Ива. Зойка. Т. Чехова

Открытый Текст
Татьяна Чехова. Зойка, http://www.proza.ru/2010/09/20/1383

Этот рассказ, как мне кажется, хороший повод поговорить о рассказах. Особенно – о рассказах начинающих авторов.

1. сюжет.
Если пересказывать рассказ, то весь сюжет умещается в пять слов: дочь поссорилась с матерью, мать умерла.
Если вдуматься, то это – величайшая трагедия. Противостояние самых близких по крови людей закончилось смертью.
Идея настолько глубока и страшна, что первое мое чувство было – удивление. Да, именно удивление. Меня удивляет легкость (беспечность?), с которой авторы берутся за такую сложную тему.
Прикасаться к таким сюжетам можно только в том случае, когда автор хорошо – очень хорошо! – представляет себе развитие событий, имеет четкую авторскую позицию и умеет внятно ее изложить.
В противном случае получается схема - простая, незатейливая. Не картина, даже не чертеж –просто схема. О том, что ссориться нельзя, от этого можно умереть.
Согласитесь, для трагедии легковесно.

2. рассказ как форма.
Подразумевается, что рассказ – это малая форма. В рассказе, как правило, одна сюжетная линия и ограниченное количество действующих лиц.
В разбираемом тексте объем чуть меньше десяти тысяч знаков. Немного.
А действующих лиц… Давайте считать.
Мать Нина, дочь Зойка, ее подруга Рита, мать подруги тетя Катя, молодой человек Зойки Максим. Попутно упоминается подруга тети Кати Верка и братья Риты.
Многовато для десяти тысяч.
Автор старается втиснуть в текст характеристику ВСЕХ героев. Что называется, хоть по триста знаков, но никого не обидеть, всех описать. А еще внутренние монологи Зойки, Нины, Риты, а еще диалоги, а еще воспоминания и действия.
Задача объективно не решаема – и не только для начинающего автора, а вообще – для любого писателя.
Вот только опытные авторы умеют это ограничение обходить. При малых объемах они концентрируют внимание читателя на главном (герое, событии). Остальное – пунктиром, если потребуется.
А неопытный хочет рассказать читателю все и сразу – и про сапоги, и про телефон, который по цене дивана, и про Максима, который приглашает Зойку к себе, и про «Вконтакте», и про работу мамы Нины без выходных, и про худенькие Ритины плечи, и про распатланную тетю Катю (пьющую и непременно в  халате).
Это очень хорошо, что у автора столько идей и образов, но, может быть, следует подумать и о читателе? При таком обилии информации может укачать.

3. композиция.
Ее нет. То есть, конечно, какая-то композиция есть. Ее не может не быть. Однако вспомним сюжет – трагедия. Эмоционально значимая история.
Замысел требует соответствующего обрамления, а его нет. Есть просто хронологическое описание событий. Поругались – ушла – умерла. Хм…
Нет, я верю, что в жизни бывает и не такое. Но мы-то обсуждаем рассказ! Литературное произведение, которое НЕ является механической фиксацией действительности, а несет на себе отпечаток авторской позиции.
Вы, автор, трагедию пишете или просто текст?

4. образы героев.
Раскрытие образов героев не соответствует заданной теме.
Мать и дочь – самые близкие существа. Что привело их к ссоре, которая закончилась смертью матери?
Почему они поссорились именно сегодня?
И вообще – кто они? Избалованная ленивица и безответная мать, растворившаяся в самопожертвовании? Или издерганный советами и запретами подросток и женщина, избравшая своим оружием материнскую любовь? Кто?
Я как читатель вижу схематичных героев, произносящих стандартные фразы. Речь матери и дочери (а ведь они главные герои?) ничем не отличается, и точно так же говорят второстепенные персонажи.
Кого из героев я=читатель должна возненавидеть? Кого полюбить? Кого пожалеть?
Герои-то получились одинаково безжизненными.
Снова задам тот же вопрос - вы, автор, трагедию пишете или просто текст?

Здесь я хочу остановиться. Не хочу, чтобы мой отзыв рассматривался автором (или кем-то другим) только как нападки.
Мое предложение автору (а также и читателям) – оценить написанное с точки зрения постижения мира. Да, да, именно с таким пафосом.
Что нового внес данный текст в вашу жизнь?
В вашу, автор?
В вашу, читатель?
Если затрудняетесь ответить, то, скорей всего, текст не получился.  Увы.

К сожалению, рассказ выглядит достаточно типичным. Много, очень много, таких рассказов, а также миниатюр, размещается в сети ежедневно.
С моей точки зрения, беда здесь небольшая. У всех нас есть неудачи, они неизбежны. Главное - работать над ошибками.
Если уж писательский зуд одолел, то единственное средство избавиться от него – это писать. Писать с учетом полученного опыта, в том числе, и негативного.
Возможно, более критически подойти к выбору сюжета. Выбирать темы полегче и больше внимания уделять, скажем, развитию образов героев. То есть сконцентрироваться на отработке одного навыка.
И обязательно сверять свои ощущения с впечатлениями читателей. И здесь, как мне кажется, критические отзывы гораздо полезней – полезней для дальнейшего развития.
Вот как-то так примерно.

С уважением,
Ива