  в метр, положили туда этот шарик, и накрыли пятитонной  плитой. Эту плиту поднять мог только специальный кран. Такой был только один в городе.
-  Молодец полковник, - еще раз выразил я  свое мнение.

- А то! А, кстати о полковниках. В Орске есть рудник, в котором добывают пестроцветную яшму. Очень красивые на ней на срезе  иногда возникают пейзажи. Рудник этот находится в горе, которая называется «Полковник».

 И опять же забавная история с этой яшмой.
 К этому руднику пролегала дорога, грязная такая, разбитая. Километра полтора длиной. Начальнику рудника надоело ковылять по грязи и по колдобинам, и приказал он вымостить ее  некондиционной яшмой. Что и сделали. Только после этого в срочном порядке эту яшму закрыли асфальтом. Начальнику грозили   отобрать партбилет за  такое  самоуправство.

- А еще, - продолжал рассказчик, видя, что я  все его истории слушаю с открытым ртом, - а еще в этом славном городе есть завод синтетического спирта. Спирт этот технический, и каких только примесей в нем нет. Но местные жители считают, что понемножку  его можно пить.

При мне были похороны.  Отравился человек этим спиртом. Весь город хоронил. С оркестром положили в могилу. На поминках собрались близкие. А не очень близкие собрались отдельно. Выпили водочки, и, как обычно, не хватило.

-У меня вот есть этот,- хозяин вынул из-под стола банку со спиртом. 
-Ты что! Только похоронили. Тебе мало?
- Дык, он почему откинулся? Он закусывал капустой. А у нас свинина. Если закусывать свининой, ничего не будет.
- Тогда наливай!

Через два дня хоронили еще двоих.

Да, - подумал я, - Правильно сказал златоуст: «лучше водки хуже нет».
04.03.10