А. В. Щукин Кто мы и откуда. 64г

Галина Щукина
               


"Но кто мы и откуда,
Когда от всех тех лет
Остались пересуды,
А нас на свете нет."

       Б.Пастернак.

Мне давно хотелось привести в порядок Сашины письма, разложить их по датам, перепечатать, дополнить фотографиями, (благо компьютер позволяет).
…Итак, на дворе 60-е годы.,,, "Время больших надежд и свершений".
22-ой съезд партии провозгласил: «Нынешнее поколение Советских людей будет жить при коммунизме».

 Гагарин в космосе!
Победы наших спортсменов на Олимпиадах: хоккей, фигурное катание - казалось,везде мы первые.
Эти годы - были "золотыми и в истории отечественного футбола"
 (Лев Яшин, Эдуард Стрельцов...)
 
В 1958 году с большим успехом наша страна участвовала в 1-ой, после войны, Всемирной выставке достижений (Экспо-58) в Брюсселе.

Павильон СССР (со скульптурой Мухиной "Рабочий и колхозница") считался лучшим, туда стояла многочасовая очередь.
 Были впервые представлены модели космического Спутника-1 и атомного ледокола "Ленин".
Автомобиль "Волга" (ГАЗ-21) был признан лучшим автомобилем в Европе
Отмечены и получили золотые медали также наши самолеты и вертолеты.
Искусство представляли: балерина Галина Уланова, танцевальный ансамбль "Березка", Московский цирк, лучшие художественные коллективы союзных республик...

То, что это был триумф СССР понимали все участники выставки.
Кстати, одна из стран "цивилизованной" Европы представила на этой выставке человеческий зоопарк, (конголезскую деревню)...,(вероятно, по недоразумению, так же, вероятно, "по недоразумению" не упомянул о нашем триумфе Л.Парфенов в своем "Намедни" 1958г.).
 
 На экраны страны вышло много замечательных фильмов: "Коммунист" (с Е.Урбанским в главной роли), "Председатель", "Девчата"(1961 год),  "Два капитана", "Дорогой мой человек", "На семи ветрах"(кстати, там замечательный "эпизод с письмами"), "Им покоряется небо", "Последний дюйм" (1958 год), "Я шагаю по Москве", "Деловые люди", "Человек - амфибия", "Высота" (1957 год), "Баллада о солдате"(1959 год),..


Я с Сашей училась в школе №52 г. Краснодара (он на год старше), занимались спортом,(плавали) у одного тренера,  Владимира Дмитриевича  Волкова, участника войны, сумевшего воспитать не одного чемпиона…(фото тренера)

Летом 1962 г. мы, школьники-спортсмены, ходили в поход к Черному морю. До Горячего ключа ехали на автобусе, потом шли пешком через перевал.
В пути много общались.
Саша с уважением относился к моим старшим: брату Володе и сестре Люде,- достигшим больших успехов в плавании. Это его расположение распространилось и на меня.

Около моря жили в палатках; готовили еду на костре, мыли посуду в ручье, ночью дежурили у костра. Было легко подружиться. Держались вместе, помогали друг другу.

Посёлок Джубга: пляж, солнце, гора «ежик». Группа спортсменов на пляже. Выполняли задания тренера – плавали между буйками, загорали.
Плавали также под водой в масках и ластах. Подводный мир открывался тогда перед нами во всей своей красе.
(Плавание под водой Саша вспоминал, когда начал летать, как военный летчик в паре,  говорил, что так же красиво?).

Домой возвращались на самолёте АН-2, летели низко, мест в салоне всем не хватило и пилоты пустили Сашу в кабину, он был счастлив.

После прибытия домой – растерянность.
 Была необходимость в новой форме общения друг с другом. Эта возможность появилась в виде занятий по школьной программе.
Саша помогал мне по физике, а я – диктовала ему диктанты и "задавала" упражнения по русскому языку на дом.
 
Конечно, это была скорее игра, но у него всегда был повод приходить ко мне домой. Нам было весело вдвоем, свои отношения мы называли дружбой, если возникала неловкость, я не боялась обострить отношения, были ссоры. Размолвки  делали нас свободными.
И всегда между нами было какое-то «Дело». Неважно: были это дополнительные занятия после школы, какая-то общая идея, мечта о будущей профессии или  разговоры о ней.

Саша увлекался радиотехникой, умел делать радиоприемники. Он даже пытался установить радиосвязь между квартирой, где жила я, на третьем этаже дома в поселке ТЭЦ,  и своим домом в поселке Пашковском  (км 4-5).

Ездили вместе на рыбалку. У моего отца на реке (Старая Кубань) была лодка, и мы часто плавали на ней.
Катались на велосипедах, т.к. у меня своего не было, Саша приходил с двумя.

Изредка ходили в кино. Оно занимало тогда особенное место в нашей жизни, - и всегда праздник!
 Много знали песен. Часто пели их друг другу. У Саши был отличный музыкальный слух и память.

Он мог бы стать и моряком. Но в Краснодаре моря не было, а самолеты летали прямо над головой. Рядом был аэропорт. Школьную практику там проходил, когда перешел в новую школу №60, в пос. Пашковском.
Сейчас на стене этой школы висит мемориальная доска в память о Саше.

После окончания школы-одиннадцатилетки, в 1964 году Саша делает первую попытку поступления в летное училище.

Об этом в письмах, написанных из Ленинграда…   
И, чтобы оправдать своё присутствие, цитата А. Экзюпери: «Мне так нужен друг, которому я мог бы рассказать о всех мелочах жизни. С которым мог бы поделиться. Сам не знаю, почему я выбрал Вас…Может быть я пишу самому себе».

Питер. 19.08.64
Здравствуй,  Галка!
Конечно, мне хотелось бы тебе это сказать, но, вероятно, увижу тебя теперь не скоро. Ну,  как ты там поживаешь?! Ведь прошло уже немало времени с тех пор, как я видел тебя в последний раз и нам, пожалуй, было бы о чем поговорить.
Была ли ты в походе? Что делаешь сейчас?
Но, если я буду продолжать свое писание в том же стиле, то получится весьма скучное чередование: Что? Как? Почему? и т.д. Лучше всего, если ты просто напишешь мне обо всем сама.
 …Так как я очутился в Питере, ты, наверно, догадалась, что с авиацией не вышло и, вероятнее всего, не выйдет никогда (медицина). В Ейск я летал…

Здесь я нашёл работу. И на следующий год поступлю в Воен. Механ... Вот такие мои планы.
А как у тебя? Галка, пиши всё. Пиши, как можно быстрей. Без тебя здесь тоскливо. Может, к Новому году я приеду в Краснодар, но сейчас ещё куча неопределённостей.

Саня. 
((Все письма сокращены, оставляла «существенные типические черты, отбрасывая случайные»).

Питер 25.08.64г.

Здравствуй,  Галь!
Сегодня я, наверное, самый счастливый  из всех на свете, и поэтому прохожие оборачиваются на меня с недоумением во всё лицо. Ещё бы! Верзила шлёпает по лужам, не разбирая дороги, и … улыбается. Представляешь картина! Ну и что же, пусть себе оборачиваются, останавливаются в недоумении, зато у меня в кармане лежит твоё письмо. Даже пасмурный Питер выглядит празднично,  и лужи, оказывается, могут даже в пасмурную погоду искрить.

Не писал – старательно взрослел. Но, вероятно, по тону моего письма в это трудно поверить…

Сегодня,  как снег на голову, свалился из Москвы «Кирпа» ((спортсмен – пловец из Краснодара). Страшно – ранним утром,  «когда ещё всё в мире спит,  и алый блеск едва скользит…»,  он ввалился к нам в комнату с сигналами «пик, пик, пик, пик»… ((позывные 1-го искусственного Спутника земли?) - возвестившими, что уже 10 утра. Разумеется,  он был награждён за это целой системой проклятий. Правда,  обошлось без увечий.

Он набрал 18 баллов в МВТУ и боится, что не пройдёт по конкурсу. Заглянул к нам,  в  Питер,  разузнать, как тут дела и уже в 12 улетел обратно. (Разумеется всё это "зайцем").

 А завтра я перехожу на новое место, завтра же узнаю новый адрес, но это не надолго, дней на 7. Потом уже постоянно в рабочее общежитие в Колпино. Поэтому -  пиши на  Глав. почту.

А побывал я только в Эрмитаже, Исаакиевском соборе, на выставке американских средств радиосвязи, Петергофе, польской, германской, болгарской, эстрадах. Ещё видел Смоктуновского в «Гамлете» и Баталова в «Дне счастья» ((худ.фильмы ). Вот,  пожалуй,  и всё.

 А « весёлого» со мной было - хоть отбавляй…
Поехал в Воен.Мех.,  приёмная комиссия уже не работает: - 6 час.
В гостиницах «местов» (так ответили) нет. Я на лавку, а меня милиционер… Я от милиционера, а он за мной и т.д. Всё-таки,  я перешёл в атаку и разнёс порядки питерские.

 Пошёл на Невский – белая ночь, людей нет, комаров нет, воздух чистый – красота и так до утра. А утром нашёл «Пита» ((Пётр - спортсмен-пловец). Вот тут-то я отоспался!(…)

Ну ладно, что-то я расписался. Ты, наверное, уже устала разбирать мои каракули. Обещаю: со следующего письма буду выводить каждую букву.
                Жду  письма.
Саня.


Питер 20.09.64г.
Здравствуй,  Галя.
Сегодня получил, наконец, твоё письмо. Странно, но почему-то я получил его,  когда вовсе не ожидал. Видишь ли,  в этот месяц, который прошёл между твоими письмами, я почти каждый день ездил на Главпочту. Ждал и всё напрасно. Иногда мне казалось, что вот сейчас я приду на почту,  и письмо обязательно будет. Не знаю почему, но я был почти уверен. Но…
А сегодня зашёл просто так. Просто очутился рядом и зашёл. Знаешь,  когда долго ждёшь, многого и ожидаешь. И опять но…!
А у меня здесь произошли великие перемены. Уволился я  с прежней работы, как и все ребята. Там мы работали вместе с заключёнными. Строили «объект № 7»,  и больше ничего не известно. Общежития не дали,  жили в бараке на сцене. Грязь,  холод,  нет ни чистых постелей,  ни печки, а на улице уже не жарко. Всё бы это ничего, если бы была хоть малейшая перспектива, но…
Но, а главное - это отношение к нашей работе. Знаешь,  иногда взрослые дают детям какую-нибудь забаву,  игру,  чтобы те не мешали им. Что-то похожее было и у нас. Мы копаемся часов 6,  а потом приходит бульдозер,  неосторожно развернётся,  и… нашей работы как не бывало. Теперь я работаю на Кировском заводе,  тоже строителем.  В общежитии комната на 4-х. В общем,  "законно" (( т.е."хорошо").
Галка,  мне паршиво писать – может тебя это вовсе не интересует? А?

Жду ответа.
До встречи. Саня.
Да!  У меня новый адрес. Правда, он несколько длиннее прежнего… Ленинград,  Л-207,  ул. Припарковая,  118,  кв. 31.,  МНЕ.


Питер 13.10.64г.
Здравствуй,  Галка!
Сегодня 13-е, а вчера… был старт.((в космос). Конечно,  здорово!  Но для меня самое главное,  что Феоктистов был ранен в Отечественную войну и демобилизован. И,  всё-таки – старт.
Сейчас утро. На работу не иду. Вновь переход на новое место...
Галь, пиши. Пиши обо всём. Меня интересует всё...
                До свидания.                Саня,  конечно,  твой.


Питер 30.10.64г.
Здравствуй,  Галь.
Вот уже несколько раз собирался написать тебе письмо,  но оно никак не клеилось. Я только что пришёл с работы. Сегодня работал в первую и остался во вторую смену – много прогулов,  надо отрабатывать. В этом месяце я вообще мало работал,  да ещё прилично потянул связки в голеностопе,  так что к прогулам прибавился ещё  и больничный на 5 дней. Нога ещё толстая...
Сегодня допустил величайшую глупость – просил Витьку ((товарища по общежитию)) получить мою почту на Главпочтамте. К счастью он проспал остановку. Глупость потому,  что получить письмо – это самый счастливый день,  из вереницы однообразных…
До встречи. Саня.

Питер. 6.11.64г.
Здравствуй,  Галка.
Сегодня у нас выпал первый снег. Его ещё мало и,  вероятно,  завтра от него уже ничего не останется,  но он первый,  и поэтому кажется,  что белее снега не бывает. Довольно холодно,  но в самом городе снега не было – заводы, фабрики… А у нас законно. Места хватит на сто-тысяч таких снегов,  как сегодняшний.
 Скоро праздник и это чувствуется во всём: и в прохожих, и в улицах,  площадях. На нас это праздничное настроение тоже отражается,  хотя и весьма своеобразно:  на работу идти не хочется,  а завтра вообще думаем не пойти…
А у вас, наверно, ещё только осень. Возможно,  дожди. Такой осени, как сейчас в Питере,  говорят,  уже давно не было. Хотя и холодно, но иногда даже светит (хоть и не греет) солнце. Так и сегодня. Какая там работа… А на почте почему-то писем нет и нет. Наверно,  что-то с почтой советской неладно. Мне говорят: «Пишут вам,  пишут,  не волнуйтесь,  молодой человек,» - наверно,  думают, что от этого мне становится легче. Я обидел тебя? Чем? Может «твоим»?
((Написал "Твой Саня" в конце письма...?)).
Где ты будешь праздновать 7-е?
               До свидания.
                Саня.
Да, Галь,  поздравляю с праздником! Больших тебе успехов,  много счастья и ясной цели.

Питер. 8.11.64г.
Здравствуй,  Галка!
Хотел написать 6-го, сразу, как получил твою открытку, а потом и письмо. До чего же глупо вышло! Я пишу одно, второе, третье письмо, а – пойти посмотреть в 207 отделение не догадался. Думал, ты будешь писать на Глав. почту, как и раньше. Но теперь-то все ясно...
Вчера было 7-е. И мы с Витькой (Копыловым) и его другом Вовкой (он приехал на праздник из Новгорода) решили посмотреть парад войск. Встали затемно, около 6-ти.  Было холодно, и к тому же метель, но неслись как угорелые по Питеру,   наводя страх и ужас на всех прохожих. Короче, отличное наше настроение было разбито до основания около 8 часов утра,  когда до Дворцовой площади оставалось каких-нибудь два квартала. И, опять…милиция. С нашей стороны не было никакой грубости, даже наоборот…
Мы повернулись и угрюмо побрели домой. Все настроение было потеряно и, как казалось, безвозвратно.
Но к вечеру мы опять поехали в Питер, посмотреть кинуху «Живёт такой парень» (Во! фильм!)
((С Куравлевым в главной роли)

и попали на салют. Здорово! Я такого никогда еще не видел.  Жаль, тебя опять не было рядом…
А вчера получил сразу 4 письма: от Люси, Вовки, мамани, Борьки…
 Теперь о скуке. Вообще-то, это не то слово. Когда-нибудь я придумаю, как это называется. Нет, тут скучать,  действительно,  не хватает времени. Для нас это слишком большая роскошь…
У нас зима. Хожу на подготовительные, тренируюсь.
 Ну вот и все…
                Саня
               
Питер. 25.11.64г.
Приветствую Вас,  Галина Александровна!
Вы,  как всегда, пунктуальны до чертиков. «Не напишу, пока не придет ответ. Вообще-то можно меньше,  но ни в коем случае не больше, ни на одно письмо». Или - не о чем писать ( что ты и стараешься подчеркнуть в каждом письме)?
Доходит до того, что пишешь: «…хоть бы вопросы задавал о том, что тебя интересует, а то даже не знаю, что писать»… Да, плохи же твои дела. Ну что же, если тебе не стыдно, я продолжу вопросы. Что читаешь из художественной, научной, научно-популярной, фантастической литературы? Можешь прочитать (из научной фантастики) «Молекулярное кафе» Ильи Варшавского? Думаю, что «Юность» тоже можешь достать...
Ходишь ли ты на тренировки? Как учеба? Чем занимаешься в свободное время? Может что-нибудь нужно тебе из учебников?  Что за погода? (Впрочем, это, пожалуй, единственное, о чем ты не забываешь написать). Может, потому, что она всегда переплетается с твоим настроением. Неужели у тебя нет друзей ? Какие новые песенки вошли в твой, неожиданный для меня, репертуар?
((петь я любила, в детстве  запевала в школьном "пионерском" хоре.
А "вершиной моего успеха" в 12 лет была песня - "В небесах мы летали одних...", про летчиков эскадрильи "Нормандия-Неман", аккомпанировала мне одноклассница Галя Головахина, потом она уехала на Сахалин и стала аккомпаниатором, а мечтали стать геологами)).
 Чем занималась на каникулах? Как провела праздники, с кем, где?..
У нас всё отлично. Нога не стоит твоего беспокойства. Жду послания твоего
с нетерпением. Не хнычь.

Не представляю тебя здесь. Ведь вытянуть тебя из дома, даже осенью стоило немалых усилий. А ты собралась дояркой на целину. Куда тебе грешной!? Ты все же пиши почаще. Слушал Эдиту.((Пьеху) Здорово!  Хочешь, напишу?
                Твой Саня.


Питер. 4.12.64г.
Здравствуй, Галь.
Ну, вот видишь, значит, тебе действительно не хватало вопросов. И как только ты их получила, твое письмо сразу же приобрело более приятную форму повествования.
Твои полные объективные ответы теперь даже заняли около двух листов, что тоже является высоким достижением. Насколько я понял, из твоего письма, жизнь твоя протекает без суеты, одновременно, интересно и увлекательно.
И хотя у тебя и нет друзей, (которых я, кстати, не подразделяю на «друзей» и «подруг») она (жизнь) не омрачена скукой и однообразием – все свободное время у тебя занимают учебники и изучение «Молодой гвардии», книги, которая потрясает человечество своей простотой выражения самых высоких понятий идеалов, вот уже полста лет...
 Молодец! Ты правильно живешь, умница! Не стоит забивать клетки своего головного мозга чтением какой-то научной фантастики…
               
               

Питер. 8.12.64г
Здравствуй, Галка.
Только что пришел с работы. По радио передают «Юность». И если бы еще немного было потише в квартире, было бы вообще отлично. Что же, общежитие есть общежитие, и с этим тоже надо мириться. Усталость берет своё.  А ведь еще надо будет позаниматься, завтра курсы.
Эти три дня пролетели так быстро, что только сегодня начинаешь потихоньку  возвращаться в обычный темп.
… Подумать только, уже пять месяцев я в Ленинграде. Время летит по сумасшедшему. И, пожалуй, если бы это был не Питер – мне бы порядком надоела такая «житуха». Все же Ленинград остается Ленинградом, и с этим ничего не поделаешь. Жаль, что ты решила поступить все-таки в Краснодаре. А, может быть, еще не окончательно?
…Ну вот, уже и «сегодня». Сегодня – 9-е число. Через 5 часов уже будем вставать (самое неприятное), умываться (это уже лучше) и опять на работу. Сегодня в первую.


Питер. 12.12.64г
Сегодня опять был во вторую смену. Кончил рано, около 6-ти. Настроение было отличное. Получил сразу два письма от тебя и от сестренки. Завтра воскресенье, сегодня получил получку и, если учесть, что этой самой получке предшествовали 2 дня поста, то я думаю, даже ты поймешь, что причин для хорошего настроения достаточно. Конечно, эти причины могут показаться тебе мелкими. Тогда я сообщу, что, может быть, твое письмо сделало хорошую погоду в моем настроении.
Наконец-то лед тронулся,  и твое красноречие неожиданно, вернее долгожданно,  раскрылось. К тому же следует отметить некоторые проблески остроумия и сообразительности. Молодец, умница.
Вот черт, и здесь начинается «Пашковка». Пришлось сделать небольшой перерыв в сочинении. Галка, если бы ты знала, как это мне надоело. И еще больше не хочется снова влезать в эти делишки. Неужели это у меня на роду написано? Ну что мне делать, если я не хочу ходить с разбитыми кулаками, если я не хочу здороваться с милицией...
А настроение тебя злить пропало. Надо же... Хоть бросай писать…


Питер. 21.12.64г
Ну вот, я и побывал в Ленинградском театре. Смотрел спектакль «Сирано де Бержерак» Ростана.
Это случилось после, более чем трехгодичного, бойкотирования этого вида искусства. Я терпеть не мог театра. Да и в этот раз я попал туда не без помощи... Но даже не сожалею. Даже понравилось. Бывают же случаи…
У нас зима, и хотя довольно часто оттепели, работают катки и лыжные базы. Но за все время я так ни разу не побывал ни на катке,  ни на лыжной базе. Да если еще учесть, что эти удовольствия нам («Кировостроевцам») бесплатны, то вероятно догадаешься, что великий лодырь и бездельник вдруг начал резко ощущать недостаток во времени. И хуже всего то, что большая  половина времени, даже почти все время, уходит опять не на главное.  Чертовщина какая-то.
 «Ну вот», - думал я, окончив свое среднее образование, - ну вот и начинается «житуха». И вдруг соображаешь, что опять не ты распоряжаешься своим временем. Паршиво…
Молчание считаю подготовкой к приезду. Жду.
Саня.


((Сентябрь 2020г. Вышел на экраны  фильм "Дорогие товарищи" о Новочеркасских событиях. Стало интересно, что происходило у нас в это время,(в середине лета 1962г. ходили с тренером в поход).
В Краснодаре с продовольствием, как сейчас понимаю, было не так плохо... В поход брали "концентраты" в пачках - рисовая, гречневая... каши с наполнителями (не химия), сгущенное молоко. Помню брикеты с киселем, (фруктовый концентрат с сахаром и крахмалом), а так же кофе и какао, если не ошибаюсь,  прессованное с сахаром (на кружку воды).
На костре, в ведре, варили борщи с тушенкой. супы с овощами.
Брали с собой макаронные изделия.

На Краснодарской ТЭЦ работникам в эти годы давали участки под огороды, где работали всей семьей. Позже отцу "выделили землю" под садовый участок.
Дачных участков в нашей стране так много, что стало проблемой для нынешних чиновников, которые привыкли получать свою выгоду из всего, что только можно."

 В тяжелые времена (перестройки), нехватки продовольствия в магазинах,  на земельных участках выращивались в больших количествах - овощи, фрукты, на юге виноград...
На всех вокзалах Москвы были организованы с/х рынки, на которых дачники продавали излишки своего урожая (цветы в т.ч.), со своих участков,
поставляли жителям Москвы свежайшие, экологически чистые овощи и фрукты.
 И вместо того, чтобы идти митинговать, граждане ехали на дачи.
Эта привычка предпочитать всем общественным мероприятиям, работу на личных земельных участках сохранилась до наших дней.

А в 1991 году это относительное доверие к власти сыграло с нами злую шутку...
Члены Правительства, осознавшие в какой страшной опасности находится наша страна, утром 19.08.91. обратились к народу с просьбой поддержать их, чтобы сохранить СССР...
 Многие подумали: Ну, наконец-то, сейчас наведут порядок и стали ждать с уверенностью, что "Все вернется".
Но, не тут-то было...
Многие и сейчас ничего не поняли.
Так просто, а потому страшно. Мы жили в тепличных условиях. Были уверены в завтрашнем дне, что профком-партком нас защитит.

 15 ноября 1988г. был осуществлен
 запуск "Бурана" в космос, что было последним достижением нашей страны в космосе.
Куратор этой космической программы О.Д.Бакланов входил в ГКЧП.