Калиниченко Н. Н. Открытие истины Парадоксы филосо

Индрик
Калиниченко Н. Открытие истины Парадоксы философии  Введение

               
                Философия – это не любовь к мудрости.
                Философия – это профессиональная мудрость
ВВЕДЕНИЕ

У философов хватает совести возвышать свою науку над прочими науками. Они считают величайшим достижением человеческого ума мыслить отвлечённо, абстрактно, философски. Они думают, что философские категории именно благодаря своей абстрагированности, отвлечённости от бренного существования содержат в себе высшую форму знания – мудрость. Но, к величайшему сожалению, философы – это всё таки люди, и как всем людям, философам тоже свойственно ошибаться. И в лекциях этого раздела мы покажем, где и почему ошибаются философы. И хотя философы втайне считают свою философию наукой наук, о парадоксах науки мы поговорим в следующем разделе.
С греческого para – против, doxа – мнение. В философии парадокс определяется как неожиданное мнение, не соответствующее обычным представлениям.  Но на самом деле парадокс – лишь другое название противоречия. Современная философия не признаёт противоречий, поэтому всякое  обнаружение их у себя кажется ей неожиданным. Отсюда и это название – парадокс. Впрочем, для современных философов парадоксы уже не столько неожиданны, сколько непонятны. Неожиданными они были для древних греков, которые  только начали открывать противоречия как в своём мышлении, так и между мышлением и явлениями. И они зашифровали–заширмовали–зашельмовали своим греческим словом эти неожиданные для философии явления, превратив их в серьёзную научную проблему, а точнее, в вечные вопросы познания.
Само по себе существование парадоксов однозначно указывает на то, что далеко не всё ладно в философии. Но вместо того, чтобы навести, наконец, порядок в собственном доме, философы нашли вполне научный на их взгляд выход, объявив, что иначе и  быть не может, что познание бесконечно, что истину до конца познать невозможно, а можно лишь бесконечно приближаться к ней, что они бесконечно и делают.  И в свете этого вполне философского решения парадокс для философов “...является очевидным свидетельством того, что для эффективного и продуктивного мышления никогда не будет достаточно одних только строгих правил. Нужно ещё что–то. Это что–то можно назвать интуицией, озарением, изобретательностью, искусством. Необходимо подчеркнуть: это что–то обязательно будет не вполне осознаваемым актом мышления”. Эта цитата взята из учебного пособия А.Н.Казакова и А.О.Якушева “Логика –I. Парадоксология”, АО “АСПЕКТ ПРЕСС”, Москва, 1994 г., победителя открытого конкурса “Гуманитарное образование в высшей школе”.  И сама цитата, и учебник в целом однозначно указывают на то, что философы, с одной стороны, считают философию безупречной, не требующей никаких изменений, а с другой – признают её ограниченной, неспособной создать такие строгие правила, которых было бы достаточно для эффективного и продуктивного мышления. Парадокс? Безусловно. Но это не главный парадокс философии.
Главным требованием, которому должна отвечать философия, в самой же философии считается объективность. Но философия субъективна по своей природе. Ведь её делают субъекты. Без субъекта нет философии, а с субъектом философия субъективна. Следовательно, с точки зрения самой философии философия не есть философия. Чем не парадокс?  Но его нет в указанном выше учебнике, как его нет вообще в философских материалах. Этот парадокс философия не замечает, потому что он отменяет философию.
К счастью для науки, указанный парадокс имеет решение. Правда,  к горю для философии, поскольку это решение отменяет её. И прежде всего оно отменяет абстрактное мышление. Со времён Аристотеля мыслители гордятся своей способностью мыслить абстрактно. И эта гордыня не позволяет им заметить, что как раз предмет их гордости и загоняет их в угол.
Впрочем, дело не столько в отвлечённости или, иначе говоря, в формализме философии, сколько в её односторонней многосторонности. Или в многосторонней односторонности. Главный закон современного мышления – закон противоречия, запрещает противоречие. Тоже ведь противоречие. То есть он запрещает считать две противоположные мысли об одном и том же истинными. Но, во–первых, он не указывает, какая из двух противоположных мыслей истинная, а во вторых, позволяет любое количество односторонних мыслей, т.е. мыслей, не противоречащих признанной за истинную, тоже считать истинными. Отсюда – многосторонность односторонности. И самый первый пример этого – законы формальной логики, которые по своей сути представляют собой разные формулировки одного и того же закона тождества.
Именно потому, что формализм многолик, так много парадоксов. Но суть у них совсем проста. И имя ей – противоречивость. Философию уничтожает то, против чего она всегда боролась, – диалектика, т.е. противоречие. И парадоксы – одно из доказательств того, что ей не победить.