Мамина бабочка

Лина Орлова
(История из жизни)

   Почему так устроено природой, что человек беспомощен в начале и конце своей жизни. Только в начале эта беспомощность принимается родителями с любовью и радостью. Мысли о светлом будущем дорогого человечка смягчают прозу забот. Это такая радость – растить кровиночку! Когда же беспомощность родителей падает на взрослых детей, она несоизмеримо тяжела. Тяжела не столько физической тяжестью, сколько моральной, тяжела житейской досадой на обстоятельства, порядки, условности и требования, которые от тебя не зависят, к которым надо приспособиться.

   Мама сильно болела. Диагноз – обреченность. Она уже редко выходила из комнаты, иногда только сидела на лоджии, надев черные очки. Свет уже был не мил, он давил на глаза и утомлял голову. Еда казалась невкусной, а ложка сахара приторной.

   Мы с дочерью купили для мамы небольшой подарок – бордовую, капроновую бабочку. Прицепили на белый тюль в ее комнате. На что мама сказала, улыбнувшись: ”Теперь мне будет веселее!”.

   Болезнь безжалостно торопила время. Мама уже не вставала, лежала в основном молча и с закрытыми глазами. Она всегда была общительным и улыбчивым человеком. А тут как будто ушла в себя. На мои пожелания сказать что-нибудь, отвечала: «А что говорить-то!». Как-то само собой получилось, что я, заходя к ней в комнату, гладила ее по голове и спрашивала: «Ты меня узнаешь?». Она кивала. «А как меня зовут?». Она тихо, а потом уже и беззвучно, шептала мое имя. Казалось, что от этого нам обеим было легче.
 
   За день до Последнего Дня стояла чудесная погода. Сентябрь. Бабье лето. Очередной раз, заглянув в комнату, я увидела на стене живую бабочку, обычную с бордово-черными крылышками. За десять лет, что мы живем в этом доме, бабочки к нам на восьмой этаж не залетали. Я раковиной из двух ладоней осторожно поймала случайную  гостью и выпустила за окно. Бабочка улетела.

   Маму похоронили в нашей деревне, в которой она прожила всю свою жизнь, кроме последних нескольких лет нездоровья. Маме было 80 лет.

   Похороны прошли, как положено, на третий день. Вечером поздно я легла на мамину кровать под ситцевым пологом. Засыпая, услышала тихий шелест и почувствовала легкое прикосновение к щеке. Включила свет. Это была бабочка. В деревне бабочек очень много.

   На девятый день мы были в городе. Около полуночи у прощальной иконки в маминой комнате я читала акафист за единоумершего, состоящий из кондаков и икосов (мне в церкви предложили книжку и отметили, что надо читать 40 дней со дня смерти). Закончив чтение, я подняла глаза и увидела бабочку. Она опять сидела на стене. Я снова осторожно выпустила ее из приоткрытого окна. На сердце у меня немного потеплело.

   В октябре мы поехали в деревню на сорочины. Съездили к маме на кладбище. Собрали поминальный стол для родственников и сельчан. Я отогрелась немного душой около этих простых и сердечных людей, которых осталось в деревне – горстка, раздала всем небольшие подарки в память о маме. Маму в деревне уважали и любили. Она была хлебосольной хозяйкой, великой труженицей. В последние годы мне говорила: «Я ведь любила работать! А сейчас глазами столько бы сделала, а руками уже не могу».

   На следующий день мы с младшей дочерью убирались по дому. Дом снова оставался один. Он уже привык за последние годы зимовать без хозяев. Я взяла в руки небольшое покрывало, чтобы застелить край дивана, стоящего у окна. Так всегда делала  моя бережливая мама, чтобы от солнца не выгорала обивка. Окна по просьбе односельчан мы никогда не занавешивали: вроде как в доме кто-то живет. Набрасывая покрывало, я увидела летящую от двери бабочку,  улыбнулась и говорю дочери: «Смотри! Опять бабочка! Наша бабушка прилетела, чтобы проверить, все ли мы тут ладно делаем». Продолжаю, обращаясь к бабочке: «Мама, не переживай! Мы все сделаем как надо». Вдруг бабочка подлетает и садится на мою руку. Меня просто как громом поразило, слезы на глазах. Дочь взяла фотоаппарат и попыталась сфотографировать, но бабочка перелетела на оконную занавеску. Я протянула к ней руку, бабочка не вернулась, но и не улетела (фото).

   Как все это объяснить? Есть ли тут какая-то связь с тем небольшим подарком-бабочкой?  Может быть, мамина душа в образе бабочки навещала свои любимые места, давая нам понять, что это она прилетала. Чтобы мы видели, что ей стало легко и свободно. Мама при жизни всегда переживала и заботилась о других, забывая о себе.
 
   Я часто вспоминаю об этих прилетах бабочек, в душе становиться невыносимо грустно, но как ни странно расслабляются натянутые до предела струны тоски и на сердце теплеет.
   Мама сниться мне очень редко. Говорят, что это хорошо.

   Мы поклонились дому и пообещали вернуться весной. Дом на этот раз оставался с бабочкой.
   А ко мне с тех пор бабочка больше не прилетала.

   Вот уже прошел год, как мамы не стало. Тяжелый год. Всего не выразишь словами. Но слова все равно рвутся, клокочут у горла, чувства ищут выход:

Вновь трудно не заплакать,
И неуютно быть!
Но в мамин день заката
Не оборвАлась нить.
Со мною нить осталась,
Чтоб жизнь мне продолжать,
Она стальною стала,
Чтоб в жизни удержать.
               
Лина Орлова, октябрь 2010г.