Чердачная страна

Ирина Ионова
В гостях у Архиповых

- Сейчас моя очередь, а не мамы, - возмутилась Айка.
- Айка права! – согласился Сандре.
- Какая разница, кто за кем говорит, - вступилась Ёлочка. - Главное в рассказе - сюжет. Пусть рассказывает мама, может она спешит рассказать то, что мы передать не сможем.
И она передала камешек мне:
- Продолжай рассказывать!

Я благодарно посмотрела на детей и стала продолжать:
- Во дворе после дождя было мокро и неуютно. Ребята вышли во двор, и к ним присоединилась Стелла, их двоюродная сестра, она предложила пойти играть на веранду к бабушке. Стелла была небольшого роста и худенькой девочкой. Несмотря на постонную заботу и любовь родителей, дедушки и бабушки, её треугольное лиико с глубоко посаженными серыми глазами постоянно имело обидчивое выражение лица. «Как будто ей постоянно кто-то должен», - говорили деревенские соседки, перешёптываясь между собой. Она была старше Ёлочки на два года и потому считала, что её двооюродные сестры и брат должны подчиняться ей беспрекословно.

- Ну что, пойдем на веранду? - переспросила Стелла.
- Нет, - уверенно ответил Сандре, - мама сказала, что надо дышать свежим воздухом.
- Ну и дыши, - недовольно ответила она и повернулась к девочкам. - А мы пойдем на веранду, правда девочки?
- Неправда, - смело ответила Айка и, взглянув на брата и сестру, предложила, - Айда гулять по деревне?
- Пошли, - весело откликнулись они, оставив Стеллу одну возле дома.

Сначала ребята пошли к вокзалу, но вскоре передумали и решили идти к дому Архиповых. Идти было трудно, мокрая трава цеплялась за сапоги и мешала, а под ногами хлюпало и квакало так, словно дети своими шагами растревожили хор лягушек.

Архиповы жили на краю деревни в маленьком домике на три окна.
Александр Алексеевич, а попросту дядя Саша, худощавый высокий мужчина лет пятидесяти, был потомственным художником. Но в силу разных обстоятельств он не достиг особых успехов в мире искусства.
 
Его жена – тетя Фаина – добрый, отзывчивый человек. Всю жизнь она всячески поддерживала мужа. Она любила его так, как никто другой, вероятно, не смог бы его любить. Фаина Васильевна была прекрасной матерью, женой и хозяйкой - их маленький домик всегда был чистым и уютным. Её карие глаза всегда светились теплотой и излучали радость при встрече. Фаина Васильевна приветливо поджидала ребят на крыльце.
- А вот и гости к нам, - весело сказала она. - Вы как раз вовремя, прямо к чаю. Александр Алексеевич, принимай гостей!
Крикнула она в приоткрытую дверь дома.

На крыльцо вышел её муж, дядя Саша. Увидев ребят, он почему-то обрадовался и сказал:
- А мы вас сегодня вспоминали!
- Почему? – удивился Сандре.
- Как почему? Мы сегодня с Фанечкой в Ржев ездили продукты покупать себе и вам, а вы почему-то не идёте к нам. Почему?
- А мы не видели, как вы прошли мимо наших окон, - ответила Айка.
- А где вы были?
- Мы, - начал было рассказывать Сандре, но, наткнувшись на строгий взгляд сестёр, вовремя прикусил язык.
- Мы были дома, но вас не видели, - ответила Ёлочка. - Мы лазили на чердак, смотрели, не пыхтит ли у нас печная труба.
- А-а-а, вот оно что! - Александр Алексеевич удивленно посмотрел на девочку: - Ну и как, не пыхтит?
И, не дожидаясь ответа, скомандовал. - Быстро входим в дом! А то прохладно стало, а я не одет так тепло, как вы.
 - И верно, заходите в дом. Чайник давно кипит и зовёт нас к себе, а на столе у нас чего только нет, – согласилась с мужем тетя Фаина. - Смотрите!

Увидев всякие сладости, ребята тут же оказались за столом. Чего тут только не было! Маленький тортик с розочками из масляного крема и орешками между ними. В одной вазочке лежали шоколадные конфеты, а в другой мармелад.
- Ух, ты! - Воскликнул Сандре, и глаза его загорелись. Надо отметить, что в семье он имел прозвище: «Великий сластена».
- У вас праздник? – робко спросила Ёлочка.
- Да как тебе сказать, - попробовала объяснить соседка и рассмеялась, - я сегодня получила пенсию. На улице погода, прямо скажем, не летняя. Вот, мы и решили с дядей Сашей устроить вам и себе небольшой праздник. Тебя устраивает такой ответ?
- Да.
- Тогда нажимайте на сладости и не стесняйтесь. Мама-то ваша где? Она придет к нам? – спросил дядя Саша.
Входная дверь скрипнула.
- А вот и мама ваша, легка на помине. Здравствуй, дорогая, сто лет будешь жить. Мы только что говорили о тебе, - такими словами тетя Фаина приветствовала меня.
Я не буду пересказывать всё что произошло на этом празднике, скажу только, что без конфет и пряников от Архиповых дети не ушли. Домой мы вернулись поздно вечером.


Чердачное исследование.
Рассказывает Елочка.

На следующий день с самого утра светило солнце, и мы решили, что сегодня непременно будем гулять весь день. После завтрака, выйдя во двор, мы столкнулись с дедушкой.
- Опять Стеллу обидели? – сердито бросил он.
Мы переглянулись, но промолчали, а он продолжал:
- Что вам, места мало? Что вы всё не можете поделить?
- Мы? – не выдержал Сандре.
- Да вы!
- Мы не обижали её, - возмущенно ответили мы все разом, силясь вспомнить, что же было вчера такого, что дедушка так зол на нас.
- Мы просто хотели гулять на улице, а она хотела играть на веранде. Вот и все, - объяснила Айка.

 Услышав её слова, дедушка в сердцах махнул рукой и ушел в свой дом. После ухода деда настроение у нас ухудшилось и гулять совсем расхотелось. Мы возвратились домой.
- Уже нагулялись? – удивилась мама.
- Да, - нехотя ответил Сандре. - Мы лучше в доме побудем, можно?
- Мы не будем тебе мешать, - сказала Айка, заглядывая маме в глаза, - мы на чердак полезем, может быть еще что-то интересное найдем.
- Ладно, - согласилась мама, - оставайтесь дома, но с одним условием: громко не кричать, не топать и не ссориться. Вечером, если не будет дождя, пойдете гулять. А кстати, что отвечать вашим многочисленным друзьям?
- Скажи, что мы заняты, убираем комнату, а лучше весь дом, и выйдем во двор после обеда, - тут же нашёлся Сандре.
Мама посмотрела на него с таким удивлением, будто видела сына впервые. Мы засмеялись и полезли на чердак.


С этими словами Ёлочка отдала брату камень. Он взял его в руки, и рассказ продолжился сам собой:
- Чердак нас встретил загадочной тишиной. Мы осмотрелись, всё было как прежде, и только в самом углу, над крыльцом дома, стояло что-то большое и тёмное.
- Что это? – прошептал я.
- Где? – также тихо переспросила Ёлочка, глядя на меня.
- Вон там. В глубине чердака, над крыльцом дома. Вчера его не было.
- Кого не было? – удивилась Айка, поднявшись по скрипучей лестнице на чердак вслед за нами.
- Того тёмного пятна, - прошептал я.
- Ты точно помнишь? – переспросила Айка.
- Да, вчера не было…
- Подойдём ближе и посмотрим на него.
- Тебе не страшно? – спросил я младшую сестру.
- Чуть-чуть, - призналась она и, посмотрев на Ёлочку, спросила, - а тебе?
- И мне чуть-чуть, - ответила она, вся дрожа от страха.

И тут я подумал, если девочкам не страшно, то почему мне должно быть страшно? Мы тихонько двинулись в сторону тёмного пятна. В эту минуту нам показалось, что мы ступаем по залу какого-то старинного замка, где вот-вот из-под наших ног вылетит призрак…

И в эту минуту что-то запищало и взлетело перед нами.
- А-а-а! – закричал я, и хотел бежать, но не мог потому, что закрыл глаза и застыл от страха.
- Ой-ей-ей-ей! – закричала Ёлочка, вцепившись в ладошку Айки.
И только Айка, как оказалось позже, не испугалась. Она, закинув голову, внимательно рассматривала летучее пугало, которое висела вниз головой на чердачной перекладине.
 
- Это мышь? – прошептала она.
Я медленно открыл глаза и посмотрел наверх.
- Мышь летучая! – радостно закричал я. - Смотрите, она совсем маленькая.
- Маленькая, а напугала как большая, - засмеялась Ёлочка, а Айка спросила:
- Она не умрет от испуга, ведь мы так громко кричали?
- Не знаю, - неуверенно ответил я. – Ну что, дальше пойдем?
- Пойдем! - весело отозвалась Айка.

Теперь идти было не так страшно. Когда мы дошли до конца дома, то увидели только старый сундук, обитый по углам желтым металлом.
- Совсем как у бабушки Инны, - подметила Ёлочка.
Мы подошли к нему близко-близко, и нам показалось, что сундук при виде нас облегченно вздохнул…



Рассказ папы

Володя долго крутил камешек в руках и молчал, а ребята терпеливо ждали продолжения рассказа. Он усмехнулся и, словно нехотя, стал рассказывать:
- Что я могу сказать? До отдыха оставалось две недели, отпуск маячил впереди, но казалось, что никогда не приблизится. О том, что происходит в деревне, я не знал, а письма шли слишком медленно, и порою не заставали меня в городе. Я мотался по всей стране в командировках и надеялся вернуться в город через деревню и побыть с вами хотя бы два дня. И однажды это мне удалось. Так я оказался в деревне, - сказал он и быстро передал мне камешек.
Мне вдруг стало смешно, неужели ему больше нечего сказать? Он, словно угадав мои мысли, как-то странно хмыкнул и отвернулся. А я стала рассказывать дальше.


Рассказ мамы


Рано утром я почувствовала, что кто-то стоит у дверей нашего дома. Я выглянула в окно и неожиданно увидела мужа.
- Ой! – всплеснула я руками, и тихо, чтобы не разбудить детей, поспешила открыть дверь.
- Здравствуй, дорогая моя! – он стоял передо мной усталый, взъерошенный, но такой счастливый.
Всё утро мы проговорили с ним. Он мне рассказывал о работе и наших общих друзьях, о моей маме. Я ему о детях, о его родителях, об Архиповых.
 
Айка проснулась оттого, что луч солнца, пробравшись сквозь занавески, светил ей прямо в глаза. Она медленно перевернулась, но в это время до нее донесся тихий разговор мамы и папы. Она тут же открыла глаза и увидела отца.
- Папа! - радостно закричала она.- Папа, ты приехал? Надолго? В отпуск? В командировку?

Он засмеялся и сказал:
- В командировку на три дня, проведать вас.
Айка почувствовала, что вот-вот заплачет. Слёзы заполнили её глаза и готовы были брызнуть на папины брюки.

- Ну что ты, Айка, осталось всего две недели до отпуска, - папа ласково обнял дочь и посадил к себе на колени. - И тогда я целый месяц буду с вами. Не плачь, детка!
Он так горячо и громко говорил, что проснулся Сандре, а за ним Ёлочка. Они увидели отца и сразу же полезли на него. Сандре забрался на спину, а Ёлочка села на другое колено отца. Потом они стали наперебой рассказывать деревенские новости и под большим секретом рассказали про чердачное исследование. Он слушал детей внимательно, не перебивая, и улыбался.

Три дня пролетели как стайка воробьев, и вот наступил вечер, когда надо было провожать мужа в обратный путь. Было невыносимо грустно оттого, что он уезжает, было грустно оттого, что дети ничего не успели ему рассказать и показать, было грустно оттого, что надо было ждать еще целых две недели.

- Ничего, - успокаивала я себя и детей, - теперь дни пролетят быстро, мы даже не заметим, как это произойдет. И вновь произойдет чудо - неожиданно приедет папа, и вы побежите его встречать с весёлым криком на всю деревню:
- Ура, папа приехал! К нам папа приехал!

(продолжение следует)